Этнические константы и ценностные доминанты органично входят в структуру этнической картины мира и образуют ее «центральную зону», в которой этнические константы выполняют функцию психологической адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде, а ценностные доминанты объединяют личностно-ценностные характеристики, вырабатывающие менталитет. Сформированная таким образом система представляется динамической моделью взаимодействия «образов» и когнитивной схемы, охватывающей этническую картину мира и отражающей взаимоотношения ее структурообразующих элементов.
2. Поскольку миф совершенно обоснованно понимается как развернутое устное изложение определенного текста, формирующего мировоззрение и особое пространство духовной сферы человека, а также систематизирующее пространственно-временные связи и ценностные ориентиры, можно утверждать тезис о нем как о первоначальном способе познания этнической картины мира. Это подтверждается и тем, что миф, будучи духовной первоосновой этноса, аккумулирует в себе религиозно-мифологические верования и представления, ретранслируется и перевоссоздается через систему архетипов и символов в бытийную форму песенного фольклора.
3. Песенный фольклор - модель отражения действительности, формирующаяся на основе трех взаимообусловленных уровнях бытийности: действия фундаментальных законов Универсума; области их социокультурного освоения через национально-самобытное преломление; сферы становления внутри музыкальной смысловыразительности и конструктивности. Вышеизложенные идеи стали базисной основой одного из тезисов авторской концепции в том, что именно песенный фольклор является средством познания этнической картины мира гребенских казаков и, по сути, ее отражением, или «зеркалом». Накапливая в своем содержании продукт и особую специфику жизнедеятельности и творчески перерабатывая религиозно-мифологические верования и представления, традиционный песенный фольклор через систему архетипов и символов отразил специфику мифологического мышления гребенского казачества, которое можно признать принципиально метафоричным.
4. Обоснование правомерности антропологической парадигмы культурогенеза гребенского казачества на территории своего исконного проживания - Северном Кавказе основывается на гипотезе о том, что «гребенское ядро» восходит к славянским поселенцам на Тереке и Прикаспии, которые в процессе тесного взаимодействия с соседними горскими, тюркскими племенами и славянскими сообществами, прибывшими на Терек из различных русских земель, заложили генетическое ядро гребенского казачества. В череду племен, участвующих в этногенезе их первопредков, были включены тюркские и северокавказские народы. Анализ культурогенеза гребенского казачества позволил выявить факторы его эволюционирования, характеризующиеся миграционными, ассимиляционными, бракородственными и иными процессами и способствующие формированию этногенотипической специфичности гребенских казаков, особенностям их расселения и культурного ландшафта, воспроизводству их как части населения, общности образа жизни, специфичности хозяйственно-культурного типа, а также зарождению их самобытной традиционной культуры. Все эти факторы, в свою очередь, были обусловлены особыми условиями жизнедеятельности и отношением к военной службе. Кроме того, процесс становления и развития гребенского субэтноса сопровождался активными, малоактивными и вялотекущими фазами его жизнедеятельности и осуществлялся в несколько этапов, которые мы определяем как автохтонный, миграционный, беглоподданический и регрессивный.
5. Специфика мифологических представлений гребенских казаков характеризуется образной метафоричностью мировосприятия и антропоморфизмом, унаследованными от древних дохристианских верований, связанных с обожествлением стихийных сил природы. Так, в родильных, свадебных и похоронно-погребальных ритуально-обрядовых традициях гребенских казаков, обычаях и верованиях сохранились следы древних дохристианских религиозно-мифологических верований и представлений, восходящих к далеким языческим воззрениям восточных славян, а также заимствованы представления горских и тюркоязычных народов Северного Кавказа. У гребенского казачества, таким образом, сложилась особая мифологическая семиотическая система, упорядочивающая в своём составе, различные по происхождению и по времени возникновения, знаки.
6. Составляющие концепта «культурный ландшафт», образуя системный комплекс и определив специфичность хозяйственно-культурного типа и образ жизни гребенского казачества, воплотились и запечатлелись через архетипическую систему музыкально-поэтических образов в фольклорном сознании казаков, и повлияли, таким образом, на формирование их этнической картины мира. Концепты рек Сунжи и Терека, а также Кавказских гор, образуя космические и социальные категории в системе этнических констант, явились: культурообразующими феноменами и этнообразующими факторами, повлиявшими на формирование особого склада и ментальности казаков; их маркером и стержневой основой в формировании этносознания и самоидентификации. Образы рек Сунжи, Терека и Кавказских гор подчеркнули архаикоязыческий мифологизированный образ этносознания казаков, унаследованного ими еще от средневекового мировосприятия со свойственным ему антропоморфизмом. Культурный ландшафт воплотил в фольклоре архетипы органичного родства природы и этноса и определил по этим признакам специфичность и этничность картины мира гребенских казаков.
