Научная тема: «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВИЗИРОВАННОЙ ДЕРЕВНЕ ЮГА РОССИИ 1930-х ГГ.»
Специальность: 07.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Сплошная форсированная коллективизация, развернутая сталинским режимом в конце 1920-х - 1930-х гг., выступила мощным стимулом формирования в российской деревне системы социальной и медицинской помощи. В ходе колхозного строительства была значительно увеличена численность медицинских и социальных учреждений и, что важнее, - все эти, ранее единичные, учреждения превратились в ячейки единой сети, покрывшей практически всю коллективизированную деревню. Коллективизация дала представителям власти огромные возможности по мобилизации и аккумулированию материальных средств сельского населения. Хотя львиная доля изъятых из деревни средств расходовалась сталинским режимом на проведение индустриализации, на продовольственное обеспечение горожан и армии, все же некоторая их часть расходовалась на решение социально важных для колхозного крестьянства задач. В числе этих задач выступали и такие, как создание и налаживание эффективного функционирования сети учреждений социальной поддержки и здравоохранения впавших в нужду и заболевших жителей села.
  2. Процесс формирования и законодательного оформления системы социальной поддержки и взаимопомощи колхозного крестьянства проходил отнюдь не гладко, а в обстановке острых и продолжительных дискуссий, участников которых можно охарактеризовать как «максималистов» и «минималистов». В первом случае речь идет о массе жителей села, многих представителях местной (сельской) администрации и деревенских низовых ячеек ВКП(б), которые полагали, что система социальной помощи должна финансироваться преимущественно за счет средств государства и ориентироваться на всех нуждающихся крестьян (за исключением, разумеется, «классово-чуждых»). «Минималисты», представленные верхушкой и средними слоями компартии и госаппарата, стремились к созданию в коллективизированной деревне системы взаимопомощи, которая должна была функционировать на средства не государства, а самих крестьян, и акцентировать усилия не столько на социальной помощи, сколько на социальном страховании. В дискуссии между «максималистами» и «минималистами», длившейся с конца 1928 г. до весны 1931 г., убедительную победу одержали последние, поскольку их идеи соответствовали основному вектору аграрной политики сталинского режима.
  3. Содержание нормативно-правовых актов, создававших правовую базу устройства и функционирования системы взаимопомощи колхозников, зачастую сильнейшим образом диссонировало с действительностью коллективизированной деревни 1930-х гг. Наиболее важным диссонансом являлось то, что ведущую роль в деле поддержки нуждавшихся жителей села играли не кассы общественной взаимопомощи колхозников, а коллективные хозяйства. Обеспечение крестьян силами одних КОВК не представлялось возможным, так как у них не было собственной производственной базы для финансирования отмеченных задач. Поэтому, вопреки законодательству, эффективность функционирования сельской системы социальной помощи в 1930-х гг. напрямую зависела от колхозов. Рядовые жители села понимали всю глубину несоответствия между буквой закона и объективной действительностью. Но все их предложения о передаче социальных функций непосредственно колхозам отвергались представителями власти, которые не желали упускать из-под своего контроля более (или, даже, менее) значительную часть колхозной продукции.
  4. Поскольку система социальной поддержки колхозников была сформирована в период сплошной форсированной коллективизации, зачастую ее функции сводились не столько к помощи впавшим в нужду крестьянам, сколько к укреплению колхозов, содействию деятельности последних и, в целом, к реализации аграрной политики сталинского режима. Наиболее часто подобного рода задачи ставились перед работниками КОВК в первой половине 1930-х гг., в условиях продолжавшегося форсирования темпов и сроков коллективизации. Разумеется, выполнение подобных задач негативно сказывалось на основной деятельности КОВК. Во второй половине 1930-х гг. учреждения социальной поддержки колхозной деревни стали уделять гораздо больше внимания своим клиентам. Однако, в данное время они охватывали своей заботой далеко не все категории нуждавшихся жителей села, а только те, которые перечислялись в нормативных документах и разного рода ведомственных циркулярах.
  5. Одним из существенных факторов наблюдавшегося на протяжении 1930-х гг. (в том числе, на Юге России) количественного увеличения и качественного улучшения сельской системы медицинского обслуживания выступало стремление властей превратить данную систему в одно из вспомогательных средств организационно-хозяйственного укрепления колхозов. Сельские медучреждения активно привлекались руководством к обеспечению санитарно-гигиенических условий на производстве, борьбе за трудовую дисциплину, и т.д. Все это не означало подмену основной задачи сельских медиков, - лечения больных, - но и не способствовало ее оптимизации. Лишь во второй половине 1930-х гг. медики получили возможность тратить гораздо больше усилий на свои непосредственные профессиональные обязанности.
  6. В связи с произошедшим в условиях колхозного строительства расширением сети сельских учреждений медицинской помощи увеличилась и численность их персонала - врачей, фельдшеров, лекпомов, и т.д. Но, зачастую медперсонал испытывал массу трудностей материально-бытового характера, порожденных как сталинским «большим скачком», так злоупотреблениями местных властей. Все это негативно сказывалось на численности и работе медперсонала. Кроме того, часть корпорации деревенских медиков, вкупе с другими представителями сельской интеллигенции, выступила против сплошной коллективизации и сопровождавшего ее насилия над крестьянством. К исходу 1930-х гг. представителям власти удалось свести к минимуму антиколхозные настроения сельского медперсонала и несколько сгладить, но не полностью преодолеть дефицит кадров в учреждениях здравоохранения колхозной деревни, в том числе на Дону, Кубани и Ставрополье.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Самсоненко Т.А. Коллективизация и здравоохранение на Юге России 1930-х годов. – Новочеркасск, 2011. – 13,02 п.л.

