- содержащая характеристики оценки качества образования в лингвистическом вузе, представленной как педагогическая система на методологическом, теоретическом и практическом уровнях, назначение которой состоит в создании предпосылок для повышения качества подготовки специалиста, обладающего свойствами профессиональной языковой личности, сформированной в условиях фундаментального лингвистического образования, и в целом - для развития образовательного процесса вуза на основе исследования фактической информации о состоянии данного процесса;
- предусматривающая системно-развивающий подход к оценке качества профессионального образования как теоретико-методологической стратегии развития образовательного процесса вуза в ходе достижения нового уровня качества профессионального образования;
- включающая трехчастную группу уточняющих принципов: для системы оценки в целом (системность, целенаправленность, результативность); процесса оценивания (целостности, непрерывности, цикличности, динамичности, оптимальности, информативности); оценочной деятельности (открытости, адаптивности, рациональности, технологичности);
- раскрывающая содержание оценки и ее основные направления: оценку состояния субъектов образовательного процесса вуза и перспектив их развития; оценку состояния содержания образования в вузе (учебные программы с точки зрения специфики вуза); оценку качества образовательного (обучающего) взаимодействия; оценку факторов, способствующих повышению качества образования в вузе;
- предполагающая использование методов и форм оценки в соответствии с коммуникативной парадигмой оценочной деятельности, активизирующих субъектно-личностный потенциал участников образовательного процесса.
2. Концептуальная модель оценки качества профессионального образования в вузе лингвистического профиля является содержательно-смысловым наполнением педагогической концепции оценки качества, ориентирует на реализацию стратегии развития образовательного процесса вуза в ходе достижения им нового, более высокого качества профессионального образования и включает совокупность компонентов, реализуемых в вузе: целевого, теоретико-методологического, научно-педагогического, практико-ориентированного, технологического, инструментально-методического, результативного.
3. Комплекс организационно-педагогических условий обеспечивает целостность процесса оценивания качества профессионального образования в вузе и включает реализацию организационно-деятельностного, психолого-педагогического и технологического аспектов оценки качества профессионального образования.
4. Разработанная технология оценочной деятельности в области качества профессионального образования в лингвистическом вузе предусматривает обновление инструментально-методической составляющей оценочной деятельности, сущностью которой является формирование всех процессов оценочной деятельности в виде последовательности процедур, направленных на гарантированное получение достоверной информации о качестве функционирования и развития образовательного процесса вуза. При этом сохраняется преемственность с доказавшими свою эффективность традиционными оценочными методами и средствами.
5. Инструментально-методическая составляющая оценки качества структурирована совокупностью средств обеспечения получения, обработки и презентации информации (инструментальный компонент), методов и приемов осуществления оценочной деятельности, получения и использования оценочной информации (методический компонент), обеспечивает получение фактической информации о качестве профессионального образования в вузе.
1.Жигалев, Б.А. Социально-педагогические основы построения системы оценки качества образования в современном вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Вестник Ун-та Рос. академии образования. – 2008. – № 5. – С. 108-111.
2.Жигалев, Б.А. Педагогическая система оценки качества образования в вузе: современное состояние и перспективы развития [Текст] / Б.А. Жигалев // Вестник Нижегор. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – Вып. № 1. – С. 24-29.
3.Жигалев, Б.А. Коммуникативная парадигма оценки качества образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Вестник Вят. гос. гуманит. ун-та. Педагогика и психология. – 2009. – № 3 (3). – С. 20-23.
4.Жигалев, Б.А. Технологические основания оценки качества образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Гуманизация образования. – 2009. – Вып. № 6. – С. 22-26.
5.Жигалев, Б.А. Культура педагогического взаимодействия как фактор повышения качества образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. – 2009. – Вып. № 10 (88). – С. 22-25.
6.Жигалев, Б.А. Развивающая функция оценки качества образования в вузе / Б.А. Жигалев // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 1 (79). – С. 65-74.
7.Жигалев, Б.А. Концепция оценки качества профессионального образования в вузе / Б.А. Жигалев // Вестник Нижегор. гос. лингв. ун-та им. Н.А. Добролюбова. – 2010. – Вып. 10. – С. 176-184.
8.Жигалев, Б.А. Факторы совершенствования оценки качества профессионального образования специалистов в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Психолого-педагогические проблемы развития образования. – М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. – С. 22-31 (Вестник Мос. гос. лингв. ун-та. Вып. 16 (595). Сер. «Пед. науки»).
9.Жигалев, Б.А. Компетентностный подход как методологическая основа оценки качества образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Приволжский научный журнал. – 2010. – Вып. 4 (16). – С. 230-234.
10.Жигалев, Б.А. Организационные основы управления развитием вуза [Текст] / Б.А. Жигалев // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 35-40.
11.Жигалев, Б.А. Психолого-педагогические механизмы влияния оценки на повышение качества профессионального образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Вестник Тамбов. гос. ун-та. – 2011. – № 1 (93). – С. 93-97.
12.Жигалев, Б.А. Сущность оценочной экспертизы в области качества профессионального образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Высшее образование в России. – 2011. – № 3. – С. 58-62.
