Психологическими основаниями оценки эффективности и, следовательно, моделирования создаваемых версий системы высшего образования в процессе ее изменения (критериями оценки психологического результата функционирования вуза) выступают производные от пространственных (причинные переменные) атрибутивные характеристики среды (промежуточные и результирующие переменные).
Схема психологической оценки системы высшего образования, релевантная гуманистическим установкам ее преобразования, соответствует внутренним критериям или регулятивам (целям) функционирования всех включенных в систему образования, ситуацию трудоустройства и профессионального функционирования субъектов.
2. Варианты диверсификации системы высшего России и теории, обеспечивающие интерпретационными схемами процессы преобразования системы ВПО, обнаруживают выраженный парадигмальный характер: они являются совокупностью убеждений, ценностей, исследовательских средств, определяющих интерпретационные схемы, в рамках нормативного подхода, обусловленного имплицитным знанием.
3. Коммуникативный подход позволяет преодолеть устойчивость и консерватизм, обусловленные социальным характером и «очевидностью» имплицитного знания, отражающего единство мировоззренческих оснований интерпретаций концептов гуманистической психологии.
Коммуникативный подход к смене парадигм реализуется посредством принципов (системный детерминизм («изучение сделанным»)), партисипативность (участие), иллокуционность (презентация, децентрация и пролиферация), принцип обратной связи, модельное объяснение (полилог теорий). Средствами реализации коммуникативного подхода являются: топологическая интерпретация объекта исследования, моделирование, редукция и реинтерпретация полученных в различных исследованиях фактов.
4. Системообразующим основанием отечественной системы высшего образования выступают требования общества, определяющие фактор дегуманизации и, как следствие, эмерджентные признаки: кризисные тенденции функционирования системы высшего образования. Привнесенные изменения, осуществляемые в течение диверсификационного периода функционирования системы высшего образования России, не затрагивают ее системообразующих оснований релевантных нормативному подходу.
Методологическая проекция кризиса высшего образования определяется основным противоречием между гуманистическими установками преобразования системы высшего образования и целями, а также способами преобразования, реализуемыми в рамках нормативной или технократической парадигмы.
5. Концепт компетентности, как результат онтологизации психологических оснований моделирования системы высшего образования в ходе модельного объяснения, моделирования и феноменологического исследования, является синтетической концептуальной моделью, при фундаментальной роли гуманистической теории в иерархии теорий, определяющих интерпретационные схемы. Компетентность в данной концептуальной интерпретации выступает системообразующим принципом или единым психологическим основанием моделирования систем высшего образования, позволяющим прогнозировать их эффективность и релевантность гуманистическому или нормативному подходу.
Компетентность определяется как состояние и рефлексивный механизм достижения ситуативной релевантности и личностной идентичности субъекта в контексте профессионального становления, позволяет оценивать эффективность высшего профессионального образования, прогнозировать системный результат функционирования образовательной организации (системы ВПО) в проекции целей всех заинтересованных субъектов, а также определять социально-психологические и правовые ограничения создания гуманистически ориентированной системы высшего образования.
Компонентами концепта компетентности, определяющими его прогностический и объяснительный потенциал выступают:
- ориентировочный, обеспечивающий дифференцированное (по принципу значимости для субъекта и особенностей инициации ориентировочной основы деятельности) определение внешних и внутренних аспектов ситуации, обусловливающих предвидение последствий ситуации и предуказательный прогноз в отношении саморазвития субъекта, т.е. достижения ситуативной релевантности и личностной идентичности;
- регулятивный компонент, как следствие ориентировки в ситуации. Отражает тип мотивационного состояния субъекта (интринсивное (мотивационное обусловливание) или экстринсивное (мотивационное опосредование));
- диагностический компонент определяется как характеристика ситуативной конгруэнтности и личностной идентичности субъекта.
Как рефлексивный механизм достижения ситуативной релевантности компетентность определяется содержанием рефлексии (личностное или интеллектуальное) и способами достижения релевантности (подавление собственных проявлений или отрицание ситуации)
6. Феноменологическое исследование компетентности подтверждает теоретическую валидность разработанного концепта-модели.
Верификация концепта и концептуальной объяснительной схемы в различных формах (прямая, частичная верификация посредством осуществления эксперимента ex-post-fact и косвенная инверсная верификация посредством привлечения релевантной эмпирии, полученной в других исследованиях) подтверждает прогностический и объяснительный статус, а также функциональную и структурную полноту данной психологической модели.
