- Социально-трудовая мобильность молодежи - это процесс изменения молодежью своей социальной и трудовой позиции в структуре общества, характеризуемый готовностью их к добровольному или вынужденному изменению места учебы, семейным положением, местом работы, профессией, квалификацией под воздействием субъективных и объективных факторов и причин. «Социально-профориентационная среда региона» - это единство социально-экономических действий и координации работы учреждений, организаций и предприятий социума с целью повышения уровня профессиональной готовности молодежи и организации социально-трудовой среды региона. В социально-профориентационную среду входят: дошкольные образовательные учреждения, школы, учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждения дополнительного образования, промышленные предприятия, учреждения спорта, культуры, торговли, сферы быта и услуг, связи.
- Социально-трудовая мобильность представляет собой сложное и многоуровневое социальное явление, которое выступает как динамическая система перспективного социального ориентирования молодежи, направленная на сознательное позитивное изменение своей жизни в контексте ее профессионализации; способом планирования и проектирования молодежью собственной социальной и профессиональной жизни путем поэтапного формирования профессионального настоящего и будущего. Процесс трансформации современного российского общества в условиях негарантированной занятости сопровождается новыми вызовами в адрес молодежи в процессе ее профессионального самоопределения, профессионального становления и профессиональной карьеры. Поэтому социально-трудовая мобильность и проблемы профориентации молодежи как важнейшие структурные элементы их жизненных позиций и социально-экономических стратегий являются определяющими в системе жизненных ориентаций, ведущих к достижению качественно новых состояний социальной и трудовой жизни в профессиональной среде.
- Социально-трудовая мобильность молодежи осуществляется в конкретном социальном пространстве, обусловленным состоянием современного общества и системой социальных институтов, регулирующих социально-экономические взаимоотношения и процессы. Наибольшее воздействие на социально-трудовую мобильность молодежи в условиях трансформации российского общества оказывают социально-трудовое и профессионально-образовательное пространство, характеризующееся некоторым рассогласованием, диспропорцией и дисфункцией, нередко перерастающими в противоречия.
- Концепция социально-трудовой мобильности молодого поколения в условиях модернизации российского общества включает в себя следующие основные составляющие: методологию исследования социально-трудовой мобильности молодежи, систему социальных и трудовых детерминант, социальные механизмы формирования социально-трудового потенциала молодежи; социологические аспекты экономического проектирования системы координации действий государственных и социально-экономических структур по формированию векторов направленности социально-трудовой мобильности молодежи; региональную концептуальную модель социально-трудовой мобильности молодежи региона, рекомендации по совершенствованию институциональных механизмов в сфере трудовой социализации молодежи
- Управление социально-трудовой мобильностью молодежи региона в современных условиях возможно на основе кластерного подхода формирования социально-экономической системы профессионального образования. При этом кластер выступает как группа соседствующих предприятий, учебных заведений и организаций, функционирующих в одной отрасли хозяйственного комплекса региона. Кластерная социально-экономическая система формирования социально-трудовой мобильности молодежи региона представляет собой взаимодействие предприятий, организаций, учреждений и образовательных структур на основе паритетного финансирования в целях создания условий для вертикальной восходящей и горизонтальной мобильности молодежи, а также нейтрализацию условий, ведущих к нисходящей мобильности. Структура кластерной социально-экономической системы включает в себя: субъектов взаимодействия (социальные институты и организации, предприятия, учреждения, а также работодателей, школы, вузы и молодежь, с регулирующей стороны), формы регулирования (в зависимости от уровня реализации процесса регулирования; видов социально-трудовой мобильности молодежи; принадлежности молодежи к разным социальным группам) и функции регулирования (стабилизирующая, экономическая, инновационная, распределительная, регулятивная, личностно- мотивационная), где определяются компоненты и показатели социально-технологической мобильности молодежи, которые способствуют к быстрой адаптации выпускника к выполнению профессиональной деятельности.