2.Самсоненко Т.А., Бондарев В.А. Социальная помощь в колхозах 1930-х годов: на материалах Юга России. – Новочеркасск, 2010. – 17,67 п.л.

3.Самсоненко Т.А., Черкасов А.А., Щетнев В.Е., Тверитинов И.А. Очерки истории Большого Сочи. В 4-х т. Т. 1. – Сочи, 2006. – 0,7 п.л.

Публикации в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ

4.Самсоненко Т.А. Рецензия на книгу: М.А. Гадицкая, А.П. Скорик. Женщины-колхозницы Юга России в 1930-е годы: гендерный потенциал и менталитет. Ростов н/Д., 2009. 324 с. // Российская история (г. Москва). 2009. № 5. – 0,4 п.л.

5.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. «Три бубенщика, два транзелиста, два бунчука»: трансформация культурной повседневности казачьих станиц Юга России в 1930-е гг. // Вестник РУДН. Серия «История России» (г. Москва). 2009. № 3. – 1,0 п.л.

6.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. Бытописание жизни казачьих станиц Юга России в противоречивые времена второй половины 1930-х гг. // Наука и школа (г. Москва). 2010. № 1. 0,8 п.л.

7.Самсоненко Т.А. Система здравоохранения в колхозной деревне Юга России 1930-х годов: проблемы развития и функционирования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки (Ростов н/Д). 2010. № 2. – 0,8 п.л.

8.Самсоненко Т.А. Социальный протест сельской интеллигенции в эпоху «великого перелома» (на материалах Юга России) // Власть (г. Москва). 2010. № 5. – 0,7 п.л.

9.Самсоненко Т.А., Бондарев В.А. Поймают пионеры «парикмахера»… Дети как инструмент аграрной политики // Родина (г. Москва). 2010. № 9. – 0,6 п.л.

10.Самсоненко Т.А. Сельская интеллигенция в эпоху «великого перелома»: особенности материального положения и социальной реакции (на материалах Юга России) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2010. № 3. – 0,75 п.л.

