Методология управления знаниями содержательно характеризуется концептом «педагогический дизайн». Педагогический дизайн рассматривается фактором актуализации фонда дискурсов явного (формализованного) и скрытого (неформализованного) знания с целью использования активов в создании нового знания/новых знаний, включая процедуры формализации, апробации, экспертирования и тиражирования.
Институциональное проектирование ориентировано на создание новых институтов, осуществление трансформационных изменений существующих, организацию институциональных взаимодействий. Институциональное проектирование определяет основные методологические проекции модернизации образования.
Методологический алгоритм управления модернизацией системы образования характеризуется следующей последовательностью действий:
- определение проблемы/новации, требующей решения;
- выявление институтов, характеризующих проблемное поле;
- обоснование необходимости трансформации института/институтов или создание нового, как инструментов управления разрешением поставленной новой задачи;
- определение методологических подходов и принципов, характеризующих операциональный спектр «превращения» (формализации) стратегий в систему конкретных действий;
- анализ операционального вектора с целью выявления аспектов, требующих либо разработки новых методологических подходов (нового подхода), либо изменения классификационных характеристик и принципов в плане создания вариативной модели подхода или интеграционного комплекса подходов;
- анализ нормативно-правового поля, регламентирующего операционализацию новации/инициативы в соотношении со стратегическими приоритетами глобального, национального, регионального, локального или субъектного характера;
- анализ эволюции операционализационных стратегий как основы для проектирования обновленного или нового инструментария;
- методологическое проектирование институтов, обеспечивающих процедуру операционализации новации/инициативы, включая экспериментальную апробацию разработанных моделей, экспертирование, мониторинг результатов, модернизационные риски, трансакционные издержки, перспективы сетевых взаимодействий;
- формализация методологических институций на уровне теоретических моделей, обеспеченных проектной прикладной конкретизацией;
- составление матрицы стратегий/программ как содержательно-организационной основы управления модернизационными изменениями институциональной сферы образования, учитывая уровневую структуризацию системы;
- проектирование структуры управления реализацией стратегий/программ в условиях трансформаций и обновления институтов как неравновесной системы, используя форматы централизации и децентрализации управленческих воздействий и взаимодействий и контроля в обеспечении непрерывного совершенствования качества образования как целеполагающего ориентира модернизации;
- проектирование модели мониторинга реализации стратегий/программ и эффективной модели управления.
2. Концептуальная модель институционального управления модернизацией современной системы образования России, реализующая функции:
- управления становлением и развитием национальной инновационной системы образования РФ;
- операционального обеспечения государственной институциональной политики качества в области модернизационного развития образования;
- определения приоритетов институционального проектирования, обеспечивающего инновационное развитие образования как базового сектора экономики;
- координации институциональных взаимодействий, используя механизм инновационных образовательных кластеров с целью постоянного повышения качества образования;
- интеграции институтов локального уровня, структур, сетевых институциональных полиструктур в глобальную систему образования, стимулируя конкуренцию в области инноваций, мотивируя инновационное поведение субъектов в секторе генерации знаний.
Процессуальная организация модели определяет ее адаптивность, стратегическую и тактическую вариативность, вовлечение в модернизацию образования личности, общества, бизнеса, науки, культуры и государства.
3. Методологические принципы определения модернизации как объекта управления. Рассмотрение проблемного поля исследований РАО позволило установить, что базовые принципы генерации знаний и обеспечения фундаментализации взаимосвязаны, как субъект-объектные ориентиры модернизации. Управление модернизацией образования характеризуется синергией процессов генерации информации и фундаментализации. Процесс генерации знаний обусловливает субъектность разработок, процесс фундаментализации обеспечивает универсализацию концептуальных моделей в плане применения для решения конкретных практических задач.
4. Императив инновационного развития как методологической основы модернизации актуализирует адаптацию методологических характеристик современной инновационно-ориентированной экономики к сфере образования, рассматриваемой инновационно-образовательным сектором экономики России.
