- Уточнены и развиты теоретические основы налогообложения имущества, включающие: причины возникновения и развития налогообложения имущества; перечень обстоятельств, возникновение которых приводит к появлению обязанности по уплате налогов на имущество; причины нецелесообразности привлечения нематериальных активов к обложению налогами на имущество; преимущества материальных объектов движимого и недвижимого имущества как налогооблагаемых объектов; особенности родового понятия «имущество» при использовании в сфере налогообложения.
- Разработана новая классификация налогов на имущество с их разделением на две основные классификационные группы: 1) налоги, взимаемые на стадии владения имуществом, и 2) налоги, взимаемые на стадии смены владельца имущества, с подразделением двух названных основных групп на определенные подгруппы по ряду классификационных критериев, отражающих особенности налогообложения имущества.
- Разработана концепция универсальной налоговой модели на основе формирования расширенного перечня элементов налога с разделением всех элементов на две основные группы - императивные и диспозитивные элементы; при этом в рамках императивных элементов с учетом особенностей региональных и местных налогов выделены две подгруппы элементов - императивные фиксированные и императивные переменные элементы.
- Обосновано выделение в системе межбюджетных отношений из общей категории собственных налоговых доходов бюджетов самостоятельной категории закрепленных налоговых доходов; при этом выделены два основных метода межбюджетного распределения налоговых доходов - либо централизованно органами Федерального казначейства, либо самими налогоплательщиками в момент уплаты налога (согласно установленным пропорциям или налоговым ставкам).
- Выявлены особенности международной практики налогообложения имущества: налоги на имущество выступают основным инструментом мобилизации налоговых доходов в местные бюджеты; за налоговую базу, как правило, принимается только часть полной рыночной стоимости облагаемого имущества с учетом оценочного коэффициента; в налоге на наследование и дарение классическим приемом выступает применение принципов резидентства и территориальности к наследникам (одаряемым).
- Определены и систематизированы основные недостатки как по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являвшиеся препятствиями для эффективного взимания данного налога, так и по налогу с владельцев транспортных средств, приводившие к пересечению налоговой компетенции и нарушению принципа равенства в налогообложении.
- Обоснована необходимость отказа от применения пониженной ставки земельного налога к землям, выделенным под жилищное или индивидуальное жилищное строительство, до окончания строительства и регистрации вещных прав на вновь созданный жилой объект; предложено в структуре налоговой льготы, позволяющей уменьшать налоговую базу по земельному налогу на сумму 10 тыс. руб., установить запрет на применение этой льготы налогоплательщиками, фактически использующими земельные участки в предпринимательских целях.
- Разработана новая концепция единого налога на наследование и дарение для ее применения в российской налоговой системе: обосновано отнесение данного налога к системе федеральных налогов с полным зачислением доходов от его взимания в местные бюджеты; разработана новая поэлементная модель названного налога с учетом особенностей налогообложения имущества на стадии смены владельца.
- Обоснованы меры по совершенствованию налога на имущество организаций: предложено отказаться от использования бухгалтерского понятия «объекты основных средств» в составе объекта налога с одновременным переходом на развернутый закрытый перечень облагаемых объектов имущества; разработан новый механизм налогообложения имущества иностранных организаций, основанный на письменных уведомлениях в налоговый орган о дате начала/дате прекращения деятельности в России через постоянное представительство.
- Разработан новый комплексный механизм привлечения к налогообложению вновь созданного объекта недвижимости исходя из даты подачи документов на государственную регистрацию права на этот объект, а в случае затягивания со стороны налогоплательщиков сроков подачи документов - на основе принудительного налогообложения в условиях применения мер административной ответственности.
- Выработаны подходы к повышению эффективности транспортного налога: доказана перспективность перехода при исчислении налоговой базы с мощности на стоимость автотранспортных средств; установлена нецелесообразность учета в настоящее время экологического класса транспортного средства; обоснована необходимость сохранения транспортного налога и его взимания параллельно умеренно индексируемым акцизам на моторное топливо.
