Научная тема: «СУБЪЕКТ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ: ЗНАКИ СО-БЫТИЯ С ДРУГИМ (МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА)»
Специальность: 09.00.11
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Проблема социального в философии не имеет однозначного решения. В своем исследовании мы опирались на феноменологическую теорию социального, стремящуюся раскрыть субъективный смысл социального взаимодействия. Феноменологическая концепция интерсубъективности нацелена на понимание субъективных процессов, происходящих в сознании Другого, основываясь на субъективных переживаниях человеком этого Другого. Интерсубъективную реальность составляют «мы-отношения»: переживания отдельным человеком мира как населенного другими Я, как мира для других и мира других (А.Шютц).
  2. В рамках феноменологического подхода нами выделена специфическая область социальной философии - метафизика социального, озабоченная поиском «изначальных проблем» общения, уходящих своими корнями в фундаментальные устои человеческого существования. Установлено, что предметом метафизики социального является единство интерсубъективного мы-отношения и транссубъективного То-отношения (отношения к Абсолюту).
  3. Указанная область единства интер- и транссубъектного тематизируется антропологией сакрального. В соответствии с этим подходом, метафизические проблемы в социальной философии рассматриваются в феноменологической перспективе с точки зрения философствующего субъекта, полагаемого как открытого сакральному. Предметом антропологии сакрального является путь философа - траектория его движения в сфере я- и мы-отношений по точкам То-отношения. Антрополог сакрального не столько описывает свойства опыта открытости, сколько осуществляет работу раскрытия своего сознания, стремясь оказаться в То-отношении, которое и позволяет узнать свой/чужой путь.
  4. Социально-философский анализ направлен на обнаружение истоков социального действия. Один из таких истоков (с феноменологической точки зрения) - сознание самого философствующего, открытое Другому. В ходе своего исследования «опыта открытости» мы пришли к выводу: сотрудничество - особое качество социального взаимодействия, определяемое осознанностью. Осознанность - не только один из аспектов сознания отдельного человека, осознанность - ипостась бытия сущего (То-отношение). Подлинное социальное взаимодействие возможно благодаря «вхождению в него» осознанности. Философское сообщество - эффект проявления осознанности в общении философов, которая и «наводит мосты», открывая философов сотрудничеству.
  5. Обосновано, что «вхождение в осознанность» (или в То-отношение) происходит в форме непреднамеренного эксцентрирующего (восприятие человека) сдвига. В результате сдвига философствующий, ощущая себя за пределами я- и мы-отношения в сфере транссубъективного, впервые осознает, что живет в миру, среди людей, что другой человек - высшая ценность. Социальные отношения, их подлинный смысл созидаются в эксцентрирующем сдвиге, то есть посредством выведения социального в сферу транссубъективного осознавания. Это созидание равнозначно пониманию того факта, что философствующий не одинок, его сущность - со-трудничество с миром.
  6. Одна из форм сотрудничества в философии - беседа. Смысл философской беседы состоит в формулировке таких идей и концепций, которые предоставляют философствующим возможность оставить (каждому) свой командный центр - эго-генерала (традиционно наиболее сильным эксцентрирующим фактором считается продумывание идеи Абсолюта). Философствование с этой точки зрения рассматривается как духовное упражнение - тренинг осознавания в намерении сотрудничать, продумывая философские идеи.
  7. Философская беседа проявляет для участников беседы философское (микро)сообщество, которое не представляет собой нечто общее - мы-отношение или какие-то идеи, но есть присутствие живого осознавания. В нем пребывает каждый из беседующих, ощущая себя немного «в стороне» от того, что считал самым важным только что. Философское сообщество сингулярно, оно не сводимо и к таким видам общего как социальные роли и знаки отличия, и существует ровно столько времени, сколько философствующим удается удержать себя чуть «в стороне» от «самого важного» на данный момент.
  8. Отношения сотрудничества между философами выстраиваются по модели отношений мужчин и женщин, которые всегда различны, но не отрицают друг друга, они имеют сходства, но не стремятся к полному слиянию. Философское сообщество складывается из трансакций - философских бесед, в которых сходятся разные мыслители, уважающие право каждого (включая самого себя) мыслить иначе. Философское сообщество живо не наличием идей и концепций, а присутствием в нем осознающих людей.
  9. Отношения сотрудничества могут быть установлены на основе рефлексии эго-коннотативной речи, в которой находят выражение негативные (эго-центричные) эмоции и переживания, блокирующие интенцию на сотрудничество. Установлено, что эксцентрация как «путь к Другому» пролегает через осознавание телесных симптомов, замыкающих человека на себя, а также через прохождение края или предела. Предел фиксирует границу, за которой может простираться «новая жизнь» - открытое сознание, понимание, решение проблемы, новая идентичность. Прохождение предела требует определенных усилий, поскольку одним из симптомов нахождения на краю является мощное сопротивление, которое мы проявляем по отношению к новым начинаниям и намерению осознавать.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Мелихов Г.В. Мелихова Н.Н. Открытость Другому: опыт феноменологии пола / Г.В. Мелихов, Н.Н. Мелихова. — Казань: КГТУ, 2009. — 139 с. (авторский вклад: Глава 1. §1, §2 — С.20-39. Глава 2. — С.57-104. — 4,1 п.л.)

