Научная тема: «АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА БАЗЕ ИНТЕГРАЦИИ МЕТОДОВ ВЫСОКОТОЧНОГО СПУТНИКОВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ»
Специальность: 05.13.06; 05.22.08
Год: 2012
Отрасль науки: Технические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Системно определены области и масштабы внедрения СНТ в управлении перевозочным процессом на основе разработанной классификации мно­жества функций перевозочного процесса с учетом изменений в их техно­логическом обеспечении и реализации АСУ ТП при использовании СНТ;
  2. Обоснован выбор бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) с минимальным приборным составом измерительного комплекса для решения задачи устойчивого высокоточного позиционирования подвижных объектов ж/д транспорта на основе интеграции спутниковых и инерциальных методов навигации и выполнен синтез математической модели БИНС, инвариантной к виду физической модели объекта, характеру движения и помех измерений. Разработанная модель позволяет построить на основе автономной информации замкнутые алгоритмы фильтрации навигационных параметров локо­мотива, обеспечивающие последующую устойчивую интеграцию БИНС и CНС;
  3. Решена задача тесной интеграции БИНС и CНC, обеспечивающая наблюдение параметров не только линейного, но и углового движения объекта и устойчивое субоптимальное оценивание его вектора состояния в том числе и на временных интервалах между спутниковыми навига­ционными сообщениями. С этой целью выполнен синтез информационных стохастических моделей сигналов спутниковых измерений в соответствующих системах координат и их представление в различных параметрах вращения с учетом дискретизации спутниковых навигационных сообщений во времени;
  4. Впервые получено теоретическое решение задачи глубокой интеграции автономной БИНС и CНС, позволяющее повысить точность навигационного решения за счет замены детерминированных алгоритмов расчета параметров спутника комплексированными алгоритмами непрерывно - дискретной стохастической оценки, а также получить стохастическую динамическую нелинейную модель эволюции ошибок навигационных параметров в СНС ГЛОНАСС. На основе полученных оценок навигационных параметров разработаны алгоритмы построения высокоточной цифровой модели пути и его текущей технической экспресс-диагностики;
  5. Разработаны: архитектура АСУ движением поездов в период предоставления «окон» с использованием данных спутникового позиционирования (АС ОГДПО), технология построения оперативного графика на «полигоне окна» на основе организации имитационного моделирования работы направления, условия толерантности системы к изменению входных данных при выполнении оперативного графика и соблюдении заданных ограничений;
  6. Разработаны принципы построения АСУ маневровыми маршрутами (АСУММ) с использованием высокоточного спутникового позиционирования, включающие: декомпозицию станций на отдельные маневровые районы с определением локальных целевых функций, систему кодирования «элементарных» маршрутов, из которых состоят маневровые рейсы и полурейсы, определения моментов времени принятия решений и ограничений при определении очередности выполнения маршрутов;
  7. Разработаны методы и алгоритмы оперативного выявления аномалий форм рельсовых нитей (АФРН) по данным бортовой инерциально-спутниковой системы, основанные на критерии совместного обнаружения и оценивания параметров альтернативных сложных гипотез и методе субоптимальной идентификации параметров АФРН в реальном времени, обеспечивающие повышение точности идентификации за счет использования вероятностных критериев, нелинейно зависящих от апостериорной плотности вероятности вектора состояния;
  8. Разработаны алгоритмы автоматического построения цифровой модели пути (ЦМП) в части профиля земляного полотна по результатам лазерного сканирования, впервые обеспечивающие адаптивный поиск точек стационарности случайного профиля и устойчивые к помехам сканирования.
Список опубликованных работ
1.Уманский В.И. Методы и алгоритмы автоматического обнаружения аномалий формы рельсовых нитей. Твер.гос.ун-т, Тверь: 2011-140 с.

2.Уманский В.И. Мобильный измерительный комплекс для мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры // «Железнодорожный транспорт» – М.:2009. – №9. – C. 43– 44.

3.Розенберг И.Н., Уманский В.И., Дулин С.К., Калинин С.В. Автома-тизированное построение оперативных графиков движения поездов с учетом данных спутникового позиционирования // «Железнодорожный транспорт» – М.:2009. – №11. – C. 68 – 70.

4.Уманский В.И. Основные принципы построения автоматизированной сис¬темы управления маневровой работой на основе данных о навигационном позиционировании локомотивов // Вестник РГУПС –Р.-н.-Д.: 2009.–№ 4–C.112–121.

5.Уманский В.И. Об организации пропуска поездов в период технологических «окон» // Железнодорожный транспорт – М.: 2010.-№9.- С.21–24.

6.Уманский В.И. Координатные методы контроля и управления подвижным составом по данным спутникового позиционирования // Мир транспорта – М.: 2010.- №1.- C.110–115.