7. Система архетипов и символов, воплотившая в песенном фольклоре мировосприятие окружающего мира и исторических событий, образует когнитивную схему этнических констант, которая охватывает целостный образ мира и отражает взаимоотношения его объектов, где каждый из образов имеет собственный характер и состоит в определенных отношениях с другими образами. Через систему архетипов и символов, включающих в качестве семиотических объектов природные явления, культурный ландшафт, символику птиц и животных, а также предметы быта, военного снаряжения и оружия, реализуются образы, включающие «источник добра» и «источник зла», «образ покровительствующей силы» и «образ противодействующей силы», «образ мы» или «образ коллективности», «образ поля действия» и «образ условия, источника, способа действия». Таким образом, в песенном фольклоре казаков складывается канон восприятия реальности и самобытный комплекс культурных репрезентаций.
8. Комплекс культурных представлений, воплощенный в историософии песенного фольклора, отразил в себе и менталитет этноса. В результате специфической духовно-практической деятельности своего этноса, преобразуя мифы в бытийно-реальное, традиционный песенный фольклор гребенского казачества накапливал в себе совокупность духовно-нравственных мировоззренческих ценностей и вырабатывал систему ментальных ценностей, образующих ценностные доминанты этнической картины мира. В основе ценностных доминант казаков были заложены: воля и свобода, честь и слава; патриотизм и самоотверженность, мужество и героизм; неукоснительное соблюдение обычаев, религиозных традиций и этических норм, уважение традиций и заповедей своих предков и соседних народов.
9. Этнические константы и ценностные доминанты, воплотившиеся через систему мифов, архетипов и символов как слитые воедино архаико-мифопоэтические, христианско-языческие и исторические представления в песенном фольклоре и ритуально-обрядовых традициях, отразили специфику мифологического мышления гребенского казачества и заложили духовно-нравственные, идейно-патриотические, религиозно-эстетические ментальные ценности казаков.
Культурологический анализ вышеизложенного позволил заключить, что система ценностей, выработанная веками, послужила основой этнической картины мира гребенских казаков.
1. Григорьев, А. Ф. Песни гребенских и терских казаков (по материалам фольклорно-этнографической экспедиции) / А. Ф. Григорьев. - Ставрополь : СГПИ, 2004. – 6,05 п. л.
2. Григорьев, А. Ф. История и традиционный фольклор терско-гребенского казачества как социокультурный феномен / А. Ф. Григорьев. - Ставрополь : Возрождение, 2008. – 16, 7 п. л.
3. Григорьев, А. Ф. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект / А. Ф. Григорьев, М. А. Налбандьян, Л. Н. Сляднева ; ред.-сост. Л. Н. Сляднева. - Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2008. – 3, 18 авт.л.
4. Григорьев, А. Ф. Искусство и народно-художественная культура как средство эстетического воспитания / А. Ф. Григорьев, М. А. Налбандьян, Л. А. Калантарян. - Ставрополь : Ставролит, 2010. – 3, 59 авт. л.
5. Григорьев, А. Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). – Ставрополь : Возрождение, 2011. – 25, 99 п. л.
Учебные пособия, рекомендованные:
ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» и Региональным Фондом традиционной казачьей и славянской культуры Ставрополья «Возрождение»
6. Григорьев, А. Ф. Народное художественное творчество : учебно-методические рекомендации. - Ставрополь : СГПИ, 2008. – 6, 3 п. л.
7. Григорьев, А. Ф. Теория и история народной художественной культуры / А. Ф. Григорьев, Г. В. Косов. – Ставрополь : Возрождение, 2011. – 11, 76 авт. л.
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией
8. Григорьев, А. Ф. Характеристика жанров и эволюция песенного фольклора гребенских казаков / А. Ф. Григорьев // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. - М., 2009. – № 9. – 0,31 п. л.
9. Григорьев, А. Ф. Мифы и ритуально-обрядовые традиции как первооснова песенного фольклора / А. Ф. Григорьев // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. - М., 2009. – № 9. – 0,31 п. л.
10. Григорьев, А.Ф. Эколого-географическая среда – культура – общество: теоретико-методологический анализ / А. Ф. Григорьев, Г. В. Косов // Власть. - М., 2009. - № 12. – 0,5 п. л.
11. Григорьев, А.Ф. Культурно-этническая картина мира в фольклорном сознании этнических групп / А. Ф. Григорьев // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. - М., 2010. – № 7. – 0,37 п. л.
12. Григорьев, А.Ф. Песенный фольклор гребенцов как способ познания культурно-этнической картины мира / А. Ф. Григорьев // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. - М., 2010. – № 7. – 0,37 п. л.
13. Григорьев, А.Ф. Концепт реки Терека в историософии гребенских казаков / А. Ф. Григорьев // Власть. - М., 2011. - № 9. –1,24 п. л.
