Научная тема: «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОРМ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. К концептуальным основаниям, относящимся к проблеме проектирования и реализации педагогических норм дидактического и нормативного характера в системе непрерывного профессионального образования в цепочке «профильная школа - учреждения системы НПО, СПО и ВПО» в данной работе отнесены: а) три методологических подхода (системный, деятельностный, квалитологический в аспекте философии норм); б) ряд концепций (постиндустриального общества, педагогических инноваций, фундаментализации профессионального образования и его непрерывности, многомерности при диагностике, опережающей подготовки специалистов с учетом особенностей современной НТР, управления и согласованности норм качества образования во всех звеньях непрерывного профессионального образования, обновляемости норм его качества и их диагностичности, репрезентативности педагогических экспериментов по внедрению педагогических норм); в) ряд педагогических теорий по философским, социологическим и психолого-педагогическим проблемам профессионального образования и его качества (о педагогическом проектировании, таксономии целей профессионального образования, педагогических измерениях, компетентностном подходе, стандартологии в сфере образования).
  2. Статус педагогической нормологии должен учитывать базовые требования науковедения: существование собственного объекта исследования (в других разделах педагогики специально нормирование в сферах образования не рассматривается); наличие предыстории; разработку собственного понятийно-терминологического аппарата; учет специфики проблематики (изучаются отношения системы «Человек-общество» в сфере образования нормативного характера в современный период); создание собственной теоретической базы исследования (квалиметрическое анкетирование, тестирование); верификацию результатов педагогических экспериментов (на основе методов математической статистики и новых математических моделей).
  3. Теоретико-методологической базой педагогической нормологии в сфере профессиональной педагогики является комплекс принципов дидактики, квалитологии образования и педагогической квалиметрии: управления качеством непрерывного профессионального образования; опережающей подготовки специалиста с учетом особенностей современной НТР; преемственности и согласованности систем норм качества образования в различных типах образовательных учреждений; иерархичности педагогических норм; репрезентативности и др. (всего обосновано 12 принципов). Предложенная концептуальная модель педагогической нормологии учитывает нормативные акты в сфере Российского образования, федеральные ГОС 3-го поколения, таксономические модели обучения, квалификационные требования к специалистам. Квалитативная технология проектирования педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования включает следующие компоненты: а) концепцию теории педагогических норм; б) аксиоматику и принципы образовательной нормологии; в) алгоритмы проектирования и педагогической экспертизы образовательных норм; г) методику идентификации нормативных знаний и профессиональных компетенций; д) конструирование образовательных квалитаксонов; е) математические модели для обработки результатов исследований; ж) идентификацию профессиональных компетенций будущих специалистов на основе тезаурусного и квалиметрического подходов.
  4. Показано, что проектирование педагогических норм на любом уровне (школа, вуз, магистратура и т.д.) необходимо проводить в несколько этапов: 1-й - обоснование целей подготовки по определенному направлению; 2-й - выбор модели обучения; 3-й - соотнесение классификатора знаний, способностей и компетенций с требованиями ФГОС образовательных учреждений; 4-й - выбор технологии обучения (проблемный, модульный, креативный и т.п.); 5-й - обоснование средств диагностики; 6-й - проведение репрезентативного педагогического эксперимента с использованием методов математической статистики для обработки результатов экспериментов.
  5. Обоснование нормативных требований к обучающимся на основе методологий образовательной квалитологии, педагогической квалиметрии и компетентностного подхода способствует повышению качества подготовки будущих специалистов в учреждениях профессионального образования разного типа (НПО, СПО, ВПО, магистратура), а также в профильных классах общеобразовательной школы. Применение системно-квалитативного подхода позволит оптимизировать количество нормативных знаний и нормативных компетенций к обучающимся, в том числе с учетом ЕГЭ, ФГОС и т.п.; определить рейтинг обучающихся и скорректировать содержание учебно-воспитательного процесса: научно обосновать содержание нормативных требований к обучающимся; разработать валидный и надежный инструментарий (анкеты, тесты); создать новые математические модели для обработки результатов эксперимента. Вышеперечисленное составляет предмет педагогической нормологии и определяет ее статус в структуре педагогических наук.
  6. Квалитативная технология проектирования и реализации педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования должна включать в себя: обоснование цели подготовки будущих специалистов; разработку инструментария для проведения мониторинговых исследований, которые позволят своевременно корректировать учебные планы, образовательные программы; реализацию балльно-рейтинговых систем; разработку методического обеспечения учебно-воспитательного процесса с учетом специфики типа профессионального учебного заведения; диагностику нормативных знаний и профессиональных компетенций на основе традиционных и тестовых технологий.
Список опубликованных работ
I.Научные статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК Минобразования РФ для публикации основных научных результатов на соискание ученой степени доктора наук

1.Любимова, О.В. К вопросу о статусе педагогической нормологии / О.В.Любимова, В.С. Черепанов // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО, 2007. – №3(45). – С.3-6. (авт. 1/2)

2. Любимова, О.В. Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики/ О.В.Любимова, В.С. Черепанов // Знание. Понимание. Умение, 2007. – №4. – С.53-56. (авт. 1/2)

3.Любимова, О.В. Основные направления развития образовательной нормологии / О.В.Любимова, В.С. Черепанов // Сибирский педагогический журнал, 2007. – №10. − С.12-15. (авт. 1/2)

4.Любимова, О.В. Методика проектирования учебных квалитаксонов // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО, 2008. – № 2(50). – С.105-109.

