- Конкретный мыслительный опыт, тематизирующий предельные смыслы сущего, делает проблемными общепринятые положения, квалифицирующие «философию», поскольку мысль всегда есть «больше, чем» репрезентирующая ее форма, опыт «неявного», постольку природа и философии, и культуры (как жизненной среды философии) выходит за рамки статичного смыслового сюжета, нацеленного на их определение. Философия как способ вопрошания о природе мысли актуализирует «неявное», и такой порядок вопрошания возможен только из родной речи, т.е. из национального языка культуры, поскольку «неявное» указывает на границы семиозиса конкретной культуры. В пространстве философии в образе автора узнаваем «местный житель» той или иной национальной культуры, а поскольку средой культуры выступает язык, постольку философия изначально есть опыт испытания пределов родного языка.
- Поскольку традиционное понимание «русской философии» определяется только стандартом «религиозной мысли», постольку иной опыт философствования остается маргинальным, «чужим», потому не распознаваемым. Но если провести реконструкцию семантического поля философии, то получается, что функции философии в пространстве русской культуры выполняют не столько практики, именующие себя «философскими», сколько практики, проблематизирующие природу национальной мысли из ресурса родного языка, но избегающие именовать себя философскими. В начале ХХ века русская культура проявляет заботу о самоопределении, но опыт самоопределения реализуется по-разному: конец ХIХ - начало ХХ века - это время, в котором в плоскости философии сосуществуют две эпохи, философский «классицизм» и философский «модерн». Различие между эпохами проводится по основанию различного отношения к природе логического и, в конечном счете, - к пространству культуры и к ее жизненной среде - к языку.
- В попытке определить степень зависимости философии от конкретной культурной среды следует двигаться из культурного ландшафта - из родного языка - к формам мышления. Словесность русского модерна реализует опыт мысли, равноценный опыту, получившему в Греции статус «философского»: в порядке постановки вопроса о бытии сущего, в стремлении актуализировать «неявное» и выявить природу мысли из ресурса родного языка. Равно как греческая культура есть начало «культуры» как таковой (поскольку самое слово принадлежит порядку греческого языка), так и мысль русского модерна есть первоначальный состоятельный опыт национальной культуры, ориентированный не на экономику (и не на экономию) риторических средств, но на трату, не на описание исторических или социальных проблем, но на провокацию самой мысли.
- Русский модерн демонстрирует: Эстезис есть первичная акция фиксации мысли, в своей непосредственности реализующая себя практиками искусства, в большей степени - словесности; Эстезис вызывает резонанс и принуждает к участию. Поскольку мысль есть всегда «больше, чем» мыслимое, постольку Эстезис в специфических фигурах реализует это «больше, чем», удерживая множественность оснований. Тематическое и смысловое поле философии русского модерна организовано фигурами, провоцирующими мысль.
- Внутренняя логика русского модерна раскрывает логику как способ проявления «неявного», в этом ключе она может быть репрезентирована как «логика различия», характерными чертами которой выступает не экономия выразительных средств, но «трата», «жертва», «дар», активирующие зону «неявного» в среде конкретно культурного семиозиса, в ее обретении - функциональность «пустого знака». Выразительные фигуры (мыслительные как риторические) ориентированы на методическое выведение мышления на грань коммуникативного Логоса. Логика различия сообщает русской культуре стратегический ресурс для самоосмысления, актуализируя территорию предела, и, соответственно, позволяет перевести такие идиомы как «Хаос», «Бездна» (фиксируемые иностранцами в качестве характерных черт русского Логоса) в рациональную плоскость, тем самым выяснить природу мысли (и форматирующей ее рациональности), исполненной ресурсом национального языка.
- Установки на квалификацию рациональности, сообщаемые логикой различия, позволяют обнаружить в пространстве русской культуры наличие специфической версии философствования, производной из мыслительного опыта русской словесности. Эта версия фиксируется идиомой «Русский философский текст», отличной от идиомы «русская религиозная философия». Актуализация культурной архаики (греческой) с целью активации выразительного ресурса национального языка, природы «национального Логоса», и тем самым - самой философии, принадлежит «Русскому философскому тексту» и этим определяет его состоятельность в постановке вопросов о существе национального тела отечественной культуры, удостоверяет русскую культуру в наличие самостоятельного философского опыта, органичного ее мыслительной природе.
1.Кребель, И. А. Мифопоэтика Серебряного века : Опыт топологической рефлексии [Текст] / И. А. Кребель. – СПб. : Алетейя, 2010. – 592 стр.
2.Кребель, И. Территория предела : Эстетика мысли русского модерна [Текст] / И. Кребель. – М. : «Канон+», 2011. – 327 стр.
Статьи в периодических изданиях, включенных в перечень ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
3Кребель, И. А. Открытость мысли культурным практикам : проблема подлинной рациональности [Текст] / И. А. Кребель, Ю. Ю. Першин // Личность. Культура. Общество : Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2007. – Т. IX. Вып. 2. – С. 230–239.
