- В начале XXI в. музей сохраняет статус социального института, выполняющего общественно значимые функции, решающего задачи поддержания единого культурного пространства музейными средствами. При этом сосуществуют и взаимно дополняют представление о современном музее две тенденции: тенденция к большей интеграции музея в систему общества и тенденция к сохранению статуса музея как места, альтернативного будничному миру, к выделению его из привычной среды, в парадоксальное, но одновременно реальное пространство, в котором можно встретиться с прошлым и которое несет в себе образ ушедшего времени с характерными для него чертами.
- Музей как социокультурный институт претерпевает глубокие изменения, трудности новой идентификации, обусловленные комплексом экономических, политических, культурных трансформаций современного общества. Он будет актуальным и востребованным в современном мире, способным на выживание, если сохранит свою социокультурную специфику, способность по-новому в новых условиях аккумулировать и транслировать социально-культурное наследие человечества, нации, социума.
- В социокультурной миссии музея на первый план выходят культурообразующая, социоформирующая и культурно-экологическая составляющие. Современное понимание экологии предполагает восприятие мира как единства природных и культурных компонентов, выявления условия безопасности изменений, вносимых человеком. Музей является действенным механизмом преодоления культурно-экологического кризиса, грозящего цивилизационными утратами, исчезновением культурного разнообразия, институтом преемственности и устойчивого развития, базирующимся на идее сохранения для потомков полученного природного и культурного наследия.
- Музейная практика представляет собой типологически своеобразный модус креативности, укорененный в традиции национальной культуры, способствующий сохранению и преобразованию культурных форм, общей картины мира. Креативность способствует преодолению трудностей переходного периода в музейной сфере, кризиса самоидентификации современного музея как социокультурного института.
- Новые музейные технологии, основанные на культурологических парадигмах, дают возможность музейным работникам в разных видах и формах профессиональной деятельности выявлять в хранимом в музеях культурном наследии актуальный потенциал, обеспечивающий преемственность традиций, связь прошлого с будущим через интерпретацию в настоящем.
- Культурная обусловленность музея генерирует потенциал его противостояния негативным тенденциям массовизации: прикованности человека к ближайшим целям, лишения его пространства, необходимого для духовной жизни.
- В эпоху социально-культурных сдвигов нарастает тенденция актуализации зрелища как важной структурно-типологической единицы культуры и зрелищности как доминантного принципа самовыражения. В музейной среде удовлетворяется общественная потребность в празднике, и в целом музейную сферу можно определить как сферу праздника. Зрелищем (в широком смысле - как структурно-типологической единицей культуры) является музейная экспозиция, в которой реализуется особая система смыслов.
- Хотя в современном мире отмечается обособление музея и туризма в качестве самостоятельных социокультурных практик, они демонстрируют взаимообусловленную зависимость, поскольку служат удовлетворению одной общественной потребности: музей и культурный туризм являются выразителями связи эпох, включают опыт прошлых поколений в общественное сознание настоящего через сохранение и презентацию материальных предметов и нематериального наследия - фрагментов исчезающей исторической реальности. Музей выступает содержательной доминантой культурного туризма. Только при взаимовыгодном сотрудничестве музея и туристской отрасли возможно, при сохранении преемственности, обеспечить непрерывность воспроизводства культурно-исторического опыта, что является непременным условием культурного существования человечества и выработки человеком личного опыта.
- Успех коммуникации в музейной сфере зависит от адекватности передачи информации в знаковой музейной системе. Как коммуникативная система, музейная экспозиция содержит сообщение, как моделирующая система задает абстрактную систему, воспроизводящую существенные связи и отношения реальной действительности.
- Современная социокультурная ситуация предопределяет необходимость осмысления традиционных и выработки новых средств художественной выразительности музейного языка, способных передать смысложизненные проблемы современности. Создание, чтение и понимание текстов культуры, в частности, музейных, экспозиционных тестов, формируется на основе духовного, интеллектуального опыта.
1. Именнова, Л.С. Музей как содержательная доминанта культурного туризма: монография / Л.С. Именнова. – М.: Экон-информ, 2010. – 259 с.
2. Именнова, Л.С. Музейная дестинация в системе культурного туризма: социокультурный анализ: монография / Л.С. Именнова. – М.: Логос, 2011. – 228 с. – (Туристика: монографические исследования).
Статьи в научных журналах и сборниках:
3. Именнова, Л.С. Экспозиция как семиотическая система / Л.С. Именнова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 5. – С. 134–140.
4. Именнова, Л.С. Музей в информационную эпоху / Л.С. Именнова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 6. – С. 39–45.