Императив инновационного развития характеризует субъектно-ориентированная методология модернизации, целеориентированная на постоянное совершенствование качества образования, используя: методологию Форсайта, основанную на обобщении экспертных позиций; методологию формирования интеллектуального капитала как основы, обеспечивающей устойчивое развитие современного образования; методологию развития творческих способностей субъектов образования, используя ресурс педагогических технологий; субъектно-ориентированную методологию, обеспечивающую интеграцию модернизационных процессов, ориентированных на постоянное совершенствование качества образования.
5. Концепты инновационного плана, характеризующие содержание, модели и технологии феномена «модернизационный комплекс науки и практики». Инновация выступает в качестве формализованного методологического процесса, который на практике реализуется в инновационный проект. Процесс и проект неразделимы, так как инновационность концепта обусловливает необходимость разработки инновационных технологий, проектируемых в плане детализации концепта.
Методологический концепт «комплексная модель науки и практики» определяет процедуру синтеза процессуальной характеристикой институциональной методологии управления современным образованием в условиях модернизации.
6. Метатеория институционализации, основанная на методологии определения и оформления концепта, рассматриваемого универсальным кодом, декодирование которого есть процесс раскрытия и развития индивидуального, единичного, личного на основе и в контексте особенного и всеобщего.
Концепт «институционализация современной системы образования» определяется в качестве интегрального, смысловое поле теоретических построений которого характеризуют концепты «инновационное качество», «технологии обучения/воспитания», «идеология культуры». Предпосылками становления метатеории институционализации выступают процессы глобализации, расширения информационного пространства, интенсификации коммуникативных взаимодействий представителей разных культур.
Базовый принцип метатеории - полиструктурность, обеспечивающая полиструктурную организацию образовательной системы, образуя реальные или виртуальные кластеры, характеризуя процесс децентрализации управления.
7. Теория процесса управления образованием в условиях модернизации, представляющая собой модель стратегий/тактик развития образования, организующих блоки-уровни:
- методологии целеполагания - признак системно-синергетической динамики институционализации теории, ориентированной на формирование стратегического инновационно-образовательного сектора экономики России;
- структуры - признак концептуализации, осуществляющей интеграцию векторов совокупности процессов, содержательно характеризуемых стратегиями развития современного образования, обеспечивая сохранение целостности модели посредством определения базовых концептов;
- декомпозиции на подпроцессы комплекса взаимосвязанных процессов управления развитием образования, управления институционально-организованными образовательными системами, управления модернизационными рисками, характеризуя признак адаптивности идеальной модели теоретического конструкта процессов к практике функционирования и развития уровневой организации системы образования РФ. Спектр подпроцессов вариативен, динамичен и включает актуальные направления модернизационных преобразований. Полученный на выходе процесса, как комплекса подпроцессов, результат рассматривается критериальным показателем эффективности управления, обусловливая последующий выбор подпроцессов (базового процесса) на входе.
Структурным компонентом теории процесса управления является проектная модель Центра прогнозирования развития образования, создание которого на основе принципа институционализации обеспечит проведение единой государственной политики модернизации образования России в условиях взаимодействия науки и практики образования, всех ветвей власти и общества, а также проектирование и реализацию модернизационных трансформаций сферы образования.
8. Методологические характеристики модернизации образования, а именно:
- концепт «образование как общественное благо», выступающим основой формирования правового поля развития образования России;
- концепт «гармонизация взаимодействий и взаимоотношений культуры и общества», выступающим основой сохранения исходного состояния культуры и исходного состояния общества как равнозначных статусных объектов реальности в формате трансформационных процессов глобализации и глокализации, имея в виду, что состояние культуры есть основа развития общества, исходное состояние общества суть развития культуры;
- концепт «прогнозирование развития образования», выступающим методологической, теоретической и теоретико-практической основой разработки программ, проектов, образовательных инициатив и т.п., организующих институциональную систему индикативного планирования развития образования России.
