- Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова представляет собой систему воззрений автора о языке, художественном творчестве и характеризуется деятельностной концепцией, лежащей в ее основе. Метапоэтика драматического текста является частью общей метапоэтической системы А.П. Чехова. Драматургическая теория А.П. Чехова строится не на основе размывания жанров, а через выделение сущностного содержания в каждом виде драмы, в каждой области искусства. Драматический текст двусторонне связан с текстом-жизнью. Метапоэтика свидетельствует не только об отображении в художественном тексте реальности, но и о влиянии на нее.
- Система метапоэтических данных позволяет выявить всю совокупность мнений, знаний, высказываний автора, следовательно, метапоэтика драматического текста А.П. Чехова образует сложный гетерогенный дискурс. Метапоэтический дискурс представлен разноплановыми речевыми данностями: драматургическими текстами о драматурге и драме, прозаическими, эпистолярными текстами, отрывками, текстами записных книжек.
- В метапоэтике драматического текста А.П. Чехова отражается обусловленность формирования драматургического текста А.П. Чехова рамками структурно-системной организации современного автору театрального текста. Это предопределяет значимую позицию в структуре метапоэтического дискурса данных о режиссерской рефлексии А.П. Чехова над драматическим текстом.
- Одна из сущностных идей в эпистемологическом пространстве конца XIX - начала ХХ века об энциклопедическом, многомерном постижении и описании мира коррелирует с художественными идеями А.П. Чехова. В ранних рассказах выделяются тексты, организованные по принципу энциклопедического описания. В них содержатся описания различных фрагментов реальности. Эти тексты образуют своеобразную «Энциклопедию жизни» А.П. Чехова, в которой отражаются характерные черты энциклопедического мышления автора.
- Ироническое представление реальности в художественном пространстве «Энциклопедии жизни» соотносится с ироническим, пародийным отражением драматических текстов в «антидраме». Ироническое видение как знак апофатического сознания и творческого переосмысления современного А.П. Чехову драматического текста свидетельствует о нежестком, но системном подходе к осмыслению автором различных областей искусства и жизни.
- Анализ топоса ЯЗЫК метапоэтики А.П. Чехова представляет энциклопедические знания автора о языке художественных произведений, а также исследование писателем разных элементов языковой структуры - фонетических, лексических, грамматических, его лингвистические представления и наблюдения. Язык - это одно из важнейших понятий в метапоэтике А.П. Чехова; знания о языке у художника многогранные и глубокие. Содержательные элементы топоса ЯЗЫК представляют основание для изучения языка метапоэтики, определения системы терминов, общих концептуальных понятий, из которых складывается авторское представление о языке.
- Метапоэтический дискурс А.П. Чехова характеризуется энциклопедичностью, что предопределяет использование энциклопедического подхода, то есть стремления к предельному охвату топического содержания на основе принципа дополнительности. Это основной принцип исследования, который позволяет рассматривать энциклопедичность личности и творчества в «пределе его» содержания.
- В метапоэтике драматического текста А.П. Чехова выделяются три ключевых топоса - ТЕАТР, ДРАМА, ПЬЕСА. Топос ТЕАТР в метапоэтике А.П. Чехова имеет двусторонние позиции: с одной стороны, он обращен к формулированию опорных смыслов этого понятия и термина, с другой - к живой дискурсивной данности, к живой жизни, обыденная сторона которой представляет только фрагмент энциклопедического дискурса метапоэтики А.П. Чехова. В топосе ДРАМА в метапоэтике А.П. Чехова определены параметры трансформации значений традиционных жанров драматургии, представлено авторское понимание терминов комедия и трагедия. Топос ПЬЕСА самый объемный в метапоэтике А.П. Чехова, что обусловлено применением термина для произведений, которые не соотносятся с канонизированной теорией жанров.
- В основе модели метапоэтического дискурса драматического текста лежат авторские концепты А.П. Чехова, которые выражены через опорные термины его метапоэтики. Драматург-художник. Опорные концепты: «Поэтичность», «Вдохновение», «Религиозное настроение», «Природа», «Искусство», «Умение творить малое, а не только великое и грандиозное». Драматические произведения. Опорные концепты: 1) Пьеса как основной вид драматического произведения: «Интеллигентный театр», «Интеллигентный, воспитанный драматург», «Интеллигентный актер», «Интеллигентный зритель». 2) Герой - тип, имеющий литературное значение: «Обыкновенный грешный человек», «Русский человек», «Возбуждение - утомление как психические и социофизиологические черты». 3) Стилевые черты: «Интеллигентность», «Ясность», «Интимность», «Оттенок», «Тон», «Легкость и тонкость эмоционального начала». 4) Язык: «Компактность», «Выразительность», «Пластичность», «Краткость фразы». Авторские концепты выражают основные понятия этической и художественной концепции творчества А.П. Чехова.
