- методологическом, позволяя объяснить цели, задачи и стратегические направления развития современного иноязычного образования в высшей школе;
- теоретическом, определяя совокупность понятий, закономерностей и принципов формирования культуры лингвосамообразования студентов;
- практическом, обеспечивая разработку методики формирования культуры лингвосамообразования студентов при обучении иностранному языку в высшей школе.
2. Культура лингвосамообразования представляет собой интегративное личностное образование, включающее мотивационный (совокупность устойчивых мотивов, ценностное отношение к лингвосамообразованию), когнитивный (совокупность лингвосамообразовательных знаний), процессуальный (совокупность умений лингвосамообразовательной деятельности) и результативный (личностные качества и способности) компоненты, и определяющее высокий уровень способности и готовности к непрерывному лингвосамообразованию.
3. Методологической стратегией формирования культуры лингвосамообразования студентов при обучении иностранному языку в высшей школе является интегративно-акмеологический подход, основанный на теоретическом синтезе взаимодополняющих подходов: системного, синергетического, субъектно-деятельностного, культурологического, объединённых в единую методологическую систему, и соответствующий современному целеполаганию - развитию личности обучающегося, и требованиям достижения междисциплинарного, интегративного результата иноязычного образования в высшей школе.
4. Ядро концепции формирования культуры лингвосамообразования студентов при обучении иностранному языку в высшей школе составляет комплекс принципов, отражающих внешние и внутренние закономерности исследуемого процесса:
- ориентированность иноязычного образования на развитие личности обучающегося; соответствие содержания иноязычного образования современным требованиям развития общества; оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса в высшей школе; рациональное применение современных методов и средств обучения; соответствие результатов иноязычной подготовки требованиям сферы профессиональной деятельности, обеспечения конкурентоспособности выпускников вуза.
- принцип гуманизации, непрерывности, вариативности, интеграции, коммуникативности, отражающие основные требования к организации процесса формирования культуры лингвосамообразования студентов при обучении иностранному языку в высшей школе;
- принцип целенаправленного стимулирования лингвосамообразовательной деятельности на основе субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; субъектности обучающегося, предполагающей его становление субъектом лингвосамообразовательной деятельности; рефлексии студента, формирующей диагностическую основу формирования культуры лингвосамообразования. Данные специальные принципы, детерминированные атрибутивными (внутренними) закономерностями, раскрывают особенности формирования культуры лингвосамообразования студентов при обучении иностранному языку в высшей школе и позволяют строить индивидуальные программы лингвосамообразования с учётом личностных и образовательных потребностей обучающегося.
5. Методика формирования культуры лингвосамообразования студентов при обучении иностранному языку в высшей школе реализуется на основе методического обеспечения процесса формирования культуры лингвосамообразования посредством усвоения его содержания, представленного комплексом знаний и умений (аутометодических, предметных, профессионально-прикладных), обеспечивающих опыт лингвосамообразовательной деятельности, и реализации технологии индивидуальной траектории лингвосамообразования. Концептуальную основу методики формирования культуры лингвосамообразования составляет методическая модель как методическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целей, задач, подходов, закономерностей и принципов, содержания, этапов (пропедевтического, моделирующего, эвристического), способов, средств, условий и результата.
6. Объективной оценкой эффективности реализуемого процесса выступает мониторинг уровней сформированности культуры лингвосамообразования, дифференцируемых на основе критериев (мотивационно-ценностного, содержательно-операционального, продуктивного), разработанных в соответствии со структурными компонентами культуры лингвосамообразования, и конкретизирующих их показателей (лингвосамообразовательные знания, лингвосамообразовательные умения и личностные качества).1.Бобыкина, И.А. К проблеме развития самообразовательной компетенции учащихся [Текст] / И.А. Бобыкина // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. – № 2. – С. 196-204 (0,8 п.л.).
2.Бобыкина, И.А. Проблемы развития самообразовательной компетентности студентов в современной системе профессиональной подготовки [Текст] / И.А. Бобыкина // Вестник Башкирского университета. – Уфа, 2009. – № 1. – С. 306-309 (0,6 п.л.).
3.Бобыкина, И.А. Самообразовательная деятельность как основа развития языковой личности обучающегося [Текст] / И.А. Бобыкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2011. – Вып. 10 (112). – С. 70-75 (0,8 п.л.).
4.Бобыкина, И.А. Акмеологическая концепция формирования культуры лингвосамообразования студентов в условиях профессиональной иноязычной подготовки : актуальность разработки и опыт реализации [Текст] / И.А. Бобыкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2011. – № 6. – С. 16-24 (0,9 п.л.).
