- Термины «революция» и «контрреволюция», означающие столкновение социальных сил в борьбе «за» и «против» радикальных общественных перемен, необходимо дополнить термином «антиреволюция», выражающим категорическое неприятие революции как насильственного социально-экономического и политического переворота, меняющего «одним ударом» характер собственности на средства производства. «Антиреволюция» это, и итог трансформации образа революции за более чем два века, и мощная современная тенденция, направленная на недопущение революции в принципе. Она предполагает мирные творческие проекты перестройки общества.
- Исторически образ революции складывался в XVIII в. под влиянием философских концепций, выдвинутых эпохой «Просвещения» и реализованных в ходе европейских революций, придавших новую траекторию развитию общества. На него оказала большое влияние реформация, способствовавшая тому, чтобы человек ощутил себя творцом истории. Первоначально образ революции был тесно связан с либерализмом того времени, утверждавшим необходимость дать человеку свободу деятельности, свободу совести, широкие права и возможности.
- Классический образ революции сложился в рамках марксистской социальной философии. Здесь определены основные идеи, смысл, который с одной стороны, стал основой человеческой деятельности изменившей мир, но с другой, самым «страшным злом», страх перед которым также привел к кардинальным переменам в мире. Ключевыми понятиями, являются: «свобода», «справедливость», «равенство», «ликвидация эксплуатации человека человеком», «снятие отчуждения», «диктатура пролетариата», «локомотивы истории», «повивальная бабка истории» и др. Альтернативные образы революции создавались или разночтением основных понятий, характеристик феномена, или же их неприятием. Наиболее весомой и объективной основой их возникновения было реальное протекание революции, когда она теряла образность и проявлялась в судьбах миллионов людей.
- Ко второй половине 19 века образ революции, ранее близкий либерализму, стал приобретать иное идеологическое звучание: его начали использовать как противники, так и сторонники наличного буржуазного порядка. Помимо образа революции, радикально устремленной к изменению наличного строя, понятого как несправедливый, сложился образ «консервативной революции», ведущей к восстановлению прошлого общественного порядка, к актуализации и восстановлению традиции. При этом тенденции к «консервативной революции» явились результатом не только интересов определенных социальных групп, но и изначальной противоречивости самой «революционной мечты», предполагающей «тотальное разрушение» существующей социальности.
- После русской революции 1917 года образ революции, ранее имевший под собой не слишком долгий исторический опыт европейских стран, начинает восприниматься общественным сознанием еще более противоречиво: с одной стороны, постреволюционные реалии демонстрируют в России экономическое продвижение вперед и духовный подъем, с другой стороны, это и возникновение тоталитарного режима с массовыми репрессиями. Образ революции размывается, так как им начинают пользоваться и национально-освободительные и радикально-экстремистские движения. «Революция» становится символом любых крупных перемен, утрачивая свой социально-экономический смысл, а также смысл, связанный с «коммунистическим проектом».
- Либеральная мысль, активно выступавшая с критикой марксизма по вопросу насилия в революции, привела, в конечно счете, к вырождению и имитации революционности в установившемся традиционном понимании. В настоящее время она намеренно использует образ революции для отстаивания геополитических интересов западных держав. Примером тому является феномен «оранжевой» и других «цветных» революций как на пространствах бывшего СССР, так и на Ближнем Востоке и Северной Африке.
- Либеральная и консервативная мысль начала ХХ века, создавая образ революции как разгула зла, фактически приходят к единству в отношении к ней. И хотя либерализм продолжает «воспевать» свободу, а консерватизм - традиционность, оба направлены против марксистской революционной идеи. Они принципиально антиреволюционны.
- Антиреволюционные взгляды не тождественны эволюционным. Эволюционность предполагает спонтанность и постепенность социальных событий, мало зависящих от субъектов, в то время как антиреволюция видит социальные преобразования как ведущиеся не просто субъектами, но властью, она предполагает социальное конструирование, рациональность и регуляцию общественной жизни.
- Выдающимися теоретиками антиреволюции можно считать русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX века. К отрицанию революции как двигателей истории их приводил духовный поиск и ставка не на практические, земные, а на метафизические и нравственные преобразования людей.
- Образ революции, выработанный в свое время марксистской мыслью и практикой революции в России, становится в наши дни достоянием истории, хотя по-прежнему может вдохновлять определенные социальные группы, стремящиеся к радикальным переменам. Их проекты могут иметь опору лишь в том, что революция не как образ, а как реальное событие, имеет объективное основание в глубине экономической и социокультурной жизни и, когда она начинается, то действительно движет общество вперед по пути реализации назревших изменений.