- Наиболее значительным и частотным является термин «интеллигентность», входящий в структуру нескольких авторских концептов. Изучение значения этого термина в метапоэтике А.П. Чехова определяет сущностную позицию: этика А.П. Чехова обусловливает его эстетику.
- Лингвистическое исследование метапоэтического гетерогенного дискурса А.П. Чехова дает возможность определить внутреннюю структуру (авторские концепты) и позволяет системно осмыслить интенции чеховского творчества, способствующие адекватной интерпретации текстов.
Ходус В.П. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова. — Ставрополь, 2008. — 416 с.
Ходус В.П. Импрессионистичность драматургического текста А.П. Чехова. — Ставрополь, 2006. — 176 с.
Словарь
Метапоэтический словарь-конкорданс драматического текста А.П. Чехова / Составление и вступительная статья В.П. Ходуса. — Ставрополь, 2008. — 416 c.
Антология (участие в группе составителей)
Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: В 4-х т. / Под общей редакцией профессора К.Э. Штайн / Составители: К.Э. Штайн, Р.М. Байрамуков, К.В. Зуев, Т.Ю. Ковалева, А.Б. Оболенец, Д.И. Петренко, В.П. Ходус. — Ставрополь, 2002—2006.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых
научных журналах, рекомендованных ВАК
1.Ходус В.П. Содержание понятия метапоэтика в современном гуманитарном знании // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2008. — № 3. — С. 171—175.
2.Ходус В.П. Модель метапоэтического дискурса драматического текста А.П. Чехова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2008. — № 4. — С. 219—222.
3.Ходус В.П. Структура энциклопедического описания метапоэтики драматического текста А.П. Чехова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2008. — № 3. — С. 183—187.
4.Ходус В.П. Энциклопедическое представление основных разделов ключевого топоса ТЕАТР в метапоэтике драматического текста А.П. Чехова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2008. — № 4. — С. 230—233.
5.Ходус В.П. Режиссерские интенции А.П. Чехова по данным метапоэтики // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2008. — № 58 (5). — С. 88—96.
6.Ходус В.П. Ключевой топос ДРАМА в метапоэтическом дискурсе А.П. Чехова // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2008. — № 58 (5). — С. 31—38.
7.Ходус В.П. Энциклопедическое представление комедии и трагедии в метапоэтическом дискурсе А.П. Чехова // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2009. — № 60 (1). — С. 44—52.
Статьи и материалы в зарубежных изданиях
8.Ходус В.П. Структура метатекста в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Leksyka w komunikacji językowey. — Gdańsk, 1998. — S. 50—51.
9.Ходус В.П. Христианские мотивы в позднем творчестве А.П. Чехова: слово-образ сад // Христианизация, дехристианизация и рехристианизация в теории и практике русского языка. — Poznań, 2001. — S. 165—170.
10.Ходус В.П. Лексические средства выражения импрессионистичности в драматургических текстах А.П. Чехова // “Słowa, słowa, słowa”… w komunikacji językowej II. — Gdańsk, 2004. — S. 45—50.
11.Ходус В.П. Обыденность жизни и языка в драматургическом тексте А.П. Чехова // Studia Rusycystyczne Akademii Świętokrzyskiej. — Tom 15. — Kielce, 2005. — S. 185—192.
12.Ходус В.П. Молчание в пространстве драматургического текста // Studia Rossica Posnaniensia. — Zeszyt XXXII. — Poznań, 2005. — S. 185—190.
13.Chodus W.P. Корреляция идиостиля автора и культурного стиля эпохи по данным метапоэтики // Świat słowian w języku i kulturze. VII. Języko-znawstwo. — Szczecin, 2006. — S. 25—32.
14.Ходус В.П. Метапоэтика А.П. Чехова-драматурга как выражение стиля мышления // Мова i культура. (Науковий журнал). — Київ, 2007. — Вип. 9. — Т IV (92): Лiнгвокультурологiчна iнтерпретацiя тексту. — С. 178—184.
15.Ходус В.П. Об энциклопедизме метапоэтики драматического текста А.П. Чехова // Русская филология. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. — Харьков, 2008. — № 1(35). — С. 23—28.
16.Ходус В.П. Особенности структурно-семантической организации «Энциклопедии жизни» А.П. Чехова как элемента метапоэтики // Русская филология. Украинский вестник: Республиканский научно-методический журнал. — Харьков, 2008. — № 3—4 (37). — С. 18—22.
