- Индивидуализация математической подготовки, основанная на принципах: взаимной адаптации обучающегося и системы обучения математике и интерактивности управления учебной деятельностью; поисковой активности студентов в процессе научения решению математических задач и саморегуляции учебной деятельности студентов; развития индивидуального стиля учебной деятельности студента и итеративности процесса научения решению математических задач; мониторинга процессуальных характеристик учебной деятельности студентов, обучающихся решению математических задач, и компьютерной диагностики динамики развития индивидуального стиля их учебной деятельности, является концептуальной основой повышения качества математической подготовки студентов в вузе.
- Основные принципы концепции индивидуализации математической подготовки студентов реализуются на основе интерактивного управления их учебной деятельностью, включающего информационные, институциональные и мотивационные модули управляющих воздействий средствами ИКТ.
- Основными индикаторами диагностики процессуальных характеристик учебной деятельности студентов по решению математических задач, способствующих индивидуализации их математической подготовки, являются: параметр обратной связи обучающегося и ДКТТ; траектория поиска решения задач и уровень самостоятельности учебной деятельности студента; стратегия поиска решения задач; фазовые портреты учебной деятельности и индуктивные пороги обобщений; обучаемость и динамические пределы обучаемости; уровень развития пространственного воображения; уровень способности к дифференцировке и распознавание объектов; объем оперативной памяти; время принятия решения; уровень направленного внимания.
- Если интерактивное управление учебной деятельностью студентов в процессе обучения математике осуществляется по методике, основанной на использовании: системы динамических компьютерных тестов-тренажеров по решению алгоритмических и пространственных математических задач; специальных методов диагностики: траекторий учебной деятельности и уровней самостоятельности студентов, обучающихся решению математических задач, индивидуальных стратегий поиска студентами решения математических задач, фазовых портретов учебной деятельности, обучаемости и индуктивного порога учебной деятельности студентов, связи между уровнем развития базовых когнитивных функций мозга и индивидуальными стилями пространственной учебной деятельности студентов, то это обеспечит индивидуализацию математической подготовки студентов в вузе.
2.Дьячук П.П. Динамические компьютерные системы управления и диагностики процесса обучения: монография/ Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2005. 344 с.
3.Дьячук П.П., Дроздова Л.Н., Дьячук П.П. (мл.), Бортновский С.В., Шадрин И.В. Управление адаптацией обучающихся в проблемных средах и диагностика процессов саморегуляции учебных действий: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2010. 383 с.
4.Дьячук П.П., Стюгин А.А. Компьютерные динамические тесты. Психолого-педагогическая диагностика обучаемости: учебное пособие. Красноярск, 2004. 198 с.
Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях из списка ВАК
5.Дьячук П.П., Шадрин И.В. Динамическое компьютерное тестирование энтропийного фактора деятельности учащихся // Педагогическая информатика. №2. 2005. С. 8 – 12.
6.Дьячук П.П. Интеллектуальные обучающие программы, формирующие компетентности // Информатика и образование. №2. 2005. C. 99 – 101.
7.Дьячук П.П. Интеллектуальные обучающие тренажерные системы // Открытое образование. № 2. 2005. C. 29 – 31.
8.Дьячук П.П., Бортновский С.В. Методы компьютерной диагностики обучаемости решению задач // Педагогические измерения. №2. 2005. С. 18 – 21.
9.Дьячук П.П. Компьютерные системы управления процессом обучения ученика как неопределенного объекта // Педагогическая информатика. № 1. 2006. С. 80 – 85.
10.Дьячук П.П. Динамическое компьютерное тестирование // Педагогическая информатика. № 3. 2006. С. 3 – 8.
11.Дьячук П.П. Функциональные компьютерные системы управления деятельностью обучающихся решению задач // Информатика и образование. № 7. 2007. С. 102 – 104.
12.Дьячук П.П., Дьячук П.П. (мл.) Функционально-структурная модель динамической информационной системы управления учебной деятельностью // Информатика и образование. №12. 2007. С. 105 – 107.
13.Дьячук П.П., Суровцев В.М. Учебная деятельность как информационный процесс развития обучающегося // Информатика и образование. №1. 2008. С. 123 – 125.
14.Дьячук П.П. Информационное взаимодействие обучающегося и проблемной среды в процессе самоорганизации учебной деятельности // Информатика и образование. №2. 2008. С. 116 – 118.
