Научная тема: «СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА)»
Специальность: 22.00.03
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социально-трудовая мобильность молодежи - это процесс изменения молодежью своей социальной   и трудовой позиции  в структуре общества, характеризуемый готовностью их к добровольному или вынужденному изменению места учебы, семейным положением, местом работы,  профессией, квалификацией   под воздействием субъективных и объективных факторов и причин. «Социально-профориентационная среда региона» - это   единство социально-экономических действий и координации работы учреждений, организаций и предприятий социума с целью повышения  уровня профессиональной готовности молодежи и организации социально-трудовой  среды региона. В социально-профориентационную среду  входят:  дошкольные образовательные учреждения, школы, учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждения дополнительного образования, промышленные предприятия, учреждения спорта, культуры, торговли, сферы быта и услуг, связи.
  2. Социально-трудовая мобильность  представляет собой сложное и многоуровневое социальное явление, которое  выступает как  динамическая  система перспективного социального ориентирования молодежи, направленная на сознательное позитивное изменение своей жизни в контексте ее профессионализации; способом планирования и проектирования молодежью собственной социальной и профессиональной жизни путем поэтапного формирования профессионального настоящего и будущего.  Процесс трансформации современного российского общества в условиях негарантированной занятости сопровождается новыми вызовами в адрес молодежи в процессе ее профессионального самоопределения, профессионального становления и  профессиональной карьеры. Поэтому социально-трудовая мобильность и проблемы профориентации молодежи как важнейшие структурные элементы их жизненных позиций и социально-экономических стратегий являются определяющими в системе жизненных  ориентаций, ведущих к  достижению качественно новых состояний социальной и  трудовой жизни в профессиональной среде.
  3. Социально-трудовая  мобильность молодежи осуществляется в конкретном социальном пространстве, обусловленным состоянием современного общества и системой социальных институтов, регулирующих социально-экономические взаимоотношения и  процессы. Наибольшее воздействие на социально-трудовую мобильность молодежи в  условиях трансформации российского общества оказывают социально-трудовое и профессионально-образовательное пространство, характеризующееся некоторым рассогласованием, диспропорцией и дисфункцией, нередко перерастающими в противоречия.
  4. Концепция социально-трудовой мобильности молодого поколения  в условиях модернизации российского общества включает в себя следующие основные составляющие: методологию исследования социально-трудовой мобильности молодежи, систему социальных и трудовых детерминант, социальные механизмы формирования социально-трудового потенциала молодежи; социологические аспекты экономического проектирования системы координации действий государственных и социально-экономических структур по формированию векторов направленности социально-трудовой мобильности молодежи; региональную концептуальную модель социально-трудовой мобильности молодежи региона, рекомендации по совершенствованию институциональных механизмов в сфере трудовой социализации молодежи
  5. Управление социально-трудовой мобильностью молодежи региона в современных условиях возможно на основе кластерного подхода формирования социально-экономической системы профессионального образования. При этом кластер выступает как группа соседствующих предприятий, учебных заведений и организаций, функционирующих в одной отрасли хозяйственного комплекса региона. Кластерная  социально-экономическая система формирования социально-трудовой мобильности молодежи региона представляет собой взаимодействие предприятий, организаций, учреждений  и образовательных структур на основе паритетного финансирования в целях создания условий для вертикальной восходящей и горизонтальной мобильности молодежи, а также нейтрализацию условий, ведущих к нисходящей мобильности. Структура кластерной социально-экономической системы включает в себя: субъектов взаимодействия (социальные институты и организации, предприятия,  учреждения, а также  работодателей, школы, вузы и молодежь, с регулирующей стороны), формы регулирования (в зависимости от уровня реализации процесса регулирования; видов социально-трудовой мобильности молодежи; принадлежности молодежи к разным социальным группам) и функции регулирования (стабилизирующая, экономическая, инновационная, распределительная, регулятивная, личностно- мотивационная), где определяются компоненты и показатели социально-технологической мобильности молодежи, которые способствуют к быстрой адаптации выпускника к выполнению профессиональной деятельности.