17.Ходус В.П. Функции десемантизированных высказываний в драматургическом тексте А.П. Чехова // Przeszłość i teraźniejszość Rosji w świetle faktów językowych: Materiały Międzynarodowej Konferencji Lingwistycznej. — Kraków, 2008. — S. 162—175.
Публикации в российских изданиях
18.Ходус В.П. Модель «антидрамы» А.П. Чехова по данным метатекста // Текст: Узоры ковра. Сборник статей научно-методического семинара «Textus». — Вып. 4. — Ч. 2: Общие проблемы исследования текста. — СПб. — Ставрополь, 1999. — С. 107—110.
19.Ходус В.П. К вопросу об импрессионизме А.П. Чехова // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета: Тезисы докладов. — Карачаевск, 1999. — С. 195—196.
20.Ходус В.П. Лексико-семантические средства выражения импрессионистичности в драматургии А.П. Чехова (на материале пьесы «Дядя Ваня») // Предложение и слово: парадигматический, текстовый и коммуникативный аспекты. — Саратов, 2000. — С. 221—226.
21.Ходус В.П. Когнитивная структура ремарок в текстах драматических произведений А.П. Чехова // Когнитивная парадигма: Лингвистика, литературоведение. — Пятигорск, 2000. — С. 177—178.
22.Ходус В.П. Лингвистические средства выражения импрессионистичности в первом драматическом тексте А.П. Чехова («Иванов») // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета: Тезисы докладов. — Карачаевск, 2000. — С. 223—224.
23.Ходус В.П. Корреляция драматургического и театрального текста: А.П. Чехов — К.С. Станиславский // Речь. Речевая деятельность. Текст: Межвузовский сборник научных трудов. — Таганрог, 2000. — С. 163—167.
24.Ходус В.П. Ремарка в киноповести В.М. Шукшина «Брат мой» // «...Горький, мучительный талант»: Материалы V Всероссийской юбилейной научной конференции. — Барнаул, 2000. — С. 35—41.
25.Ходус В.П. Импрессионистичность драматургического текста А.П. Чехова: лингвистический аспект // Речь. Речевая деятельность. Текст. Межвузовский сборник научных трудов. — Таганрог, 2000. — С. 167—169.
26.Ходус В.П. Внутритекстовые связи в драматургическом тексте (на материале пьес А.П. Чехова) // Язык. Человек. Картина мира: Материалы Всероссийской научной конференции. — Омск, 2000. — Ч. II. — С. 142—145.
27.Ходус В.П. Структура метапоэтического дискурса драматургического текста А.П. Чехова // Принципы и методы исследования в филологии: Конец ХХ века. Сборник статей научно-методического семинара «Textus». –– Вып. 6. –– СПб. — Ставрополь, 2001. –– С. 567—570.
28.Ходус В.П. Лексика семантического поля «время» как средство формирования импрессионистичности в пьесе А.П. Чехова «Три сестры» // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». — Вып. 6. — М., 2001. –– С. 411—412.
29.Ходус В.П. Явления переходности и синкретизма в драматургическом тексте (на материале пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехова) // Языковая деятельность: переходность и синкретизм: Сборник статей научно-методического семинара «Textus». — Вып. 7. — М. — Ставрополь, 2001. — С. 323—326.
30.Ходус В.П. Импрессионистичность языка драматургических текстов А.П. Чехова // Язык и культура: Тезисы докладов Международной научной конференции. — М., 2001. — С. 179—180.
31.Ходус В.П. Ремарки с лексемой пауза как средство выражения импрессионистичности в драматургических текстах А.П. Чехова // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета: Тезисы докладов. — Карачаевск, 2001. — С. 185—186.
32.Ходус В.П. Особенности функционирования драматургического текста: читатель –– зритель (на материале пьесы А.П. Чехова «Три сестры») // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Материалы Международной научно-практической конференции. — СПб., 2001. — С. 434—439.
33.Ходус В.П. Языковые средства формирования среды в репликах драматургических текстов А.П. Чехова (на материале пьесы «Три сестры») // Языки и литературы народов Кавказа: проблемы изучения и перспективы развития: Материалы региональной научной конференции. — Карачаевск, 2001. — С. 318—320.
34.Ходус В.П. Ремарка в драматургическом тексте А.П. Чехова: стереотипность и новые модели // Изменяющийся языковой мир: Тезисы докладов Международной научной конференции. — Пермь, 2001. — С. 34—36.