15.Дьячук П.П. Об адаптации в компьютерных обучающих системах // Информатика и образование. №10. 2008. С. 118 – 120.
16.Дьячук П.П. Система автоматического управления учебной деятельностью обучающегося // Информатика и образование. 2010. № 5. С. 117 – 120.
17.Дьячук П.П., Бортновский С.В., Шадрин И.В Системы автоматического управления учебной деятельностью Tr@cK // Открытое образование. №3. 2010. С. 8 – 14.
18.Дьячук П.П., Бортновский С.В., Дьячук П.П. (мл.) Компьютерная диагностика научения решению задач: результатаивный и процессуальный аспекты // Открытое образование. №3. 2011. С. 8 – 15.
19.Дьячук П.П. Индивидуальные траектории решения математических задач // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. №1. С. 28 – 34.
20.Дьячук П.П., Пустовалов Л.В. Система управления процессом адаптации к проблемной среде // Системы управления и информационные технологии. 2008. 3.1 (33). С. 144 – 148.
21.Дьячук П.П., Пустовалов Л.В., Суровцев В.М. Система управления поиском решения алгоритмических задач // Системы управления и информационные технологии. 2008. 3.2 (33). С. 258 – 263.
22.Дьячук П.П., Николаева Ю.С. Компьютерные динамические тесты адаптивного поведения человека в проблемной среде // Системы управления и информационные технологии. 2009. №3.1(37). С. 135 – 139.
23.Дьячук П.П., Дьячук П.П. (мл.), Николаева Ю.С. Компьютерные системы управления поиском решения задач // Программные продукты и системы. 2009. №2 (86). С. 128 – 130.
24.Дьячук П.П., Дроздова Л.Н., Шадрин И.В. Системы автоматического регулирования учебных действий // Информационно-управляющие системы. №5. 2010. С. 5 – 12.
Патент на изобретение и авторские свидетельства
25.Дьячук П.П., Лариков Е.В. Способ обучения и диагностики обучаемости /патент на изобретение № 2294144 Государственный реестр изобретений РФ 27 февраля 2007.
26.Дьячук, П.П., Лариков Е.В., Бортновский С.В. Система диагностики обучаемости при компьютерном динамическом тестировании // Свидетельство об официальной регистрации программы № 2005610418. Реестр программ для ЭВМ. 2005. 50 с.
27.Дьячук П.П., Пустовалов Л.В. Компенсаторная интеллектуальная информационная система «Кривые второго порядка» // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2005610830, реестр программ для ЭВМ, 11 апреля 2005. 50 с.
Статьи
28.Дьячук П.П. Компьютерные тренажеры и обучающие тестовые задания по алгебре // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск, 2001. С. 12 – 16.
29.Дьячук П.П., Лариков Е.В., Пак Н.И. Нелинейные технологии в динамических тестовых заданиях по математике (статья) // Сибирский образовательный журнал «Современное образование». №3. 2001 С. 102 – 105.
30.Дьячук П.П. Информационные и психолого-педагогические средства динамического тестирования –Труды научно-методического симпозиума Академии информатизации образования «Информационные технологии и методология обучения точным наукам». Москва, декабрь, 2002. С. 145 – 158.
31.Дьячук П.П. Информационные модели процесса обучения и динамических тестов-тренажеров // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск, 2003. С. 273 – 280.
32.Дьячук П.П., Лариков Е.В., Дьячук П.П. (мл.) Динамика процесса обучения решению алгоритмических задач // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск, 2003. С. 314 – 322.
33.Дьячук П.П., Бортновский С.В., Лариков Е.В. Компьютерная система пооперационного контроля обучения математике-«Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования»: материалы 22-го Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов и университетов Тверь, 2003. С. 112–115.
34.Дьячук П.П., Бортновский С.В. Компьютерная диагностика недостаточной специфической обучаемости по математике// Современные проблемы преподавания математики и информатики: сб. материалов международной научно-методической конференции. Тула, 2004. C. 83 – 87.
35.Дьячук П.П. Методологические и технологические вопросы компьютерной поддержки уроков математики и физики // Проблемы качества подготовки специалистов в вузе в аспекте компетентностного подхода в обучении: межвузовский сб. Красноярск, 2004. С. 41 – 52.
36.Дьячук П.П. Компьютерные системы управления учебной деятельностью // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск, 2004. С. 66 – 72.
37.Дьячук П.П., Шадрин И.В. Динамическое тестирование психолого-педагогических особенностей процесса научения // Педагогика развития: образовательные интересы и их субъекты: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2004. С. 199 – 205.
