Научная тема: «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Философская трактовка деятельностного подхода, включающая ценностно-смысловой и культурно-исторический аспекты в их целостности, расширяет методологические возможности социально-педагогических исследований профилактики девиаций.
  2. Концептуальная модель деятельностного подхода применительно к социально-педагогическому исследованию профилактики девиаций представляется как взаимосвязанная совокупность методологических функций, соответствующих понятийному ряду категории «деятельность», содержание которой адаптировано к профилактике девиаций как таковых. Категория «деятельность» отражает одну из форм охранной функции педагогики, проявляющейся в интегрированной активности педагога и учеников и направленной на преодоление формирования у них опыта девиантного поведения.
  3. Методологическая функция ценностно-смысловых аспектов ориентирует социально-педагогическое исследование на поиск в культуре или конструирование на основе научных знаний о человеке педагогических средств, блокирующих проникновение ценностей, целей и средств девиантной активности, а также на осуществление научного анализа исторического педагогического опыта в профилактике девиаций. Методологическая функция культурологических аспектов ориентирует осмысление ценностей в поликультурном пространстве и их развития как феномена культуры, а также понимание девиаций в различных этносах и поиск инвариантных ценностей и смыслов жизнедеятельности человека, возможностей воспитания и обучения в профилактике девиаций. Методологическая функция исторических аспектов деятельностного подхода ориентирует исследование этических ценностей в различных цивилизациях, отношение к человеку и понимание девиаций. Рассмотрение методологических функций как целого в рамках деятельностного подхода формирует иную структуру социально-педагогического исследования девиаций, интегрируя в социально-педагогическом исследовании девиаций опыт и традиции историко-педагогических исследований, исследований культуры, психологии, аксиологии, а также актуализирует проблематику профилактики девиаций в смежных областях науки.
  4. Представленная трактовка деятельностного подхода предполагает саморефлексию педагогов-исследователей при анализе философских и методологических категорий; позволяет сформулировать альтернативу: отношение к человеку (в том числе и к самому себе) как к средству и отношение к человеку (и к себе) как к цели, которая является аналогом бинарных оппозиций «ценность - не ценность», «социальность - асоциальность». В ней заложены ценностные ориентиры для педагога-исследователя, анализирующего возможности профилактики девиантного поведения и моделирующего вербальные конструкты, способствующие снижению рисков педагогического воздействия в рамках педагогической профилактики девиантного поведения. Исходным в понимании рационализации социально-педагогического исследования, наряду с историко-педагогическими фактами развития педагогической науки и сложившейся педагогической культуры, является развитие рациональности человеческой деятельности как таковой, а также ориентация исследователя на познание рефлексивного взаимодействия педагогических, образовательных действий и рефлексивного взаимодействия исследователя, организатора инновационной деятельности, педагога-практика.
  5. В педагогическом аспекте девиация рассматривается как социально обусловленное объективированное отклонение от понимания человека как высшей ценности. Такое понимание ориентирует человека на анализ не только своих поступков, но и сложившихся социальных норм с позиции универсальной ценности человеческой жизни, а также определяет направленность воспитания всех субъектов педагогического процесса. Выбор ценностей каждым человеком станет осознанным, если трансляция ценностей будет дополнена формированием культуры их выбора, что невозможно вне философского образования и знаний о природе происхождения ценностей. Собственно образование станет ценностью для человека, среды его обитания, социального организма, если его ценностью будут свобода выбора для себя и ответственность выбора для других.
  6. Каждая методологическая стратегия имеет собственные гносеологические границы, поэтому необходим деятельностный подход в постановке и решении педагогических задач как основание проектирования и преобразования педагогических объектов. В его рамках осуществляется идея дополнительности методологических стратегий конкретных педагогических исследований, что открывает перспективу осмысления трудно прогнозируемых результатов познания, преобразования, решения педагогических задач.
  7. Ориентирами для трансформации педагогических объектов на основе психологического знания могут служить: социокультурный принцип развития педагогических объектов, предполагающий культурную ориентированность преобразовательной деятельности, т.е. ориентацию субъектов преобразования на человека как высшую и детерминирующую культурную ценность; принцип минимизации педагогического риска, ориентирующий педагога-исследователя на оценку готовности психологического знания как средства трансформации педагогического объекта и на прогнозирование ожидаемых социальных последствий как предупреждение ошибок преобразования; принцип нормативизма в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций, в основе которого лежит ценностно-рациональное понимание нормы.
  8. Преобразовательная деятельность, взятая в аспекте педагогических инноваций, - это целостность ценностно-ориентированных действий (деяний), включающая предварительное решение о преобразовании участка педагогической практики, принятие решения о проектировании и организации преобразований, построение новой модели преобразуемого участка педагогической практики, выявление показателей и построение критериев эффективности преобразований и качества их результата, разработка программы преобразовательных действий, реализация программы, определение качества результата преобразований, анализ преобразований и определение их эффективности, что позволяет блокировать проникновение девиаций на каждом этапе.
  9. Педагогический риск - это характеристика педагогического решения в ситуации неопределенности с наиболее вероятным прогнозом ожидаемого результата. Принцип минимизации педагогических рисков в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций - одно из методологических условий модификации методов диагностики девиантного поведения и факторов, влияющих на распространение девиаций в молодежной среде.
Список опубликованных работ
Монография

1.Деятельностный подход в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций. Волгоград, 2010. 264 с.

Научные статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК

2.Арламов А.А., Книжникова С.В. Патент на изобретение «Способ определения предрасположенности подростка к суицидальному поведению и способ профилактики суицидального поведения» (№ 2288748, зарегистрирован 10.12.2006; заявка № 2004130017, приоритет от 11.10.2004).

