Научная тема: «РУССКАЯ ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ КАК ТЕКСТ (ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА)»
Специальность: 10.01.01; 10.01.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Песенная поэзия ввиду особенностей феномена пения обладает особой функциональностью и текстообразованием, которые инспирируют ряд неосинкретических процессов в смысловой структуре песенного текста.
  2. Синтетический текст песенной поэзии состоит из субтекстов двух типов: аудиальных и визуальных, классифицирующихся на основании материального происхождения и выполняемой функции. Субтекстуальная структура произведения песенной поэзии является открытой к включению новых составляющих и формируется в зависимости от установок того или иного песенного направления.
  3. Композиционная структура текста песенной поэзии обуславливается составляющими его субтекстами. В основе членения синтетического текста на составляющие (смысловые блоки) лежит литературоведческий анализ.
  4. Тексты рок-поэзии 80-х - 90-х годов ХХ века ввиду усиления роли контекстуальности (как в сравнении как с песенной поэзией 60-х - 70-х годов ХХ века, так и особенно - с печатной литературой) инкарнируются во множественности подчас равноправных вариантов. Неклассическое вариантообразование и инвариантообразование возникают не за счет  свойств материала (множественности манифестаций), а в связи с интенциональными причинами (изменениями на уровне идиопоэтики, циклического контекста, «поглощением» претекста заимствующей поэтикой и т.д.). Такое отношение к материалу в особенности свойственно рок-поэзии последних трех десятилетий.
  5. Художественность полисубтекстуальных произведений песенной поэзии должна «легитимироваться» на основании традиционных литературоведческих критериев, лишь уточненных синтетическим характером материала. Степень этого уточнения меняется в зависимости от времени возникновения произведения, его принадлежности к тому или иному песенному направлению и особенностей его субтекстуальной структуры.
  6. Авторская песня (1960-х - 70-х гг.) и рок-поэзия (1980-х - 1990-х гг.) предлагают различные модели порождения авторства и субъектности: произведения авторской песни создаются единолично; рок-искусство, основной «художественной единицей» которого является группа, на первый план выдвигает коллективное творчество. Для обоих направлений предлагается единый принцип атрибуции, аутентичный литературоведению: автором синтетического текста признается создатель поэтического текста.
  7. Песенная поэзия выработала систему артикуляционных приемов гармонизации и энтропии имплицитно-стихового метроритма. Так, эксперименты в области ритмики позволяют представителям рок-поэзии «конвертировать» образцы русской классической прозы в метризированные образования только за счет артикуляционных приемов.
  8. Эксперименты в области «синтетической выразительности», проводимые поющими поэтами в последние два десятилетия, сформировали новый принцип организации текста, основанный на омофонии и смежных явлениях (парадигматической вариативности вербального субтекста). Этот принцип организации заключается во множественности одномерных (печатных) экспликаций некоторой фоногруппы, что делает песенный текст «стереоскопичным», распространяющимся не только «по горизонтали», но и по «вертикали».
  9. Поющие поэты (1980-2000-х гг.) модифицируют традиционные литературные изобразительно-выразительные средства за счет артикуляционных, музыкальных и т.д. ресурсов. Помимо этого, песенная поэзия с развитием технологий звукозаписи выработала и ряд присущих только ей изобразительно-выразительных средств, не имеющих печатно-литературных аналогов.
Список опубликованных работ
1.Гавриков В.А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева. Брянск: Ладомир, 2007. 292 с. (10,8 п.л).

2.Гавриков В.А. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. 634 с. (24 п.л).

3.Гавриков В.А. Мифологическое пространство в поэтической системе Александра Башлачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: аспирантские тетради. СПб., 2007. № 9. С. 48-50. (0,2 п.л).

4.Гавриков В.А. Диалектика метафоры в творчестве Александра Башлачева // Известия УрГУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 23. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008. № 56. С. 135-150. (0,9 п.л).

5.Гавриков В.А. Песня как система смешанного семиозиса: опыт литературоведческой интерпретации // Вестник ЧГПУ. Челябинск: ООО «Полиграф-мастер», 2009. № 9. С. 183-196. (0,7 п.л).

6.Гавриков В.А. Песенная поэзия: проблема художественности // Вестник ЧПГУ. Филология. Искусствоведение. Вып. 37. Челябинск: типография «Два комсомольца», 2009. № 35 (173). С. 35-41. (0,7 п.л).

7.Гавриков В.А. Субтекстуальное управление в песенной поэзии // Вестник ПГЛУ. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2009. №3 (июль – сент.). С. 78-80. (0,4 п.л).

