- Становление авторского сознания Г.Р. Державина осуществлялось в контексте магистральных путей развития жанровой традиции русской поэзии XVIII века. Однако практическое освоение изобразительно-выразительных возможностей современной жанровой системы удостоверяет поэта в ограниченности ее миромоделирующего потенциала, что приводит его на рубеже 1770-1780-х годов к идее жанрового синтеза и предопределяет его авторскую стратегию жанротворчества.
- Последовательное приобщение к культурному наследию эпохи проецируется в сознании поэта на его личный жизненный опыт, что порождает представление о многообразии и противоречивом единстве бытия и формирует диалектические принципы его художественного мышления.
- Философская культура Нового времени оказала существенное влияние на формирование мировоззренческой позиции Державина, которая поэтапно эволюционировала от рационалистических приоритетов в духе философии французского и немецкого Просвещения к подлинно диалектической системе воззрений на человека, Бога и природу в аспекте их противоречивого единства, предвосхищающих константы романтической художественной онтологии.
- Исходя из представлений о единой эстетической природе искусства, в своей поэтической практике Державин осуществил продуктивный опыт по междисциплинарной интеграции различных видов художественного творчества (поэзия и живопись, поэзия и скульптура, поэзия и музыка) и разработал оригинальные синтетические модели, ориентированные на построение полновесной поэтической картины мира и предполагающие комплексный характер их рецепции.
- Театр воспринимался Державиным как высшая форма художественного синтеза, поэтому его драматические опыты начала XIX столетия имели целью формирование отечественного театрального репертуара, отвечающего новым историческим условиям и способного активизировать патриотическое самосознание нации.
- Широкое внедрение в творческую практику Державина принципа художественного синтеза определило особую типологию лирической субъектности, выразившуюся в системе ролевых авторских амплуа (Мурза, Пророк, Бард, Анакреонт) и фиксирующую процесс индивидуализации его поэтического контекста.
- Эстетическое взаимодействие автора и героя в лирике Державина осуществлялось под влиянием целого комплекса внеэстетических факторов (личные контакты, черты характера, поведенческая стратегия прототипа и т.п.), задававших его ценностный вектор, степень риторической обусловленности и субъектной выраженности.
- Диалогический характер отношения Г.Р. Державина к предшествующей и современной ему культурной традиции свидетельствует о диалогической природе авторского сознания поэта.
1.Ларкович, Д. В. Стихотворение Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»: опыт целостного анализа [Текст] / Д. В. Ларкович // Литература в школе. – 2007. – № 11. – С. 4–7.
2.Ларкович, Д. В. Жанровая динамика «траурной» оды Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2009. – № 3 (65). – С. 123–137.
3.Ларкович, Д. В. Поэтический «профетизм» и «экзегезис» Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Религиоведение. – 2009. – № 3. – С. 155–163.
4.Ларкович, Д. В. Экфрасис и проблема творческой интермедиальности в поэзии Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Искусство и образование. – 2010. № 1 (63). – С. 42–55.
5.Ларкович, Д. В. Державин и Суворов: творческое взаимодействие автора и героя [Текст] / Д. В. Ларкович // Русская литература. – 2010. – № 3. – С. 62–73.
6.Ларкович, Д. В. Г. Р. Державин и пути становления русской оперы [Текст] / Д. В. Ларкович // Музыковедение. – 2011. – № 1. – С. 2–7.
7.Ларкович, Д. В. Становление авторского сознания Г. Р. Державина и сумароковская поэтическая традиция [Текст] / Д. В. Ларкович // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2011. – Вып. 3 (15). – С. 121–129.
8.Ларкович, Д. В. Авторские маски в поэтической системе Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – 2 (13). – С. 79–86.
Монографии и учебные пособия
9.Ларкович, Д. В. Г. Р. Державин и художественная культура его времени: формирование индивидуального авторского сознания [Текст] / Д. В. Ларкович. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. – 344 с.
10.Русская литература XIX века в критических оценках и суждениях. Хрестоматия литературно-критических материалов : В 2-х ч. [Текст] / Сост. Д. В. Ларкович. – Сургут : РИО СурГПИ, 2001. – 104+193 с.
11.Ларкович, Д. В. История русской литературы XIX века : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Русский язык и литература» [Текст] / Д. В. Ларкович. – Сургут : РИО СурГПИ, 2004. – 109 с.
Другие публикации
12.Ларкович, Д. В. Концепт судьбы в литературе русского Просвещения [Текст] / Д. В. Ларкович // От текста к контексту : Сб. научн. ст. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. – С. 143–149.
13.Ларкович, Д. В. Поэтический миф об Александре I в контексте русского одотворчества 1801 года [Текст] / Д. В. Ларкович // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 2 : Сюжет и мотив в контексте традиции. – Новосибирск : Ин-т филол. СО РАН, 1998. – С. 111–121.