5. Любимова, О.В. Нормативный подход к содержанию технологических знаний в системе профессионального образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО, 2008. –№ 9(57). – С.51-57.

6. Любимова, О.В. Методика проектирования дидактических квалитаксонов // Сибирский педагогический журнал, 2008. – №9. − С.59-63.

7. Любимова, О.В. Технологические знания учащихся: проблемы нормирования, формирования и диагностики // Сибирский педагогический журнал, 2008. – №11. – С.340-347.

8. Любимова, О.В. О разработке модели структуры нормативных знаний // Казанский педагогический журнал, 2008.- №12. – С.28-33

9. Любимова, О.В. Актуальные проблемы квалиметрии высшей профессиональной школы / О.В.Любимова, В.С. Черепанов //Образование и наука. № 6 (63), 2009. – С.36-42. (авт. 1/2)

10. Любимова, О.В. Использование классификатора нормативных знаний при изучении школьного курса биологии // Наука и школа, 2008. −№4. – С.5-6.

11. Любимова, О.В. Методика составления нормативных тестовых заданий для школьных дисциплин // Наука и школа, 2008. −№9. – С.8-10.

12. Любимова, О.В. Таксономические модели нормативных знаний обучаемых // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. №4(38), 2009. –С.176-179.

13. Любимова, О.В. О некоторых способах формирования и диагностики нормативных профессиональных компетенций // Вестник Томского государственного университета, № 327, 2009. – С.181-184.

14. Любимова, О.В. Педагогическое нормирование: концептуально-программный подход // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, №3, 2009. – С.370-373.

15. Любимова, О.В. Таксономические модели нормативных знаний специалиста // Вестник Ижевского государственного технического университета, №1 (41), 2009. – С.163-165.

16. Любимова, О.В. Универсальные и ключевые компетенции – основа нормативных требований к специалисту // Вестник Ижевского государственного технического университета, №2 (42), 2009. – С.184-186.

17. Любимова, О.В. Нормативное образование и технологические знания // Высшее образование сегодня, №4, 2010. – С.42-44.

18. Любимова, О.В. Компетенции в профессиональном образовании: проблемы идентификации, нормирования и диагностики // Вестник Ижевского государственного технического университета, №1 (45), 2010. – С.170-172.

19. Любимова, О.В. Методика обработки результатов диагностики компетенций // Вестник Ижевского государственного технического университета, № 3 (47), 2010. – С.177 – 180.

20. Любимова, О.В. О нормативной обученности учащихся профильной школы // Профильная школа, №5 (44), 2010. – С.55 – 58.

21. Любимова, О.В. Технологические знания: проблемы содержания и диагностики // Вестник Ижевского государственного технического университета, №1 (49), 2011. – С.165-167.

II.Монографии

22. Любимова, О.В. Нормирование в педагогике: концептуально-программный подход: монография / О.В.Любимова, В.С.Черепанов. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. – 80 с. (4,7 п.л., авт. 2,8 п.л.)

23. Любимова, О.В. Основы педагогической когнитологии и образовательной нормологии: монография / О.В.Любимова, Т.А.Снигирева. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. – 124 с. (7,2 п.л., авт. 3 п.л.)

24. Любимова, О.В. Основы образовательной стандартологии и нормологии: монография / О.В.Любимова, О.Ф.Шихова. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. – 184 с. (10,7 п.л., авт. 5 п.л.)

25. Любимова, О.В. Остаточные и пороговые знания: концептуально-нормативный подход: монография / О.В.Любимова, Ю.Г.Кислякова. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. – 140 с. (8,1 п.л., авт. 3,2 п.л.)

26. Любимова, О.В. Основы квалиметрии нормативных профессиональных компетенций: монография. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. – 144 с. (8,4 п.л.)

27. Любимова, О.В. Методы проектирования образовательных квалитаксонов: монография. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. – 68 с. (4,0 п.л.)

28. Любимова, О.В. Ключевые компетенции: вопросы идентификации, нормирования и диагностики: монография.– Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. – 116 с. (6,7 п.л.)

29. Любимова, О.В. Нормативные профессиональные компетенции: проблемы содержания и диагностика. – Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 248 с. (11 п.л.)

III.Статьи в научных журналах, сборниках научных трудов

30. Любимова, О.В. Особенности диагностики «пороговых знаний» обучаемых // Сб. тр. «Проблемы квалиметрии образования и дидактической тестологии». – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. – С.46-48.

31. Любимова, О.В. Технология диагностики «пороговых знаний» и «порогового уровня обученности» абитуриентов // Педагогические измерения, №1. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. – С.55-60.

