- Учебно-профессиональная адаптация студентов вузов является важным компонентом психического здоровья населения и должна рассматриваться как показатель успешности разрешения нормативного кризиса идентичности, имеющего три основных варианта течения: позитивный (с прогрессивной интеграцией психических процессов и позитивной идентичностью), кризисный (смешанная форма), негативный (с доминированием процессов дезинтеграции и негативной идентичностью).
- Персонологическая концепция кризиса идентичности студентов базируется на трех методологических принципах: целостности, развития, интенциональности, и включает следующие положения: 1) целостность личности проявляется в единстве физического, социального, деятельностного и духовного аспектов ее функционирования; 2) кризис учебно-профессиональной идентичности (самоопределения) является ведущим психологическим механизмом развития личности студентов; 3) учебная деятельность студентов должна рассматриваться как субъективация индивидуального опыта и личностных смыслов в процессе реализации учебно-профессиональных задач; 4) адаптация студентов рассматривается как интегральный показатель позитивного разрешения студенческого кризиса; 5) дезадаптация студентов детерминируется нарушением процесса персонализации (субъективации личного опыта) в форме блокировки процессов самореализации в учебно-профессиональной деятельности, спутанной идентичности, неудовлетворенности межличностными отношениями и снижения личной ответственности за свою жизнь.
- Профилактика дезадаптивных состояний студентов должна основываться на мониторинге сформированности учебно-профессиональной идентичности на основе использования самомониторинговой анкеты и метода анализа текстов, а также дифференциальной диагностике состояний дезадаптации студентов. В психическом статусе студентов выделяются две основные группы состояний: преходящие психоадаптационные (ПАС) и стойкие психодезадаптационные (ПДАС). Состояния адаптации/дезадаптации студентов соотносятся с особенностями протекания кризиса идентичности, имеют различия в содержании и форме проявления, что должно учитываться при проектировании психологического сопровождения.
- Служба медико-психологического сопровождения вуза должна быть направлена на организацию и внедрение медико-психологического комплекса, способствующего эффективному прохождению через экзистенциальный кризис и позитивному выходу из него. В деятельности комплекса медико-психологического сопровождения студентов выделяются три взаимосвязанных блока: учебно-воспитательный, психопрофилактический, психокоррекционный. Ведущими задачами последнего являются дифференциальная диагностика, психологическая коррекция и медицинская терапия состояний психической дезадаптации студентов на фоне негативного течения кризиса идентичности.
1.Жигинас, Н. В. Критерии основных направлений и технологий профилактики психического здоровья студентов в психологической службе вуза / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2010. − № 4 (61). − С. 72—75.
2.Жигинас, Н. В. Психоконсультационная система в условиях учебной деятельности и правила вхождения в консультационный контакт / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – Вып. 5 (95). – С. 119—122.
3.Жигинас, Н. В. Феноменология кризиса идентичности студентов, типология, психодиагностика, связь с видами дезадаптации (обобщенный кластерный анализ) / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2011. − № 2. (65).  С. 53—57.
4.Жигинас, Н. В. Новые научно-организационные формы медико-психологического сопровождения учебного процесса в вузе / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2011. − № 3. (66).  С. 89—92.
5.Жигинас, Н. В. Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2009. − Вып. 4 (82). − С. 61—65.
6.Жигинас, Н. В. Профессионализация и стабилизация психического здоровья выпускников педагогического вуза как основа интеграции качественного образования на современном этапе / Н. В. Жигинас, Ю. В. Сидоренко // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2009. − Вып. 2 (80). – С. 128—131.
7.Жигинас, Н. В. Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов: региональный аспект / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2009. − Вып. 2 (80). – С. 132—134.
8.Жигинас, Н. В. Теоретические и концептуальные основы профилактики психического здоровья студентов / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2009. − Вып. 6 (84). – С. 71—74.
9.Жигинас, Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов:принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 10 (73). – С. 45—48.
10.Жигинас, Н. В. Теоретические и концептуальные основы охраны психического здоровья студентов и формирования экзистенциальных кризисов / М. М. Аксенов, Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 10 (73). – С. 40—44.
11.Жигинас, Н. В. Становление профессионализации студентов педагогического вуза: психолого-педагогический аспект / Н. В. Жигинас, Н. И. Широкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 10 (73).  С. 67—73.
12.Жигинас, Н. В. Типология и психопатология экзистенциального кризиса у студентов в процессе обучения / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2008. − № 2. − С. 94—97.
13.Жигинас, Н. В. Психическое здоровье студенческой молодежи как один из основных приоритетов ХХI столетия / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2008. − № 3. − С. 78—80.
14.Жигинас, Н. В. Предпосылки формирования психологической службы вуза как медико-психологического аспекта персонализированного образования / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2008. − № 4. − С. 77—79.
15.Жигинас, Н. В. Стабилизация психического здоровья и ее роль в профессионализации и формировании образовательной идентичности выпускников педагогического вуза / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2007. − № 2. – С. 18—24.