35.Ходус В.П. К вопросу об импрессионистичности драматургических текстов А.П. Чехова: фигура — фон // Единицы языка: функционально-коммуникативный аспект: Материалы межвузовской конференции — Ч. I. — Ростов-на-Дону, 2001. — С. 188—194.
36.Ходус В.П. Языковые средства выражения пространства в драматургических текстах А.П. Чехова // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета: Тезисы докладов. — Карачаевск, 2002. — С. 242—243.
37.Ходус В.П. Режиссерские экземпляры как метатекст драматургического текста // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — Вып. 8. — М., 2002. — С. 351—352.
38.Ходус В.П. Языковые средства формирования импрессионистского настроения в драмах А.П. Чехова // Речь. Речевая деятельность. Текст: Межвузовский сборник научных трудов. — Таганрог, 2002. — С. 151—160.
39.Ходус В.П. Драматургический текст А.П. Чехова в эпистемологическом пространстве эпохи: концепты импрессионизма // Этнос. Язык. Культура; культурные смыслы в народном языке и художественных текстах: Материалы четвертой Всероссийской научной конференции. — Вып. 4. — Славянск-на-Кубани, 2002. — С. 139—142.
40.Ходус В.П. Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского как особый тип текста // Человек — коммуникация — текст: Сборник статей. — Вып. 5. — Барнаул, 2002. — С. 175—180.
41.Ходус В.П. Языковые средства выражения импрессионистичности в драматургических текстах А.П. Чехова. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. — Ставрополь, 2002. — 23 с.
42.Ходус В.П. Языковые средства выражения ключевых понятий импрессионизма в текстах режиссерских экземпляров К.С. Станиславского // Язык и текст в пространстве культуры: Сборник статей научно-методического семинара «Textus». — Вып. 9. — СПб. — Ставрополь, 2003. — С. 36—42.
43.Ходус В.П. Субъективное восприятие как основа импрессионистичности драматургии А.П. Чехова // Антропоцентрическая парадигма в филологии: Материалы международной научной конференции. — Ч. 1: Литературоведение. — Ставрополь, 2003. — С. 161—171.
44.Ходус В.П. Метапоэтика А.П. Чехова как авторская самоинтерпретация «новых форм» драматургического текста // Язык. Текст. Дискурс: Межвузовский сборник научных статей. — Вып. 1. — Ставрополь — Пятигорск, 2003. — С. 74—88.
45.Ходус В.П. Языковые выражения ключевого понятия импрессионизма «пространство — время» в драматургических текстах А.П. Чехова // Язык. Текст. Дискурс: Межвузовский сборник научных статей. — Вып. 2. — Ставрополь — Пятигорск, 2004. — С. 193―200.
46.Ходус В.П. О симметричной структуре импрессионистичного драматургического текста // Динамическая симметрия в науке, искусстве и реальной жизни: Сб. материалов к фестивалю динамической симметрии. ― Ставрополь, 2004. ― С. 240―244.
47.Ходус В.П. Языковые средства выражения среды как способ формирования жизненного пространства драматургических текстов А.П. Чехова // Речь. Речевая деятельность. Текст: Межвузовский сборник научных трудов. — Таганрог, 2004. — С. 307—312.
48.Ходус В.П. Фоновое пространство в драматургических текстах М. Метерлинка // Язык как культурно-образовательная среда: лингвистика, перевод, лингводидактика: Материалы 50-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону». — Ч. 1. — Ставрополь, 2005. — С. 266—270.
49.Ходус В.П. Структурно-семантическая организация драматургического текста А.П. Чехова как средство выражения импрессионистичности // Язык. Текст. Дискурс: Межвузовский сборник научных статей. — Вып. 3. — Ставрополь — Пятигорск, 2005. — С. 213—221.
50.Ходус В.П. Корреляция идиостиля А.П. Чехова с идеями философии интуитивизма // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания: Материалы 50-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону». — Ч. III. — Ставрополь, 2005. — С. 268—272.
51.Ходус В.П. Формирование стереотипов драматургического пространства в инициальной пьесе А.П. Чехова «Иванов» // Проблемы функционирования языка в разных сферах речевой коммуникации: Материалы Международной научной конференции. — Пермь, 2005. — С. 342—346.
52.Ходус В.П. Особенности функционирования внутренней речи в драматургических текстах А.П. Чехова // Язык. Дискурс. Текст: II Международная научная конференция, посвященная юбилею профессора Г.Ф. Гавриловой: Труды и материалы. — Ч. II. — Ростов-на-Дону, 2005. — С. 115—119.