5.Бобыкина, И.А. Методологические подходы формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2011. – № 9. – С. 7-16 (0,8 п.л.).
6.Бобыкина, И.А. Некоторые закономерности формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2011. – № 10. – С. 15-22 (0,7 п.л.).
7.Бобыкина, И.А. Проектирование индивидуальной траектории формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2011. – № 11. – С. 7-15 (0,7 п.л.).
II. Монографии, учебные пособия и программы:
8.Бобыкина, И.А. Профессиональное иноязычное образование: тенденции и опыт развития : колл. моногр. [Текст] / И.А. Бобыкина / Под ред. И.А. Бобыкиной. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. – С. 155-212 (3,3 п.л.). – ISBN 978-5-7271-1048-5 (авт. вклад 20 %).
9.Бобыкина, И.А. Формирование самообразовательной компетентности педагогов : моногр. [Текст] / И.А. Бобыкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. – 162 с. (9,5 п.л.). – ISBN 978-5-7271-0860-4.
10.Бобыкина, И.А. Проблемы диалектики «своего – чужого» в аспекте профессиональной подготовки : моногр. [Текст] / И. А. Бобыкина // Язык. Миф. Этнокультура : подходы и методы исследования / Отв. ред. Л.А. Шарикова. – Кемерово : АСТШ, 2007. – С. 195-201 (0,5 п.л.). – ISBN 5-202-00016-2 (авт. вклад 10%).
11.Бобыкина, И.А. Основы организации лингвосамообразовательной деятельности : учеб. пособ. [Текст] / И.А. Бобыкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. – 139 с. (8,1 п.л.). – ISBN 978-5-7271-0984-7.
12.Бобыкина, И.А. Методика формирования культуры лингвосамообразования : метод. реком. [Текст] / И.А. Бобыкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. – 48 с. (2,8 п.л.).
13.Бобыкина, И.А. Основы лингвосамообразовательной деятельности учителя иностранных языков : прогр. курса. Спец. 022900 – «Перевод и переводоведение» [Текст] / И. А. Бобыкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2002. – 6 с. (0,6 п.л.).
14.Бобыкина, И.А. Методика преподавания иностранного языка : прогр. курса. Спец. 022900 – «Перевод и переводоведение» [Текст] / И.А. Бобыкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2003. – 14 с. (0,7 п.л.).
15.Бобыкина, И. А. Практический курс первого иностранного языка : программа курса. Спец. 022900 – «Перевод и переводоведение» [Текст] / И. А. Бобыкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2003. – 40 с. (0,7 п.л.).
16.Бобыкина, И.А. Методика обучения иностранным языкам : планы семинар. зан. Спец. 022900 – «Перевод и переводоведение» [Текст] / И.А. Бобыкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2004. – 27 с. (1,6 п.л.).
17.Бобыкина, И.А. Практический курс немецкого языка : метод. материалы. Спец. 022900 – «Перевод и переводоведение» [Текст] / И.А. Бобыкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2004. – 63 с. (3,7 п.л.).
III. Статьи в сборниках научных трудов и журналах:
18.Бобыкина, И.А. Самостоятельная работа в теории и практике обучения иностранным языкам [Текст] / И.А. Бобыкина // Проблемы стилистики текста и самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком : сб. науч.-метод. ст. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2000. – С. 64-72 (0,6 п.л.).
19.Бобыкина, И.А. Некоторые аспекты управления самостоятельной учебной деятельностью студентов по овладению вторым иностранным языком на специальном факультете [Текст] / И.А. Бобыкина // Ядкар. – 2002. – № 2. – С. 80-84 (0,4 п.л.).
20.Бобыкина, И.А. О некоторых особенностях овладения вторым иностранным языком на специальном факультете [Текст] / И.А. Бобыкина // Межкультурные коммуникации : сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Панова. – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2002. – С.76-84 (0,5 п.л.).
21.Бобыкина, И.А. Система формирования лингвосамообразовательной компетентности будущих учителей в процессе профессионально-педагогической подготовки [Текст] / И.А. Бобыкина // Вопросы гуманитарных наук. – М. : Изд-во «Компания Спутник +», 2003. – № 1. – С. 302-303 (0,13 п.л.).
22.Бобыкина, И.А. Сущностные характеристики педагогической технологии формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Инновации в образовании и науке : междунар. сб. науч. тр. / Науч. ред. А.А. Саламатов. – Вып. 4. – Челябинск : Изд-во «Фартекс», 2010. – С. 16-23 (0,7 п.л.).
