- Антропонимическая прагматика как особое направление изучения антропонимической лексики позволяет выделить антропонимическую идентичность индивида, которая имеет интегрирующий характер и включает в себя множество прагматических компонентов, реконструкция которых может быть осуществлена с помощью предложенной методики в рамках категориально-интегрального подхода. Антропонимическая идентичность как динамическая категория определяется и формируется в процессе идентификации и социализации индивида. Она демонстрирует, что имя личное является важнейшим средством взаимодействия индивида с окружающим миром: оно несет определенную информацию членам общества и самому индивиду о том, кто он есть.
- Можно идентифицировать ядро и периферию, которые не являются абсолютными понятиями. К ядру относятся четко выделяющиеся стандартные имена - национально маркированные мужские и женские имена со своими грамматико-морфологическими особенностями. Они поддаются воздействию разнообразных процессов - усечению, сокращению, переосмыслению и т.д. И то, что происходит в ядре, выводит на первый план наиболее динамические процессы, характерные для периферии - той сферы, которая открыта для пополнения имен. Такое пополнение идет именно по тем путям, которые намечаются, возникают и формируются в ядре, показывающем способ возможного обогащения класса имен на периферии. Она в свою очередь подвержена влиянию прагматических, лингвокультурных и социальных факторов (деривация, переход одного подкласса в другой, нейтрализация родовых различий, создание национально признаваемых имен за счет расширения объема их содержания, трансформации и т.д.). Динамические процессы, происходящие как в ядре, так и на периферии можно понять достаточно глубоко только сквозь призму имятворческой деятельности языковой личности - ее прагматических, лингвокогнитивных и психологических намерений в создании и использовании антропонимической лексики.
- Являясь неотъемлемой и составной частью лексико-граммати-ческого класса имен существительных, имя личное выступает как функциональный языковой знак, обладающий планом содержания и планом выражения. В плане содержания, прежде всего, представляют интерес такие личные имена, содержание которых обогащается, расширяется и выводит их на уровень национально признаваемых и воспринимаемых имен. Мотивация имени подвергается определенному размыванию для последующих поколений, и каждая новая культурно-историческая эпоха предлагает свои прагматические признаки мотивации имени. План выражения имени показывает, что оно может маркироваться как фамильярное, ласкательное и т.д. Применение гипокористик как самостоятельных имен и появление большого количества орфографических вариантов реализуют план выражения.
- Прагматически обусловленная деривация может являться знаком расширения объема содержания имени в случае частеречной перекатегоризации, с одной стороны, и его сужением в сравнении с адъективным дериватом, с другой стороны. Расширение антропонимикона происходит, главным образом, за счет использования родовых формантов женского рода, присвоения женщинам мужских имен и наоборот, а также нейтрализации родовых различий. Употребление имени во множественном числе или в сочетании с артиклем демонстрирует, что четкие показатели имени, характерные для ядра, размываются.
- Типология имен США манифестирует некоторые особенности, служащие своеобразным знаком национально-культурной принадлежности. Они находят своё отражение в имятворчестве американцев и определяют корпус личных имен, составляющих в определенной мере антропонимическую идентичность нации.
- Языковая личность рассматривается как носитель имени. Изучение имени с позиций антропонимической прагматики позволяет показать сложные динамические процессы, связанные с реализацией прагматических функций идентификации и социализации. Имя человека, выступающее составным компонентом межличностного общения, может сигнализировать этнолингвокультурную принадлежность индивида, его социальный статус, выступать маркером интимизации и дистанцирования отношений, идентичности, нести информацию о некоторых признаках своего носителя, отражать культурную традицию, языковую картину мира и национальный характер, то есть все то, что представляет собой антропонимическая автобиография. Имя также рассматривается как свернутый лингвокультурный текст, декодирование которого выявляет вышеупомянутые прагматические аспекты, определяющие антропонимическую языковую личность.
- Выделенные типы антропоойконимов демонстрируют роль и динамику развития языковой личности как имядателя в процессе именования географических объектов и определяют ее параметры. Вся прагматическая информация, связанная с миром и мышлением языковой личности, содержится в самом топониме.