- В современном общественном сознании произошла удивительная аберрация. Образ революции оказался отвергнут, термин «революция» перешел в область представлений о науке и технике, а место революции заняла «антиреволюция»: она-то и объявляется в наши дни «подлинной революцией без крови и слез». Если революция в марксовом понимании должна принести коренные качественные перемены в общественную жизнь, то функция совершения этих перемен в наши дни отдана социальному проектированию, регулированию экономических механизмов, демократическому обсуждению проблем с населением.
- Антиреволюция является на данный момент универсальным средством общественного развития - без скачков и свойственных им потрясений повседневной жизни. Однако это не исключает созревания крупных перемен и противоречий в глубине социума, которые теперь разрешаются в более «мягком» варианте. Образ революции сохраняется как символ перемен в самых разных сферах жизни.
1.Кучукова Ж.М. Социальная революция и культура. - Нальчик: Издательство «Полиграфсервис и Т», 2004. - 6,41 п.л.
2.Кучукова Ж.М. Образ революции: исторические особенности и идеологические интерпретации. - Нальчик: Издательство ООО «Полиграфсервис и Т», 2008. - 6,8 п.л.
3.Кучукова Ж.М. Трансформации образа революции в философско-теоретической мысли (К пониманию истории современности России). - Нальчик: Издательство ООО «Полиграфсервис и Т», 2010. - 11,62 п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
4.Кучукова Ж.М. Религиозная духовность и свобода - предпосылки антиреволюционности / Ж.М. Кучукова // Научная мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал. - Приложение №3 (53). - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2004. - 0,53 п.л.
5.Кучукова Ж.М. Трансформация культуры социума как основа революции / Ж.М. Кучукова // Вопросы культурологии: «Научно-практический журнал». - М.: Издательство «Просвещение». - 2005. - №7. - 1,0 п.л.
6.Кучукова Ж.М. Смысл и эвристическая роль понятия «антиреволюция» / Ж.М. Кучукова // Научная мысль Кавказа: «Научный и общественно-теоретический журнал». Вып. 14. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2005. - 0,41 п.л.
7.Кучукова Ж.М. Идея социальной революции: историчное и константное / Ж.М. Кучукова // Вопросы культурологии: «Научно-практический журнал». - М.: Издательство «Просвещение», 2006. - №12. - 1,3 п.л.
8.Кучукова Ж.М. Термины «революция», «контрреволюция» и «антиреволюция» в понимании современности России / Ж.М. Кучукова // Социально-гуманитарные знания. - Ростов-на-Дону, 2006. - №3. - 0,42 п.л.
9.Кучукова Ж.М. Классический образ революции и её альтернативы / Ж.М. Кучукова // Научная мысль Кавказа: «Научный и общественно-теоретический журнал». Специальный Вып. 8. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2006. - 0,5 п.л.
10.Кучукова Ж.М. Механизмы формирования образа современных революций / Ж.М. Кучукова // Объединенный научный журнал. - М., 2006. - №32. - 0,7 п.л.
11.Кучукова Ж.М. Образ революции в русской религиозной философии начала XX вв. / Ж.М. Кучукова // Федерация. - М., 2007. - №11. - 0,43 п.л.
12.Кучукова Ж.М. Крот истории - образ прошлого или же возможное будущее (Возможна ли революция в 21 в.) / Ж.М. Кучукова // Вопросы культурологии: «Научно-практический журнал». - М.: Издательство «Просвещение», 2008. - №11. - 0,52 п.л.
13.Кучукова Ж.М. Интерпретация революции в трудах русской консервативной интеллигенции / Ж.М. Кучукова // Вестник АГУ. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Научный журнал. - Майкоп: Издательство АГУ, 2010. - Вып.4. - 0,43 п.л.
14.Кучукова Ж.М. Образ революции и национальное самосознание народов / Ж.М. Кучукова // Научные проблемы гуманитарных исследований: «Научный и общественно-теоретический журнал». Вып.1. - Пятигорск: Издательство ПГТУ, 2010. - 0,45 п.л.
Публикации в других изданиях:
15.Кучукова Ж.М. Регионализация социальной жизни в России: причины и последствия / Ж.М. Кучукова // Сб. материалов международной научно-практическая конференция. - Дубна, Издательство Международный университет природы и общества, 2004. - 0,42 п.л.
