Научная тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЗА РУБЕЖОМ (В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ)»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Подготовка специалистов-исследователей концентрирует ценности  и смыслы культуры университетского образования, основанной на соединении традиций научного труда, ценностей познания и педагогической миссии сохранения и передачи культурного наследия. Анализ философских и культурологических дискуссий, ведущихся вокруг современных академических ценностей и университета как воплощения идеалов науки и образования, показывает, что на рубеже XX и XXI веков меняется не просто политическая или экономическая ситуация, стимулирующая  модернизационные процессы в образовании, но меняется сама форма организации академической жизни. Внедрение элементов корпоративного управления в структуру процессов подготовки и проведения исследований, организации педагогического процесса, ориентированных на иные системы ценностей, приводит к нарастанию напряжения, когда новая система управления сталкивается с естественными ограничениями возможностей контроля в отношении результатов и сроков научного исследования, гарантий его качества и добросовестности, отсутствием формальных критериев культурного значения тех или иных научных достижений.

На уровне миссии университета это противоречие может проявляться как необходимость примирить два противоречащих друг другу вектора развития - развития университета как предприятия, чей успех измеряется в количественных показателях (число студентов, количество патентов и инновационных предприятий,  с ним связанных,  и т.д.), и университета как центра культуры, сохраняющего традиции и ценности национального самосознания, научного мировоззрения и  критической рефлексии. Эти ценностные ориентации и отражают оппозицию «традиции-инновации», свойственную эволюции сложных социальных систем. Игнорирование любого из этих полюсов подвергает опасности особую роль университета в обществе. Выход, который видится специалистам образования и философам, заключается в том, что университет должен интегрировать обе этих возможности, сохраняя за собой возможность критической рефлексии и самодетерминации собственного пути развития, стимулируя инновации и поддерживая традиции.

2. Основные тенденции, которые характеризуют развитие мировой системы высшего профессионального образования, определяются сочетанием трех процессов - массовизации, маркетизации и интернационализации образования.

Тенденция превращения высшего образования в массовое явление обусловлена стремительным ростом числа рабочих мест в наукоемких секторах экономики, требующих более сложной и длительной подготовки, и имеет следствием пропорциональный рост масштаба исследовательских ступеней подготовки специалистов. Превращение высшего образования в массовый рынок услуг по организации доступа к знаниям и символическим статусным позициям ведет к необходимости адаптировать традиционные академические ценности и образцы коллегиальной самоорганизации научного сообщества к требованиям государственной бюрократической машины и процедурам бизнес-планирования и стратегического анализа. Во второй половине XX века нарастали тенденции подчинения организационной культуры и структуры университета целям и задачам конкуренции на рынке образовательных услуг, инновационных технологий и трансфера знаний в промышленность.

Термин «маркетизация» в области образования относится к внедрению практик свободного рынка в систему управления вузами. Маркетизация образования проявляется в том, что приоритеты вузов смещаются на экономические показатели. Маркетинговая логика приводит к тому, что университеты начинают позиционировать себя на рынке, дифференцируя свои отличительные черты от остальных вузов и закрепляя их в образовательных брэндах, среди которых складывается естественное разделение на три типа вузов:  исследовательские университеты, университеты подготовки по массовым профессиям, колледжи и технические школы.

Интернационализацию образования можно определить  как стратегию интеграции международных, межкультурных и глобальных перспективы в  процессы преподавания, научных исследований и управления высшим учебным заведением. Интернационализация высшего профессионального образования приводит к высокой трансграничной мобильности специалистов-исследователей и интенсивному процессу конвергенции мировых знаний,  диффузии идей, людей и ресурсов.

3. Докторанты и исследователи-стажеры выполняют три ключевых функции в сотрудничестве между университетами и промышленностью: во-первых, они выступают в качестве производителей нового знания в рамках научного творчества и системы разработки инноваций и технологий; во-вторых, способствуют распространению знаний в более широкой социальной среде; и, в-третьих, являются связующим звеном в конфигурации сетей партнерства между университетами и коммерческими предприятиями.

Тем самым подготовка специалистов-исследователей создает инфраструктуру инноваций как совокупность человеческого и социального капитала в рамках тех организаций, в которых они ведут свою деятельность, а также выполняет важные функции по созданию сообществ и сетей связей, состоящих из людей, способных создавать новое знание, воспринимать его и воплощать знания в технологии, служащие общественному благу и экономическому росту.