16.Жигинас, Н. В. Становление профессиональной идентичности и психическое здоровье студентов педагогического вуза / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2007. − № 4. – С. 73—76.
17.Жигинас, Н. В. Исследование медико-психологических условий профилактики психического здоровья студентов и работы с экзистенциальными кризисами в психологической службе вуза / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – Вып. 10 (73). – С. 9—-98.
18.Жигинас, Н. В. Этапы формирования профессиональной идентичности педагога / Н. В. Жигинас // Высшее образование в России. – 2007. – № 8. – C. 120—122.
19.Жигинас, Н. В. Гендерные особенности социализации девиантных подростков / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2002. − № 3. − С. 75—79.
20.Жигинас, Н. В. Условия формирования образовательной идентичности в профессионализации и стабилизации психического здоровья выпускников педагогического вуза / Н. В. Жигинас, И. А. Золокотская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2004. − № 2. − С. 57—61.
21.Жигинас, Н. В. Гендерные особенности формирования расстройств поведения у подростков / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2004. − № 3. − С. 91—94.
22.Жигинас, Н. В. Роль микросоциума в формировании гендерного перекоса у подростков / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2005. − № 4. − С. 52—56
23.Жигинас, Н. В. Проблемы агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискурсов / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2005. − Вып. 1 (45).  С. 77—82.
24.Жигинас, Н. В. Особенности возрастных кризов и формирования гендерной идентичности у подростков / Н. В. Жигинас // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. − 2006. − № 3. − С. 101—103.
25.Жигинас, Н. В. Особенности влияния микросоциальных условий на формирование личностных черт, поведенческих расстройств и гендерной идентичности подростков. / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов // Вестник Томского государственного педагогического университета. − 2006. − Вып. 2 (53).  С. 47—50.
Монографии, учебные пособия
26.Жигинас, Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, типология, профилактика / Н. В. Жигинас. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – 216 с.
27.Жигинас, Н. В. Психическое здоровье студентов / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. – 179 с.
28.Жигинас, Н. В. Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. – 223 с.
29.Жигинас, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Н. В. Жигинас. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. − 274 с.
30.Жигинас, Н. В. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебно-методическое пособие / Н. В. Жигинас. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. − 191 с.
31.Жигинас, Н. В. Глава 4 «Взаимодействие патогенных факторов в генезисе психогений» // Психогении современного общества / В. Я. Семке. − Томск : Изд-во Томского государственного университета, 2003. − С. 60—73.
32.Жигинас, Н. В. Глава 13 «Психология криминальной среды и преступных групп». Глава 14 «Возрастные и гендерные особенности аномального поведения» / В. Я. Семке, С. И. Гусев, Г. Я. Снигирева // Пенитенциарная психология и психопатология : рук-во в 2 т. / под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Я. Семке А. С. Кононца. − М.; Томск; Кемерово, 2007. − Т. 1. − Главы 13, 14. − С. 344—389.
33.Жигинас, Н. В. Глава 44 «Психологическая коррекция и возможности социализации личности» / В. Я. Семке, С. И. Гусев, Г. Я. Снигирева // Пенитенциарная психология и психопатология : рук-во в 2 т. / под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Я. Семке А. С. Кононца. − М.; Томск; Кемерово, 2007. − Т. 2. − Глава 44. − С. 392—423.
34.Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебно-методический комплекс, методическое пособие для вузов / Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2010. – 206 с.
35.Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебно-методический комплекс, методическое пособие для вузов / Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2010. – 206 с.
36.Жигинас, Н. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебно-методический комплекс, учебное пособие для вузов / Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2010. – 265 с.
Статьи, программы учебных дисциплин,тезисы докладов и статей
37.Жигинас, Н. В. Аутопсихотерапевтическая этногерменевтика К. Кастанеды / Н. В. Жигинас // Психологический универсум образования человека ноэтического : материалы междунар. симп. − Томск : Изд-во ТГУ, 1998. − С. 58—59.
38.Жигинас, Н. В. Гендерные аспекты девиантности подростков / Н. В. Жигинас, Э. И. Мещерякова // Акт. проблемы правоведения в современный период : сб. статей. – Томск : Изд-во ТГУ, 2002. − С. 102—104.
39.Жигинас, Н. В. Психологические особенности маскулинного и феминного агрессивного дискурса / Н. В. Жигинас, Э. И.Мещерякова // Сибирский психологический журнал. − 2002. − № 16. − С. 119—123.
40.Жигинас, Н. В. Взаимодействие патогенных факторов при психогениях / В. Я. Семке, Н. В. Жигинас // Психогении современного общества. − Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003. − Гл. 4. − С 60—72.
41.Жигинас, Н. В. Образовательно-консалтинговые услуги и организация качественного вузовского образования / Н. В. Жигинас // Материалы межвуз. научно-практ. конф. − Томск, 2004. − 155 с.