  6. Региональными особенностями социально-трудовой мобильности молодежи региона являются: несогласованность профессиональных планов молодежи и  требований рынка труда; разные стратегии профессионального выбора молодежи: выбор  места обучения или  профессии. Эмоциональная оценка будущего влияет на образовательные и профессиональные планы учащихся, формируя социально-трудовую мобильность молодежи, при этом доминирует социально-профессиональный инфантилизм значительной части молодежи. Региону необходимо использовать в полной мере потенциал внутренней мобильности молодежи, что уменьшит необходимость внешней миграции, ослабляющей местные кадровые ресурсы. Условиями   экономического воздействия на социально-трудовую мобильность молодежи региона, детерминирующими мобильность молодежи являются: на макро-уровне - социально-экономическая ситуация в регионе, статус и престиж профессии; на мезо-уровне - уровень заработной платы, отсутствие условий карьерного роста;  на микро-уровне - пол, возраст, образование, профиль и квалификация.
  7. В российском обществе наблюдаются новые тенденции, свидетельствующие об ограничении социально-профессиональной роли молодежи повышением требований к профессиональным качествам работников. При трудоустройстве приоритет  отдается специалисту, имеющему опыт практической работы по специальности. Молодые специалисты с высоким уровнем образования, но не имеющие трудовой практики, испытывают трудности при устройстве на работу. В итоге новые знания не применяются, молодежь ориентируется на другие  специальности, в те организации, учреждения, предприятия, которые предлагают более выгодные условия, пренебрегая перспективами профессионального роста. Общей тенденцией в регионе является усиление переориентации работодателей на кадры со средне-профессиональным образовательным уровнем.
  8. Региональная концептуальная модель  социально-трудовой мобильности молодежи включает в себя  совокупность социальных и трудовых определяющих детерминант, векторную направленность социально-трудовой мобильности молодежи, отвечающую социальным и  экономическим потребностям региона. Сущность региональной социально-трудовой системы в рамках предлагаемой концептуальной схемы видится том, что она представляет собой функционально значимую кластерную социально-экономическую систему, имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование социально-профориентационной среды по  формированию  социально-трудовой мобильности молодежи, включающую интеграцию деятельности взаимосвязанных  социально-экономических  систем, обеспечивающаяся установлением тесных преемственных связей между  структурными и функциональными компонентами региона в соответствии со сформулированными концептуальными положениями. 
  9. Конструирование показателей социально-трудового потенциала молодежи должно основываться на использовании специфики региональных ресурсов, предусматривающей изучение следующих  показателей: образовательного,  экономического, социального, трудового, административного, общественно-политического, показатель культурно-духовного ресурса, психологического, физиологического ресурса, показатель эмоционального ресурса, интеллектуального,  коммуникационного, показатель креативного, инновационного, личностного, квалификационного, профессионального и территориального ресурсов. На основе этих показателей конструируется инновационная технология формирования  социально-трудового потенциала молодежи  как  составной части системы социально-трудовой мобильности, позволяющая установить последовательность и возможные направления дальнейшего развития потенциалов, провести анализ наиболее проблемных областей социальной и трудовой мобильности молодежи региона.