8.Гавриков В.А. К вопросу об авторстве в песенной поэзии // Известия ВГПУ. Серия «Филологические науки». Волгоград: ВГПУ. Изд-во «Перемена». 2010. №6 (50). С. 151-155. (0,4 п.л).

9.Гавриков В.А. Песенная поэзия как полисубтекстуальное образование // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб.: изд-во ЛГУ, 2010. №1 (Том 1. Филология). С. 53-64. (0,6 п.л).

10.Гавриков В.А. Гармонизация синтетико-стихового ритма в текстах песенной поэзии. Проблемы истории, филологии, культуры, Магнитогорск: изд-во ООО «Аналитик», 2010. №2. С. 289-297. (0,5 п.л).

11.Гавриков В.А. Феномен пения и песенная поэзия: функциональный аспект // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. №3 (июль-сент.). С. 125-128. (0,4 п.л).

12.Гавриков В.А. Архаические субъектные формы в песенной поэзии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: изд-во ТулГУ, 2010. С. 321-330. (0,5 п.л).

13.Гавриков В.А. Жанровое многообразие как один из аспектов художественной динамики поэтической системы А.Н. Башлачева // Сборник студенческих работ БГУ. Брянск: изд-во БГУ им. И.Г. Петровского, 2005. №4. С. 11-12. (0,1 п.л).

14.Гавриков В.А. Инверсии мифологем в творчестве Александра Башлачева: на примере оппозиций ночь-утро, зима-весна // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах: Материалы международной научной конференции. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2006. С. 280-285. (0,3 п.л).

15.Гавриков В.А. Неклассические способы смыслопорождения в песенной поэзии // Электронный вестник СПбГУ, 2006. URL: http:evcppk.ru/article.php?id=103 (0,3 п.л).

16.Гавриков В.А. «Пророк» А.С. Пушкина и «Мельница» А.Н. Башлачева: классические традиции в осмыслении современной поэзии // Литература в диалоге культур – 4. Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: ИП Лункина Н.В., 2006. С. 84-87. (0,2 п.л).

17.Гавриков В.А. Эпический субтекст в мифопоэтической системе А. Башлачева // Эпический текст: проблемы и перспективы изучения: Материалы I Международной научной конференции. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2006. Ч. I. С. 101-112. (0,6 п.л).

18.Гавриков В.А. Неклассические способы создания смысловой многомерности в современной поэзии // Русское литературоведение на современном этапе: материалы V Международной конференции: в 2 тт. М.: Изд-во Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, 2006. Т. 2. С. 37-38. (0,2 п.л).

19.Гавриков В.А. Рок-искусство в контексте исторической поэтики // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 9. Тверь; Екатеринбург: изд-во УГПУ, 2007. С. 21-30. (0,5 п.л).

20.Гавриков В.А. Окказиональная фразеология в творчестве Александра Башлачева // Язык. Дискурс. Текст: Материалы III международной научной конференции. Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2007. С. 95-96. (0,2 п.л).

21.Гавриков В.А. Антиномия «корень – синтаксис» в мифопоэтической системе Башлачева // Восемь с половиной: Статьи о русской рок-песенности: Сб. науч. статей. Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 7-14. (0,3 п.л).

22.Гавриков В.А. Трехуровневая структура мифопоэтической системы А. Башлачева // Caucasus philologia. Пятигорск: изд-во ПЛГУ, 2007. №1. С. 12-13. (0,2 п.л).

23.Гавриков В.А. Жизнь и творчество Вени Д`ркина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 10. Тверь; Екатеринбург: изд-во УГПУ, 2008. С. 174-182. (0,4 п.л).

24.Гавриков В.А. Время сбора камней… (обзор диссертаций по русскому року) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 10. Тверь; Екатеринбург: изд-во УГПУ, 2008. С. 285-302. (1,2 п.л).

25.Гавриков В.А. Обращение к традициям древней эпической поэзии в современной литературе (на примере «Егоркиной былины» Александра Башлачева) // Эпический текст: проблемы и перспективы изучения: Материалы II Международной научной конференции. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2008. С. 37-41. (0,3 п.л).

26.Гавриков В.А. Субкультурный билингвизм (на материале рок-песенности) // Русскоязычие и би(поли)лингвизм в межкультурной коммуникации ХХI века: когнитивно-концептуальные аспекты: Материалы Международной научно-методической конференции. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2008. С. 41-42. (0,2 п.л).

27.Гавриков В.А. Эсхатологические мотивы в альбоме Александра Непомнящего «Поражение» // Духовно-нравственные основы русской литературы: I международная научно-практическая конференция: Сб. науч. статей. Кострома: изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. С. 301-306. (0,4 п.л).