13.Жигалев, Б.А. Информационная модель оценки качества образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Вестник университета (ГУУ). – 2011.– № 7.– С. 45-48
14.Жигалев, Б.А. Актуальные вопросы теории и методологии оценки качества профессионального образования в лингвистическом вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Вестник Нижегор. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. – 2011. – Вып. 13. – С. 181-191.
15.Жигалев, Б.А. Специфика оценки качества профессионального образования в вузе лингвистического профиля [Текст] / Б.А. Жигалев // Нижегородское образование. – 2011. – № 3. – С. 38-43.
Монографии, учебно-методические пособия
16.Жигалев, Б.А. Педагогическая система оценки качества образования в современном вузе (теоретико-методологический аспект): моногр. [Текст] / Б.А. Жигалев. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. – 115 с.
17.Жигалев, Б.А. Методическое обеспечение педагогического мониторинга качества образования в лингвистическом университете [Текст] / Б.А. Жигалев, М.А. Викулина, О.И. Федосеева. – Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. – 46 с. (Авт. вкл. 80 %)
18.Жигалев, Б.А. Система контроля качества подготовки специалистов в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова [Текст] / Л.А. Львов, Ж.В. Никонова, Б.А. Жигалев. – Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. – 26 с. (Авт. вкл. 80 %)
19.Жигалев, Б.А. Положение о внутривузовском тестировании знаний студентов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова : испр. и доп. [Текст] / Б.А. Жигалев, Л.А. Львов, М.А. Викулина. – Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – 20 с. (Авт. вкл. 70 %)
20.Жигалев, Б.А. Положение об анкетировании студентов и преподавателей НГЛУ им. Н.А. Добролюбова [Текст] / Б.А. Жигалев, Л.А. Львов, М.А. Викулина. – Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – 22 с. (Авт. вкл. 80 %)
21.Жигалев, Б.А. Положение об оценке качества образования в НГЛУ им. Положение об оценке качества образования в НГЛУ им. .А. Добролюбова [Текст] / Б.А. Жигалев, Л.А. Львов, М.А. Викулина, Е.Н. Дмитриева. – Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – 38 с. (Авт. вкл. 70 %)
22.Жигалев, Б.А. Качество образования в современной школе: учебное пособие для студентов вуза [Текст] / Б.А. Жигалев. – Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – 123 с.
23.Жигалев, Б.А. Основы профессионального чтения для переводчиков (французский язык): учебное пособие [Текст] / Б.А. Жигалев, Е.Р. Поршнева, Е.Г. Баранова – Ниж. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – 126 с. (Авт. вкл. 80 %)
Статьи в журналах, сборниках научных трудов
24.Жигалев, Б.А. Использование учебников нового поколения и методов преподавания в обучении иностранным языкам [Текст] / Б.А. Жигалев // Направление «Интегративная модель основного и дополнительного образования». Содержание экспериментальной работы / Правительство Москвы. Департамент образования г. Москвы ЭМС «RELOD». Гор. эксперим. площадка «Инновационное поле языкового образования». – М. : Учеб. Центр «Перспектива», 2004. – С. 23-25.
25.Жигалев, Б.А. Вуз как пространство оценки качества образования (теоретический аспект) [Текст] / Б.А. Жигалев // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста : межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. проф. М.А. Викулиной. – Вып. 7. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. – С. 30-40
26.Жигалев, Б.А. К проблеме оценки качества образования в современном вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста : межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. проф. М.А. Викулиной.– Вып. 8. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008. – С. 22-27.
27.Жигалев, Б.А. Повышение качества профессионального образования на основе общеевропейской интеграции [Текст] / Б.А. Жигалев // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста : межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием / Под ред. проф. М.А. Викулиной. – Вып. 9. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. – С. 65-69.
28.Жигалев, Б.А. Понятие «качество» как теоретическая основа модернизации высшего образования [Текст] / Б.А. Жигалев // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста : межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием / Под ред. проф. М.А. Викулиной. – Вып. 10. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. – С. 18-27.
29.Жигалев, Б.А. Теоретические основания оценки содержания профессионального образования специалиста в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста : межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием / Под ред. проф. М.А. Викулиной. – Вып. 11. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. – С. 29-36.
30.Жигалев, Б.А. Теоретические основы построения оценочной деятельности в области качества вузовского образования [Текст] / Б.А. Жигалев // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования : межвуз. сб. науч. и науч.-метод. тр. / Под ред. проф. В.В. Рыжова. – Вып. 15. – М. : Изд-во Рус.-амер. ин-та, 2010. – С. 74-84.
31.Жигалев, Б.А. Организационная культура как аксиологический критерий оценки качества образования среды вуза [Текст] / Б.А. Жигалев // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста : межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием / Под ред. проф. М.А. Викулиной. – Вып. 12. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. – С. 40-49.
32.Жигалев, Б.А. Организационная культура как фактор повышения качества образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования : межвуз. сб. науч. и науч.-метод. тр. / Под ред. проф. В.В. Рыжова. – Вып. 16. – М. : Изд-во Рус-амер. ин-та, 2010. – С. 119-125.