  10. Модель «трудовой консолидации» является специфической  системой экономического поведения в сфере труда,  в  основе  которой лежат симметричные отношения экономических интересов работников и работодателя, направленные на оптимизацию производственной функции, влияющие на эффективность производственного поведения, где оптимизация производственной функции во многом зависит от тесноты связи интересов работодателя и наемного работника. Эта связь определяется устойчивостью контрактных отношений, обязательств и выгод, которые получают стороны в результате выполнения этих обязательств.
  11. Деятельность региональных служб занятости, трудоустройства по развитию и формированию социально-трудовой мобильности молодежи сопровождается  активной профессиональной пропагандой, ориентированной на все слои населения, с целью формирования позитивного имиджа востребованных профессий, посредством  формирования регионального задания на подготовку кадров по программам начального, среднего и высшего профессионального образования для учебных заведений различного уровня, проводя ежегодную паспортизацию предприятий, организаций и учреждений для формирования базы данных рынка труда, включающей как текущие, так и перспективные потребности региона. Несмотря на это молодежь ориентируется на  набор образовательно-профессиональных планов стихийно, что оказывает негативное влияние на процесс социально-трудовой мобильности молодых людей и, в конечном счете,  на функционирование профессиональной сферы общества. Социально-экономическое пространство воздействует на профессиональные ориентации молодежи не прямо и непосредственно, а опосредованно через личностные факторы: потребности, интересы, мотивы деятельности, ценностные ориентации и диспозиции. Они определяют активность молодежи в социально-трудовом и образовательно-профессиональном пространстве, включают процессы саморегуляции экономического поведения молодого человека и тем самым во многом обусловливают характер и содержание социально-трудовой мобильности, не всегда адекватные требованиям современной экономики.
  12. Факторами профессиональной ориентации, структурирующими социально-трудовую мобильность молодежи, являются рынок труда, уровень заработной платы, первичная и вторичная занятость, профессиональная переподготовка, смена и поиск работы, гендерные отношения. Установлено, что они влияют на все структурные элементы социально-трудовой мобильности молодежи. При этом характер влияния может быть как позитивным, так и негативным. В частности, влияние гендерных факторов замедляет процессы профессиональной стабильности женщин и их профессиональной карьеры. В условиях рыночной экономики обостряются противоречия между уровнем образования, ориентацией на профессию, опытом профессионально-трудовой деятельности и ее ориентацией на заработную плату и ее фактически поддерживаемым уровнем и  востребованностью  на рынке труда.
  13. Профориентационная работа должна строиться на основе прогнозирования спроса экономики на кадры различной квалификации. Ответственность за его организацию целесообразно возложить на соответствующие государственные органы, сферой компетенции которых является регулирование рынка труда и занятости, организация профессиональной подготовки кадров. Для преодоления структурных диспропорций между предложением образовательных услуг и потребностями отраслей экономики в квалифицированных кадрах, необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, включающих определение приоритетных сфер, специальностей и направлений профессиональной подготовки, в отношении которых будут осуществляться меры государственной поддержки, приведение структуры подготовки кадров в соответствие с перспективными  направлениями развития экономики и социальной сфер региона;. проведение экспертизы и переаттестации всех образовательных программ по экономическим, управленческим и юридическим дисциплинам; повторное лицензирование филиалов высших учебных заведений, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Иванова Т.Н. Организационно-управленческие условия обеспечения эффективности совместной деятельности социально-психологического центра работников предприятий по профессиональной ориентации учащихся школ города // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2006. - №2.- С. 242-246 (0,4 п.л.).

2. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение молодежи как социальная проблема // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. - №1.- С. 12-17 (0,4 п.л.).

3. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение молодежи как социальная проблема государственного управления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008.- №8. - С.12-18 (0,5 п.л.).

4. Иванова Т.Н. Системный подход к проектированию государственной системы профессиональной ориентации учащихся в Самарском регионе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - №9. - С. 201-208 (0,5 п.л.).

5. Иванова Т.Н. Социальное проектирование системы по профессиональной ориентации молодежи //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - №8. - С. 18-23 (0,4 п.л.).

6. Иванова Т.Н. Социологическое образование в крупном промышленном городе как социальная проблема //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008.-№10.- С. 185-193 (0,6 п.л.).

7. Иванова Т.Н. Потребительское поведение в сфере получения дополнительного профессионального образования как социально–экономическая проблема // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008.- №10.-С. 177-185 (0,6 п.л.).

8. Иванова Т.Н. Генезис научных представлений о профессиональной ориентации молодежи //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008.- №10. - С. 172-177 (0,5 п.л.).

9. Иванова Т.Н. Профессиональное становление гуманитария (на примере Тольяттинского государственного университета) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. - 2010.- №1(4).- С. 90-93 (0,5 п.л.).

10. Иванова Т.Н. Проектирование системы профессионального становления молодежи в Самарском регионе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. - 2010.-№ 1(4).- С.93-96 (0,4 п.л.).

11.Иванова Т.Н. Социально–экономические аспекты профессиональных устремлений молодежи (на примере Тольяттинского государственного университета) // «Регионология». - 2010.- № 71.- С.207-212 (0,5 п.л.).

Монографии

12. Иванова Т.Н. Социальное проектирование системы управления профессиональной ориентацией молодежи Самарского региона: Монография. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006.-138 с. (9,8п.л.).

13. Иванова Т.Н. Профессиональная ориентация как фактор развития социально- трудовой мобильности молодежи: Монография. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009.- 108 с (7,8 п.л.).

14. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение молодежи как социальная проблема /Т.Н. Иванова// Картина городской жизни Тольятти: опыт комплексного научного подхода: коллективная монография/ Под ред. В.П.Овсянникова и И.В.Цветковой. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2010.-210с.-С. 126-144.; (13,3п.л.)

Публикации в других изданиях

15. Иванова Т.Н. Проблема выбора профессии, квалификации и непрерывного //Проблемы непрерывного профессионального образования в педагогических исследованиях: сборник статей четвертой Международной научно-практической конференции СГПУ. -Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003.- С.51- 62 (0,5 п.л.).

16. Иванова Т.Н. Модель социальной системы управления совместной деятельностью социально-психологического центра и учреждений социума по профессиональной ориентации учащихся // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. - Москва: Изд-во РГИИС, 2003.- С.21-26 (0,4 п.л.).

17. Иванова Т.Н. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи //Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. - Москва: Изд-во РГИИС, 2003.- С.74-79 (0,5 п.л.).

18. Иванова Т.Н. Социальное проектирование системы управления профессиональной ориентацией молодежи // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. Москва: Изд-во РГИИС, 2003.- С.44-46 (0,2 п.л.).

19. Иванова Т.Н. Деятельность социальных институтов по управлению профессиональным самоопределением молодежи // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. Москва: Изд-во РГИИС, 2003.- С.91-93 (0,2 п.л.).

20. Иванова Т.Н. Эффективное обслуживание потребителей // Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти: Изд-во ТГУ, Выпуск первый, 2004.-С.114-116 (0,2 п.л.).

21.Иванова Т.Н. Теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной ориентации молодежи// Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти: Изд-во ТГУ, Выпуск первый, 2004. – С. 121-125 (0,3 п.л.).

22. Иванова Т.Н. Технология составления социологической анкеты: курс практической социологии // Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти. Изд-во ТГУ, Выпуск первый, 2004. С. 43 – 46 (0,5 п.л.).

23. Иванова Т.Н. Теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной ориентации молодежи. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2004. 121 с. (12,0 п.л.).

24. Иванова Т.Н. Технология составления социологической анкеты: курс практической социологии. –Тольятти: Изд-во ТГУ, 2004. – 143 с. (18,5 п.л.).

25. Иванова Т.Н. Инноватика социальной работы. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006. – 304 с. (19,0 п.л.).

26. Иванова Т.Н.Технологии социальной работы. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006.; -(10,75 п.л.).

27. Иванова Т.Н. Экономическая социология. – Тольятти; Изд—во ТГУ, 2010. – 56 с. (3,8 п.л.).

28. Иванова Т.Н. Социально-психологические технологии // Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти. Выпуск первый, 2005. - С.13-18 (0,5 п.л.).

29. Иванова Т.Н. Психологическая стратегия профессионализации личности // Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти. Выпуск первый, 2005. - С.68-72 (0,3 п.л.).