5. Именнова, Л.С. Музей в системе культурного туризма /Л.С. Именнова // Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. – № 2. – С. 46–53.
6. Именнова, Л.С. Музей в глобальном мире / Л.С. Именнова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 1. – С. 138–143.
7. Именнова, Л.С. Культурный туризм и музей как формы организации досуга /Л.С. Именнова //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. – С. 133–138.
8. Именнова, Л.С. Функциональные системы музея и культурного туризма / Л.С. Именнова // Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. – № 3. – С. 71–78.
9. Именнова, Л.С. Зрелищные формы в музее как тенденция современности / И.В. Денисова, Л.С. Именнова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 622– 625 (авторство не разделено).
10. Именнова, Л.С. Язык музейной коммуникации и коммуникативное взаимодействие в музейной сфере / Л.С. Именнова // Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. – № 5. – С. 63–73.
11. Именнова, Л.С. Музей в глобальном мире: инновации и сохранение традиций / Л.С. Именнова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. –
№ 24. – С. 34–38.
12. Именнова, Л.С. Изобразительные материалы в шахматовском доме и их информационные возможности в экспозиции / Л.С. Именнова // Шахматовский вестник. – 1995. – № 5. – С. 58–67.
13. Именнова, Л.С. «Жить в Шахматове и умереть на сцене». Сценарий экспозиции в доме учителя в селе Тараканово / В.П. Арзамасцев, О.А. Досик, Л.С. Именнова, Ю.В. Решетников // Шахматовский вестник. – 1995. – № 5. – С. 68–97 (авторство не разделено).
14. Именнова, Л.С. Магия небесного садоводства (Размышления о первой профессиональной экспозиции в окрестностях Шахматова) / В.П. Арзамасцев, Л.С. Именнова // Мир музея. – 1995. – № 6 (146). – С. 2–14, 78–79 (авторство не разделено).
15. Именнова, Л.С. О смысловом наполнении образа «Неопалимая Купина» в творческом мироощущении А.А. Блока. / Л.С. Именнова. – Шахматовский вестник. – 1997. – № 7. – С. 34–43.
16. Именнова, Л.С. Литературное Солнечногорье; Дубровки; Тараканово; Шахматово / Л.С. Именнова //Солнечногорье – страницы истории. – Солнечногорск: ТОО «Внешсигма», 1998. – С. 98–139, 299–301, 310–312, 316–322.
17. Именнова, Л.С. Впечатления от поездок по дороге Москва-Петербург в воспоминаниях, дневниках, дорожных записках и письмах (ХVI – первая половина XIX в.) / Л.С. Именнова // «Очерки истории края. На перекрестках Петербургского тракта»: Сборник трудов Государственного Зеленоградского историко-краеведческого музея. – 2004. – Вып. 5. – С. 31–48.
18.Именнова, Л.С. Патриотическое воспитание как системообразующий компонент культурно-образовательной деятельности краеведческого музея / Л.С. Именнова // Патриотизм как тип мировоззрения в современных социокультурных трансформациях (материалы «круглого стола»): Сб. науч. ст. – М.: МГУКИ, 2005. – С. 173–178.
19. Именнова, Л.С. Туризм как социальный институт: функции и дисфункции / Л.С. Именнова // Международный форум «Туризм: наука и образование» : Сб. материалов научной конференции. – М.: РИБ «Турист», 2007. – С. 143–155.
20. Именнова, Л.С. Тема дороги как системная доминанта программы «Губернское кольцо Подмосковья» / Л.С. Именнова // Квартальновские научные чтения / Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2008. – С. 58–67.
21. Именнова, Л.С. Становление социокультурной парадигмы «открытый музей» / Л.С. Именнова // III Всероссийский социологический конгресс. Москва, 21–24 октября 2008 г.: Тезисы докладов и выступлений. – М., 2008. – С. 455–462.
22. Именнова, Л.С. Феномен музея: институциональный подход / Л.С. Именнова // III Международный форум «Туризм: наука и образование». Проблемы и перспективы развития туризма : сб. материалов научных конференций. 19–21 мая 2009 г. – Химки: РМАТ, 2009. – С. 104–111.
23. Именнова, Л.С. Социальная миссия музея / Л.С. Именнова // Высшее образование для XXI века: V международная научная конференция. Москва, 13–15 ноября 2008 г.: Доклады и материалы. Секция 9. Высшее культурологическое образование. Часть II. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. – С. 72–77.
24. Именнова, Л.С. Музей как транслятор ценностей и идеалов общества в период глобальных трансформаций / Л.С. Именнова // Трансформация культуры в глобальном информационном обществе. – М.: Изд. Национального института бизнеса, 2009. – С. 87–97.
