2. В отличие от государственной системы школьного образования, частная школа в современной России обладает возможностями реализации новой образовательной парадигмы. Качественное образование невозможно без индивидуального подхода к каждому ученику, научно-психологического изучения его личности, создания условий для гармоничного развития. Если традиционное обучение опирается, прежде всего, на возрастные особенности и возможности ученика, то образование, построенное на основе научно-психологического изучения ребенка, требует одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого школьника. Использование личностного подхода позволяет выявить не только возрастные возможности ученика как субъекта, но и изучить особенности становления его субъектности на разных ступенях обучения, разработать и апробировать методики, обеспечивающие оптимальное протекание этого процесса.
Такое построение обучения, по индивидуальной траектории развития ученика, возможно только в школах с особым подходом к каждому обучающемуся. Возможность построения индивидуальных траекторий и их реализации есть сегодня именно в частном секторе российского образования.
3. Частные школы современной России создают альтернативу государственным общеобразовательным школам, прежде всего, как инновационные учебные заведения. Востребованные частным образованием инновационные технологии предполагают не только развитие умственных способностей детей, данные инновации в образовании, в первую очередь, направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности частного образования.
4. Универсальной характеристикой педагогической ситуации, обусловливающей личностное развитие индивида, является диалог. Диалог можно рассматривать как специфическую социокультурную среду, создающую благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, ревизии прежних смыслов и т.п. Личностно-развивающий потенциал диалога связан с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самой собой. Поэтому, на наш взгляд, диалогические формы обучения - наиболее эффективные педагогические формы в деятельности частных школ, опирающихся на личностно-ориентированную модель образования.
5. Личностно ориентированным образовательным системам, к которым относится негосударственное образование в России, присуще педагогическое авторство. Педагогический процесс, ориентированный на развитие личности, предполагает реализацию учителем индивидуально-творческой (субъектно-авторской) модели педагогической деятельности, требующей внесения авторского начала в целеполагание, отбор и конструирование содержания обучения, в структуре которого представлен собственный личностный опыт учителя, в построение методической системы, реализующей индивидуальный стиль его деятельности. Результатом творческого саморазвития учителя в педагогической деятельности является создание им собственной авторской педагогической системы, в структуре которой можно выделить следующие подсистемы: индивидуальная совокупность личностных и профессиональных качеств учителя; педагогическая технология, адаптированная к индивидуальности учителя, выражающая своеобразие его профессионального мировоззрения; специфическое коммуникативное пространство как стилевая характеристика профессионального общения и поведения педагога. Именно личность учителя-автора - личность, востребованная негосударственными образовательными учреждениями современной России.
6. Частное образование в России прошло несколько основных исторических этапов в своем развитии: 1) XIII - XVI вв. - этап спонтанного становления системы частного образования в России на основе христианской образовательной парадигмы с приоритетом воспитания перед обучением; 2) XVII - н. XIX вв. - этап формирования частного образования светского типа под влиянием идеалов эпохи Просвещения с преобладанием в сфере частного образования учителей и учредителей школ из числа иностранцев; 3) 1828-1917 гг. - этап формирования законодательной основы частного образования, роста государственного контроля за деятельностью частных школ, пансионов, домашних учителей и наставников, усиления роли общественности в деятельности частных учебных заведений.; 4) 1988 г. - по настоящее время - инновационный период истории частного образования в России. Каждый из данных этапов имеет свои характерные педагогические и культурно-исторические особенности, выявленные в ходе исследования.
7. Историко-педагогический анализ феномена частного школьного образования в России позволяет сделать вывод о том, что в историческом генезисе системой частного школьного образования наработаны определенные традиции, которые целесообразно использовать в современных условиях возрождения и развития данной формы образования: условия комфортного обучения детей; медицинское сопровождение обучения; варьирование платы за обучение; создание бесплатных частных школ на основе благотворительной деятельности; сочетание в образовательных программах государственных стандартов и вариативности; ориентация учебных программ на перспективу дальнейшей социальной деятельности выпускников; привлечение общественности к решению проблем школы и др.