- Изучение проблемы антропонимической трансформации, приводящей к социально и культурно детерминированной вторичной номинации и созданию адаптированного или смененного имени, позволило выделить следующие именные категории: имена иммигрантов, религиозные имена и сценические имена. В данном случае имя выступает как речеповеденческая категория и реализует функцию воздействия на участника коммуникации, актуализируя такие оценочно-прагматические параметры, как имя "свое"/"чужое", благозвучное/неблагозвучное, возвышенное/ невозвышенное, социализированное/несоциализированное. Адаптация или смена имени иммигрантом являются знаком перехода от идентичности иностранца к идентичности американца. Имена иммигрантов определяют степень социализации и лингвокультурной адаптации в иноязычном социуме. Выделены следующие типы адаптации этнических имен: орфографический, фонологический, этимологический, морфологический и функциональный. В сфере имятворчества иммигрантов имеет место антропонимическая диглоссия, свидетельствующая о том, что иммигранты, с одной стороны, демонстрируют принадлежность к американской культуре, а с другой, сохраняют часть своей оригинальной идентичности. Обратный процесс - реверсивное имятворчество - утверждает их лингвокультурное и этническое наследие, национальную самобытность, семейные антропонимические традиции.
- В религиозном именнике, представляющем собой закрытую антропонимическую систему, были выделены имена духовенства (имена римских пап, монашеские и схимнические имена) и новообращенных. Новое религиозное имя как имя-образ и имя-символ приобретает особое значение и знаковость для индивида. Если имя новообращенного отражает его разрыв с прошлым, то имя монаха в большей степени дистанцирует его носителя от социального контекста, подчеркивает обособленность от светской жизни.
- Принятие индивидом сценического имени сигнализирует о начале нового этапа в его жизни, связанного с признанием и славой, отказом от прежних привычек, иногда даже от своей внешности. Иное восприятие себя самим и окружающими через новое эвфоническое, легко запоминающееся и подходящее для рекламы имя призвано вызывать соответствующие ассоциации и создавать позитивный имидж. Обращение к обыденному сознанию в контексте массовой культуры показало, что сценические имена часто переходят на уровень имен-символов, существующих независимо от реальной жизни, становясь элементами нашего восприятия времени и частью антропонимической идентичности нации. Сценический именник рассматривается как открытая антропонимическая система.
- Персонаж художественного произведения анализируется как носитель имени через призму его антропонимической идентичности. Выступая как модель языковой личности, он стремится постичь собственное "я" через свое имя и через отношение к нему окружающих его героев. Антропонимическая идентичность персонажа в процессе становления и формирования отражает его внутренние изменения и предопределяет его поведение. Драматургические произведения, в которых процесс коммуникации занимает ведущее место, показывают имя в приближении к реальному узусу. Смена имени важна в контексте произведения. Заданная и созданная автором антропонимическая идентичность героя может определять функционирование имени вне художественного текста.
1. Имя личное как знак идентичности индивида // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. Вып. 4. Ч. II. С. 108 – 114.
2. Имя личное в контексте художественного произведения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия “Филологические науки”. 2007. № 5 (23). С. 89 – 93.
3. Имя личное в иноязычной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11(66). С. 33 – 38.
4. Имятворчество римских пап: структурно-семантические особенности и традиции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия “Вопросы образования: языки и специальность”. 2008. № 2. С. 28 – 33.
5. Сценическое имя в контексте антропонимических трансформаций// Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2008. № 5. С. 77 – 88.
6. Особенности функционирования личных имен персонажей в романе У. Фолкнера “Шум и ярость” // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. Вып. 3. Ч. II. С. 18 – 27.
7. Имя личное в коллективной памяти и массовом сознании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. – № 5. С. 250 – 254.
8. Антропонимическое пространство романа Э.Э. Пру “Грехи аккордеона”: аспекты идентификации и социализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия “Вопросы образования: языки и специальность”. 2008. № 5. С. 24 – 30.
Монографии.
9. Английское личное имя как объект изучения языка, истории и культуры. – Белгород: БелГТАСМ, 2002. – 146 с.
10. Антропонимические трансформации и идентичность индивида. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 136 с.
Другие публикации по теме диссертации.
11. К вопросу об истории английских личных имен // New Develop-ments in Modern Anglistics. Akhmanova Readings’97. – М.: Диалог-МГУ, 1998. – C. 93 – 107.