4. Под влиянием Болонских соглашений основной тенденцией, которая обнаруживается в большинстве стран Европы в сфере подготовки специалистов-исследователей, становится широкое введение структурированных программ обучения докторантов в рамках специально создаваемых школ. В европейской высшей школе, в отличие от американской, традиционно не было структурированной системы подготовки в докторантуре (аспирантуре). Если американские университеты еще в начале ХХ столетия создали широкую систему докторских программ, в которых обучение сочетало теоретические курсы с практическими исследованиями, то в Европе обучение в докторантуре предполагало индивидуальный подход: студент приобретал исследовательские навыки в процессе своей исследовательской работы под руководством опытных ученых.

5. Ключевыми социально-педагогические факторами успешности современных программ подготовки специалистов-исследователей  являются:

  • формирование универсальных/переносимых (т.е. сохраняющих свою ценность и вне контек­ста академических исследований) компетенций, в основе которых лежат навыки критического мышления, научной коммуникации, организации исследований и которые могут быть реализованы в любых сферах деятельности, где продолжает свое профессиональное развитие докторант (в том числе за пределами академической карьеры);
  • развитые возможности коммуникации между преподавателями, докторантами, студентами и привлеченными исследователями в рамках  разнообразных форм кооперации как формального, так и неформального плана. Процедуры участия в научных проектах за пределами вуза, кооперация со структурами бизнеса позволяет экстернализировать сложную совокупность неявных знаний, составляющих уникальную научную компетентность, которой обладает научная школа вуза, отдельная лаборатория или научная группа;
  • организация взаимодействия научного руководителя и докторанта, основанного не только на информационной, но и эмоциональной поддержке. Это предполагает развитие базовых психолого-педагогических навыков научного руководства, позволяющих рефлексивно оценивать с точки зрения эффективности и педагогической целесообразности те способы коммуникации, которые они используют в работе с докторантами.
Список опубликованных работ
а) в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов исследования:

1. Грибанькова А.А. Современная аспирантура: связь между университетом и промышленностью // Высшее образование в России.– 2011. – № 4. – С. 116-120.

2. Грибанькова А.А., Мямина М.А. Организация научных исследований в вузе и «менеджмент знаний» // Высшее образование в России. – 2011. – № 5. – С. 90-95.

3. Грибанькова А.А. Научное руководство аспирантами: социально-психологические аспекты // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 70-74.

4. Грибанькова А.А. Проблемы модернизации университетской системы подготовки исследователей: опыт Германии на фоне европейских реформ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2011. – № 4. – С. 30 - 35.

5. Грибанькова А.А., Мямина М.А. Трансформация организационной культуры университетского образования: от бюрократии к корпорации // Социология образования.– 2011. - №7. – С. 21-27.

6. Грибанькова А.А., Мямина М.А. Подготовка и издание публикаций результатов научной деятельности молодых исследователей в зарубежных вузах // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2011. - №2. – С.51-54.

7. Грибанькова А.А., Мямина М.А. Модернизация университетской системы подготовки научных кадров в Германии: опыт и проблемы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. – 2011. – № 1(15). – С. 19-23.

8. Грибанькова А.А. Публикация в международных журналах: интернациональный дискурс науки и проблемы подготовки молодых исследователей в зарубежных вузах // Наука и школа. – М.: Изд-во МПГУ. – 2011. – № 2. – С.17-20.

9. Грибанькова А.А. Организационная культура университетского образования и её эволюция в ХХ веке// Ученые записки Орловского государственного университета. – 2011. –№4. – С.402-407.

10. Грибанькова А.А. Психолого-педагогические факторы успешного взаимодействия научного руководителя и аспиранта// Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – №4.– С. 142-144.

11. Грибанькова А.А., Мямина М.А. Концепции менеджмента знаний и научные исследования в вузах // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2011. – №2. – С. 49-53.

12. Грибанькова А.А., Мямина М.А. Опыт и проблемы подготовки научных кадров в США//Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2011. – №.3 – С.194-200.

13. Грибанькова А.А. Серых А.Б. Подготовка исследователей к академической карьере: публикации в международных журналах//Философия науки. – 2011. – №9. – С. 145-151.

14. Грибанькова А.А. Организация подготовки специалистов-исследователей в США// Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия Педагогика. – 2011. – Т.3. – №2. – С. 61-67.

15. Грибанькова А.А. Серых А.Б. Современные подходы к стимулированию инноваций: роль аспирантов во взаимодействии вузов и предприятий// Вестник Российской академии естественных наук. – 2011. – Т. 11. – №3. – С. 129 – 132.