4Кребель, И. А. Коммуникация и ее социокультурные модели: на примере работ М. Виттинг, В. Беньямина, Ж. Бодрийара [Текст] / И. А. Кребель, Ю. В. Ватолина // Личность. Культура. Общество : Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2008. – Т. 10. – Вып. 3–4 (42–43). – С. 267–275.
5Кребель, И. А. Поиски стиля через идиому «русская философия» : насилие выразительных форматов и свобода от них [Текст] / И. А. Кребель // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина : Научный журнал. – Серия : Философия. – № 2 (11). – СПб, 2008. – С. 37–44.
6Кребель, И. А. Мусор истории и мусор масс : аксиологические перспективы современной культуры [Текст] / И. А. Кребель, Ф. В. Фуртай // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 6 : Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. – 2009. – № 3. – С. 291–300.
7Кребель, И. А. Феномен игры в топологической размерности культуры [Текст] / И. А. Кребель, Ф. В. Фуртай // Вестник Волгоградского госуниверситета. – Серия 7 : Философия. Социология и Социальные технологии. – 2009. – № 2 (10). – С. 59–65.
8Кребель, И. А. Архаика re-ligio : символический порядок инобытия мысли (на примере мифопоэтики Серебряного века) [Текст] / И. А. Кребель, Ю. Ю. Першин // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина : Научный журнал. – Серия : Философия. – № 3. – Том 1. – СПб, 2009. – С. 112–120.
9.Кребель, И. А. Топологическая размерность русской мысли : Мифопоэтика [Текст] / И. А. Кребель // Личность. Культура. Общество : Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2010. – Т. 12. – Вып.1 (53-54). – С. 234–243.
10.Кребель, И. А. Несдержанный Логос : К вопросу о возможности восприятия отечественной культуры в режиме ratio-aesthetica [Текст] / И. А. Кребель // Вестник Омского гос. ун-та. – 2010. – № 2(56)9. – С. 348–357.
11.Кребель, И. А. «Русская философия» : традиция под вопросом [Текст] / И. А. Кребель // Вестник Омского гос. ун-та. – 2010. – № 2(57)10. – С. 127–133.
12.Кребель, И. А. Перверсия смыслового образа : топос инорационального в ландшафте мысли русского модерна [Текст] / И. А. Кребель // Омский научный вестник. – Серия : Философия, Культурология. Психология. – 2010. – Вып. 3 (3). – С. 78–86.
13.Кребель, И. А. «Русский философский текст» : возможность традиции [Текст] / И. А. Кребель // Омский научный вестник. – Серия : Философия, Культурология. Психология. – 2011. –№ 3. (98) – С. 77-81.
14.Кребель, И. А. Философ – «коренной житель» (в культурном тексте русского модерна) [Текст] // Омский научный вестник. – Серия : Философия, Культурология. Психология. – 2011. – № 4. (99) – С. 67-71.
15.Кребель, И. А. Логика различия: Методологические установки в формировании актуальной стратегии мысли [Текст] / И. А. Кребель, Ю. В. Ватолина, Н. А. Янкова // Вестник Омского гос. ун-та. – 2011. – № 3 (57)-11. – С. 59-63.
16.Кребель, И. А. Poiesis как трата языка : Топология жертвы [Текст] / И. А. Кребель // Человек.Ru. – Новосибирск, 2011. – Выпуск № 5. – С. 127-133.
17.Кребель, И. А. Языковые стратегии как инновационный ресурс: проблема выбора смысловой программы [Текст] / И. А. Кребель // Вестник Омского гос. ун-та. – 2011. – № 4. (58)-11. – С. 87-93.
Статьи, материалы докладов, опубликованные в научных сборниках и журналах:
18.Кребель, И. А. Русская метафизика языка и экзистенциальная феноменология М. Хайдеггера : опыт концептуально-методологического сопоставления (статья) [Текст] / И. А. Кребель // Философия и социальная динамика ХХI века : проблемы и перспективы. – Материалы Первой всероссийской научной конференции. – 15 мая 2006 года. – Омск. : СИБИТ, 2006. – С. 293–310.
19.Кребель, И. А. Рациональность – освобожденное слово (в мифопоэтике М. Цветаевой) (статья) [Текст] / И. А. Кребель // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. – Выпуск № 3–4 : «Философия : Открытая перспектива мысли». – Омск, 2009. – С. 56–63.
20.Кребель, И. А. Кризис как норма в практиках реальной мысли: словесная эстетика О. Мандельштама (статья) [Текст] / И. А. Кребель // Бренное и вечное : Идеология и мифология социальных кризисов. – Великий Новгород, 2009. – С. 239–246.
21.Кребель, И. А. Эстетика отечественной рациональности: философ – уже художник (статья) [Текст] / И. А. Кребель // Материалы Научной конференции : «Искусство после философии». – 20 ноября. – СПб., 2009.
22.Кребель, И. А. Вера как реалия мысли (на примере эстетики Серебряного века) (статья) [Текст] / И. А. Кребель, Н. А. Янкова // АнтропоТопос : теоретический журнал в области философских наук. – Выпуск № 5 : «Словесная эстетика русского модерна». – Том I. – Омск, 2010. – С. 77–85.