- Политическая идеология представляет собой самостоятельный феномен общественного сознания, сущность которого не сводима ни к отражению социальной реальности, как утверждают представители диалектического материализма, ни к социальному заблуждению, как полагают сторонники теории деидеологизации. В самом общем виде политическую идеологию можно определить как ценностно-нормативное мышление, направленное на решение практических задач, возникающих в процессе организации социально-политической жизни. Ценностное мышление, выражая определенное отношение к социальной реальности, исходит из конкретного нравственного социального идеала. Наличие такого идеала приводит к тому, что теоретические конструкты, предлагаемые различными формами ценностно-нормативного мышления, включая политическую идеологию, не совпадают с социальной реальностью. Таким образом, ценностная природа идеологического сознания является главной причиной его автономности по отношению к социальной реальности, которая позволяет ему не столько отражать социально-политическую действительность, сколько участвовать в процесс ее формирования. По этой причине иллюзорность идеологического мышления должна пониматься как неизбежное несовпадение идеального значения и его чувственного выражения, характерного для любых теоретических конструкций.
- Создание новой стратегии исследования политической идеологии должно опираться на критическое осмысление разработанных ранее методов ее рассмотрения. Важнейшими подходами к изучению как частных политических доктрин, так и идеологии в целом следует признать культурно-исторический, формационный и ценностные подходы. Культурно-исторический подход позволяет проследить динамику и логику формирования политических идеологий, выявить специфику восприятия социально-политической системы представителями различных слоев общества в различные эпохи, раскрыть представления о целях развития общества и государства, разделяемые сторонниками важнейших идеологических доктрин. Однако, абсолютизации культурно-исторического подхода в рамках исследования политических идеологий может привести к целому ряду крайних выводов, к числу которых относятся: релятивизация идеологического сознания, которая не позволяет четко разграничить основные виды политических доктрин, отказ от установления объективных закономерностей исторического развития и как следствие, отказ от определения идеалов политического устройства. В свою очередь формационный подход позволяет обнаружить классовую обусловленность идеологического сознания и также установить социальные изменения, происходящие в обществе и способные оказать влияние на эволюцию теоретико-политической мысли. К числу недостатков формационного подхода принадлежат схематизм, приводящий к противоречию между идеологическими конструкциями и социально-политическими реалиями и тенденциями и социальный реализм, крайние формы проявления которого нивелируют роль индивида в социально-политическом процессе. Наконец, ценностный подход, рассматривая социальную реальность как результат деятельности общественного сознания, позволяет раскрыть человеческую размеренность социально-политического бытия и обнаружить ценностные ориентиры, нормы, требования, а также общественные идеалы, которыми руководствуются различные политические идеологии. Главным недостатком ценностного подхода является его стремление рассматривать общество преимущественно в качестве сферы реализации индивидом частных потребностей и интересов, что приведет к потере понимания законосообразности появления, развития, исчезновения политических идеологий. Таким образом, наличие как несомненных достоинств, так и существенных недостатков основных подходов требует создания интегративного по своему характеру метода исследования политических идеологий, благодаря которому данный феномен мог быть рассмотрен в контексте важнейших структурных элементов социального бытия и сознания.
- Методологическим подходом, способным интегрировать основные результаты исследования идеологии, полученные другими методами и открыть новые стороны данного явления, следует признать социально-онтологический анализ политического сознания в целом и политических доктрин в частности. Интегративный характер социально-онтологического анализа заключается не только в его способности рассматривать социальные, ценностные и исторические изменения политического сознания в качестве взаимосвязанных аспектов социального бытия, но и в его стремлении дополнить различные теоретические и эмпирические методы познания приемами философской рефлексии. Таким образом, социально-онтологический анализ может быть назван интегративным в силу своей тенденции к соединению эмпирических, теоретических и метатеоретических методов познания, благодаря чему он служит доказательством благотворного взаимодействия науки и философии в социальном познании.
- Применение метода социально-онтологического анализа предполагает последовательное прохождение следующих этапов: на первом этапе применения данного метода характер интерпретации исследуемого явления фиксируется с помощью трех разновидностей онтологий: методологической, идеологический и социальной; в рамках методологической онтологии осуществляется решение вопроса о соотношении социального бытия и социального познания, которым руководствуется исследователь в процессе изучения выбранного предмета. Идеологическая онтология представляет собой систему взглядов на устройство общества исследуемой политической доктрины. Наконец, социальная онтология в узком значении этого термина описывает структуру экономических, политических, культурных и иных отношений, сложившихся в том или ином обществе в конкретный период времени. На втором этапе проявления социально-онтологического анализа устанавливаются отношения между методологической и идеологической онтологиями. Здесь необходимо выяснить не только то, какие взгляды разделяет тот или иной исследователь идеологий, но и какую позицию он занимает по отношению к ней: пропедевтическую, апологетическую, критическую, деструктивную, осмысляющую и т.д. В свою очередь, отношение исследуемого идеологического сознания к окружающему социальному миру в различные эпохи также может принимать разнообразные формы - от стремления его защитить или переустроить до желания его уничтожить. Каким бы объективным не казалось исследование политической идеологии и ее роли в социально жизни, оно всегда содержит определенную оценку результатов ее воздействия на общество и человека. Тем самым первичное отношение исследователя к идеологической онтологии находит свое подтверждение в анализе фактов ее исторического развития, благодаря чему третий эмпирический этап социально-онтологического анализа политической идеологии придает данному социально-философскому методу целостность и завершенность.