б) монографии:

16. Грибанькова А.А. Организационно-педагогическая система подготовки специалистов-исследователей в Западной Европе и США. –Калининград: Изд-во «Рыцарь», 2010. – 220 с.

17. Грибанькова А.А. Модернизация университетского образования: историко-культурные и философские основы. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – 77 с.

18. Грибанькова А.А. Современные тенденции в подготовке специалистов-исследователей за рубежом (в контексте исследования проблем модернизации образования). – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – 188 с.

в) учебно-методические пособия, научные статьи:

19. Грибанькова А.А. Современные зарубежные подходы к подготовке специалистов-исследователей в рамках обучения в аспирантуре // Материалы V всероссийской научно-практической конференции «PR в России: образование, тенденции, международный опыт» / Кубанский государственный технологический университет. – Краснодар, 2008. – С. 91- 94.

20. Грибанькова А.А. Роль аспирантов в укреплении сотрудничества университетов и предприятий // Материалы V всероссийской научно-практической конференции «PR в России: образование, тенденции, международный опыт» / Кубанский государственный технологический университет. – Краснодар, 2008. – С. 97- 99.

21. Грибанькова А.А. Базовые компетенции успешного написания и сопровождения процесса публикаций научной статьи в зарубежном журнале // Материалы региональной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – С. 77- 81.

22. Грибанькова А.А. Написание и сопровождение публикации научной статьи в зарубежном журнале: дискурсивные компетенции // Материалы региональной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – С. 89- 92.

23. Федоров Г.М., Грибанькова А.А., Мямина М.А. Сборник положений, регламентирующих деятельность управления послевузовского профессионального образования и диссертационных советов. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 27 с.

24. Федоров Г.М., Грибанькова А.А., Мямина М.А. Подготовка научно-педагогических кадров в Российском государственном университете имени Иммануила Канта. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 28 с.

25. Грибанькова А.А. Организация подготовки исследователей в вузах США // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. – С. 46-48.

26. Грибанькова А.А. Методологические проблемы трансформации высшего образования в современных условиях // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2011. – С. 49-52.

27. Грибанькова А.А., Мямина М.А., Лешкевич Н.В. Правила оформления и особенности написания кандидатской диссертации. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – 25 с.

28. Грибанькова А. А., Мямина М.А. Трансформация высшего образования в современных условиях // Химия и современное общество: сб. тез. докл. науч.-практ. конф. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – С 63-67.

29. Грибанькова А. А., Мямина М.А. Проблемы подготовки публикаций результатов научной деятельности молодых исследователей в зарубежных вузах // Химия и современное общество: сб. тез. докл. науч.-практ. конф. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – С 67-71.

30. Грибанькова А.А., Мямина М.А., Лешкевич Н.В. Аспирантура и докторантура. –Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – 21 с.

31. Грибанькова А.А., Мямина М.А., Лешкевич Н.В. Молодому исследователю. –Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. - 23 с.

32. Грибанькова А.А., Мямина М.А., Лешкевич Н.В. Защита кандидатской диссертации. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – 30 с.

33. Грибанькова А.А., Мямина М.А., Лешкевич Н.В. Основные образовательные программы послевузовского профессионального образования: требования и разработка. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. - 45 с.

34. Грибанькова А. А. Использование концепций менеджмента знаний для повышения эффективности научных исследований. // Химия и современное общество: сб. тез. докл. науч.-практ. конф. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – С 91-94.

35. Грибанькова А. А. Современные подходы к укреплению взаимодействия вузов и предприятий // Химия и современное общество: сб. тез. докл. науч.-практ. конф. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – С 94-97.

36. Грибанькова А.А. Основные тенденции развития мировой системы высшего профессионального образования // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. – Вып. 29. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – С. 30 - 33.

37. Грибанькова А.А. Университет как ресурс для подготовки высококвалифицированных кадров и создания инновационных технологий // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. – Вып. 29. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – С.33-36.

38. Грибанькова А.А. Функции университетов как центров науки и развития инновационных технологий // Проблемы педагогического образования: сб. научн. тр./ под ред. Е.А. Левановой. – Вып. 38. – М.: Изд-во МПГУ, 2011- С. 37-40.

39. Грибанькова А.А. Некоторые аспекты массовизации развития мировой системы высшего профессионального образования // Проблемы педагогического образования: сб. научн. тр./ под ред. Е.А. Левановой. – Вып. 38. – М.: Изд-во МПГУ, 2011- С. 25-27.