Модель системы высшего образования, психологическим основанием которой выступает концепт компетентности, позволяет осуществить предсказательный прогноз в форме определения социально-психологических и правовых ограничений создания личностно (гуманистически) ориентированной системы высшего профессионального образования в современной России и определять пути преобразования сложившейся правовой и социокультурной ситуации (предуказательный прогноз).
1.Махова, И.Ю., Махова М.Ю., Зенина С.Р. и др. Психология компетентности: феноменология, диагностика и динамика в условиях российского вуза. Монография /И.Ю. Махова, М.Ю. Махова, С.Р. Зенина, О.Д. Стародубец и др. /под ред. И.Ю.Маховой. —Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре гос.пед.ин-та, 2006.—388с. (24,2/ 16,94 п.л.).
2.Хмелева О.Г., Андреева Г.А., Махова И.Ю. и др. Становление постнеклассического педагогического образования: монография /О.Г.Хмелева, Г.А.Андреева, И.Ю. Махова и др.; под ред. А.А. Веряева.—Барнаул: Изд-во БГПУ, 2007.— 187с. (11, 8/1,8 п.л.).
3.Махова, И.Ю., Стародубец О.Д. Личностная идентичность как психологическое основание моделирования личностно-ориентированной системы высшего образования: монография /И.Ю. Махова, О.Д. Стародубец /под ред. И.Ю.Маховой. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2008.—222с.(13,9/8,3 п.л.).
4.Махова И.Ю., Шмакова В.А., Яремчук С.В. и др. Психологические условия оптимизации образовательного пространства гуманитарного вуза: монография /Под ред. И.Ю.Маховой, В.А.Шмаковой, С.В.Яремчук.— Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2010.— 192с. (12/2,4 п.л.).
5.Махова, И.Ю. Психологические основания моделирования систем высшего образования: монография /И.Ю. Махова.—Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2011.—474 с. (29,5 п.л.).
Параграфы в коллективных монографиях
6.Махова, И.Ю. Исследование феномена психологической безопасности образовательной среды/ И.Ю. Махова // Исследование феномена психологической безопасности личности в условиях социально-психологической нестабильности: монография /под общ. ред. Е.В. Опеваловой.—Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-н/А гос.пед.ун-та, 2006.—С.78-110 (2,1 п.л.).
7.Махова И.Ю. Представление и переживание счастья студентами-психологами в процессе профессионального становления/ И.Ю. Махова// Личность и профессиональная деятельность: коллективная монография: В 2 т./ Под общ. ред. Л.Г.Дикой, Т.Х.Невструевой.—Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. 2008. Т.1 —С. 305-322 (1,1 п.л.).
8.Махова, И.Ю. Представления о человеке, получающем высшее образование в России и США, в контексте оценки образовательной среды/ И.Ю. Махова// Психическое развитие человека и социальные влияния: монография. Под ред. Л.А. Регуш.—СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010 –С. 151-161 (0,7 п.л.).
Статьи в рецензируемых периодических научны изданиях и журналах:
9.Махова, И.Ю. Отражение преподавателями вузов Дальнего Востока проблем высшего профессионального образования/ И.Ю.Махова// Вестник Поморского университета.—2006.-№6.—С.109-120 (0,75 п.л.).
10.Махова, И.Ю. Проблема определения психологических оснований моделирования образовательных систем в контексте диверсификации высшего профессионального образования/ И.Ю. Махова// Известия РГПУ им.А.И.Герцена, 2006, № 7(17).—С.89-101 (1, 25 п.л.).
11.Махова, И.Ю. Компетентность как психологическое основание моделирования систем высшего образования/И.Ю.Махова// Известия РГПУ им.А.И.Герцена, 2007, № 9(50) .—С.252-259 (0,62 п.л.).
12.Махова, И.Ю. Системные характеристики репрезентации в сознании субъектов результата высшего образования в социокультурном контексте /И.Ю.Махова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2008, № 4(20).—С.92-97 (0,5 п.л.).
13.Махова, И.Ю. Коммуникативный подход к решению методологических проблем диверсификации высшего образования России /И.Ю.Махова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2009, -№ 2(22).—С. 20-26 (0,5 п.л.).
14.Махова, И.Ю. Моделирование в психологическом исследовании систем высшего образования /И.Ю. Махова // Человек и образование, 2009, № 1.—С.110-115 (0,5 п.л.).
15.Махова, И.Ю. Профессиональная компетентность в феноменологическом исследовании (по рассказам М.А.Булгакова «Записки юного врача»)/И.Ю. Махова// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2009, № 4(24).—С.50-58 (0,75 п.л.).