- Важнейшей задачей, решаемой социально-онтологическим анализом, является исследование роли политического сознания в целом и политической идеологии в частности в формировании и поддержании и изменении социальной реальности. Среди различных функций идеологического сознания наибольший интерес представляет трансформационная функция, поскольку именно она позволяет задействовать все три уровня онтологических конструкций, раскрыть внутреннюю логику политических доктрин и их взаимосвязь с социально-политическими установками своего времени и их оценку как обыденным, так и теоретическим сознанием. Востребованность рассмотрения структуры трансформационной функции политической идеологии объясняется кардинальностью производимых ею изменения в социальном укладе жизни, разрушением привычного образа мыслей и зачастую наличием большого числа жертв. По этой причине данную функцию следует признать квинтэссенцией политического сознания, а исследующий ее социально-философский метод - обладающим несомненной познавательной ценностью.
- Социально-онтологическое определение роли любой политической идеологии в конкретных обществах и периоды времени должно осуществляться через призму трех основных измерений социального бытия - формационного, исторического и ценностного. Это означает, что необходимо выяснить отношение исследуемого вида идеологии к сложившейся социально-политической системе. Это отношение может быть охранительным, реформаторским или революционным. В свою очередь исторический аспект социального бытия может предстать в политических идеологиях в виде историцистских, релятивистских и конструктивных концепциях. Интерпретация субъективного полюса ценностной составляющей общественной жизни может изображаться идеологическими доктринами с помощью идеалов индивидуализма, солидаризма и коллективизма. Содержание доминирующих для той или иной идеологии ценностей, как правило, выражается путем подчеркивания особого значения экономической, политической, правовой, нравственной, культурной или религиозной сторон жизни общества. Постановка социально-онтологических проблем способов их решения может быть различной, благодаря чему любая идеология обладает значительным теоретическим потенциалом для коррекции своего содержания, а, следовательно, и для стратегии политической борьбы. Таким образом, социально-онтологический метод на основе анализа процессов взаимодействия идеологии с социально-политическими условиями ее существования способен фиксировать образование, развитие и разрушение ее исторических форм.
- Структурная социально-онтологического анализа требует, чтобы предметам применения данного метода служили не обобщенные модели и отношения, но конкретные исторические формы политических идеологий, оказывающие прямое воздействие на социально-политический уклад того или иного общества. Среди многообразия форм политических доктрин наибольший интерес представляют те из них, чья историческая роль выявлена не в подлинной мере. Одной из таких исторических форм идеологического сознания, нуждающейся в дополнительном исследовании, является русский либерализм. Кроме того, основанием для превращения русского либерализма в предмет социально-онтологического анализа служит неоднозначная роль данной идеологии в эволюционных и революционных изменениях, пережитых российским обществом в 19-20 веках. Данный вопрос может быть прояснен путем исторического описания процесса удачных и неудачных попыток реализации либеральной программы в условиях российской действительности. При этом значение имеет не только воздействие либерализма на социально-политические процессы, но и те изменения, которые он претерпел в процессе взаимодействия с конкретными социально-историческими условиями. В результате анализа процесса взаимодействия идеологической и социальной онтологии становится возможным, во-первых: установление роли либеральной идеологии в неоднократной смене формационного устройства российского общества в прошлом столетии; во-вторых - определение правомерности тезиса о существовании особой формы либеральной идеологии - русского либерализма; в-третьих - подтверждение или опровержение различных оценок роли либерализма в русской истории.
- В понимании характера русского либерализма следует избегать двух крайних точек зрения. Согласно первой из них, либеральная идеология представляет собой явление, чуждое русскому духу и русской социально-0политической жизни, воздействие которого всегда имело для российского общества негативные последствия. Опровержением данной точки зрения служит существование на всем протяжении российской истории определенных социальных слоев, защищающих либеральные ценности и выступающих за проведение реформ, нацеленных на смягчение государственного контроля за экономической жизнью страны и постепенного привлечения различных социальных сословий, классов и групп к управлению государством. Обвинение в губительности либеральных реформ для российского общества являются беспочвенными, поскольку их проведение было, как правило, обусловлено либо военными поражениями страны, либо стагнацией ее внутренней жизни, вызванных доминированием консервативных способов управления. Вторая точка зрения на характер русского либерализма, напротив, провозглашает либеральную идеологию единственно возможной формой нормального политического сознания, к которой пришло подавляющее большинство различных стран и к которой, несмотря на все перипетии исторического развития, стремится и Россия. Абсолютизация либеральной идеологии также не выдерживает критики в силу того обстоятельства, что нормальное развитие общества подразумевает постоянную конкуренцию различных социально-экономических и политических программ, без которой оно не может адекватным образом отвечать на постоянно меняющиеся вызовы и угрозы. Универсальной же идеологией, способной решать все проблемы, как показывает история, не существует. Отрицание обеих крайностей в понимании природы русского либерализма приводит к признанию его в качестве одного из постоянных элементов российской политической системы практически на всем протяжении ее истории.