8. На основе изучения исторических материалов деятельности частных школ в дореволюционной России можно говорить об изначальном выполнении частными формами образования компенсаторной функции по отношению к государственной системе образования. Реагируя на образовательные потребности общества, частные учебные заведения, начиная с XVIII века, реализовывали в своей практике наиболее актуальные с точки зрения социальных запросов формы обучения и воспитания: с ними связано развитие в России женского образования, профессиональных форм образовательной деятельности, комплексных образовательных заведений, учреждений дополнительного и даже - заочного образования. По этой причине частное образование в России с XIX века можно характеризовать не столько как элитарное, сколько как инновационное.
9. Исторический опыт деятельности частных школ России демонстрирует эффективность взаимодействия школы и общественности. Общественная инициатива связана в истории российского негосударственного образования с благотворительностью в сфере частного образования, с учреждением социально значимых, но не всегда доходных форм образовательной деятельности. Сегодня, в новых исторических условиях взаимодействие общества и системы частного образования возможно на основе принципа партисипативности, реализуемого в сфере управления негосударственными образовательными учреждениями.
10. Частные школы Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии в дореволюционный период истории обладали определенной спецификой по сравнению со столичными частными школами. Эта специфика проявила себя как в более скромных требованиях к уровню знаний учеников частных школ, так и в большей степени - в развитии частных учебных заведений, ориентированных на дальнейшую практическую социальную деятельность выпускников. В экономически развитой провинции общество предъявляло спрос на практикоориентированные формы образовательной деятельности.
1.Устинова, Е.В. Научные подходы при решении вопроса «всестороннего формирования личности ребенка» в государственных и частных школах / Е.В.Устинова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена = Izvestia: Herzen Journal of Humanities & Sciences. №:131: Научный журнал. – СПб.- 2011.- 0,95 п.л.
2.Устинова, Е. В. Интегральная сущность социокультурной функции «инновационного поведения» в системе взаимодействия частных школ / Е.В.Устинова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Апрель 2011, ART 1570 . - CПб.- 2011. – URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1570.htm . – Гос.рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. –0,5 п.л.
3.Устинова, Е.В. Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении / Е.В.Устинова // Казанский педагогический журнал. – 2011. - № 3. – 0,2 п.л.
4.Устинова, Е.В. Проблема развития личностно-ориентированного обучения в системе частных образовательных учреждений / Е.В.Устинова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011. - № 2 (24). – 0,2 п.л.
5.Устинова, Е.В. Личностно-ориентированная парадигма обучения в частной школе / Е.В.Устинова // Педагогика – 2011. - № 9. –0,3 п.л.
6.Устинова, Е.В. Поиск новых парадигмальных оснований как одно из направлений обновления российской образовательной системы / Е.В.Устинова // Профессиональное образование.- 2011. - №8. - 0,3 п.л.
7.Устинова, Е.В. Закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в системе частных образовательных учреждений / Е.В.Устинова // Мир образования и образование в мире. – 2011. - №3. – 0,4 п.л.
8.Устинова, Е.В. Личностно-ориентированная парадигма образования в школе как основа педагогической деятельности негосударственных образовательных учреждений / Е.В.Устинова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2011. - № 3 (23). -0,5 п.л.
9.Устинова, Е.В. Феномен «инновационного давления» как форма проявления действия системологического закона гетерохронии и системного времени / Е.В.Устинова // Современное право. – 2011. № 8(1). -0,3 п.л.
В других изданиях
10.Устинова, Е.В. Проблема реализации проектов инновационного образования в школе / Е.В.Устинова // Новый юридический журнал. - 2011. № 3.- 0,6 п.л.
11.Устинова, Е.В. Периодизация истории частных учебных заведений России / Е.В.Устинова // Образование и право - 2011. - № 10(26). - 0,6 п.л.