9. Теория сетевой интеграции образовательных систем, структур и организаций, элементами которой являются базовые концепты: сетевой образовательный инфраструктурный комплекс; управление сетевыми организационными структурами, представленное многокомпонентной моделью, включающей - управление ресурсами, управление отношениями между партнерами, управление изменениями, управление инвестициями, управление рисками. В качестве основы управления сетевой организацией выступает постоянный мониторинг эффективности функционирования сети. Сетевой подход в управлении модернизацией образования России обусловливает сочетание вертикальной сетевой организации (уровень стратегического управления) и горизонтальной, обеспечивающей концентрацию деятельности организации на приоритетных областях и технологиях, усиливая внутрисетевую и межсетевую конкурентоспособность, актуализируя создание конкурентно-значимых проектов.
10.Методологический регулятив модернизации образования, регламентирующий государственную политику в сфере инноваций, реализация которых представлена в формате стратегии. Стратегическим лидером, осуществляющим инициацию модернизации, определен Центр инновационного прогнозирования развития образования, в структуре которого предусмотрены Центры прогнозирования развития образования, здравоохранения, энергетики и т.д. Разработанные в рамках центров стратегии выступают основой стратегического проектирования и управления национальной инновационной системой.
Определены концепты государственно-общественного управления модернизацией современного образования, а именно: институционализация в условиях трансформаций объективной и субъективной реальности; интеграция как основа обеспечения целостности и системности институтов в постоянно меняющемся социуме; инвестиции, рассматриваемые фактором успешности реализации стратегии модернизации в России.
Разработана модель государственно-общественного управления процессом модернизации современного образования, представленная блоками:
- институционально-организованной системы государственно-частного партнерства;
- институционально-организованной стратегии долгосрочного прогнозирования развития образования, используя инструментарий Форсайт-проектов;
- сетевой организации образовательных и исследовательских программ, позволяя гибко реагировать на изменения социально-экономической и образовательной реальности.
1.Гапонюк, П.Н. Институциональная методология управления модернизацией современной системы образования [Текст] / П.Н. Гапонюк. – Москва: «Вузовская книга», 2011. – 416 с. (26,0 п.л.).
2.Гапонюк, П.Н. Методология модернизации современной системы образования [Текст] / П.Н. Гапонюк. – Москва: «Вузовская книга», 2010. – 224 с. (14,0 п.л.).
3.Гапонюк, П.Н. Методология управления образованием в условиях модернизации [Текст] / П.Н. Гапонюк. – Москва: «Вузовская книга», 2011. – 192 с. (12,0 п.л.).
Статьи, опубликованные в журналах согласно списку ВАК:
4.Гапонюк, П.Н. Государственное регулирование процессов подготов¬ки специалистов с высшим профессиональным образованием [Текст] / П.Н. Гапонюк // Экономиче¬ские науки. – 2007. - № 9(34). – С. 383-385. (0,3 п.л.).
5.Гапонюк, П.Н. Государственные программы как инструмент управления качеством подготовки специалистов в высшей школе [Текст] / П.Н. Гапонюк // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2011. - № 6 (85). – С. 3-12. (0,6 п.л.).
6.Гапонюк, П.Н. Коммуникация как основа современных технологий подготовки специалистов в условиях модернизации образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Образование и саморазвитие. – 2011. - № 4(26). – С. 41-48. (0,6 п.л.).
7.Гапонюк, П.Н. Концептуальные основы модели культурно-информационной среды подготовки специалистов в условиях модернизации профессионального образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. –2011. - № 6. - С. 145-153. (0,7 п.л.).
8.Гапонюк, П.Н. Концепция внутривузовского управления качеством [Текст] / П.Н. Гапонюк // Научно-практический журнал «Вестник АКСОР». – 2011. - № 2. – С. 63-66. (0,4 п.л.).
9.Гапонюк, П.Н. Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузовского обучения [Текст] / П.Н. Гапонюк // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2011. - № 8 (87). – С. 57-67. (0,6 п.л.).
10.Гапонюк, П.Н. Опережающие технологии обучения в системе довузовской подготовки [Текст] / П.Н. Гапонюк // Педагогика. - 2011. - №9. – С. 119-122. (0,3 п.л.).
