- Установлено, что в процессе становления, исторического развития человеческого общества одной из форм общественной практики выступает предпринимательская деятельность, которая характеризуется как вид экономической, хозяйственной деятельности, упорядочиваемый посредством соционормативного регулирования.
- Впервые предпринята попытка рассмотреть соционормативное регулирование хозяйственной деятельности как важнейшую функцию культуры, присущую ей с начала существования человечества и проявляющуюся на всех этапах его развития.
- Выявлено, что нормы, регулирующие хозяйственную деятельность в процессе социокультурного развития человечества, трансформировались от синкретизма до самостоятельных компонентов духовной культуры.
- На основе имеющихся в научной литературе разработок показано, что система социокультурных форм нормативного регулирования, утвердившаяся в обществе с разделением его на классы и появлением государства, базируется на моральных принципах и нормах, питающих ее и выступающих критериями ее оценки, характеризуется взаимодействием, взаимовлиянием морали и права, способствуя прогрессу нравственных и правовых отношений предпринимательской деятельности. Особенности такого взаимовлияния определяются на каждом этапе, временном отрезке условиями, объективно наличествующими в данный период в социуме.
- Аргументировано, что социокультурные регуляторы в процессе нормативного обобщения предпринимательской деятельности являются не только формой, результатом такого обобщения, но и средством дальнейшего упорядочивающего воздействия на хозяйственную деятельность.
- Автором раскрыта сущность соционормативного регулирования предпринимательской деятельности как социального института: регулирование поведения и деятельности бизнес-структур, исходя из потребностей общества и государства. К соционормативному регулированию предпринимательской деятельности отнесены правовые нормы и правила деятельности, моральные императивы, ожидания определенного поведения предпринимателей (субъектов предпринимательской деятельности) со стороны граждан, нормы, регулирующие социальные связи предпринимательских структур и населения.
- Проведена типология социокультурных норм предпринимательской деятельности: правовые, моральные, политические, социальные нормы (содержащиеся в обычаях и традициях), организационные нормы; раскрыты основные функции этих норм (регулирующая, оценочная, трансляционная, социального контроля, воспитательная, охранительная, коммуникативная, социализирующая, интегративная).
- Обосновано положение о возрастании правовых норм в предпринимательской деятельности. Выявлена их детерминирующая роль в ходе институционализации предпринимательской деятельности, которые определяют порядок взаимодействий субъектов предпринимательской деятельности с обществом.
- Аргументировано, что детерминирующая роль в соционормативном регулировании в ходе институционализации предпринимательской деятельности принадлежит нормам права, тогда как моральные нормы определяют характер деятельности предпринимателей, их поведение, и особенность взаимодействия с социумом. Детерминирующая роль права, обязывающая субъектов предпринимательской деятельности выполнять его предписания, означает, что необходимо, во-первых, совершенствовать содержание этих предписаний в соответствии с возникающими в ходе развития общества новыми обстоятельствами и задачами и, во-вторых, обеспечивать строгое выполнение этих предписаний в правоприменительной практике органов власти. Борьба с проявлениями в этой практике произвола, коррупции, несправедливости является чрезвычайно актуальной в условиях становления предпринимательской деятельности.
- Раскрыты основные механизмы воздействия социокультурных норм на предпринимательскую деятельность: правовой (правовое сознание предпринимателя; правовая культура; правовое регулирование предпринимательской деятельности; принципы предпринимательской деятельности; правотворческий процесс); нравственный (мораль как форма общественного сознания, присущая субъектам предпринимательской деятельности как членам общества; моральное регулирование предпринимательской деятельности; моральные принципы поведения; традиции, обычаи, привычки и др.).
- Показана взаимозависимость и взаимовлияние между правовыми, моральными, социальными нормами, содержащимися в обычаях, традициях. Сделан вывод о том, что взаимодействие социокультурных норм регулирования основано на следующих факторах: выражение в этих нормах интересов граждан; возможность сочетания в предпринимательской деятельности интересов социальных групп общества; всеобщность социальных норм, требования которых одинаковы для всех.
- Доказано, что свобода субъектов предпринимательской деятельности характеризуется возможностью сознательного выбора линии поведения, соответствующей формам соционормативного регулирования социума (правовым; моральным; политическим; социально-культурным нормам, содержащимся в обычаях и традициях; организационным и корпоративным нормам) в каждый конкретный исторический этап. Социокультурные нормы выступают регулятором предпринимательской деятельности лишь тогда, когда они выступают побуждением для эмоционально-волевой структуры сознания субъекта предпринимательской деятельности, обеспечивая действия, соответствующие этим нормам. Несоблюдение норм субъектами предпринимательской деятельности приводят к эгоистическим целям личного обогащения, культу гедонистического потребления, неспособности к самоограничению во имя расширения и улучшения своего дела, ориентации на спекулятивно-ростовщическую деятельность, что в конечном итоге приводит к социально-культурной аномии.