- Региональными особенностями социально-трудовой мобильности молодежи региона являются: несогласованность профессиональных планов молодежи и требований рынка труда; разные стратегии профессионального выбора молодежи: выбор места обучения или профессии. Эмоциональная оценка будущего влияет на образовательные и профессиональные планы учащихся, формируя социально-трудовую мобильность молодежи, при этом доминирует социально-профессиональный инфантилизм значительной части молодежи. Региону необходимо использовать в полной мере потенциал внутренней мобильности молодежи, что уменьшит необходимость внешней миграции, ослабляющей местные кадровые ресурсы. Условиями экономического воздействия на социально-трудовую мобильность молодежи региона, детерминирующими мобильность молодежи являются: на макро-уровне - социально-экономическая ситуация в регионе, статус и престиж профессии; на мезо-уровне - уровень заработной платы, отсутствие условий карьерного роста; на микро-уровне - пол, возраст, образование, профиль и квалификация.
- В российском обществе наблюдаются новые тенденции, свидетельствующие об ограничении социально-профессиональной роли молодежи повышением требований к профессиональным качествам работников. При трудоустройстве приоритет отдается специалисту, имеющему опыт практической работы по специальности. Молодые специалисты с высоким уровнем образования, но не имеющие трудовой практики, испытывают трудности при устройстве на работу. В итоге новые знания не применяются, молодежь ориентируется на другие специальности, в те организации, учреждения, предприятия, которые предлагают более выгодные условия, пренебрегая перспективами профессионального роста. Общей тенденцией в регионе является усиление переориентации работодателей на кадры со средне-профессиональным образовательным уровнем.
- Региональная концептуальная модель социально-трудовой мобильности молодежи включает в себя совокупность социальных и трудовых определяющих детерминант, векторную направленность социально-трудовой мобильности молодежи, отвечающую социальным и экономическим потребностям региона. Сущность региональной социально-трудовой системы в рамках предлагаемой концептуальной схемы видится том, что она представляет собой функционально значимую кластерную социально-экономическую систему, имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование социально-профориентационной среды по формированию социально-трудовой мобильности молодежи, включающую интеграцию деятельности взаимосвязанных социально-экономических систем, обеспечивающаяся установлением тесных преемственных связей между структурными и функциональными компонентами региона в соответствии со сформулированными концептуальными положениями.
- Конструирование показателей социально-трудового потенциала молодежи должно основываться на использовании специфики региональных ресурсов, предусматривающей изучение следующих показателей: образовательного, экономического, социального, трудового, административного, общественно-политического, показатель культурно-духовного ресурса, психологического, физиологического ресурса, показатель эмоционального ресурса, интеллектуального, коммуникационного, показатель креативного, инновационного, личностного, квалификационного, профессионального и территориального ресурсов. На основе этих показателей конструируется инновационная технология формирования социально-трудового потенциала молодежи как составной части системы социально-трудовой мобильности, позволяющая установить последовательность и возможные направления дальнейшего развития потенциалов, провести анализ наиболее проблемных областей социальной и трудовой мобильности молодежи региона.
- Модель «трудовой консолидации» является специфической системой экономического поведения в сфере труда, в основе которой лежат симметричные отношения экономических интересов работников и работодателя, направленные на оптимизацию производственной функции, влияющие на эффективность производственного поведения, где оптимизация производственной функции во многом зависит от тесноты связи интересов работодателя и наемного работника. Эта связь определяется устойчивостью контрактных отношений, обязательств и выгод, которые получают стороны в результате выполнения этих обязательств.