14. Григорьев, А. Ф. Образная палитра песенного фольклора как отражение этнической картины мира гребенцов / А. Ф. Григорьев // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. - М., 2011. – № 10. – 1,49 п. л.
15. Григорьев, А.Ф. Адаптивный подход как отражение динамизма этнической картины мира / А. Ф. Григорьев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов : Грамота, 2011. - № 5 (11) : в 4-х ч., ч. IV. - 0,87 п. л.
16. Григорьев, А. Ф. Система ментальных ценностей гребенских казаков в песенном фольклоре / А. Ф. Григорьев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов : Грамота, 2011. - № 5 (11) : в 4-х ч., ч. IV. - 0,99 п. л.
17. Григорьев, А. Ф. Культурный ландшафт – стержневая доминанта картины мира гребенских казаков / А. Ф. Григорьев // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. - 2011. - № 7. - 1,4 п. л.
Работы, опубликованные в зарубежных изданиях
18. Григорьев, А. Ф. Фольклор и этнокультура как феномен традиционного и современного общества / А. Ф. Григорьев // Современность: социокультурный и политико-экономический абрис : сборник научных статей / под ред. Г. В. Косова, С. Ш. Цагикяна. - Вып. 3. – Ереван : Изд-во РАУ, 2009. - 1,3 п. л.
19. Григорьев, А. Ф. «Картина мира» С. В. Лурье в контексте современности: культурно-философский анализ / А. Ф. Григорьев // Современность: социокультурный и политико-экономический абрис : сборник научных статей / под ред. Г. В. Косова, С. Ш. Цагикяна. - Вып. 3. – Ереван : Изд-во РАУ, 2009. - 1,3 п. л.
20. Григорьев, А.Ф. Религиозные представления гребенских казаков / А. Ф. Григорьев // материалы VII Международной научно-практической конференции «Найновите постижения на европейската наука – 2011» (17-25 июня 2011). Том 27. Философия. - София : «Бял Град-БГ» ООД, 2011. - 0,31 п. л.
21. Григорьев, А.Ф. Мифологические представления и верования гребенских казаков в родильных ритуально-обрядовых традициях / А. Ф. Григорьев // Научно-теоретический и практический журнал. - Уралнаучкнига (Казахстан), 2011. - № 4 (31). – 0,87 п. л.
Публикации в других изданиях
22. Григорьев, А. Ф. Культурно-исторический этнос терского, гребенского казачества на Северном Кавказе и проблема сохранения песенного народного творчества казаков / А. Ф. Григорьев // Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития: проблемы и перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференций (Смоленск, 4-5 декабря 2001 г.). – Смоленск : СГИИ, 2001. - 0,31 п. л.
23. Григорьев, А. Ф. Исторические версии по вопросу происхождения казаков / А. Ф. Григорьев // Вестник СГПИ. Периодический научный журнал. Выпуск 1. – Ставрополь : СГПИ, 2003. – 1,49 п. л.
24. Григорьев, А. Ф. Из истории зарождения терского и гребенского казачества / А. Ф. Григорьев // Вестник СГПИ. Периодический научный журнал. Выпуск 3. - Ставрополь : СГПИ, 2004. - 1,12 п. л.
25. Григорьев, А. Ф. Этнохудожественная культура – основа нравственно-эстетического воспитания и образования детей / А. Ф. Григорьев // Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии : материалы Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2003. – 0,21 п. л.
26. Григорьев, А. Ф. Формирование гражданственности и консолидации в обществе средствами народно-художественного творчества / А. Ф. Григорьев // Педагогическая наука и практика – региону : материалы VII Региональной научно-практической конференции (8-9 апреля 2005 г., Ставрополь, СГПИ / под ред. Л. Л. Редько. - Ставрополь : Бюро новостей, 2005. – 0,37 п. л.
27. Григорьев, А. Ф. Функции народного музыкального творчества в формировании мировоззрения личности / А. Ф. Григорьев // Вестник СГПИ. Периодический научный журнал. Выпуск 6. - Ставрополь : СГПИ, 2005. – 0,5 п. л.
28. Григорьев, А. Ф. Региональная традиционная музыкальная культура как средство развития мировоззрения личности / А. Ф. Григорьев // Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии : материалы III Международной научно-практической конференции (18-20 октября 2006 г.) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. – Ставрополь : СГПИ ; Сервисшкола, 2006. – 0,25 п. л.
29. Григорьев, А. Ф. Теоретические аспекты по проблемам этноса и этничности / А. Ф. Григорьев // Педагогическая наука и практика – региону : материалы IX Региональной научно-практической конференции (Ставрополь, 2-6 апреля 2007 г.) / под ред. Л. Л. Редько. – Ставрополь : СГПИ, 2007. – 0,19 п. л.