16.Кучукова Ж.М. Трансформация культуры социального организма: логика и критерии. Сборник научных статей: «Российские трансформации: методология, история и последствия». – Нальчик: Издательство КБГУ, 2004. - 1,1 п.л.
17.Кучукова Ж.М. Социальная революция в парадигме развития постиндустриального социума / Ж.М. Кучукова // Сб. статей НМЦК и НТ. - Ставрополь: Издательство НМЦК и НТ, 2005. - 0,7 п.л.
18.Кучукова Ж.М. Культура социоорганизменного существования общества как категория социальной философии / Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации». Т.2., - М., 2005. - 0,42 п.л.
19.Кучукова Ж.М. Социальная субъектность региона: параметры и формы / Ж.М. Кучукова // Актуальные проблемы регионального развития. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. - Нальчик: Издательство КБГСХА, 2005. - 0,7 п.л.
20.Кучукова Ж.М. Русская религиозная философия и образ революции / Ж.М. Кучукова // Сб. статей научно-практической конференции ИПВАЭ. - М.: Издательство ИПВАЭ, 2005. - 0,83 п.л.
21.Кучукова Ж.М Ценностные измерения культуры социума / Ж.М. Кучукова // Материалы научно-практической конференции, посвященной 25-летию КБГСХА «Российские реформы: экономика, политика, культура». - Нальчик: Издательство КБГСХА, 2006. - 0,6 п.л.
22.Кучукова Ж.М. Образ революции в либеральной теоретической мысли предреволюционной эпохи и современность / Ж.М. Кучукова // Сборник научных трудов МОСУ. Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки». Вып. 12. - М.: Издательство МОСУ, 2006. - 0,5 п.л.
23.Кучукова Ж.М. Ценностное отношение к революции: история и современность / Ж.М. Кучукова // Материалы международной междисциплинарной научной конференции «Машины. Люди. Ценности». - Курган, 2006. - 0,4 п.л.
24.Кучукова Ж.М. Революция, эволюция и антиреволюция: социальное содержание и функции. / Ж.М. Кучукова // Сб. метод. материалов ИГРАН. - Салехард: Издательство «Варяг», 2006. - 0,43 п.л.
25.Кучукова Ж.М. Структурация культуры и интерпретация идеи революции / Ж.М. Кучукова // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Выпуск 11. - Нальчик: Издательство КБГУ, 2006. - 1,0 п.л.
26.Кучукова Ж.М. Социальная революция как предмет анализа / Ж.М. Кучукова // Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Невинномысск: Издательство НГГТИ, 2007. - 0,54 п.л.
27.Кучукова Ж.М. О возможности и содержании социальной революции в XX1веке / Ж.М. Кучукова // Всероссийская научно-техническая конференция (гуманитарный сектор). Сборник научных статей. - М.: Издательство ВВИА, 2007. - 0,6 п.л.
28.Кучукова Ж.М. Проблема социальной революции в эпоху глобализации. / Ж.М. Кучукова // Сборник статей научно-практической конференции ИПВАЭ. - М.: Издательство ИПВАЭ, 2008. - 0,41 п.л.
29.Кучукова Ж.М. Социокультурные детерминанты политологического дискурса патриотизма / Ж.М. Кучукова // Сборник статей «Актуальные проблемы противодействия преступности в современных условиях». - Нальчик: Издательство КБГСХА, 2008. - 0,6 п.л.
30.Кучукова Ж.М. Социальные интересы как детерминанты интерпретации образа революции / Ж.М. Кучукова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: Издательство Приволжский Дом знаний, 2008. - 0,5 п.л.
31.Кучукова Ж.М.Трансформации 90-х годов: революция или утопия / Ж.М. Кучукова // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы противодействия преступности в современных условиях». - Нальчик: Издательство КБГСХА, 2010. - 0,42 п.л.
32.Кучукова Ж.М. Революция как проект модерна и современность / Ж.М. Кучукова // Гуманитарные и социально-политическите проблемы модернизации Кавказа. Сборник научных трудов. Отв. ред. И.М. Сампиев. - Назрань, 2011. - 0,8 п.л.
33.Кучукова Ж.М.Феномен революции в массовом сознании: идея и образы / Ж.М. Кучукова // Материалы научно-практической конференции, посвященной 30-летию КБГСХА «Российская модернизация: экономика, политика, культура». - Нальчик: Издательство КБГСХА, 2011. - 0,6 п.л.