14.Ларкович, Д. В. Александровский цикл Г. Р. Державина в ракурсе мифориторики [Текст] / Д. В. Ларкович // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 4 : Интерпретация текста : Сюжет и мотив. – Новосибирск : Сибирский хронограф, 2001. – С. 63–76.
15.Ларкович, Д. В. Магистральный сюжет русской трагедии XVIII века [Текст] / Д. В. Ларкович // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 5 : Сюжеты и мотивы русской литературы. – Новосибирск : Изд-во НГУ, 2002. – С. 37–52.
16.Ларкович, Д. В. Жанровая структура русской эпиграммы [Текст] / Д. В. Ларкович // Самобытность таланта (о творческой индивидуальности писателя). Вып. 4. – Сургут : РИО СурГПИ, 2002. – С. 4–11.
17.Ларкович, Д. В. Жанровый канон и индивидуальный поэтический ритм [Текст] / Д. В. Ларкович // Святоотеческие традиции в русской литературе. Ч. II : Русская литература как культурный феномен. – Омск : Вариант–Омск, 2005. – С. 28–34.
18.Ларкович, Д. В. Миф о Прометее как метасюжет русской трагедии XVIII века [Текст] / Д. В. Ларкович // Семантическое поле культуры : генетические связи, типологические параллели, творческие диалоги. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 64–70.
19.Ларкович, Д. В. Трансформация змееборческих сюжетов в поэзии Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Самобытность таланта (творческая индивидуальность писателя в контексте литературной традиции). Вып. 4. – Сургут : РИО СурГПУ, 2006. – С. 5–21.
20.Ларкович, Д. В. Идеи французских энциклопедистов в тобольском журнале конца XVIII века «Библиотека ученая, економическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей» [Текст] / Д. В. Ларкович // Литература Урала : история и современность. Вып. 2. – Екатеринбург : УрО РАН; Союз писателей, 2006. – С. 200–207.
21.Ларкович, Д. В. Мотив змееборства в лирике Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Дергачевские чтения–2006 : Русская литература : национальное развитие и региональные особенности. В 2 т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та; Союз писателей, 2007. – Т. 1. – С. 149–158.
22.Ларкович, Д. В. Г. Р. Державин и П. П. Сумароков: К вопросу о творческих контактах [Текст] / Д. В. Ларкович // Г. Р. Державин и его время. Вып. 3. – СПб. : ЛЕМА, 2007. – С. 65–79.
23.Ларкович, Д. В. Формирование авторского сознания Г. Р. Державина в стихотворениях периода пугачевского бунта [Текст] / Д. В. Ларкович // Литература Урала : история и современность. Вып. 3. В 2 т. Т. 1. – Екатеринбург : УрО РАН; Союз писателей, 2007. – С. 170–182.
24.Ларкович, Д. В. Черты жанрового синтеза в лирике Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Мировоззрение славян и взаимодействие культур. – Ханты-Мансийск : Инф.-издат. центр, 2007. – С. 190–199.
25.Ларкович, Д. В. Пугачевский бунт в лирическом осмыслении Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Оренбургский край. Архивные документы. Материалы. Исследования. Вып. 4. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. – С. 90–103.
26.Ларкович, Д. В. Профетическая стратегия Г. Р. Державина-лирика [Текст] / Д. В. Ларкович // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2009. № 2 (5). – С. 52–67.
27.Ларкович, Д. В. Логика развития жанра «траурной» оды Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Русская классика : динамика художественных систем. Вып. 3. – Екатеринбург : УрГПУ; РОПРИЯЛ; Уро РАО; Словесник, 2009. – С. 81–102.
28.Ларкович, Д. В. Державинские страницы пермского текста (опера «Рудокопы») [Текст] / Д. В. Ларкович // Литература Урала : история и современность. Вып. 5 : Национальные образы мира в региональной проекции. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. – С. 215–223.
29.Ларкович, Д. В. Идеи Э. Сведенборга в поэтической рецепции Г. Р. Державина (опыт историко-культурного комментария) [Текст] / Д. В. Ларкович // Г. Р. Державин и его время. Вып. 6. – СПб. : ВИРД, 2010. – С. 75–86.
30.Ларкович, Д. В. Державин и Гердер [Текст] / Д. В. Ларкович // Г. Р. Державин и его время. Вып. 7. – СПб. : ВИРД, 2011. – С. 10–29.
31.Ларкович, Д. В. Мысли Ф. Бэкона и «Мысли мои» Г. Р. Державина [Текст] / Д. В. Ларкович // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 15. – СПб. ; Самара : Ас Гард, 2011. – С. 313–324.