- Деятельность региональных служб занятости, трудоустройства по развитию и формированию социально-трудовой мобильности молодежи сопровождается активной профессиональной пропагандой, ориентированной на все слои населения, с целью формирования позитивного имиджа востребованных профессий, посредством формирования регионального задания на подготовку кадров по программам начального, среднего и высшего профессионального образования для учебных заведений различного уровня, проводя ежегодную паспортизацию предприятий, организаций и учреждений для формирования базы данных рынка труда, включающей как текущие, так и перспективные потребности региона. Несмотря на это молодежь ориентируется на набор образовательно-профессиональных планов стихийно, что оказывает негативное влияние на процесс социально-трудовой мобильности молодых людей и, в конечном счете, на функционирование профессиональной сферы общества. Социально-экономическое пространство воздействует на профессиональные ориентации молодежи не прямо и непосредственно, а опосредованно через личностные факторы: потребности, интересы, мотивы деятельности, ценностные ориентации и диспозиции. Они определяют активность молодежи в социально-трудовом и образовательно-профессиональном пространстве, включают процессы саморегуляции экономического поведения молодого человека и тем самым во многом обусловливают характер и содержание социально-трудовой мобильности, не всегда адекватные требованиям современной экономики.
- Факторами профессиональной ориентации, структурирующими социально-трудовую мобильность молодежи, являются рынок труда, уровень заработной платы, первичная и вторичная занятость, профессиональная переподготовка, смена и поиск работы, гендерные отношения. Установлено, что они влияют на все структурные элементы социально-трудовой мобильности молодежи. При этом характер влияния может быть как позитивным, так и негативным. В частности, влияние гендерных факторов замедляет процессы профессиональной стабильности женщин и их профессиональной карьеры. В условиях рыночной экономики обостряются противоречия между уровнем образования, ориентацией на профессию, опытом профессионально-трудовой деятельности и ее ориентацией на заработную плату и ее фактически поддерживаемым уровнем и востребованностью на рынке труда.
- Профориентационная работа должна строиться на основе прогнозирования спроса экономики на кадры различной квалификации. Ответственность за его организацию целесообразно возложить на соответствующие государственные органы, сферой компетенции которых является регулирование рынка труда и занятости, организация профессиональной подготовки кадров. Для преодоления структурных диспропорций между предложением образовательных услуг и потребностями отраслей экономики в квалифицированных кадрах, необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, включающих определение приоритетных сфер, специальностей и направлений профессиональной подготовки, в отношении которых будут осуществляться меры государственной поддержки, приведение структуры подготовки кадров в соответствие с перспективными направлениями развития экономики и социальной сфер региона;. проведение экспертизы и переаттестации всех образовательных программ по экономическим, управленческим и юридическим дисциплинам; повторное лицензирование филиалов высших учебных заведений, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца.
1. Иванова Т.Н. Организационно-управленческие условия обеспечения эффективности совместной деятельности социально-психологического центра работников предприятий по профессиональной ориентации учащихся школ города // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2006. - №2.- С. 242-246 (0,4 п.л.).
2. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение молодежи как социальная проблема // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. - №1.- С. 12-17 (0,4 п.л.).
3. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение молодежи как социальная проблема государственного управления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008.- №8. - С.12-18 (0,5 п.л.).
4. Иванова Т.Н. Системный подход к проектированию государственной системы профессиональной ориентации учащихся в Самарском регионе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - №9. - С. 201-208 (0,5 п.л.).
5. Иванова Т.Н. Социальное проектирование системы по профессиональной ориентации молодежи //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - №8. - С. 18-23 (0,4 п.л.).
6. Иванова Т.Н. Социологическое образование в крупном промышленном городе как социальная проблема //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008.-№10.- С. 185-193 (0,6 п.л.).
7. Иванова Т.Н. Потребительское поведение в сфере получения дополнительного профессионального образования как социально–экономическая проблема // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008.- №10.-С. 177-185 (0,6 п.л.).
8. Иванова Т.Н. Генезис научных представлений о профессиональной ориентации молодежи //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008.- №10. - С. 172-177 (0,5 п.л.).
9. Иванова Т.Н. Профессиональное становление гуманитария (на примере Тольяттинского государственного университета) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. - 2010.- №1(4).- С. 90-93 (0,5 п.л.).