7.Розенберг И.Н., Духин С.В., Уманский В.И., Замышляев А.М., Шаповал А.В. Автоматизированная система ведения баз данных техническо–распорядительных актов железнодорожных станций // Транспорт: наука, техника, управление, вып.5– М.:2003.– C. 26–34.

8.Шлигерский А.Б., Уманский В.И. Модельно – ориентированная технология разработки безопасного программного обеспечения железнодорожных систем безопасности с применением инструментального комплекса SCADE // Надежность – М.: 2010,-№3.- C. 13–21.

9.Матвеев С.И., Матвеев А.С., Розенберг И.Н., Уманский В.И. Создание координатных моделей железнодорожного пути в виде взвешенных метрических графов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки – Новочеркасск: 2010.- C.7–11.

10.Уманский В.И. Принципы построения автоматизированной системы для разработки оперативного графика движения поездов при предоставлении им «окон» // Мир транспорта – М.: 2010.- № 3.-C.122–129.

11.Долгий А.И., Уманский А.И., Явна В.А., Хатламаджиян А.Е. Программно – аппаратный комплекс определения качества укладки объемной георешетки в подбалластных слоях железнодорожного пути // Вестник РГУПС–Р.-н.-Д.: 2010.- № 4–C.88–93.

12.Gapanovich V.A., Umanskiy V.I. Potential satellite technology contributions to railway operations management and safety problems // VNIIZHT Bulletin – М.: 2011-.№1 – С.26–29.

13.Замышляев А.М., Уманский В.И. Системы МАЛС и повышение надежности движения // Мир транспорта – М.: 2010.- № 4.- C.128–135.

14.Уманский В.И. Построение цифровых моделей железнодорожного профиля на основе лазерного сканирования // Железнодорожный транспорт–М.: 2011-№4- С.41–44.

15.Уманский В.И. Метод идентификации аномалии рельсового пути.// Вестник Тверского университета, сер. Прикладная математика, 2011-№2(21), C.55–62.

16.Соломаха Г.М., Уманский В.И. Программный комплекс обнаружения аномалий формы рельсовых путей.// Программные продукты и системы. 2011-№3,C.155–159.

17.Уманский В.И. Система позиционирования локомотива на основе интеграции спутниковой и инерциальной навигационных систем. // Вестник РГУПС– Р.-н.-Д.: 2011.- № 2–C.73–86.

18.Уманский В.И. Решение задачи интеграции спутниковых и инерциальных навигационных систем на основе нелинейной фильтрации.// Известия высших учебных заведений Северо-Кавказкий регион. Технические науки, 2011.-№4, C.32–37

19.Уманский В.И. Модели синтеза высокоточных систем позиционирования локомотива для решения задач тесной и глубокой интеграции бесплатформенных инерциальных и спутниковых навигационных систем // Системы высокой доступности, № 3, т. 7, 2011 – С. 24-37

20.Дулин С.К., Дулина Н.Г., Уманский В.И. Репозиторий ГИС – средство интеллектуализации систем управления инфраструктурой железнодорожного транспорта // Информационно-измерительные и управляющие системы . 2011-№6, т.9, C. 29–34.

21.Уманский В.И. Создание автоматизированной системы управления маневровыми и поездными маршрутами на станциях // Железнодорожный транспорт – М.: 2011-№ 11 – C.22-26.

22.A.G. Bronevich, A.N. Karkishchenko, V.I. Umansky. Recovering profiles of roadbed based on statistical scanning data. In Proc. of the 14-th Conference on Applied Stochastic Models and Data Analysis (ASMDA 2011), Rome, Italy, 6-10 June, 2011, pp. 194–201.

23. Розенберг И.Н., Дулин С.К., Уманский В.И. Проектирование репозитория, поддерживающего ограничения целостности геоданных // Труды ОАО «НИИАС», 9 выпуск, 2011г., C.59–74.

24.Уманский В.И., Калинин С.В. Детальный анализ эксплуатационных характеристик станций методом имитационного моделирования, реализованным на базе геоинформационного представления данных // Сборник докладов девятой международной научно–практической конференции «ИНФОТРАНС–2004»– СПб.: 2004.– C.86–92

25.Уманский В.И., Калинин С.В. Организация имитационной модели системы «диспетчерский участок – станция» // Сборник докладов Десятой международной научно–практической конференции «Информационные технологии в железнодорожном транспорте». «ИНФОТРАНС–2005». 5–8 октября, ГУП «Типография «Наука» –Санкт–Петербург– 2005.– C. 35-37

26.Дулин С.К., Калинин С.В., Уманский В.И. Интеллектуальная поддержка принятия решений в управлении движением поездов // Сборник научных трудов «Научная сессия МИФИ–2008», том 10–М.: 2008.–C. 55–56

27.Дулина Н.Г., Уманский В.И. Функциональная модель системы «диспетчерский участок – станция»// ВЦ РАН –М.: 2008.– C. 3–22

28. Дулин С.К., Калинин С.В., Уманский В.И. Анализ эксплуатационных характеристик станций на базе геоинформационного представления данных // ВЦ РАН. –М.: 2008.– 29 с.