- Термин «трансформационная функция» применительно к русскому либерализму может использоваться в широком и узком значениях. В широком значении трансформационная функция данного вида либерализма сводится к способности путем реализации своей политической программы воздействовать на социально-политическую ситуацию. В узком значении трансформационная функция выражает роль либерализма, которую он играет в общественной жизни нашей страны. Она заключается в реализации программы перехода российского общества из одной социальной формации в другую. В различные исторические период это социальная идея принимала различные формы. Так, в 19 столетии русский либерализм видело свою задачу в переходе от аграрно-политической формации к капиталистической. В 20 столетии в связи с победой коммунистической идеологии главной его целью становится разрушение индустриально-политической формации и построение социал-капиталистического общества. Таким образом, русский либерализм, в отличие от других национальных разновидностей данной политической доктрины можно назвать идеологией общества, находящегося в состоянии трансформации.
1.Золотарев С.П., Медведев С.Н. Фуэро Хузго – кодекс феодального права Испании.- Ставрополь, СевКавГТИ, 2002.-10,4 п.л.
2.Золотарев С.П. Теоретико-методологическая доктрина либерального государственно-правового учения. – Ставрополь, 2008. - 9,1 п.л.
3.Золотарев С.П., Гуляк И.И. Историко – философская концепция зарождения и развития либерального учения в период конца XVIII века до начала XXI века.- Ставрополь, 2010. - 9,5 п.л.
4.Золотарев С.П., Нарыков Н.В., Самойлов С.Ф. Проблемы социально-онтологического исследования политической идеологии (на примере русского либерализма) - Краснодар, КрУ МВД, 2011.- 9,2 п.л..
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:
5.Золотарев С.П. Метатеоретический, парадигмальный характер анализа либеральной идеологии //Общество и право.-2011.-№1. -0,6 п.л.
6.Золотарев С.П. Философские основы социального либерализма в управлении обществом //Государственное и муниципальное управление.-2011.-№ 4.- 0,5 п.л.
7.Золотарев С.П. К вопросу о возможностях синергетической парадигмы познания моделей государственного устройства //Общество и право. - 2011.-№2.- 0,6 п.л.
8.Золотарев С.П. Историко-философская ретроспекция в концептуальном осмыслении социально-правовых оснований либерализма //Научные проблемы гуманитарных исследований.-2011.-№4.-0,5 п.л.
9.Золотарев С.П. К определению сущности культурно-исторического подхода исследования политической идеологии //Общество и право. -2011.-№4.-0,7 п.л.
10. Золотарев С.П. Либеральная идея: утопия VS реальность //Социально-гуманитарное знание.-2011.-№10.-0,6 п.л.
11. Золотарев С.П. Проблема интеграции права и свободы в современном обществе //Научно-технические ведомости СПбГПУ.-2011.-№3.-0,5 п.л.
12. Золотарев С.П. Проблема универсализации либерализма в обществе //Социально-гуманитарное знание.-2011.-№10.-0,7 п.л.
13. Золотарев С.П. К проблеме определения специфики социально-философского исследования политической идеологии //Общество и право.-2011.-№5.-0,6 п.л.
Статьи, материалы докладов:
14. Золотарев С.П. Развитие идеи конституционного государства в творчестве либеральных государствоведов в конце XIX– начале XX вв. / Модернизация и перспективы развития современного общества (экономический, социальный, философский, правовой аспект). Материалы международной научно-практической конференции (30 июня 2010 г.) – Саратов: Издательство «КУБиК», 2010.-0,6 п.л.
15. Золотарев С.П. Либеральные реформы и экономика России в 90-е гг. xx столетия / Проблемы реализации Российского права в XXI веке: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции Ставропольского филиала Московского института предпринимательств и права 14 марта 2007 г. Ставрополь «Борцов», 2007.-0,6 п.л.
16. Золотарев С.П. Взаимодействие общества и власти в противодействии национальному терроризму /«Ставрополь – город межэтнического согласия и межконфессионального диалога» Доклады и сообщения научно-практической конференции Ставрополь: 4-5 декабря 2008 года. Ставрополь: изготовлено в ООО «Экспо-Медиа», 2008.-0,6 п.л.
17. Золотарев С.П. Отражение либерально-гуманистической концепции развития общества в защите идеи правового государства / Вопросы безопасности России и постсоветского пространства: история и современность. Международная научно-практическая конференция. Сборник статей.– МНИЦ ПГСХА.– Пенза: РИО ПГСХА, 2011.–0,6 п.л.
18. Золотарев С.П. Философская категория толерантности как один из аспектов стабилизации гражданского общества / Актуальные проблемы и инновации в экономике, технике, образовании, информационных технологиях. Материалы международной научной конференции (Ставрополь-Кисловодск, 3-7 мая 2011 года). Сборник статей. –Ставрополь, 2011.-0,8 п.л.