25. Именнова, Л.С. Социокультурная проблематика в современном музееведении / Л.С. Именнова // Высшее образование для XXI века. VI Международная научная конференция. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. – С. 42–50.
26. Именнова Л.С. Музейная коммуникация как пространство символического / Л.С. Именнова // Культура глобального информационного общества: противоречия развития: сб. науч. ст. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. – С. 522–534.
27. Именнова, Л.С. Музей как хранитель социальных идеалов и транслятор общественных идей / Л.С. Именнова // Интеллигенция и идеалы российского общества: Сб. статей / РГГУ. Социологический факультет. Центр социологических исследований; Под общей редакцией Ж.Т. Тощенко. – М.: РГГУ, 2010. – С. 672–685.
28. Именнова, Л.С. Музей в культурном и образовательном пространстве / Л.С. Именнова // Пространство образования – пространство культуры: Доклады на Всероссийской конференции 26 февраля 2010 г. – М.: МГПИ, 2010. – С. 178–183.
29. Именнова, Л.С. Общечеловеческие ценности и национальные приоритеты в музейной практике / Л.С. Именнова // Интеллигенция в этноконфессиональном мире: пути выбора / Сб. статей XII международной теоретико-методологической конференции Москва, 31 марта 2011. – М.: РГГУ, 2011. – С. 321–329.
30. Именнова, Л.С. «Лирические отзвуки шахматовских минут…» / Л.С. Именнова // Шахматовский вестник. – 1991. – № 1. – С. 7–10.
31. Именнова, Л.С. О возможностях отражения в экспозиции творческого мироощущения поэта / Л.С. Именнова // Шахматовский вестник. - 1993. – № 3. – С. 35–38.
32. Именнова, Л.С. Из истории Таракановской земской школы Солнечногорского района / Л.С. Именнова // Изучаем историю Москвы и Подмосковья. Проблемы изучения селений Москвы и Подмосковья: Доклады шестой региональной научно-практической конференции (Красногорск, 26 сентября 1998). – М.: ВИНИТИ, 1999. – С. 102–106.
33. Именнова, Л.С. Шахматово / Л.С. Именнова // Москва и Подмосковье: Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. Доклады пятой региональной научно-практической конференции. – М.,1997. – С. 80–83.
34. Именнова, Л.С. Социокультурные аспекты использования историко-культурного потенциала края / Л.С. Именнова // История и культура Подмосковья: проблемы изучения и преподавания: Тезисы докладов областной научно-практической конференции. – Коломна: КГПИ, 2003.– С. 44–46.
35. Именнова, Л.С. Музей как фактор формирования социокультурной ситуации / Л.С. Именнова // Созидательная миссия культуры: Сб. молодых ученых. – М.: МГУКИ, 2004. – С. 119–124.
36. Именнова, Л.С. Программа социально-педагогической деятельности Солнечногорского музея «Путевой дворец» / Л.С. Именнова, Е.Б. Леонова // Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма: Материалы научно-практической конференции, г. Дмитров Московской обл., 21–22 апреля 2005 г. – Ч.1. – Дмитров: «Все для Вас», 2005. – С. 194–198. (авторство не разделено).
37. Именнова, Л.С. Музеи наглядных пособий как учреждения совместной деятельности музея и школы / Л.С. Именнова // История и культура Подмосковья: проблемы изучения и преподавания: Сб. мат. Второй областн. науч.-практ. конф. (Коломна, 19 мая 2005) – Коломна: КГПИ, 2005. – С. 101–105.
38. Именнова, Л.С. Вопросы соотношения общеисторических и региональных материалов в экспозиции и коллекции районного краеведческого музея / Л.С. Именнова // Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в музейном отражении (материалы научно-практической конференции музейных работников) / Музейное дело: сб. науч. тр. Вып. 29. – М.: 2005. – С. 143–146.
39. Именнова, Л.С. Из истории Солнечногорского краеведческого музея (1920–30-е гг.) / Л.С. Именнова // Проблемы истории Московского края: Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной 75-летию Московского государственного областного университета (Москва, 28 марта 2006 г.). – М.: Изд-во МГПУ, 2006. – С. 98–100.
40. Именнова, Л.С. Трансформация социокультурной миссии музея / Л.С. Именнова // Сорокинские чтения: социальные процессы в современной России: традиции и инновации: Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции. – Т. 1. – М.: КДУ, 2007. – С. 382–385.
41. Именнова, Л.С. К вопросу разграничения музейной социологии и социологии музея / Л.С. Именнова // Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое : тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2008. – С. 142–145.