28.Гавриков В.А. Непомнящий как представитель русского построка // Рок-поэзия Александра Непомнящего: Исследования и материалы. Иваново: издатель Епишева О.В., 2009. С. 64-75. (0,5 п.л).

29.Гавриков В.А. «И корни поладят с душой»: художественная реконструкция старославянского языка в поэзии Александра Башлачева // Русскоязычие и би(поли)лингвизм в межкультурной коммуникации ХХI века: когнитивно-концептуальные аспекты: Материалы II Международной научно-методической конференции. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2009. С. 34-37. (0,4 п.л).

30.Гавриков В.А. Вариантообразование в песенной поэзии: к истории вопроса // Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик: Материалы II Международной научной конференции. Курск, 2009. Ч. 1. С. 234-238. (0,3 п.л).

31.Гавриков В.А. Внутритекстовая вариативность пунктуационного типа в песенной поэзии // Теория литературы: актуальные проблемы современной науки: Сб. науч. статей. Барнаул: АлтГПА, 2009. С. 114-121. (0,2 п.л).

32.Гавриков В.А. Разновидности и функции песенных междометий // Вопросы филологической науки: II международная научная конференция. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. С. 156-159. (0,2 п.л).

33.Гавриков В.А. Корреляция субтекстов в синтетическом произведении (опыт анализа) // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве: Материалы конгресса: В 2 тт. СПб.: МИРС, 2008. Т. 2. С. 183-185. (0,2 п.л).

34.Гавриков В.А. Вторичное членение в звучащем тексте // Язык. Дискурс. Текст: Материалы IV международной научной конференции. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. С. 153-157. (0,5 п.л).

35.Гавриков В.А. Система звуковых жестов в песне В. Высоцкого «Ярмарка» // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007-2009 гг.: Сб. науч. тр. Воронеж: ВГПУ, 2009. С. 89-96. (0,4 п.л).

36.Гавриков В.А. Структурные артикуляционные жесты: песня «Когда ты станешь маленьким» К. Арбенина // Актуальные проблемы филологии: Сб. статей межрегиональной (заочной) научно-практической конференции с международным участием. Вып. 3. Барнаул; Рубцовск: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 207-211. (0,2 п.л).

37.Гавриков В.А. Биографический и автобиографический мифы в современной песенной поэзии // Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: история и современность: Материалы I Международной научной конференции: Изд-во ПГЛУ, 2009. С. 77-79. (0,3 п.л.).

38.Гавриков В.А. Песня и видеоклип через призму литературоведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы международной научно-практической конференции, М., 2009. №7 (июль). Т. II. С. 32-34. (0,2 п.л).

39.Гавриков В.А. «Убежать от филологии»: проблема литературоведческого инструментария к синтетическому тексту // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 11. Тверь; Екатеринбург: изд-во УГПУ, 2010. С. 6-14. (0,5 п.л).

40.Гавриков В.А. О строфике песенной поэзии // Проблемы современной филологии: Сб. статей, посвященный 100-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Галины Васильевны Валимовой. Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2011. С. 78-86. (0,5 п.л).

41.Гавриков В.А. «Мантрические» формулы в рок-искусстве // Современные вопросы науки – ХХI век: Сб. науч. тр. по материалам VII международной научно-практической конференции. Вып. 7. Тамбов: изд-во Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, 2011. Ч. 2. С. 32-33. (0,1 п.л).

42.Гавриков В.А. Интертекстуальность в песенной поэзии: опыт типологии // Современные вопросы науки – ХХI век: Сб. науч. тр. по материалам VII международной научно-практической конференции. Вып. 7. Тамбов: изд-во Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, 2011. Ч. 2. С. 33-34. (0,1 п.л).

43.Гавриков В.А. Речевая мелодика как субъектобразующий фактор в песенной поэзии Владимира Высоцкого (некоторые штрихи) // Владимир Высоцкий: Исследования и материалы. 2009-2011 гг. Воронеж: «Эхо», 2011. С. 178-185. (0,4 п.л).

44.Гавриков В.А. Воспроизведение письменной речи по законам устной (на материале песенной поэзии) // Язык, культура, коммуникация. Материалы V всероссийской заочной научно-практической конференции. Ульяновск: Типография Облучинского, 2011. С. 141-144. (0,2 п.л.).

45.Гавриков В.А. Литературоведение vs поэтико-синтетический текст: в поисках метода // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 12. Тверь; Екатеринбург: изд-во УГПУ, 2011. С. 19-28. (0,7 п.л).