23.Бобыкина, И.А. Технологическое обеспечение формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Профессиональный проект : идеи, технологии, результаты : науч. журнал. – М.-Челябинск : Изд-во «АНО «Со-действие», 2011. – № 1 (2). – С.121-127 (0,4 п.л.).
24.Бобыкина, И.А. Принципы формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Профессиональный проект : идеи, технологии, результаты : науч. журнал. – М.-Челябинск : Изд-во «АНО «Со-действие», 2011. – № 3 (4). – С. 6-10 (0,4 п.л.).
25.Бобыкина, И.А. Стратегии лингвосамообразования как компонент содержания культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Lingua mobilis : науч. журнал. – Челябинск : Изд-во «Энциклопедия», 2011. – № 6 (32). – С. 115-118 (0,3 п.л.).
26.Бобыкина, И.А. Развитие личности обучающегося иностранному языку как залог успешности формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Научная перспектива : науч.-аналит. журнал. – Уфа : Изд-во «Инфинити», 2011. – № 11 (34). – С. 27-31 (0,4 п.л.).
27.Бобыкина, И.А. Историко-педагогический аспект проблемы формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Проблемы педагогики в современном информационно-образовательном пространстве : сб. науч. тр. – Караганда : Центр гуманит. иссл. «Тезис», 2011. – С. 129-138 (0,6 п.л.).
28.Бобыкина, И.А. Интегративно-акмеологический подход как теоретико-методологическая основа формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Педагогика и психология в России : вчера, сегодня, завтра : сб. науч. ст. – Барнаул : Изд-во «Сизиф», 2011. – Вып. 4. – С. 212-218 (0,5 п.л.).
IV. Материалы конференций:
29.Бобыкина, И.А. Самостоятельная работа по практическому курсу второго иностранного языка на специальном факультете [Текст] / И.А. Бобыкина // Актуальные вопросы лингвистики, перевода и методики преподавания иностранных языков : материалы науч.-практ. конф. (01 фев. 1999 г.). – Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1999. – С. 9-11 (0,2 п.л.).
30.Бобыкина, И.А. Формирование умений лингвосамообразовательной деятельности [Текст] / И.А. Бобыкина // Проблемы и перспективы гуманитарной науки : материалы всерос. науч.-практ. конф. (июн. 2001 г.). – Таганрог : Таганрог. гос. радиотех. ун-т, 2001. – С. 69-71 (0,4 п.л.).
31.Бобыкина, И.А. Формирование умений лингвосамообразовательной деятельности [Текст] / И.А. Бобыкина // Актуальные вопросы филологических наук : материалы всерос. науч.-практ. конф. (12 сент. 2001 г.). – Таганрог : Таганрог. гос. пед. ин-т, 2001. – С. 115-118 (0,3 п.л.).
32.Бобыкина, И.А. Психолого-лингвистическая характеристика особенностей овладения вторым иностранным языком на специальном факультете [Текст] / И.А. Бобыкина // Проблемы гармонизации мироотношения : материалы междунар. науч.-метод. конф. (07 фев. 2002 г.). – Челябинск : Челяб. гуманит. ин-т, 2002. – С. 151-156 (0,5 п.л.).
33.Бобыкина, И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов как средство повышения качества обучения иностранному языку [Текст] / И.А. Бобыкина // Лингвистические/психолингвистические проблемы усвоения второго языка : материалы междунар. науч. конф. (25-28 нояб. 2002 г.). – Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2003. – С. 215-218 (0,3 п.л.).
34.Бобыкина, И.А. К проблеме формирования мотивации лингвосамообразовательной деятельности [Текст] / И.А. Бобыкина // Межкультурная коммуникация : современные тенденции и опыт : материалы I всерос. науч.-практ. конф. (19 нояб. 2003 г.). – Ч. 2. – Нижний Тагил, 2003. – С. 9-11 (0,2 п.л.).
35.Бобыкина, И.А. Самостоятельная учебная деятельность студентов в овладении иностранным языком как специальностью [Текст] / И.А. Бобыкина // Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам в школе и вузе в свете современной образовательной парадигмы : материалы междунар. конф. (июн. 2004 г.). – Тюмень : ТГУ, 2004. – С. 12-14 (0,5 п.л.).
36.Бобыкина, И.А. Использование метода решения профессиональных задач при подготовке будущих специалистов к самообразовательной деятельности [Текст] / И.А. Бобыкина // Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в школе и вузе в свете личностно-ориентированной парадигмы : материалы междунар. науч.-практ. конф. (14-15 фев. 2007 г.). – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2007. – С. 38-40 (0,2 п.л.).