- Подтверждено на обширном эмпирическом материале общетеоретическое положение о том, что правовые нормы предполагают не механическое, а сознательное отношение субъектов предпринимательской деятельности к нормам права, требующие целенаправленного формирования правового сознания, обеспечивающие превращение императивов права во внутренние мотивы поведения индивидов.
- В рамках формирования новой аксиологической парадигмы в понимании смысла и социальной направленности феномена предпринимательской деятельности под воздействием соционормативного регулирования предложено радикальное изменение самого стиля данного вида хозяйственной деятельности. К комплексу средств отнесено: использование достижений научно- технического прогресса; выдвижение на ключевые позиции в бизнес сообществе высоко квалифицированных профессионалов; повышение культуры предпринимателей; использование кодексов делового поведения - корпоративных и профессиональных; различных методов улучшения морального климата в фирмах и корпорациях; модернизацию деловых стратегий предпринимательства на основе доверия, толерантности, позитивного общения и поведения, системы ценностей, преодоления эскалации конфликтов; положительное позиционирование предпринимательской деятельности в социуме путем использования таких многообразных организационных и управленческих инструментов позиционирования, как миссия, престиж, репутация, конкурентоспособность, успех, бренд и лояльность.
- Обосновано, что к основным функциям нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности относятся: регулирующая, оценочная, трансляционная, социального контроля, воспитательная, охранительная, коммуникативная, социализирующая, интегративная. Правовым нормам, определяющим развитие предпринимательской деятельности, присущи два основных аспекта функций: 1) обеспечение предпринимательской деятельности моделями, стандартами поведения, механизмами отношений; 2) стабилизация, упорядочение, уравновешивание, интеграция отношений в управлении предпринимательской деятельности.
- На основе проведенного исследования установлено, что выделение предпринимательского права в качестве самостоятельной отрасли целесообразно строить на сочетании публичного и частного интересов, что подтверждается активным процессом их взаимопроникновения в сфере предпринимательства. Именно предпринимательское право, его предмет, метод могут охватить всю совокупность свойств, присущую, с одной стороны, товарно-денежной основе предпринимательства, с другой, регулятивной роли государства в экономике, и обеспечить институциональное единство их регулирования.
- Автором обоснована необходимость создания Предпринимательского (хозяйственного) кодекса как кодифицированного акта, регулирующего в единстве складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности имущественные отношения по горизонтали и вертикально-управленческие отношения, что будет способствовать установлению должного правового обеспечения предпринимательской деятельности, закреплению гарантий защиты прав и интересов предпринимателей в хозяйственной сфере.
1.Нравственные аспекты предпринимательства: традиции и современность. – М.: Известия, 2000.- 191 с.
2.Основные морально-правовые аспекты регулирования предпринимательской деятельности.- М.: Академкнига, 2006.- 176 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
3.Нравственные традиции в развитии российского предпринимательства // Культурная жизнь Юга России. №3 (13). – Краснодар: КГУКИ, 2005. - с. 23-27.
4.Нравственность и право в процессе культурогенеза //Философия и культура. №4(28). – М.: ИФ РАН, 2010. - с. 85-94.
5.Судьбы и контуры цивилизации: Антропологический аспект эволюции социально-культурных норм //Философия и культура. №6(30). – М.: ИФ РАН, 2010. – с. 52-67.
6.Методологические основы правового регулирования предпринимательской
Деятельности //Ученые труды РААН. – 2011. -№1. – 0,8 п.л.
7.Конституционно-правовые основы предпринимательской деятельности // Нотариальный вестник. – 2011.-№2. – 2,8 п.л.
8.Исторические аспекты становления и развития нормативно-правового
регулирования предпринимательской деятельности // Ученые труды РААН. – 2011. -№2. – 1,6 п.л.
9.Категория "предпринимательская деятельность" в истории права // Право и государство: теория и практика. 2010. - № 12(72). – 0,35 п.л.
10.Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности.// Нотариальный вестник. – 2011.-№3. – 2,1 п.л.
Публикации в научных изданиях и сборниках научных конференций:
11.Мораль и предпринимательство. //Современная Россия – горизонты культуры. Материалы научной конференции аспирантов и студентов кафедры теории культуры, этики и эстетики. – М.: МГУК, 20 апреля 1998. - с. 16-17.