12.Устинова, Е.В. Общественный период развития системы частного образования на рубеже XIX - XX вв. в Нижегородской губернии / Е.В.Устинова // Новый юридический журнал. - 2011 - № 3. - 0,8 п.л.
13.Устинова, Е.В. Тенденция роста частных учебных заведений к концу первой четверти XIX века в России / Е.В.Устинова // Образование и право. - 2011. - № 10(26). - 0,7 п.л.
14.Устинова, Е.В. Развитие частных школ в современной России как условие становления инновационного типа образования / Е.В.Устинова // Право и жизнь. 2011. - № 160(10). - 0,5 п.л.
15.Устинова, Е.В. Развитие отечественной частной школы в исследованиях «советского» и «современного» периодов (октябрь 1917 г. - настоящее время) / Е.В.Устинова // Право и жизнь. - 2011. - № 160(10). - 0,7 п.л.
16.Устинова, Е.В. Тенденция роста частных учебных заведений к концу первой четверти XIX века в России / Е.В.Устинова // Образование и право. 2011. - № 10(26). - 0,8 п.л.
17.Устинова, Е.В. Правовой аспект основных форм частного обучения в России (1828 - 1850 гг.) / Е.В.Устинова // Экономика и право. XXI век. - 2011. - № 4. 0,6 п.л.
18.Устинова, Е.В. Развитие российской частной школы в исследованиях «досоветского» периода (до октября 1917 г.) / Е.В.Устинова // Экономика и право. XXI век. - 2011. - №4. - 0,6 п.л.
19.Устинова, Е.В. История становления системы государственных и частных
школ в Нижегородских землях в дореволюционный период / Е.В.Устинова // Право и жизнь. - 2011. - № 161(11). - 0,8 пл.
20.Устинова, Е.В. Сущность педагогической инноватики в России как системы частного образования в начале 90-х годов XX века / Е.В.Устинова // Право и жизнь. - 2011. - № 161(11). - 0,6 п.л.
21.Устинова, Е.В. Проблема становления и эволюции частных форм обучения в России с XVIII - начало XX вв. / Е.В.Устинова // Новый юридический журнал. - 2011. - № 4. - 0,6 п.л.
22.Устинова, Е.В. Механизмы управления частным образованием в России в конце XVIII - начала XIX в. / Е.В.Устинова // Образование и право. - 2011. - № 27(11). - 0,6 п.л.
23.Устинова, Е.В. Развитие частных школ в современной России как условие становления инновационного типа образования / Е.В.Устинова // Новый юридический журнал. - 2011. - № 4. - 0,5 п.л.
24.Устинова, Е.В. «Новая образовательная парадигма» в системе частного образования / Е.В.Устинова // Образование и право. - 2011. - № 27(11). - 0,7 п.л.
25.Устинова, Е.В. Развитие частной инициативы и новых форм негосударственной образовательной деятельности в Нижегородской губернии 1850-1880-х гг. / Е.В.Устинова // Право и жизнь. 2011. № 162(12). - 0,5 п.л.
26.Устинова, Е.В. Проблема адаптации детей в начальной школе / Е.В.Устинова // Образование и право. - 2011. - № 28(12). - 0,6 пл.
27.Устинова, Е.В. Состояние уездных училищ и частных учебных заведений Нижегородской губернии за 1866 - 1867 гг. / Е.В.Устинова // Право и жизнь. 2011. - №162(12). - 0,5 п.л.
28.Устинова, Е.В. Проблема становления и эволюции частных форм обучения в России в конце XIX - начале XX века / Е.В.Устинова // Образование и право. - 2011. - №28(12). - 0,7 п.л.
29.Устинова, Е.В. Развитие системы иностранных частных учебных заведений в России в начале XIX века / Е.В.Устинова // Образование и право. - 2012. - № 29(1). - 0,5 п.л.
Монография
30.Устинова, Е.В. Частное образование в России в контексте новой образовательной парадигмы. Монография / Е.В.Устинова. - М.: Элит. - 2011. – 21 пл.