- Выявлены особенности экономического содержания и порядка исчисления инвентаризационной стоимости, являющиеся причинами несоответствия налоговой базы по налогу на имущество физических лиц рыночной стоимости на недвижимость; разработан новый порядок привлечения к налогообложению имущества, находящегося в общей долевой собственности физических лиц; установлены причины, препятствующие на современном этапе применению в России нового консолидированного налога на недвижимость.
- Предложены направления по реформированию в России сферы управления имуществом, связанные с объединением Росреестра и организаций технической инвентаризации в единый государственный орган (Федеральную службу по государственной регистрации и оценке) и введением института административного (досудебного) оспаривания налогоплательщиками результатов государственной (кадастровой) оценки недвижимости.
1.Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества (Development of Property Taxation). – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 31.0 п.л.
2.Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 40.0 п.л.
3.Березин М.Ю. Налогообложение недвижимости. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 22.54 п.л.
Научные статьи в ведущих научных журналах по перечню ВАК
4.Березин М.Ю. Современная теория налогообложения имущества // Вестник Института экономики РАН. – 2011. – № 3. – 0.5 п.л.
5.Березин М.Ю. Структура новой модели российского налога на наследование и дарение с учетом мировых стандартов // Финансы и кредит. – 2011. – № 34. – 0.8 п.л.
6.Березин М.Ю. Новый налог на недвижимость в российской налоговой системе // Финансы. – 2011. – № 4. – 0.5 п.л.
7.Березин М.Ю. Подходы к формированию модели земельного налога // Финансы и кредит. – 2010. – № 44. – 0.6 п.л.
8.Березин М.Ю. Преемственность и новизна в налогообложении транспортных средств // Финансы и кредит. – 2010. – № 42. – 0.6 п.л.
9.Березин М.Ю. Спорные предложения в области налогообложения имущества // Финансы и кредит. – 2010. – № 40. – 0.6 п.л.
10.Березин М.Ю. Системные проблемы в сфере налогообложения имущества физических лиц // Финансы и кредит. – 2010. – № 34. – 0.6 п.л.
11.Березин М.Ю. Национальные особенности налогообложения имущества в Испании, Швеции и Италии // Финансы и кредит. – 2010. – № 20. – 0.6 п.л.
12.Березин М.Ю. Некоторые проблемы в системе налогообложения имущества в России // Финансы и кредит. – 2010. – № 19. – 0.6 п.л.
13.Березин М.Ю. Налогообложение имущества в Германии // Финансы и кредит. – 2010. – № 18. – 0.6 п.л.
14.Березин М.Ю. Система налогообложения имущества в Соединенных Штатах Америки // Финансы и кредит. – 2010. – № 17. – 0.65 п.л.
15.Березин М.Ю. Основные налоги на имущество в Федеративной Республике Бразилия // Финансы и кредит. – 2010. – № 16. – 0.6 п.л.
16.Березин М.Ю. Особенности налогообложения имущества в Бельгии // Финансы и кредит. – 2010. – № 13. – 0.6 п.л.
17.Березин М.Ю. Сравнительный анализ поэлементной конструкции налога // Финансы и кредит. – 2006. – № 1. – 1.4 п.л.
18.Березин М.Ю. Механизм образования в бюджетах собственных, закрепленных и регулирующих налоговых доходов // Право и экономика. – 2005. – № 11, 12. – 1.2 п.л.
19.Березин М.Ю. Предоставление льготы при операциях с недвижимостью // Бухгалтерский учет. – 2005. – № 10. – 0.4 п.л.
20.Березин М.Ю. Взимание налога с наследственного имущества // Бухгалтерский учет. – 2005. – № 6. – 0.4 п.л.
21.Березин М.Ю. Категория «имущество» в сфере налогообложения // Финансы. – 2004. – № 8. – 0.7 п.л.
22.Березин М.Ю. Иной взгляд на классификацию налоговых доходов бюджетов // Финансы и кредит. – 2003. – № 24. – 2.0 п.л.