29.Уманский В.И., Клепач А.П., Бабанин А.В., Матвеев С.И. Проект интегрированной навигационной системы железнодорожного транспорта.//Информационное агентство «Гром», Материалы 4–й Международной научно–практической конференции «Геопространственные технологии и сферы их применения» (в рамках 5–го Международного промышленного форума GEOFORM+2008). – М.: 2008. – C. 25-26

30.Уманский В.И., Цуцков Д.В., Калинин С.В. Комплексный анализ вариантов по реконструкции Сызрань–Октябрьского узла на основе имитационной модели // Сборник докладов шестой международной научно–практической конференции»Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России «ТелекомТранс–2008»–Сочи :2008.– C. 82–86

31.Розенберг Е.Н., Розенберг И.Н., Уманский В.И. Перспективы применения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте // Сборник докладов второй международной научно-практической конференции «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта»- М.:2008. – C. 20–21

32.Дулин С.К., Селецкий А.С., Уманский В.И. Система имитационного моделирования движения железнодорожного транспорта на основе интерактивно задаваемых правил организации движения // Труды 11-й национальной конференции по искусственному интеллекту «КИИ 2008», том I, Дубна, 2008. – C.77-85

33.Левин Б.А., Матвеев С.И., Манойло Д.С., Розенберг И.Н., Железнов М.М., Уманский В.И. Геоинформатика транспортного комплекса//Сборник 5-ой международной научно-практической конференции «Геопространственные технологии и сферы их применения» –М.:2009. – C. 52.

34.Дулина Н.Г., Уманский В.И. Структуризация проблемы улучшения про-странственной согласованности баз геоданных // ВЦ РАН –М.: 2009.– C. 3–22.

35.Уманский В.И., Манойло Д.С., Духин С.В. Система высокоточного координатного обеспечения инфраструктуры железнодорожного транспорта // Евразия Вести.- М.: 2009.-№7. – C. 11

36.Уманский В.И. Применение дифференциальных спутниковых навигационных систем, методов воздушного и наземного дистанционного зондирования в создании комплексных систем мониторинга состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава // Cборник докладов третьей международной научно-практической конференции «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта»– М.:2009. – C. 69–72.

37.Дулин С.К., Розенберг И.Н., Уманский В.И. Методы кластеризации в исследовании массивов геоданных // «Системы и средства информатики». Дополнительный выпуск. ИПИ РАН.– М.:2009. – C. 86–114.

38.Уманский В.И. Развитие функционального бортового комплекса системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) с учетом возможностей высокоточного спутникового позиционирования и инерциально – навигационной системы (ИНС) // Сборник докладов 5-ой международной конференции «Системы безопасности на транспорте». – М.: 2009. – C. 37.

39.Уманский В.И.Технология построения трехмерных моделей железно-дорожного полотна в высокоточном координатном пространстве // Сборник докладов 6-ой Международной научно-практической конференции «Гео-пространственные технологии и сферы их применения» – М.:2010.-C. 66–67.

40.Матвеев С.И., Розенберг И.Н., Киншаков В.М., Уманский В.И. Интег-рированный измерительный комплекс // Сборник докладов 6-ой Международной научно-практической конференции «Геопространственные технологии и сферы их применения» - М.:2010.- C.62.

41.Уманский В.И., Афиногенов Д.Ю. Использование аппарата сетей Петри при разработке программного обеспечения // Вопросы спецрадиоэлектроники, серия РЛТ, вып. 6, C. 36–40. 1987.

42.Дулина Н.Г., Уманский В.И. Моделирование неопределенности геоданных // ВЦ РАН, 2010, 40 c.

43.Дулин С.К., Розенберг И.Н., Уманский В.И. Аспекты пространственной согласованности геоинформационной системы // Системы и средства информатики. Выпуск 21, № 2, 2011 - М.: ТОРУС ПРЕСС, – С. 72-95.

44.Дулин С.К., Розенберг И.Н., Уманский В.И. Анализ неопределенности геоданных в моделях географического пространства // ИПИ РАН, «Системы и средства информатики», Выпуск 20, номер 2, Методы и технологии информатики, применяемые в научных исследованиях – М: 2010 – c.254–286.

45.Уманский В.И. Восстановление профиля земного полотна по результатам лазерного сканирования методами оценивания кусочно–стационарного случайного процесса // Сборник докладов 7-ой Международной научно-практической конференции «Геопространственные технологии и сферы их применения» – М.:2011 – С. 81–82.

46.Броневич А.Г., Каркищенко А.Н., Уманский В.И. Восстановление профиля по результатам лазерного сканирования // Труды ОАО «НИИАС», 9 выпуск, 2011г – C.85–110.