11.Гапонюк, П.Н. Понятийный аппарат менеджмента качества [Текст] / П.Н. Гапонюк // Образование и саморазвитие. – 2011. - № 3(25). – С. 30-36. (0,6 п.л.).
12.Гапонюк, П.Н. Профессиональное самоотношение как модель социального развития личности [Текст] / П.Н. Гапонюк // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Том 13, номер 2(4). - С. 775-780. (0,6 п.л.).
13.Гапонюк, П.Н. Стратегия модернизации института опережающей довузовской подготовки как модели непрерывного образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Педагогика. - 2011. - №8. – С. 122-124. (0,3 п.л.).
14.Гапонюк, П.Н. Теоретико-методологические предпосылки развития культурологического подхода [Текст] / П.Н. Гапонюк // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. - № 7. - С. 15-23. (0,7 п.л.).
15.Гапонюк, П.Н. Формирование человеческого капитала нации как проблема обеспечения качества института образования в условиях модернизации [Текст] / П.Н. Гапонюк // Педагогика. - 2011. - №5. – С. 22-26. (0,8 п.л.).
16.Гапонюк, П.Н. Функционирование и развитие образования как социально-экономической системы в условиях модернизации [Текст] / П.Н. Гапонюк // Педагогика. - 2011. - №7. – С. 24-29. (0,6 п.л.).
17.Гапонюк, П.Н. Этапы развития теории менеджмента качества [Текст] / П.Н. Гапонюк // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. - № 8. - С. 49-57. (0,7 п.л.).
Научные статьи и тезисы, опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках:
18.Гапонюк, П.Н. Актуализация проблемы государственного регулирования высшего образования: социально-экономический аспект [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 5. Подготовка специалистов: управленческий аспект. – Ростов н/Д: изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - С. 3-14. (0,7 п.л.).
19.Гапонюк, П.Н. Государственная политика в образовательной сфере / П.Н. Гапонюк // Ученые записки Института проблем образования Азербайджанской Республики. - 2011. - № 2. - С. 9-17. (0,7 п.л.).
20.Гапонюк, П.Н. Государственная политика качества в сфере образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // «Tədris prosesinin təkmilləşdirilməsinin pedaqoji-psixoloji probleməri» məvzusunda Beynəlxalq elmi konfransin materiallari. 27-28 iyun 2011-ci il. – Baki: Mütərcim, 2011. - С. 52-54. (0,2 п.л.).
21.Гапонюк, П.Н. Государственное регулирование подготовки кадров в системе профессионального образования России [Текст] / П.Н. Гапонюк // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов ХХХ международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. (0,6 п.л.).
22.Гапонюк, П.Н. Концептуальная модель внутривузовского управления качеством образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 3. Управление качеством современного образования. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 55-62. (0,4 п.л.).
23.Гапонюк, П.Н. Концептуальная модель воспитания в Школе-студии [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: теория и практика проектирования развития образовательных систем. Вып. 1. Вариативные модели воспитания в муниципальном образовательном пространстве. – Ростов н/Д: Изд-во «Ирбис», 2006. – С. 24-29. (0,4 п.л.).
24.Гапонюк, П.Н. Концепция и программа воспитания Центра детского творчества [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: теория и практика проектирования развития образовательных систем. Вып. 2. Вариативные модели проектов развития образовательных учреждений системы дополнительного образования детей. – Ростов н/Д: Изд-во «Ирбис», 2006. – С. 39-55. (1,1 п.л.).
25.Гапонюк, П.Н. Концепция и программа развития культурно-образовательного центра естественнонаучного образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: теория и практика проектирования развития образовательных систем. Вып. 3. Вариативные модели концепций и программ развития муниципальных образовательных учреждений. – Ростов н/Д: Изд-во «Ирбис», 2006. - С. 30-35. (0,4 п.л.).
26.Гапонюк, П.Н. Концепция и программа развития ресурсного центра социально-экономического профиля обучения [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: теория и практика проектирования развития образовательных систем. Вып. 3. Вариативные модели концепций и программ развития муниципальных образовательных учреждений. – Ростов н/Д: Изд-во «Ирбис», 2006. - С. 8-16. (0,6 п.л.).