11.Самсоненко Т.А. Сельский интеллигент как противник коллективизации: мотивы и формы протеста // Клио (г. Санкт-Петербург). 2010. № 3. – 0,4 п.л.

12.Самсоненко Т.А. Социальные учреждения коллективизированной деревни Юга России в борьбе с детской беспризорностью в 1930-х гг. // Власть (г. Москва). 2011. № 4. – 0,5 п.л.

13.Самсоненко Т.А. Социальные учреждения южно-российской деревни как фактор «колхозного строительства» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2011. № 2. – 0,75 п.л.

14.Самсоненко Т.А. Социальное страхование и помощь нетрудоспособным в колхозной деревне Юга России 1930-х гг.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (Тамбов). 2011. № 5 (11). Ч. I. – 1,0 п.л.

Научные публикации

15.Самсоненко Т.А., Орехова Л.Н. Организация Всесоюзной здравницы в г. Сочи в 30-е гг. XX века // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития Российского Причерноморья: Материалы межрегион. молодежной науч.-практ. конф.– Сочи, 1998. – 0,25 п.л.

16.Самсоненко Т.А. Из истории освоения Черноморья (на примере Сочи-Мацестинского курортного района) // Творческое наследие Ф. А. Щербины и современность: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 150-летию со дня рождения Ф.А. Щербины (ст. Каневская, 1999 г.). – Краснодар, 1999. – 0,25 п.л.

17.Самсоненко Т.А. К вопросу истории создания Сочи-Мацестинской Всесоюзной здравницы // Наука и образование в начале XXI века: состояние, проблемы, поиски: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Сочи, 2000. – 0,4 п.л.

18.Самсоненко Т.А. История колонизации Сочи-Мацестинского района // Прошлое и настоящее: люди и время. Сб. науч. трудов / Московский государственный социальный университет. – Сочи, 2001. – 1,0 п.л.

19.Самсоненко Т.А. Превращение Сочи-Мацесты во Всесоюзную здравницу // Другие времена: Межвузовский сборник к 70-летию со дня рождения профессора В.Е. Щетнева. – Краснодар, 2004. – 0,7 п.л.

20.Самсоненко Т.А. Сочи – всесоюзный курорт: начало социалистической стройки // Былые годы. Черноморский исторический журнал. 2007. № 3 (5). – Сочи, 2007. – 0,5 п.л.

21.Самсоненко Т.А. Советская империя: Сочи – ударная стройка (1930-е гг.) // Былые годы. Черноморский исторический журнал. 2008. №4 (10). – Сочи, 2008. – 0,5 п.л.

22.Самсоненко Т.А., Бондарев В.А. Направления и результаты формирования системы социальной помощи в коллективизированной деревне Юга России 1930-х гг. // Исторические образы казачества Юга России (XIX – первая треть XX вв.). Сб. науч. статей / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2008. – Деп. в ИНИОН РАН, № 60689 от 26.01.2009 г. – 0,5 п.л.

23.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. Культура и быт казачьих станиц Юга России (вторая половина 1930-х гг.) // Исторические образы казачества Юга России (XIX – первая треть XX вв.). Сб. науч. статей / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2008. – Деп. в ИНИОН РАН, № 60689 от 26.01.2009 г. – 1,0 п.л.

24.Самсоненко Т.А., Гадицкая М.А. Проблемы материнства и детства в контексте развития колхозной семьи в 1930-х гг. (по материалам Юга России) // Российская семья: историко-психологический портрет: Материалы XXIV Всерос. науч. конф., Санкт-Петербург, 15 – 16 дек. 2008 г.: В 2-х ч. / Под. ред. С.Н. Полторака.– СПб., 2008. Ч.2. – 0,5 п.л.

25.Самсоненко Т.А. Кассы общественной взаимопомощи колхозников: возникновение и специфика функционирования в 1930-х гг. (на материалах Юга России) // Актуальные проблемы социальной истории. Сб. науч. ст. Вып.10 / Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск; Ростов н/Д., 2009. – 0,4 п.л.