33.Жигалев, Б.А. Влияние оценки качества образования на формирование имиджа вуза [Текст] / Б.А. Жигалев // Человек в системе коммуникации : сб. науч. тр. / Под ред. проф. Е.П. Савруцкой. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. – С. 10-13.
34.Жигалев, Б.А. Наука и инновации как составляющие качества образования : хотите в будущее с нами? [Текст] / Б.А. Жигалев // ПоискНН : ежемесяч. регион. прилож. к газете науч. сообщества «Поиск». – 20.06.2010. – № 6-7 (121-122). – С. 8-9.
35.Жигалев, Б.А. Управление качеством подготовки специалистов в лингвистическом вузе : концептуальные основы [Текст] / Б.А. Жигалев // Вестник КРАУНЦ (Камчат. регион. ассоц. «Учебно-научный центр»). Сер. «Гуманит. науки. – 2010. – № 1 (15). – С. 15-22.
36.Zhigalev, В.А. The Role of Assessment in Competence Approach of Language Teaching (Роль оценки при компетентностном подходе в обучении иностранным языкам) [Теkst] / В.А. Zhigalev // J. Aden, T. Grimshow & H. Penz (dir./eds.). Enseigher les langues-cultures à ľère de la complexité: Approches interdisciplinaires pour un monde en reliance // Teaching Languages and Culture in an Era of Complexity : Interdisciplinary Approaches for an Interrelated world (Преподавание языков и культур. Междисциплинарный подход в обучении во взаимосвязанном мире) / Bruxelles : Peter Lang, Coll. Gram-R. (2010) – Р. 245-256.
Материалы научных конференций
37.Zhigalev, В.А. Interview on Testing and Assessment Summer School held at the University of Leeds (UK) in July 1999 (Интервью по вопросам тестирования и оценки по результатам работы летней школы университета Лидц (Великобритания) в июле 1999) [Теkst] / В.А. Zhigalev // The IATEFL Testing, evaluation and assessment SIG Newsletter (ИАТЕФЛ Тестирование, оценивание и оценка Ньюзлетер). – 2000. – June. – Р. 15-17.
38.Жигалев, Б.А. Объективные критерии оценивания письма как вида речевой деятельности [Текст] / Б.А. Жигалев// Testing and Assessment of English at Universities (Тестирование и оценка знаний по английскому языку студентов университета) : материалы науч. конф. 19-20 окт. 2000 г. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2000. – С. 71-76.
39.Жигалев, Б.А. К вопросу о разработке надежной системы тестирования и оценки [Текст] / Б.А. Жигалев // Testing and Assessment: Proceedings of the Second International Conference (Тестирование и оценка знаний студентов по иностранным языкам) : материалы междунар. науч. конф. 26-27 мар. 2002 г. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2002. – С. 4-7.
40.Жигалев, Б.А. Проблема унификации стандартов тестирования и оценки знаний студентов [Текст] / Б.А. Жигалев // Тестирование и оценка : материалы III Междунар. науч. конф. 13-14 мар. 2003 г. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. – С. 4-7.
41. Жигалев, Б.А. Проблема оценки качества образования в высшей школе [Текст] / Б.А. Жигалев // Обучение, тестирование и оценка : материалы VIII Междунар. науч. конф. 17-18 мар. 2008 г. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008. – С. 25-38.
42.Жигалев, Б.А. Качество подготовки специалистов по связям с общественностью в НГЛУ как фактор формирования имиджа Нижегородского региона [Текст] / Б.А. Жигалев // Актуальные проблемы формирования имиджа Нижегородского региона : материалы IX Междунар. науч. конф. «Человек в системе коммуникации». 16 окт. 2008 г. / Под ред. проф. Е.П. Савруцкой. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. – С. 114-117.
43.Жигалев, Б.А. Оценка как фактор повышения качества образования в вузе [Текст] / Б.А. Жигалев // Обучение, тестирование и оценка : материалы IX Междунар. науч. конф. 17-23 мар. 2009 г. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009. – С. 5-12.
44.Жигалев, Б.А. Evaluation in the systeёm of Higher education quality management (Оценка в системе управления качеством образования в вузе) [Текст] / Б.А. Жигалев // Инновационное обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции : сб. докл. участн. междунар. конф. 5-8 окт. 2009 г. – СПБ., 2009. – С. 151-153.
45.Жигалев, Б.А. Качество образования в контексте идей Л.С. Выготского [Текст] / Б.А. Жигалев // Обучение, тестирование и оценка : материалы X Междунар. науч. конф. 16-17 мар. 2010 г. – Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. – С. 3-13.
46.Zhigalev, В.А. The Role of Assessment in Competence Approach of Language Teaching (Роль оценки при компетентностном подходе в обучении иностранным языкам) [Тekst] / В.А. Zhigalev // La Reliance. Univers de croyance en didactique des langues-cultures: materials of the Conference of 27-28 Nov. 2009 in Université de Cergy Pontoise (France).– P.16