2. Мелихов Г.В. Эксцентричный ум: путь философа (опыт антропологии сакрального) / Г.В. Мелихов. — Казань: Казан. ун-т, 2011. — 234 с. — 14,6 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Мелихов Г.В. Открытость Другому: опыт введения в феноменологическую этику Э.Левинаса (не без помощи Л.Бессона) / Г.В. Мелихов // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 149. Книга 5. — Серия Гуманитарные науки. — Казань: Казанский государственный университет, 2007. — С. 199-210. — 0,75 п.л.

2. Мелихов Г.В., Петрушин Е.С. Д.Зильберман о природе понимания в социальной антропологии (опыт проблемной реконструкции) / Г.В. Мелихов, Е.С. Петрушин // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 151. Книга 1. — Сер. Гуманитарные науки. Казань: Казанский государственный университет, 2009. — С.44-50. — 0,43 п.л.

3. Мелихов Г.В. Антропология сакрального: к характеристике предмета исследования / Г.В. Мелихов // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 152. Книга 1. — Серия Гуманитарные науки. — Казань: Казанский государственный университет, 2010. — С. 109-124. — 1 п.л.

4. Мелихов Г.В. Особая мысль: А. Пятигорский о трансцендентальном единстве философа и его философии / Г.В. Мелихов // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2011. — №1. — С.26-29. — 0,37

5. Мелихов Г.В. Сдвиг и осознавание: А. Пятигорский о философии одного переулка / Г.В. Мелихов // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 153. Книга 1. — Серия Гуманитарные науки. — Казань: Казанский государственный университет, 2011. — С.89-103. — 0,93 п.л.

6. Мелихов Г.В. Философствование как упражнение в осознавании: «перформативный текст» / Г.В. Мелихов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — Казань: КГУКИ, 2011. — №3. — С.4-7. — 0,5 п.л.

7. Мелихов Г.В. Плотин: путь к Единому / Г.В. Мелихов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2011. — № 7 (13): в 3-х ч. Ч. III. — С. 154-158. — 0, 6 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

1. Мелихов Г.В. «Наука о человеке»: условия осознания себя перед текстом (Пролегомены к чтению первого тома «Науки о человеке» В.И. Несмелова) / Г.В. Мелихов // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». — Казань: Издание Казанской епархии и Православного братства свт. Гурия Казанского, 1996. — С.128-136. — 0,56 п.л.

2. Мелихов Г.В. Средоточие мысли, или Еще один возможный Деррида / Г.В. Мелихов // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Часть 2. — Казань: КГУ, 1996. — С.112-129. — 1 п.л.