32. Любимова, О.В. Научное наследие С.И.Архангельского – фундамент современной квалитологии образования / О.В. Любимова, В.С.Черепанов // Сб. науч. тр., посвященных 100-летию со дня рождения С.И.Архенгельского. – М.: Изд-во МПГУ, 2010. (авт. 1/2)

33. Любимова, О.В. О проектировании образовательных норм на основе тезаурусного, компетентностного и квалиметрического подходов // электр. ж-л Волг ГПУ «Грани познания», 2011.

34. Любимова, О.В. Методика кредитной оценки нормативных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений: материалы 8-х Есиповских чтений: Глазов: Изд-во ГГПИ им. В.Г. Короленко, 2011.

IV.Статьи в материалах научных конференций

35. Любимова, О.В. Диагностика порогового уровня обученности в системе «школа-вуз» // Материалы XXIV научно-метод. конф. ИжГТУ. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. – С.50-52.

36. Любимова, О.В. О тестовой диагностике системности знаний по биологии // Развитие тестовых технологий в России: материалы VI Всероссийской научн.- метод. конф. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2004. – С.157-158.

37. Любимова, О.В. Теория педагогических норм в структуре педагогических наук // Инновации в профессиональном и технологическом образовании: Материалы региональной научно-метод. конф. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2007. – С.67-70.

38. Любимова, О.В. К вопросу о разработке «нормативных знаний» в сфере образования // Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования: Сб. материалов Всерос. науч. - практ. конф. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2007. – С.107-109.

39. Любимова, О.В. Классификатор нормативных знаний социального значения // Научный потенциал – современному АПК: материалы Всерос. научн. - практ. конф. – Ижевск: Изд-во ФГОУ ВПО ИжГСХА, 2009. – С.183-186.

40. Любимова, О.В. Об использовании инновационных технологий при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании: материалы XVI Всерос. научн. – практ. конф. - Екатеринбург: ФГАО ВПО «Рос. гос. проф. – пед. ун-т», 2010. – С.107-109.

41. Любимова, О.В. О понятийно-терминологическом аппарате компетентностного подхода в профессиональном образовании // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сб. докл. междунар. научной заочной конф. Т.1. Педагогические науки. Кн. II. – Липецк: Изд. центр «Де-факто», 2010. – С.104-105.

42. Любимова, О.В. Методологические проблемы реализации компетентностного подхода в образовании // Модернизация России: наука, образование, высокие технологии: Тезисы выступлений участников II Всерос. конф. по науковедению. – М.: МПГУ, 2010. – 263-265.

43. Любимова, О.В. К вопросу о классификаторе компетенций бакалавров // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы Всерос. науч. – метод. конф. – Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2010. – С.67-69.

44. Любимова, О.В. О математическом аппарате компетентностного подхода в профессиональном образовании / О.В.Любимова, Е.Г.Булатова // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы Всерос. науч. – метод. конф. – Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2010. – С.80-81 (авт. 1/2)

45. Любимова, О.В. Некоторые особенности квалитативной технологии проектирования нормативных компетенций / О.В.Любимова, В.С.Черепанов // «Педагогическое образование: вызовы XXI века», юбилейная междун. науч. - практ. конф.. – М.: Изд-во МПГУ, 2010. (авт. 1/2)

46. Любимова, О.В. О методике оценивания сформированности нормативных компетенций // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. 16-й Всерос. науч. – практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2010. – С.250-251.

47. Любимова, О.В. К методике оценивания сформированности компетенций: материалы 2-й междунар. конф. (Перм. ГУ, 1-3 декабря 2010 г.)

48. Любимова, О.В. Математические модели распределения кредитов при проектировании основных образовательных программ: материалы междун. науч. – практ. конф. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2011.

49. Любимова, О.В. К вопросу определения рейтинга специалиста в компетентностном формате // Пути внедрения идей компетентностного подхода в образовательную практику вуза: материалы межвуз. науч. – метод. сессии УдГУ – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2011. – С.62-64.

50. Любимова, О.В. Ключевые компетенции – основа компетентности специалиста // Пути внедрения идей компетентностного подхода в образовательную практику вуза: материалы межвуз. науч. – метод. сессии УдГУ – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2011. – С.65-68.

IV. Учебные пособия, методические разработки

51. Любимова, О.В. Введение в экспериментальную педагогику / О.В.Любимова, В.С. Черепанов: учеб. пособие. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. – 88 с. (5 п.л., авт. 1 п.л.)

52. Любимова, О.В. Технология диагностики «пороговых знаний» обучаемых на основе квалиметрического подхода / О.В.Любимова, В.С. Черепанов: методическое пособие.- М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2006. – 52 с. (2,8 п.л., авт. 2,5 п.л.)

53. Любимова, О.В. Технологические знания: нормативный подход педагогику / О.В.Любимова, В.С. Черепанов: учеб. пособие. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. – 72 с. (4,2 п.л., авт. 1 п.л.)

54. Любимова, О.В. Проектирование дидактических квалитаксонов: методическое пособие. – Ижевск: Изд-во ИжГСХА, 2009. – 56 с. (3 п.л.)