12. Случаи нейтрализации родовых различий в личных именах современного английского языка // Единство системного и функционального анализа языковых единиц: Материалы межвуз. конф. – Белгород: БГУ, 1998. – Т. 3. – С. 56 – 60.
13. Имя личное в истории и культуре Великобритании и США: Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1998. – 72 с. (в соавт. с Комовой Т.А.)
14. Структурно-семантические особенности английского личного имени в контексте современного употребления // Единство системного и функционального анализа языковых единиц: Материалы междунар. научн. конф. – Белгород: БГУ, 1999. – Вып. 4. – С. 148 – 153.
15. Пуританские имена в антропонимической системе США // Лин-гвометодические основы обучения межкультурному общению на современном этапе: Материалы межвуз. научн.-практич. конф. – Белгород, 2001. – С. 184 – 188.
16. Переименование как одна из сторон социализации антропонимов (на материале личных имен США) // Единство системного и функционального анализа языковых единиц: Сб. научн. тр. – Белгород: БГУ, 2001. – Вып. 5. – С. 375 – 379.
17. Особенности функционирования английских личных имен в эпи-столярном контексте // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования: Сб. научн. тр. – Рязань: РГПУ, 2002. – С. 156 – 159.
18. Автохтонные и афро-американские личные имена как часть антропонимикона США // Язык для специальных целей – теория и практика преподавания в неязыковом вузе: Материалы межвуз. научн.-практич. конф. – Белгород: БелЮИ, 2002. – С. 66 – 70.
19. Адаптация личных имен иммигрантов в англоязычной среде американского социума // Единство системного и функционального анализа языковых единиц: Материалы научн. конф. – Белгород: БГУ, 2003. – Вып. 7. – С. 100 – 104.
20. Антроойконимы, образованные от королевских личных имен, в топонимической системе США // Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом вузе: Сб. научн. тр. международной научн.-методич. конф. – Белгород: Бел-ГТАСМ, 2003. – С. 110 – 114.
21. К проблеме категоризации английского личного имени // Язык, сознание, коммуникация. – М.: МАКС Пресс, 2004. – Вып. 26. – С. 134 – 140.
22. Мотивация английского личного имени в диахроническом аспекте // Единство системного и функционального анализа языковых единиц: Межвуз. сб. научн. тр. – Белгород: БГУ, 2003. – Вып. 7. Ч. I. – С. 85 – 91.
23. A Linguistic-Cultural Study of Given Names in the Toponymic System of the United stats of America // American Name Society Annual Meeting. – Albuquerque, NM, 2006 – P. 11.
24. The Function of Given Names as Symbolic Signs in Culture, Generations, and Time // 59th Northwest Anthropological Conference: Beyond Description: From Data to Understanding. – Seattle, WA, 2006. – P. 38.
25. The US Anthroponymic Oikonyms as Records of Language, Culture and History // Единство системного и функционального анализа языковых единиц: Материалы междунар. научн. конф. – Белгород: БГУ, 2006. – Вып. 9. Ч. II. – С. 5 – 10.
26. Особенности имятворчества в Соединенных Штатах Америки // Научно-методический журнал “Экономика. Право. Статистика. Информатика”. – Белгород: БФ МЭСИ, 2006. № 2-3-4 (10). С. 84 – 93.
27. Монашеское имя как особая именная категория в религиозном антропонимиконе // Лингвистические и методические аспекты преподавания иностранных языков: Материалы междунар. научн. конф. – Белгород: БГУ, 2007. – С. 72 – 79.
28. Религиозный компонент в топонимике США // Россия в глобализирующемся пространстве и методика преподавания русского языка как иностранного: Материалы междунар. научн.-практич. конф. – Белгород: БГТУ, 2008. – С. 38 – 45.
29. Имя личное как функциональный лингвистический знак // Записки горного института: Гуманитарные проблемы современности: язык, общество, культура. – СПб: Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет), 2008. – Т. 175. – С. 13 – 14.
30. Этнические имена в антропонимической системе США // Обучение речевой деятельности специалиста в контексте двух культур: Материалы межвуз. научн.-практич. конф. – Белгород: БелЮИ, 2009. – С. 28 – 33.