37.Бобыкина, И.А. Ценностно-мотивационный аспект проблемы самообразования студентов университета [Текст] / И.А. Бобыкина // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы VI междунар. науч.-практ. конф. (1-2 нояб. 2007 г.). – Ч. 1. – Челябинск : ЧГАКИ, 2007. – С. 47-49 (0,2 п.л.).
38.Бобыкина, И.А. Субъектность студента как показатель готовности к самообразованию [Текст] / И.А. Бобыкина // Образовательная среда вуза : ресурсы, технологии : материалы рег. науч. конф. (янв., 2008 г.). – Благовещенск : Амур. гос. ун-т, 2008. – С. 156-162 (0,4 п.л.).
39.Бобыкина, И.А. Активизация самообразовательной деятельности учащихся в условиях активных форм обучения [Текст] / И.А. Бобыкина // Культура и коммуникация : сб. мат. III междунар. науч.-практ. конф. (янв. 2008 г.). – Ч. 1. – Челябинск : ЧГАКИ, 2008. – С. 39-42 (0,2 п.л.).
40.Бобыкина, И.А. Подготовка студентов к профессиональному самообразованию в свете современной образовательной парадигмы [Текст] / И.А. Бобыкина // Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов : материалы всерос. науч.-практ. конф. (07 июн. 2008 г.). – Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – С. 13-19 (0,5 п.л.).
41.Бобыкина, И.А. Управление развитием культуры самообразовательной деятельности обучающихся иностранным языкам [Текст] / И.А. Бобыкина // Эффективно ли руководство самообразовательной деятельностью студентов, аспирантов и преподавателей в современных условиях профессиональной подготовки кадров? : сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. (04 июн. 2009 г.). – М. : Совр. гуманит. акад., 2009. – С. 94-105 (0,3 п.л.).
42.Бобыкина, И.А. Особенности и пути совершенствования языкового образования учащихся в современных условиях [Текст] / И.А. Бобыкина // Языковое образование для специальных целей : новые тенденции, методы и содержание обучения : сб. ст. 2-й междунар. науч.-практ. конф. (16-17 апр. 2009 г.). – Челябинск : ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2009. – С. 14-19 (0,4 п.л.).
43.Бобыкина, И.А. Формирование культуры лингвосамообразования в контексте современной социокультурной динамики [Текст] / И.А. Бобыкина // Развитие человеческого потенциала системы высшего образования : проблемы и пути решения : сб. I междунар. науч.-практ. конф. (окт., 2009 г.). – Биробиджан : Дальневост. гос. соц.-гум. акад., 2009. – С. 62-65 (0,2 п.л.).
44.Бобыкина, И.А. Реализация контекстно-модульного подхода в процессе развития самообразовательной компетенции студентов [Текст] / И.А. Бобыкина // Культура и коммуникация : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (март 2009 г.). – Челябинск : ЧГАКИ, 2009. – С. 30-35 (0,5 п.л.).
45.Бобыкина, И.А. Предпосылки формирования культуры лингвосамообразования в контексте современных требований к иноязычному образованию [Текст] / И.А. Бобыкина // Научные исследования : материалы междунар. науч.-практ. конф. (17 июн. 2009 г.). – Киев : Мирелла, 2009. – С. 72-84 (0,5 п.л.).
46.Бобыкина, И.А. Сущностные характеристики культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Гуманитарная наука сегодня : материалы II междунар. науч. конф. (31 мар. 2010 г.). – Т.3. – Караганда : Центр гуманит. иссл., 2010. – С. 21-25 (0,3 п.л.).
47.Бобыкина, И.А. Моделирование процесса формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : сб. ст. участ. V междунар. науч. конф. (26-27 апр. 2010 г.). – Т.2. – Челябинск : Энциклопедия, 2010. – С. 250-253 (0,5 п.л.).
48.Бобыкина, И.А. Инновационная направленность формирования культуры лингвосамообразования [Текст] / И.А. Бобыкина // Новые технологии гуманитарного знания: опыт будущего : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (20-21 апр. 2011 г.). – Пятигорск : ПГЛУ, 2011. – С. 69-78 (0,5 п.л.).
49.Бобыкина, И.А. Принципы формирования культуры лингвосамообразования студентов в профессиональном иноязычном образовании [Текст] / И.А. Бобыкина // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения : сб. материалов XXII междунар. науч-практ. конф. (10 окт. 2011 г.). – Новосибирск, 2011. – С. 245-250 (0,5 п.л.).