16.Махова, И.Ю. Деятельность психологических кафедр в подготовке психологов системы образования /И.Ю. Махова, Е.В. Опевалова, В.А.Шмакова и др.// Педагогическое образование и наука, 2009.-№7.—С.90-101 (0,8 / 0,2 п.л.).
17.Махова, И.Ю. Концепт компетентности как психологическое основание моделирования личностно-ориентированной системы высшего образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июнь 2011, ART 1591. - CПб., 2011 г. –URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1591.htm . – Гос.рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л. [дата обращения 14.06.2011]
18.Махова, И.Ю. Интерпретационный потенциал гуманистического концепта компетентности в оценке функционирования системы высшего образования России //Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июнь 2011, ART 1592. - CПб., 2011 г. –URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1592.htm . – Гос.рег. 0421100031. ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л. [дата обращения 14.06.2011].
Статьи в международных изданиях
19.Махова, И.Ю. Диверсификация высшего образования в России: методологические проблемы и пути решения /И.Ю. Махова// Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ‘2009. 15-30 июня 2009 года: Сб. научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т.16 Педагогика, психология и социология.—Одесса: Черноморье, 2009.—С. 72-79 (0,5 п.л.).
Методические пособия
20.Концепция многоуровневого высшего педагогического образования. Доп. к изд. УМО общих проблем пед. образования Мин-ва образования РФ /В.В.Горшкова, И.Ю. Махова, М.Ю. Махова, Е.В. Опевалова/ под. Ред. В.Н. Данюкова.—Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПИ, 1994.—84с. (5,25/ 1,3 п.л.).
Статьи в научных сборниках
21.Махова, И.Ю. Социальная ситуация развития современного студенчества в контексте образовательных систем/ И.Ю. Махова, М.Ю. Махова// Молодежь Востока России: мозаика рубежа века/ Под ред. Н.М. Байкова и др. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 1999.—С.45-48 (0,2/0,1 п.л.).
22.Махова, И.Ю. К проблеме мотивации как системообразующего фактора построения высшего образования /И.Ю. Махова //Проблемы развития мотивационной сферы личности: 21-22 ноября 2000 г. —Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.—С. 137-143. (0,5 п.л.).
23.Махова, И.Ю. Методологический анализ построения системы высшего образования/ И.Ю. Махова, М.Ю. Махова//Актуальные проблемы современной психологии на пороге XXI века: сб. научных статей по материалам международной научной конференции «Запад-Восток: образование и наука на пороге XXI века» —Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.—С.94-99 (0,5/0,25 п.л.).
24.Махова, И.Ю. Влияние обучения в вузе на восприятие реального и желаемого качества жизни студентами-дальневосточниками/ И.Ю. Махова, М.Ю. Махова, Е.Ю. Рубанова// Дальний Восток: наука, образование. XXI век: материалы II международной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 7-9 июня 2004г.: в 3 т./ Под ред А.А. Шумейко, В.П. Балова и др. —Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2004.— Т1.—С.36-47 (0,75/0,25 п.л.).
25.Махова, И.Ю. Проблемы психологического благополучия студентов в условиях системы высшего образования РФ/ И.Ю. Махова, М.Ю. Махова, Е.Ю. Рубанова//Дальний Восток: наука, образование. XXI век: материалы II международной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 7-9 июня 2004г/ Под ред А.А.Шумейко, В.П. Балова и др.: в 3 т. —Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2004.— Т2.—С.134-143 (0,6/0,2 п.л.).
26.Махова, И.Ю. Проблема психологических критериев оценки и проектирования образовательных систем/ И.Ю.Махова//Дальний Восток: наука, образование. XXI век: Материалы II международной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 7-9 июня 2004г.: В 3 т./ Под ред А.А. Шумейко, В.П. Балова и др. —Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2004.— Т.3.—С.132-143 (0,75 п.л.).
27.Махова, И.Ю. Категория «компетентность» как критерий оценки эффективности высшего профессионального образования /И.Ю. Махова// Высшая педагогическая школа в период модернизации образования: опыт, проблемы перспективы: Материалы всероссийской электронной заочной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 15ноября—20 декабря 2004 г. —Комсомольск –на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос.пед.ун-та, 2005.—С.101-107 (0,5 п.л.).
28.Махова, И.Ю. Проблема системных описаний образовательных организаций в контексте проектирования образовательных систем/ И.Ю. Махова// Менеджмент в образовании: опыт, перспективы, проблемы: Материалы всероссийской научно-практической заочной конференции /Под ред. А.В.Золотаревой.—Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005.—С.32-35 (0,25 п.л.).