10. Иванова Т.Н. Проектирование системы профессионального становления молодежи в Самарском регионе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология. - 2010.-№ 1(4).- С.93-96 (0,4 п.л.).
11.Иванова Т.Н. Социально–экономические аспекты профессиональных устремлений молодежи (на примере Тольяттинского государственного университета) // «Регионология». - 2010.- № 71.- С.207-212 (0,5 п.л.).
Монографии
12. Иванова Т.Н. Социальное проектирование системы управления профессиональной ориентацией молодежи Самарского региона: Монография. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006.-138 с. (9,8п.л.).
13. Иванова Т.Н. Профессиональная ориентация как фактор развития социально- трудовой мобильности молодежи: Монография. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009.- 108 с (7,8 п.л.).
14. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение молодежи как социальная проблема /Т.Н. Иванова// Картина городской жизни Тольятти: опыт комплексного научного подхода: коллективная монография/ Под ред. В.П.Овсянникова и И.В.Цветковой. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2010.-210с.-С. 126-144.; (13,3п.л.)
Публикации в других изданиях
15. Иванова Т.Н. Проблема выбора профессии, квалификации и непрерывного //Проблемы непрерывного профессионального образования в педагогических исследованиях: сборник статей четвертой Международной научно-практической конференции СГПУ. -Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003.- С.51- 62 (0,5 п.л.).
16. Иванова Т.Н. Модель социальной системы управления совместной деятельностью социально-психологического центра и учреждений социума по профессиональной ориентации учащихся // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. - Москва: Изд-во РГИИС, 2003.- С.21-26 (0,4 п.л.).
17. Иванова Т.Н. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи //Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. - Москва: Изд-во РГИИС, 2003.- С.74-79 (0,5 п.л.).
18. Иванова Т.Н. Социальное проектирование системы управления профессиональной ориентацией молодежи // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. Москва: Изд-во РГИИС, 2003.- С.44-46 (0,2 п.л.).
19. Иванова Т.Н. Деятельность социальных институтов по управлению профессиональным самоопределением молодежи // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. Москва: Изд-во РГИИС, 2003.- С.91-93 (0,2 п.л.).
20. Иванова Т.Н. Эффективное обслуживание потребителей // Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти: Изд-во ТГУ, Выпуск первый, 2004.-С.114-116 (0,2 п.л.).
21.Иванова Т.Н. Теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной ориентации молодежи// Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти: Изд-во ТГУ, Выпуск первый, 2004. – С. 121-125 (0,3 п.л.).
22. Иванова Т.Н. Технология составления социологической анкеты: курс практической социологии // Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти. Изд-во ТГУ, Выпуск первый, 2004. С. 43 – 46 (0,5 п.л.).
23. Иванова Т.Н. Теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной ориентации молодежи. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2004. 121 с. (12,0 п.л.).
24. Иванова Т.Н. Технология составления социологической анкеты: курс практической социологии. –Тольятти: Изд-во ТГУ, 2004. – 143 с. (18,5 п.л.).
25. Иванова Т.Н. Инноватика социальной работы. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006. – 304 с. (19,0 п.л.).
26. Иванова Т.Н.Технологии социальной работы. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006.; -(10,75 п.л.).
27. Иванова Т.Н. Экономическая социология. – Тольятти; Изд—во ТГУ, 2010. – 56 с. (3,8 п.л.).
28. Иванова Т.Н. Социально-психологические технологии // Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти. Выпуск первый, 2005. - С.13-18 (0,5 п.л.).
29. Иванова Т.Н. Психологическая стратегия профессионализации личности // Профессиональное развитие личности: сборник ТГУ. Тольятти. Выпуск первый, 2005. - С.68-72 (0,3 п.л.).