42.Жигинас, Н. В. Социально-психологические проблемы организации качественного вузовского образования на современном этапе / Н. В. Жигинас // Материалы Всерос. научно-метод. конф. − Томск : ТГПУ, 2004. – С.
43.Жигинас, Н. В. Девиантное поведение подростков: гендерные различия / Н. В. Жигинас // Психические нарушения в детско-подростковом возрасте : материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием. – Томск : РАСКО, 2004. − С. 93—97.
44.Жигинас, Н. В. Мультифакторное влияние социального окружения на формирование девиантного поведения подростков / Н. В. Жигинас // Акт. аспекты психосоматических исследований : материалы научно-практ. конф. с междунар. участием. – Томск : РАСКО при изд-ве «Радио и связь», 2005. – С. 61—65.
45.Жигинас, Н. В. К проблеме формирования гендерной идентичности мальчиков-подростков / Н. В. Жигинас, А. И. Захаров // Наука и образование : материалы Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. – Томск, 2005. – Т. 5, ч. 1. – С. 112—115.
46.Жигинас, Н. В. Организация психолого-педагогической деятельности в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада / Н. Р. Адигамова, Н. В. Жигинас // Наука и образование : материалы Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. – Томск, 2005. – Т. 5, ч. 1. – С. 5—7.
47.Жигинас, Н. В. Влияние детско-родительских отношений на формирование психики подростков / Н. В. Жигинас, Н. И. Широкова // Наука и образование : материалы Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. – Томск, 2005. – Т. 5, ч. 1. – С. 275—282.
48.Жигинас, Н. В. Искажение гендерной идентичности развития личности как прогностический показатель / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке // Современные технологии психиатрического и наркологического сервиса : труды НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН. − Томск, 2006. − Т. 3. – С. 63—64.
49.Жигинас, Н. В. Проблемы психического здоровья, гендерной идентичности, самоотношения и уровня интернальности в подростковом возрасте / Н. В. Жигинас // Клинико-биолог. проблемы охраны психического здоровья материнства и детства : материалы регион. научно-практ. конф. – Томск : Иван Федоров, 2007. – С. 61—65.
50.Жигинас, Н. В. Создание индивидуализированной и аутентичной образовательной микросреды как условие формирования профессиональной идентичности педагога / Н. В. Жигинас // Состояние психического здоровья населения Восточной Сибири : материалы межрегион. научно-практ. конф., посвящ. 50-летию кафедры психиатрии, наркологии и мед. психологии Читинской гос. мед. академии (Чита, 20—21 сентября 2007 г.) / под ред. В. Я. Семке. − Томск; Чита, 2007. – С. 72—77.
51.Жигинас, Н. В. Условия стабилизации психического здоровья участников педагогического процесса в педагогическом университете / Н. В. Жигинас // Современная психотерапия в мед. практике : материалы научно-практ. конф. / под ред. В. Я. Семке. − Томск; Новокузнецк, 2007. – С. 92—95.
52.Жигинас, Н. В. Специфика формирования образовательной идентичности выпускника педагогического вуза и ее роль в стабилизации психического здоровья / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке // Психическое здоровье населения Дальнего Востока : материалы научно-практ. конф. с междунар. участием. − Томск; Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. − С. 81—87.
53.Жигинас, Н. В. Организация деятельности службы психологического сопровождения учебного процесса : методические рекомендации / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. − 69 с.
54.Жигинас, Н. В. Психологическое пространство экзистенциального кризиса идентичности студентов / Н. В. Жигинас // Развитие творческого потенциала личности и повышение профессиональной культуры педагога : материалы междунар. научно-практ. конф. − Томск, 2008. − С. 123—125.
55.Жигинас, Н. В. Программа дисциплины ДПП. Ф. 15 Методы активного социально-психологического / Т. Г. Гадельшина, Л. В. Ахметова, Н. В. Жигинас. − Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. − 23 с.
56.Жигинас, Н. В. Программа дисциплины ДПП. Ф. 01 Возрастная психология / Н. В. Жигинас. − Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. − 24 с.
57.Жигинас, Н. В. Программа дисциплины ДПП. В. 03 Специфика работы с временным коллективом / Н. В. Жигинас, Ю. В. Сидоркина. − Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. − 13 с.
58.Жигинас, Н. В. Программа дисциплины ФТД. 06 Основы персонологии / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке. − Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. − 15 с.
59.Жигинас, Н. В. Программа дисциплины ДПП. Ф. 14 Основы психологии семьи и семейного / Н. В. Жигинас. − Томск : Изд-во ТГПУ, 2008.  12 с.
60.Жигинас, Н. В. Эффективность коррекционной программы снижения агрессивности в подростковом возрасте / Е. В. Ким, Н. В. Жигинас // Наука и образование : материалы XIII Всерос. конф. студ., асп. и молодых ученых. − Томск, 2009.  Т. III, ч. 2.  С. 173—178.