12.К вопросу о связях экономики и морали.//Современная культура: проблемы и поиски. Сборник тезисов научной конференции, посвященной 35-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУК. – М.: МГУК, 4 декабря 1998. – с. 30-33.
13.Традиция морального регулирования хозяйственной деятельности. //Человек в мире духовной культуры. Тезисы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. – М.: МГУК, 1999.- с.39-41.
14.Формирование морали и права в процессе культурогенеза. //Философия. Наука. Культура. Выпуск 3: сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. – М.:МГУ, 2004 - с. 11-17.
15.Свободное предпринимательство и мораль. //Философия. Наука. Культура. Выпуск 3: сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. – М.:МГУ, 2004 - с.85-89.
16.К вопросу о морали и нравственности предпринимателя. //Философия. Наука. Культура. Выпуск 3: сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. – М.:МГУ, 2004 - с.151-157.
17.Мораль и особенности менталитета современного предпринимателя.// Философия. Наука. Культура. Выпуск1: сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. – М.: МГУ, 2006 – с. 175-188.
18.Социокультурное регулирование: органическая функция культуры.// Философия. Наука. Культура. Выпуск1: сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. – М.: МГУ, 2006 – с.45-46.
19.Правовое регулирование общественной жизни и развитие системы предпринимательства.// Сборник научных статей. Гуманитарные технологии укрепления Российской государственности на юге России. – Краснодар: КГУКИ, 2010 - с.115-118.
20. Предпринимательство в нравственно - этической культуре современной России.//Социально-гуманитарные и юридические науки: Современные тренды в изменяющемся мире. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Вестник Юга России. – Краснодар, 2011.
21. Морально-нравственные ценности в структуре свободного предпринимательства.// Социальная онтология в структурах теоретического знания. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – Ижевск, 2011.
22. Инновационные процессы в культуре предпринимательства.// Инновационные процессы в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества. Сборник материалов научно-практической конференции. – Пенза, «Социосфера», 2011.
23. Этические традиции в анализе развития предпринимательства в России. //Современные тенденции в науке и образовании. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции по юридическим, филологическим, педагогическим и философским наукам. – Горловка, Украина, 2011.
24.Предпринимательство и право: антропологический подход.// Всеукраинская научная конференция «Вторые научные чтения «Украина научная». - Киев, 2011.
25.Роль институтов гражданского общества в обеспечении права на предпринимательскую деятельность.// ХIII Международная научно-практическая конференция "Наука и современность 2011". - Новосибирск, 2011.
26.Проблема «свободного предпринимательства» в контексте правового регулирования предпринимательской деятельности.// VI Международная научно-практическая конференция "Законность и правопорядок в современном обществе". - Новосибирск, 2011.
27.Понятие «нормы» в развитии нормативно - правового регулирования предпринимательской деятельности.// Международная научно-практической конференции "Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества". – М.: Институт Стратегических Исследований: М., 2011.
28.Система законодательного и нормативного регулирования предпринимательской деятельности.// Международная заочная научно-практической конференция "Теоретические и практические аспекты развития современной науки". – М.: Институт Стратегических Исследований, 2011.
29.К вопросу о понятии «правовой нормы» в теории предпринимательской деятельности.// XIV Международная научно-практическая конференция «Инновационная научная деятельность». - Украина, Горловка, 2011.
30.Инновационные процессы в нормативно – правовом регулировании предпринимательской деятельности.// Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в современном мире». - Новосибирск, 2011.
31.Правовые и корпоративные нормы: понятие и соотношение в структуре нормативно - правового регулирования предпринимательской деятельности.// Международная заочная научно-практическая конференция «Вопросы права в современном мире». - Новосибирск, 2011.
32.Структура и взаимодействие моральной и правовой систем предпринимательской деятельности.// Республиканская научно-практическая конференция "Независимость - главная ценность демократического государства". – Казахстан: КГУ, 2011.
33.Нравственные основания предпринимательской деятельности в структуре нормативно - правового регулирования.// I Всероссийская заочная научно-практическая конференция "Правовые вопросы развития современной экономики". – Тверь, 2011.
34.Обычаи и традиции в механизме нормативно - правового регулирования предпринимательской деятельности.// V Всероссийская научно-практическая конференция "Правовая Россия: теория и практика". - Йошкар-Ола, 2011.
35.К определению понятия « предпринимательская деятельность».// IV Международная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире». - Краснодар, 2011.