30. Иванова Т.Н. Организационно-управленческие условия обеспечения эффективности совместной деятельности социально - психологического центра работников предприятий по профессиональной ориентации учащихся школ города Тольятти // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы: сборник Российского государственного института интеллектуальной собственности. Москва: Изд-во РГИИС, 2006.- С.41-46 (0,5 п.л.).
31. Иванова Т.Н Психологическая стратегия профессионализации личности журналиста // Тольятти: Изд- во ТГУ, 2006.- С.39-43 (0,4 п.л.).
32. Иванова Т.Н. Деятельность Института непрерывного профессионального образования Тольяттинского государственного университета по формированию конкурентоспособной личности. - Тольятти: Изд - во ТГУ, , 2006.- 23с. (1,6 п.л.).
33. Иванова Т.Н. Методологические основы социальной работы. - Тольятти: Изд- во ТГУ, 2006.- 33с. (2,3п.л.).
34. Иванова Т.Н. Социологический анализ новых социально-экономических условий России на рынке труда. Тольятти: Изд- во ТГУ, 2006. - С.78-82 (0,3п.л.).
35. Иванова Т.Н. Социально - трудовой потенциал молодежи как социологическая проблема // Университетские чтения. Материалы научно - методических чтений ТГУ, 2006.- С.113-116 (0,2п.л.).
36. Иванова Т.Н. Системный подход к проектированию трудовых ресурсов и трудового потенциала молодежи в Самарском регионе // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов // Материалы докладов всероссийской конференции, май-июнь 2009. – Пенза. С. 62-64. (0,2 п.л.).
37. Иванова Т.Н. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал молодежи в Самарском регионе/ Т.Н.Иванова // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009.- С. 72-75 (0,2п.л.).
38. Иванова Т.Н. Профессиональное становление студента-гуманитария как социально-экономическая проблема // Татищевские чтения Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Выпуск второй. Тольятти, 2009. ЕУиТ. - С. 260- 274 (1п.л.).
39. Иванова Т.Н. Системный подход к проектированию трудовых ресурсов и трудового потенциала молодежи в Самарском регионе // Татищевские чтения Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Выпуск второй. – Тольятти, 2009. С. 93-113 (1п.л.).
40. Иванова Т.Н Социологические аспекты проектирования государственной системы профессионального ориентирования молодежи // Управление региональными системами: интеграционный подход, факторное обеспечение, методы, модели. Сборник научных статей. Всероссийская научно - практическая конференция. Волгоград. 2009.- С.466-470 (0,4 п.л.)
41. Иванова Т.Н. Социологические аспекты профессиональной ориентации личности в Самарском регионе // Социально-Гуманитарное знание и общественное развитие. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Саранск. 2010.-С.42-45 (0,3п.л.).
42. Иванова Т.Н., Ростова А.В. Социально-экономические проблемы женщин на рынке труда (на материале г.о. Тольятти) // Известия государственного университета. Серия 1.: Проблемы образования, науки и культуры. № 5 (84). 2010. С.50-63 (1,0 п.л.).
43. Иванова Т.Н. Социально-экономические аспекты взаимодействия российских вузов и современного рынка труда // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» //Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть IV. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева. 2011. - С. 154- 161 (0,5 п.л.).
44. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность молодежи как социально- экономическая проблема: отечественный и зарубежный опыт // «Иркутск: традиции и проектирование будущего». Иркутск: Изд-во ИГТУ. 2011. С. 132-135 (0,4 п.л.).
45. Иванова Т.Н. Изменение системы профессиональной ориентации как фактор развития социально - трудовой мобильности молодежи Самарского региона // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С.159-166 (0,5 п.л.).
46. Иванова Т.Н. Факторы социально-экономического воздействия на выбор профессии и профессиональное самоопределение молодежи Самарского региона (опыт социологического исследования) // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. - Научно - теоретический журнал, серия «Гуманитарные науки и образование». - Вып.7.- 2011. - С.132-136 (0,5 п.л.).