30. Григорьев, А. Ф. Актуальные проблемы исследования традиционного песенного фольклора терско-гребенского казачества / А. Ф. Григорьев // Вестник СГПИ. Периодический научный журнал. Выпуск 9. - Ставрополь : СГПИ, 2007. – 0,74 п. л.
31. Григорьев, А. Ф. Традиционный фольклор казачества Ставрополья как этнокультурный компонент регионального образования / А. Ф. Григорьев // Антропологические основы современного педагогического образования : материалы IV Международной научно-практической конференции (17-18 октября 2007 г., СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Г. Пономарева. – Ставрополь : СГПИ ; Бюро новостей, 2007. – 0,31 п. л.
32. Григорьев, А. Ф. Проект Регионального Фонда традиционной казачьей и славянской культуры Ставрополья «Возрождение» / А. Ф. Григорьев. - Ставрополь : Ставролит, 2007. – 1,24 п. л.
33. Григорьев, А. Ф. Программа Всероссийского научно-практического семинара «Проблемы сохранения и перспективы развития традиционного песенного фольклора Ставрополья» / А. Ф. Григорьев. (Ставрополь 29-30 октября, 2007 г.). - Ставрополь, 2007. – 0,5 п. л.
34. Григорьев, А. Ф. Традиционная казачья культура Ставрополья как предмет исследования / А. Ф. Григорьев // Педагогическая наука и практика – региону : материалы X Региональной научно-практической конференции (1-10 апреля 2008 года, Ставрополь, СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова. – Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2008. – 0,19 п. л.
35. Григорьев, А. Ф. Проблемы этнической идентичности и межкультурной коммуникации казачества в антропологическом аспекте / А. Ф. Григорьев // Антропологические основы современной теории и практики образования : материалы V Международной научно-практической конференции (17- 21 декабря 2008 г., СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Г. Пономарева. – Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2008. – 0,31 п. л.
36. Григорьев, А. Ф. Музыкальный фольклор в системе межкультурных коммуникаций / А. Ф. Григорьев // Фольклор в контексте культуры : материалы Всероссийской научной конференции (Махачкала, 12 марта 2009 г.). - Махачкала : Дагестанский государственный педагогический университет, 2009. – 0,37 п. л.
37. Григорьев, А. Ф. Музыкальный фольклор как средство межкультурных коммуникаций в современном обществе / А. Ф. Григорьев // Вестник СГПИ. – 2010. – № 13. – 0, 5 п. л.
38. Григорьев, А. Ф. Теоретико-методологический анализ в познании сущности культуры / А. Ф. Григорьев // Педагогическая наука и практика – региону : материалы XII Региональной научно-практической конференции (20 мая 2010 г., Ставрополь, ГОУ ВПО СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова. – Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2010. – 0,38 п. л.
39. Григорьев, А. Ф. Этнокультурное образование как фактор сохранение культурной идентичности / А. Ф. Григорьев // Инновационные направления в профессиональном образовании в контексте развития современного мирового поликультурного пространства : материалы Заочной научно-практической конференции (ноябрь 2010 г.). – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2010. – 0,62 п. л.
40. Григорьев, А. Ф. Система архетипов и символов в песенном фольклоре гребенских казаков / А. Ф. Григорьев // Гуманитарная наука Юга России: международное и региональное взаимодействие : материалы Международной научной конференции (20–23 сентября, 2011). Часть 1. - Элиста : КИГИ РАН, 2011. – 0,62 п. л.
41. Григорьев, А. Ф. Система мономифов в песенном фольклоре гребенских казаков / А. Ф. Григорьев // Кант. Научный журнал универсальной тематики. – 2011. - № 1/1. - 1,49 п. л.
42. Григорьев, А. Ф. Этническая картины мира гребенцов – через призму фольклорного сознания / А. Ф. Григорьев // Кант. Научный журнал универсальной тематики. – 2011. - № 2/2. - 0,37 п. л.
43. Григорьев, А. Ф. Специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных ритуально-обрядовых традициях / А. Ф. Григорьев, Е. С. Толстокоров // Кант. Научный журнал универсальной тематики. – 2011. - № 2/2. - 0,5 п. л.
44. Григорьев, А. Ф. Песенный фольклор в историософии гребенцов / А. Ф. Григорьев, Е. В. Толстокорова // Кант. Научный журнал универсальной тематики. – 2011. - № 2/2. - 0,87 п. л.
45. Григорьев, А. Ф. Философско-антропологический подход в познании мифа / А. Ф. Григорьев // Витязь. Международный научный журнал. - 2011. -№ 4(9). – 0,62 п. л.
46. Григорьев, А. Ф. Мифологические представления гребенских казаков / А. Ф. Григорьев // Кант. Научный журнал универсальной тематики. – 2011. - № 3/3. - 0,87 п. л.