3. Мелихов Г.В. Декарт: философия как «положительное самоопределение» (единство теории познания и этики) / Г.В. Мелихов // Социально-экономические проблемы современности. Казань: КГУ, 1997. — С.79-83. — 0,31 п.л.

4. Мелихов Г.В. Добродетель осознания: в направлении к антропологии мышления / Г.В. Мелихов // Философская антропология: предмет, содержание и функциональная направленность. Материалы межвузовской научной конференции. — Казань: КГУ, 2001. — С.57-62. — 0,37 п.л.

5. Мелихов Г.В. Очерк философии сознания без субъекта / Г.В. Мелихов // Вестник научных трудов МГЭИ. Вып. 1.: Вопросы философии. — Нижнекамск, 2002. — С.33-60. — 1,68 п.л.

6. Мелихов Г.В., Мелихова Н.Н. За пределами «письма»: к вопросу о восприятии реальности «чужой» культуры в постмодернистской критической антропологии / Г.В. Мелихов, Н.Н. Мелихова // Перспективы развития современного общества. Материалы Всероссийской научной конференции. Часть 5. — Казань: Изд-во Казан. гос. техн. уни-та, 2004. — С.165-173. — 0, 35 п.л.

7. Мелихов Г.В. Социальная антропология как личностный миф: о двух образах знания и судьбе этнографа-постмодерниста / Г.В. Мелихов // Перспективы развития современного общества. Материалы Всероссийской научной конференции. Часть 5. — Казань: Изд-во Казан. гос. техн. уни-та, 2004. — С.173-182. — 0,56 п.л.

8. Мелихов Г.В. О феноменологии: Гуссерль, Хайдеггер и Шанкара / Г.В. Мелихов // Mixtura verborum’2005: тело, смысл, субъект. Сб. статей. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. — С.44-62. — 1,12 п.л.

9. Мелихов Г.В. Гендерные исследования как критика: особенности интеллектуальной позиции / Г.В. Мелихов // «Другой» в пространстве коммуникации. Сб. научных статей. — Казань: Изд. центр КГУ, 2007. — С.21-45. — 1,5 п.л.

10. Мелихов Г.В., Мелихова Н.Н. О случайных людях, преподавателях философии и концепции «высшего знания» в традиции тибетского буддизма / Г.В. Мелихов, Н.Н. Мелихова // Образование как пространство и время человеческого бытия. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. — С.89-101. — 0, 37 п.л.

11. Мелихов Г.В. Чуть в сторону, но все же в направлении к Василию Розанову: философия частного образа мысли / Г.В. Мелихов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. — 2007. — №2. — С.83-95. — 0,75 п.л.

12. Мелихов Г.В. Женское как «свое» и «другое»: вариации на темы философствования Л.Иригарей и Э.Левинаса / Г.В. Мелихов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. — 2008. — №1. — С.138-149. — 0,68 п.л.

13. Мелихов Г.В. Психогогика философствованием. Диалог о процессе, Платоне и осознавании / Г.В. Мелихов // Mixtura verborum´ 2008: небытие в маске: Сб. ст. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. — С. 105-128. — 1,43 п.л.

14. Мелихов Г.В. Пустое: к феноменологии интеллектуальной симуляции (крайне субъективные заметки) / Г.В. Мелихов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. — 2008. — №2. — С.148-159. — 0,56 п.л.

15. Мелихов Г.В. Сопричастность миру / Г.В. Мелихов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. — 2009. — №1. — С.3-11. — 0,56 п.л.

16. Мелихов Г.В. Время тишины / Г.В. Мелихов // Mixtura verborum´ 2010: Сб. ст. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2010. — C.207-213. — 0,37 п.л.

17. Мелихов Г.В. «То, что есть»: опыт историко-философской тематизации / Г.В. Мелихов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. — 2011. — №1. — С.89-107. — 1,12 п.л.