53.Ходус В.П. Звук—тишина как знак трагедийности языка и быта в драматургических текстах А.П. Чехова и М. Метерлинка // Лингвистические исследования: Сборник научно-методических работ. — Казань, 2005. — С. 90—97.
54.Ходус В.П. Семантический объем ремарок драматургических текстов М. Метерлинка по данным метакомментариев // Язык как воплощение культуры: лингвистическая, переводческая и дидактическая рефлексия: Материалы 51-й научно-методической конференции преподавателей и студентов. «Университетская наука — региону». — Ч. I. — Ставрополь, 2006. — С. 279—283.
55.Ходус В.П. Особенности соотношения «реплика — ремарка» в драматургических текстах А.П. Чехова как один из способов выражения импрессионистичности // Этнокультура славян и современность: Сборник материалов ХХ краевой научно-практической конференции «Дни славянской письменности в культурно-образовательном пространстве края»: В 2-х ч. — Ставрополь, 2006. — Ч. I. — С. 134—137.
56.Ходус В.П. Реальное и вымышленное имя в метапоэтике А.П. Чехова // Активные процессы в современном русском языке: Материалы Всероссийской межвузовской конференции. — Ростов-на-Дону, 2006. — С. 357—361.
57.Ходус В.П. История и философия обыденности и художественный текст (на материале драматургии А.П. Чехова) // Взаимодействие истории науки и философии науки: теоретические и методологические аспекты: Сборник научных статей. — Ставрополь, 2006. — С. 125—132.
58.Ходус В.П. Пьеса И.Д. Сургучева «Осенние скрипки»: Чеховские традиции и драматургическое новаторство (на материале ремарок) // III Сургучевские чтения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Ставрополь, 2006. — С. 171—181.
59.Ходус В.П. «Чайка» в пространстве метапоэтического текста А.П. Чехова // Слово. Словарь. Словесность: из прошлого в будущее (к 225-летию А.Х. Востокова): Материалы Всероссийской научной конференции. — СПб., 2006. — С. 241—244.
60.Ходус В.П. Когнитивные сценарии метапоэтики А.П. Чехова // Язык, культура, образование как интегративное исследовательское пространство: Материалы 52-й научно-практической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону». — Ставрополь, 2007. — С. 246—250.
61.Ходус В.П. Метапоэтический метод в процессе лингвистического анализа драматургического текста // Romania: Лексикография. Речь. Текст: Сборник научных статей. — Ставрополь, 2007. — С. 207—238.
62.Ходус В.П. О содержании понятия метапоэтика // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания: Материалы 52-й научно-практической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону». — Ч. V. — Ставрополь, 2007. — С. 70—77.
63.Ходус В.П. «Энциклопедия жизни» в пространстве художественного текста А.П. Чехова // Слово. Словарь. Словесность: Петербургский контекст русистики начала XXI века: Материалы Всероссийской научной конференции. — СПб., 2007. — С. 211—215.
64.Ходус В.П. Структура ключевого топоса ТЕАТР метапоэтики драматического текста А.П. Чехова // Рефлексия. — Назрань, 2008. — № 2. — С. 53—55.
65.Ходус В.П. Индивидуальные проявления безмолвия в драматургических текстах (по данным метапоэтики) // Творческая индивидуальность писателя: теоретические аспекты изучения: Сборник материалов Международной научной конференции. — Ставрополь, 2008. — С. 23—30.
66.Ходус В.П. Определения и семантический объем энциклопедического понятия ТЕАТР в метапоэтике А.П. Чехова // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания: Материалы 53-й научно-практической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону». — Ставрополь, 2008. — С. 182—189.
67.Ходус В.П. О соотношении понятий метатекст — метапоэтический текст // Литература народов Северного Кавказа: художественное пространство, диалог культур: Материалы всероссийской научной конференции. — Карачаевск, 2008. — С. 280—285.
68.Ходус В.П. Ставрополь в творчестве А.П. Чехова // Сургучевские чтения: «Ставропольский текст» в литературе, истории и науке: Сб. материалов 5-й Международной научно-практической конференции. — Ставрополь, 2008. — С. 197—201.
69.Ходус В.П. «Шум бытия» в метапоэтике А.П. Чехова // Метапоэтика: Сборник статей научно-методического семинара «Textus». — Ставрополь, 2008. — Вып. 1. — С. 194—201.
70.Ходус В.П., Пиванова Э.В. Три века русской метапоэтики // Метапоэтика: Сборник статей научно-методического семинара «Textus». — Ставрополь, 2008. — Вып. 1. — С. 701—720.