30. Иванова Т.Н. Организационно-управленческие условия обеспечения эффективности совместной деятельности социально - психологического центра работников предприятий по профессиональной ориентации учащихся школ города Тольятти // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. Москва: Изд-во РГИИС, 2006.- С.41-46 (0,5 п.л.).

31. Иванова Т.Н Психологическая стратегия профессионализации личности журналиста // Тольятти: Изд- во ТГУ, 2006.- С.39-43 (0,4 п.л.).

32. Иванова Т.Н. Деятельность Института непрерывного профессионального образования Тольяттинского государственного университета по формированию конкурентоспособной личности. - Тольятти: Изд - во ТГУ, , 2006.- 23с. (1,6 п.л.).

33. Иванова Т.Н. Методологические основы социальной работы. - Тольятти: Изд- во ТГУ, 2006.- 33с. (2,3п.л.).

34. Иванова Т.Н. Социологический анализ новых социально-экономических условий России на рынке труда. Тольятти: Изд- во ТГУ, 2006. - С.78-82 (0,3п.л.).

35. Иванова Т.Н. Социально - трудовой потенциал молодежи как социологическая проблема // Университетские чтения. Материалы научно - методических чтений ТГУ, 2006.- С.113-116 (0,2п.л.).

36. Иванова Т.Н. Системный подход к проектированию трудовых ресурсов и трудового потенциала молодежи в Самарском регионе // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов // Материалы докладов всероссийской конференции, май-июнь 2009. – Пенза. С. 62-64. (0,2 п.л.).

37. Иванова Т.Н. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал молодежи в Самарском регионе/ Т.Н.Иванова // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009.- С. 72-75 (0,2п.л.).

38. Иванова Т.Н. Профессиональное становление студента-гуманитария как социально-экономическая проблема // Татищевские чтения Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Выпуск второй. Тольятти, 2009. ЕУиТ. - С. 260- 274 (1п.л.).

39. Иванова Т.Н. Системный подход к проектированию трудовых ресурсов и трудового потенциала молодежи в Самарском регионе // Татищевские чтения Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Выпуск второй. – Тольятти, 2009. С. 93-113 (1п.л.).

40. Иванова Т.Н Социологические аспекты проектирования государственной системы профессионального ориентирования молодежи // Управление региональными системами: интеграционный подход, факторное обеспечение, методы, модели. Сборник научных статей. Всероссийская научно - практическая конференция. Волгоград. 2009.- С.466-470 (0,4 п.л.)

41. Иванова Т.Н. Социологические аспекты профессиональной ориентации личности в Самарском регионе // Социально-Гуманитарное знание и общественное развитие. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Саранск. 2010.-С.42-45 (0,3п.л.).

42. Иванова Т.Н., Ростова А.В. Социально-экономические проблемы женщин на рынке труда (на материале г.о. Тольятти) // Известия государственного университета. Серия 1.: Проблемы образования, науки и культуры. № 5 (84). 2010. С.50-63 (1,0 п.л.).

43. Иванова Т.Н. Социально-экономические аспекты взаимодействия российских вузов и современного рынка труда // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» //Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть IV. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева. 2011. - С. 154- 161 (0,5 п.л.).

44. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность молодежи как социально- экономическая проблема: отечественный и зарубежный опыт // «Иркутск: традиции и проектирование будущего». Иркутск: Изд-во ИГТУ. 2011. С. 132-135 (0,4 п.л.).

45. Иванова Т.Н. Изменение системы профессиональной ориентации как фактор развития социально - трудовой мобильности молодежи Самарского региона // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С.159-166 (0,5 п.л.).

46. Иванова Т.Н. Факторы социально-экономического воздействия на выбор профессии и профессиональное самоопределение молодежи Самарского региона (опыт социологического исследования) // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. - Научно - теоретический журнал, серия «Гуманитарные науки и образование». - Вып.7.- 2011. - С.132-136 (0,5 п.л.).