38.Дьячук П.П. Недостаточная обучаемость математике // Актуальные проблемы преподавания математики в средней школе и педвузах: сб. материалов 23 Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педвузов. Челябинск, 2004. С. 156 – 158.
39.Дьячук П.П. Динамическая система «компьютер + ученик» как средство управления качеством обучения // Проблемы качества подготовки специалистов в вузе в аспекте компетентностного подхода в обучении: межвузовский сб. Красноярск, 2004. С. 52 – 57.
40.Дьячук П.П. Методологические и технологические вопросы компьютерной поддержки уроков математики и физики - Проблемы качества подготовки специалистов в вузе в аспекте компетентностного подхода в обучении: межвузовский сборник. Красноярск, 2004, С. 41 – 52.
41.Дьячук П.П., Бортновский С.В. Компьютерная диагностика недостаточной специфической обучаемости по математике Современные проблемы преподавания математики и информатики: материалы международной научно-методической конференции Ч.I. Тула, 2004. С. 83– 87.
42.Дьячук П.П. Интеллектуальные обучающие программы, формирующие предметные компетентности. Современные проблемы преподавания математики и информатики: материалы международной научно-методической конференции Ч.I. Тула, 2004. С. 153 – 157.
43.Дьячук П.П., Малова И.П., Суровцев В.М. Компьютерная диагностика и управление процессом обучения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2006. С.104 – 109.
44.Дьячук П.П., Шадрин И.В., Стюгин А.А., Малова И.П. Динамические интеллектуальные системы, диагностирующие когнитивные стратегии процесса научения решению математических задач // Ползуновский альманах «Виртуальные и интеллектуальные системы». Барнаул, 2006. №4. С. 91 – 95.
45.Дьячук П.П. Управление процессом адаптации обучаемого к динамическим проблемным средам Информатизация обучения математике и информатике; педагогические аспекты: материалы международной научной конференции. Минск, 2006. С. 106 – 112.
46.Дьячук П.П. Активные системы управления процессом обучения // the International Scientific Colloquium «Competences and teacher competence» // Osijek, 2007. С. 165 – 168.
47.Дьячук П.П. Активные системы управления учебной деятельностью // Учёные записки института информатизации образования. М., 2007. Вып. 24. С. 148 – 152.
48. Дьячук П.П., Дроздова Л.Н. Cognitive strategies of an individual and dynamic characteristics of learning activity in solving mathemtical problems // Education and global society challenges. Nowy Sacz, 2007. С. 83 – 89.
49.Дьячук П.П., Дроздова Л.Н. Functional system of control in the groups of people studying the process jf task solving // Education and global society challenges. Nowy Sacz, 2007. С. 103 – 108.
50.Дьячук, П.П., Шадрин И.В. Динамическая информационная система управления и диагностики обучаемости // Информационные технологии моделирования и управления. 2008. № 2 (45). С.229 – 237.
51.Дьячук П.П., Дроздова Л.Н. Диагностика динамики когнитивных стратегий поиска решений задач и когнитивных функций мозга студентов в процессе обучения // Competences and teacher competence // Osijek, 2007. С. 169 – 173.
52.Дьячук П.П., Сентябов А.М. Entropy of learning activity as state of development parameter // Lifelong learning for sustainable development. Svzak/ Jssue, 1, Rijeka. 2008. С.293 – 299.
53.Дьячук П.П., Стюгин А.А., Шадрин И.В. Компьютерная диагностика обучаемости // Молодёжь. Образование. Карьера: материалы международной научной конференции. Красноярск, 2008. С. 96 – 101.
54.Дьячук П.П. Компьютерная диагностика функции воображения // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: материалы XVI Международной научно-методической конференции. С-Петербург, 2009. С. 174 – 175.
55.Дьячук П.П., Суровцев В.М. Формирование алгоритмов решения математических задач у студентов на основе применения динамических информационных систем управления учебной деятельностью // Проблемы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности и пути их решения: межвузовсий сборник научных трудов. Красноярск: РИО КГПУ, 2009. Вып. II. С. 202 – 225.
56.Дьячук П.П. Индивидуализация математической подготовки на основе компьютерной диагностики адаптивного поведения студентов, обучающихся решению задач // Качество предметной подготовки будущего учителя: традиции и инновации: сборник научных трудов коллектива научной школы «Качество педагогического образования» КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С.154 – 166.