26.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. Культурно-бытовое обустройство казачьих станиц 1930-х гг.: к постановке проблемы // Российская государственность в судьбах народов Северного Кавказа. Материалы регион. науч. конф., г. Пятигорск, 14 – 16 ноября 2008 г.– Пятигорск, 2009. – 0,5 п.л.

27.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. Казачий фольклор как отражение эпохи «великого перелома»: (на материалах Юга России) // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности: Материалы Всерос. науч. конф. (9 – 10 июня 2009 г., г. Ростов н/Д) /Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. – Ростов н/Д., 2009. – 0,25 п.л.

28.Самсоненко Т.А. Сочи-Мацестинский курортный район (1930-е гг.): вопросы историографии // 100-летие курорта Сочи: историко-культурные, лечебно-оздоровительные и природно-географические аспекты: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 3 – 5 июля 2009 г. / Отв. ред. А.А. Черкасов. – Сочи, 2009. – 0,2 п.л.

29.Самсоненко Т.А. Социальное законодательство в свете аграрной политики 1930-х гг. (на материалах Юга России) // Россия: история законности и беззакония: Материалы 54-й Всерос. заочной науч. конф. / Под ред. С.Н. Полторака. – СПб., 2009. – 0,5 п.л.

30.Самсоненко Т.А., Левакин А.С. Роль книги в жизни колхозной деревни Дона, Кубани и Ставрополья 1930-х гг. // Вопросы исторической регионалистики. Сб. науч. статей / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2009. – Деп. в ИНИОН РАН от 23.07.2009 г. № 60768. – 0,44 п.л.

31.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. Казачьи фольклорные ансамбли на Юге России в 1930-х гг.: возникновение и особенности деятельности // Вопросы исторической регионалистики. Сб. науч. статей / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2009. – Деп. в ИНИОН РАН от 23.07.2009 г. № 60768. – 0,44 п.л.

32.Самсоненко Т.А., Левакин А.С. Культура чтения в колхозной деревне Юга России 1930-х гг. (на примере администрации колхозов) // Человек и общество: поиски, проблемы, решения. Сб. науч. и метод. статей. Вып. 15. – Новочеркасск, 2009. – 0,4 п.л.

33.Самсоненко Т.А., Бондарев В.А. Культура и социально-политический заказ: тема голода в художественной литературе и прессе 1930-х гг. // Историческая память населения Юга России о голоде 1932 – 1933 гг.: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. Н.И. Бондаря, О.В. Матвеева. – Краснодар, 2009. – 0,5 п.л.

34.Самсоненко Т.А. Социальная политика государства по поддержке материнства и детства в колхозной деревне 1930-гг. (по материалам Юга России) // Былые годы. Черноморский исторический журнал. 2010. №1(15) – Сочи, 2010. – 0,5 п.л.

35.Самсоненко Т.А. Детские дошкольные учреждения в южно-российской колхозной деревне 1930-х гг. // Былые годы. Черноморский исторический журнал. 2010. № 3(17). – Сочи, 2010. – 0,5 п.л.

36.Самсоненко Т.А. Поддержка материнства и детства в колхозной деревне второй половины 1930-х гг. (на материалах Юга России) // Женщины в истории: недостающие фрагменты исторического полотна: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. С.Л. Дударев, Н.Л. Пушкарева. – Армавир, 2010. – 0,75 п.л.

37.Самсоненко Т.А. Историографические интерпретации социальной помощи в колхозах Юга России в 1930-х гг. и исторические лакуны в ее изучении // Историческая память, власть и дисциплинарная история: Материалы Междунар. науч. конф., г. Пятигорск, 23 – 25 апреля 2010 г. – Пятигорск-Ставрополь-М., 2010. – 0,4 п.л.