29.Махова, И.Ю. Метасистемные признаки высшего образования в России/И.Ю. Махова, М.Ю. Махова // Перспективы развития образования взрослых в России: культура, общество, человек: сборник науч. трудов: материалы Международной науч-практ.конференции 18-19 мая 2005 года: в 2-х книгах. —СПб.:ГНУ ИОВ РАО, 2005.—Книга1: культура, общество.—С.209-225 (1,1/0,6 п.л.).
30.Махова, И.Ю. Удовлетворенность студентов в системе критериев оценки и моделирования образовательных систем/ И.Ю. Махова, Н.Г. Тузман// Дальний Восток: наука, экономика, образование, культура в XXI веке. Опыт, прогноз: материалы III Международной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 15-16 сентября 2005г.: / Под ред А.А.Шумейко, и др.: в 3 т. —Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2005.— Т.3.—С.184-193 (0,6/0,3 п.л.).
31.Махова, И.Ю. Моделирование как метод исследования систем высшего образования/И.Ю. Махова// Образовательное пространство высшей педагогической школы: проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской научной конференции 17 октября 2006 /Под ред. О.Г. Хмелевой. —Барнаул: БГПУ, 2006.—С.71-77 (0,5 п.л.).
32.Махова, И.Ю. Психологический анализ компетентности в рамках деятельностной объяснительной парадигмы/ И.Ю. Махова //Язык, культура, образование в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 8-9 ноября 2006г.) В 2 ч. Ч.II. Педагогика. Психология. Методика преподавания/ Отв. ред. Т.Н.Романова—Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. ун-т, 2006.—С.19-24 (0,4 п.л.).
33.Махова, И.Ю. Психологические ограничения создания гуманистической модели высшего образования в современной России/И.Ю. Махова// Инновационные технологии - транспорту и промышленности: труды 45-й Международной научно-практической конференции ученых транспортных вузов, инженерных работников и представителей академической науки, 7-9 ноября 2007 г./ под ред. Ю.А. Давыдова. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - Т.5. –С. 42-45 (0,25 п.л.)
34.Махова, И.Ю. Личностная идентичность как критерий оценки психологической безопасности образовательной среды вуза/ И.Ю. Махова, О.Д. Стародубец //Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде: сб. научн. трудов /Под общ. ред. профессора Е.В. Опеваловой. —Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ,2007.—С.183-200 (1,1/0,6 п.л.).
35.Махова, И.Ю. Соотношение понятий образовательное пространство и образовательная среда в контексте анализа системы высшего образования как объекта психологического исследования/ И.Ю. Махова// Человеческие факторы оптимизации мирового образовательного пространства на современном этапе: материалы международной научно-практической Интернет-коонференции, Комсомольск-на-Амуре, январь-февраль 2008 /под ред. И.Ю. Маховой, О.И. Матьяш. —Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ.—2008. — С. 22-32 (0,7 п.л.).
36.Махова, И.Ю. Проблема критериев оценки образовательной среды системы высшего образования как образовательного пространства/ И.Ю. Махова// Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути решения: Сб. докладов первой международной научно-практическая конференции. Биробиджан, октябрь 2009 г. /Под общ. ред. Б.Е.Фишмана —Биробиджан: Изд-во ГОУ ВПО «ДВГСГА», 2009.—С. 105-110 (0,4 п.л.).
37.Махова, И.Ю. Психологические ограничения создания личностно-ориентированной системы высшего образования в России/ И.Ю.Махова// Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе: сборник научных трудов/Под ред. Е.В. Опеваловой. —Комсомольск-на-Амуре: Изд-во ФГОУ ВПО «АмГПГУ», 2010.—С.113-120 (0,5 п.л.).
38.Махова, И.Ю. Коммуникативный подход к преодолению системного кризиса в высшем образовании России: модельное решение/ И.Ю. Махова// Психолого-педагогические аспекты высшего профессионального образования: материалы второй межрегиональной научно-практической конференции (ДВГМУ, 25 ноября 2009 года).—Хабаровск, 2010.—С.86-95 (0,7 п.л.).
39.Махова, И.Ю. Моделирование как средство преодоления «противоречия встречи» парадигм в высшем образовании/ И.Ю. Махова// Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященную 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета).—СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.—С.242-246 (0,3 п.л.).
40.Махова, И.Ю. Представления об образованности как проекции средовых характеристик систем высшего образования России и США/И.Ю. Махова//Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты: Сборник научных статей /Под ред. д.п.н., проф. В.В.Горшковой.—СПб.: УРАО ИОВ, 2010.—С.145-154 (0,6 п.л.)