27.Гапонюк, П.Н. Методология проектирования системы управления качеством образования в современном вузе [Текст] / П.Н. Гапонюк, Н.К. Карпова // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 4. Управление качеством: этапы развития, прогнозирование, концептуализация. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 3-18. (0,8 п.л., авторский вклад – 0,4 п.л.).
28.Гапонюк, П.Н. Менеджмент качества: категориальный аспект [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 3. Управление качеством современного образования. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 35-43. (0,5 п.л.).
29.Гапонюк, П.Н. Модель конкурсного отбора вузов для реализации государственного задания на обучение специалистов с высшим профессиональным образованием [Текст] / П.Н. Гапонюк. - М.: Стандартинформ, 2007. (0,8 п.л.).
30.Гапонюк, П.Н. Необходимость государственного регулирования высшего образования: социально-экономический аспект [Электронный ресурс] / П.Н. Гапонюк // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 3. [Режим доступа - http://paedagogia.ru/2010/39-03/149-gaponyuk] (0,7 п.л.).
31.Гапонюк, П.Н. Образование как социально-экономическая система [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 1. Современное образование: информатизация и управление. – Ростов н/Д: Изд-во «Ирбис», 2006. – С. 3-12. (0,6 п.л.).
32.Гапонюк, П.Н. Общая характеристика и принципы формирования государственного задания на обучение специалистов с высшим профессиональным образованием [Текст] / П.Н. Гапонюк. - М.: Стандартинформ, 2006. (0,9 п.л.).
33.Гапонюк, П.Н. Проблемы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 5. Подготовка специалистов: управленческий аспект. – Ростов н/Д: изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - С. 22-39. (1,1 п.л.).
34.Гапонюк, П.Н. Развитие непрерывного образования как личностно-ориентированной системы [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: стратегии, методология и технологии развития современного образования. Вып. 2. Вариативные модели подготовки специалистов. – Ростов н/Д: Изд-во «Ирбис», 2007. - С. 3-35. (2,0 п.л.).
35.Гапонюк, П.Н. Развитие современного вуза в контексте концепции управления качеством [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 4. Управление качеством: этапы развития, прогнозирование, концептуализация. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 30-40. (0,6 п.л.).
36.Гапонюк, П.Н. Состояние и особенности подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 1993-2007 гг. [Электронный ресурс] / П.Н. Гапонюк // Журнал научно-педагогической информации. 2009. № 2. [Режим доступа - http://paedagogia.ru/2009/76-02/147-gaponyuk] (1,1 п.л.).
37.Гапонюк, П.Н. Становление системы непрерывного образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: стратегии, методология и технологии развития современного образования. Вып. 1. Методологические основания развития профессионального образования. – Ростов н/Д: Изд-во «Ирбис», 2007. - С. 3-28. (1,5 п.л.).
38.Гапонюк, П.Н. Теоретико-методологические предпосылки развития опережающего образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: стратегии, методология и технологии развития современного образования. Вып. 9. Опережающее образование: методология и технологии. – Ростов н/Д: изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - С. 3-14. (0,7 п.л.).
39.Гапонюк, П.Н. Управление качеством подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 4. Управление качеством: этапы развития, прогнозирование, концептуализация. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 48-58. (0,6 п.л.).
40.Гапонюк, П.Н. Формирование человеческого капитала в условиях становления информационного общества как проблема обеспечения качества образования [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 3. Управление качеством современного образования. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 23-34. (0,7 п.л.).
41.Гапонюк, П.Н. Функции образования как социально-экономической системы [Электронный ресурс] / П.Н. Гапонюк // Журнал научно-педагогической информации. 2009. № 1. [Режим доступа - http://paedagogia.ru/2009/74-01/146-gaponyuk] (1,3 п.л.).
42.Гапонюк, П.Н. Этапы развития менеджмента качества [Текст] / П.Н. Гапонюк // Модернизация образования: управление развитием современного образования. Вып. 4. Управление качеством: этапы развития, прогнозирование, концептуализация. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - С. 19-29. (0,6 п.л.).