38.Самсоненко Т.А. Формирование системы социальной помощи в деревне Юга России в контексте коллективизации 1930-х гг. // Лосевские чтения: Труды Междунар. ежегод. науч. конф., г. Новочеркасск, май 2010 г. – Новочеркасск, 2010. – 0,4 п.л.

39.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. Дискуссионность вариантов социальной помощи сельскому населению СССР в начале 1930-х гг. // Лосевские чтения: Труды Междунар. ежегод. науч. конф., г. Новочеркасск, май 2010 г. – Новочеркасск, 2010. – 0,6 п.л.

40.Самсоненко Т.А. Социальная помощь населению коллективизированной деревни в 1930-х гг.: нормативно-правовые основы // История и историки в контексте времени: Сб. науч. трудов / Отв. ред. А.А. Черкасов. – Сочи, 2010. Вып.7. – 0,75 п.л.

41.Самсоненко Т.А., Бондарев В.А. Формы и результаты участия сельских подростков в реализации аграрной политики сталинского режима в 1930-х гг. // Исторические этюды и фрагменты бытия. Сб. науч. статей / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2010. – Деп. в ИНИОН РАН № 60959 от 24.01.2011 г. – 1,5 п.л.

42.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. Становление системы социальной помощи колхозному крестьянству в 1930-х гг.: разность мнений и подходов // Исторические этюды и фрагменты бытия. Сб. науч. статей / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2010. – Деп. в ИНИОН РАН № 60959 от 24.01.2011 г. – 1,13 п.л.

43.Самсоненко Т.А. Социальная помощь колхозному крестьянству в свете советского законодательства // Исторические этюды и фрагменты бытия. Сб. науч. статей / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2010. – Деп. в ИНИОН РАН № 60959 от 24.01.2011 г. – 1,1 п.л.

44.Самсоненко Т.А., Бондарев В.А. О проблеме лидерства колхозов и касс взаимопомощи в социальной поддержке колхозников в 1930-х гг. // Фрагменты региональной истории. Сб. статей преподавателей и студентов ЮРГТУ (НПИ) / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2010. – Деп. в ИНИОН РАН № 60960 от 24.01.2011 г. – 1,0 п.л.

45.Самсоненко Т.А., Скорик А.П. Борьба с детской беспризорностью в деревне Юга России 1930-х гг. // Фрагменты региональной истории. Сб. статей преподавателей и студентов ЮРГТУ (НПИ) / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2010. – Деп. в ИНИОН РАН № 60960 от 24.01.2011 г. – 1,0 п.л.

46.Самсоненко Т.А. Нормативно-правовые основы социальной помощи колхозному крестьянству в 1930-е гг. // Актуальные проблемы социальной истории. Сб. науч. статей. Вып. 12. – Новочеркасск; Ростов н/Д., 2011. – 0,44 п.л.

47.Самсоненко Т.А. О некоторых особенностях социальной помощи престарелым колхозникам Юга России в 1930-х гг. // Российская государственность в судьбах народов Северного Кавказа-III. Материалы регион. науч.-практ. конф., г. Пятигорск, 26 – 28 ноября 2010 г. – Пятигорск, 2011. – 0,315 п.л.

48.Самсоненко Т.А. Курорты как средство исцеления колхозного крестьянства Юга России в 1930-х гг.// История и историки в контексте времени: Сб. науч. тр. /Отв. ред. А.А. Черкасов. – Сочи: РНПИ СГУТиКД,. 2011. № 8. – 0,81 п.л.

49.Самсоненко Т.А. Сельская медицина на Дону, Кубани и Ставрополье в условиях «колхозного строительства»: задачи и результативность функционирования// II Сиротенковские чтения: сборник материалов Международ. науч. конф. – Армавир: РИО АГПА, 2011. – 0,54 п.л.

50. Самсоненко Т.А. Противоэпидемические мероприятия лечебных учреждений Юга России в коллективизированной деревне 1930-х гг.// Былые годы. Черноморский исторический журнал. 2011. № 3(21). – Сочи: СГУ, 2011. –1,0 п.л.