3.Арламов А.А. Проблемы современной педагогической науки и философии (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. 2008. № 1. С. 163–168.

4.Арламов А.А., Почтер Р.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания // Педагогика. 2009. № 2. С. 112–116.

5.Арламов А.А. Целостность методологических подходов в педагогическом исследовании: подход как компонент системного познания // Известия ВГПУ. Сер.: Пед. науки. 2009. № 6 (40). С. 23–28.

6.Арламов А.А. Целостность методологических подходов в педагогическом исследовании (универсализация и отношение компенсаторности) // Известия ВГПУ. Сер.: Пед. науки. 2009. № 9 (43). С. 14–18.

7.Арламов А.А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2010.Вып. 1. С. 12–21.

8.Арламов А.А. Методологические проблемы педагогического исследования девиантного поведения в контексте деятельностного подхода // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 2. С. 42–48.

9.Арламов А.А. Основания рациональности социально-педагоги-ческого исследования профилактики девиаций // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 5. С. 46–58.

10.Арламов А.А. Методологические аспекты исследования проблем воспитания гражданина // Педагогика. 2010. № 6. С. 27–30.

11.Арламов А.А. Контексты функционирования психологического знания в педагогике (методологические проблемы) // Известия ВГПУ. Сер.: Пед. науки. 2010. № 7 (51). С. 7–12.

12.Арламов А.А. Трансформация педагогических объектов на основе психологических знаний (методологические проблемы) // Известия ВГПУ. Сер.: Пед. науки. 2010. № 9 (53). С. 8–12.

Статьи в научных изданиях, учебные и учебно-методические пособия, материалы конференций

13.Арламов А.А. Педагогические технологии: теория проектирования и опыт обучения // Перспективы образовательных технологий на рубеже веков: сб. науч. тр. Краснодар, 1999. С. 46–52.

14.Арламов А.А. Концептуальные основы развития системы непрерывного образования в регионе // Вестник Академии педагогических и социальных наук: сб. науч. тр. Краснодар; Майкоп, 1999. С. 12–14.

15.Арламов А.А. Концепция взаиморазвития региона и его образовательного пространства // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход: материалы Южно-Российской науч.-практ. конф. Краснодар, 2000. С. 39–42.

16.Арламов А.А. Антропологический подход в проектировании педагогических систем: выбор смысла // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методологического семинара памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград, 2001. Вып. 5. С. 121–125.

17.Арламов А.А. Социальная педагогика: методология, теория, опыт обучения // Десять лет социальной педагогики в России: результаты и перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. Самара, 2001. С. 9–15.

18.Арламов А.А. Трансформация педагогических объектов на основе психологических знаний // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар, 2002. № 4. С. 33–56.

19.Арламов А.А. Социальная педагогика и проблемы социальных патологий // Педагогический вестник Кубани. Методический журнал. 2002. № 1 (19). С. 10–12.

20.Арламов А.А. К вопросу о формировании транслетивного педагогического мышления // Проблемы формирования нравственного облика будущего учителя: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Ишим, 2003. С. 70–72.

21.Арламов А.А. Интеграция научного знания в контексте взаимосвязи науки и педагогической практики // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: сб. науч. ст. Всерос. семинара по методологии педагогики. Волгоград, 2003. С. 176–182.

22.Арламов А.А. Функционирование психологических знаний в педагогике: методологический аспект // Личность и бытие: личность и образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2003. С. 15–27.

23.Арламов А.А. Проблема компенсаторности методологических подходов в научном познании и преобразовании педагогической действительности // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2004. С. 121–131.

24.Арламов А.А., Книжникова С.В. Проблемы педагогической практики социальных педагогов: педагогические ошибки в профилактике предсуицидального поведения подростков // Психолого-педагогическая практика студентов: проблемы и перспективы: сб. докл. II межрегион. пед. чтений. Краснодар, 2004. С. 84–91.

25.Арламов А.А. Педагогическая практика как форма подготовки специалистов // Психолого-педагогическая практика студентов: проблемы и перспективы: сб. докл. II межрегион. пед. чтений. Краснодар, 2004. С. 23–27.

26.Арламов А.А. Узловые проблемы развития образования // Опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях: контекст модернизации образования: сб. науч.-метод. тр. Краснодар, 2004. С. 11–15.

27.Арламов А.А. Педагогическая практика как социальное партнерство // Научно-исследовательская работа студентов вузов в системе профессионального образования: сб. докл. Краснодар, 2004. С. 168–173.

28.Арламов А.А. Концепция превентивной социально-педагоги-ческой деятельности // Наука Кубани. 2004. № 3. С. 33–38.

29.Арламов А.А. К вопросу о формировании методологической культуры педагога // Научно-исследовательская работа студентов вузов в системе профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2004. С. 82–88.

30.Арламов А.А. Проблема выбора методологических оснований педагогического исследования // Методологические ориентиры педагогических исследований: материалы Всерос. методологического семинара. СПб., 2004. С. 57–61.

31.Арламов А.А. Жизнестойкость и толерантность антропосистем // Инновации и традиции воспитания толерантного этнокультурного сознания школьников и молодежи: материалы Всерос. науч. конф. Краснодар, 2005. С. 12–18.

32.Арламов А.А. Образование как ценность и ценности образования // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2005. С. 6–11.

33.Арламов А.А. Парадигма как методологическое пространство развития педагогической науки и практики в их взаимосвязи // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования: материалы Всерос. науч. конф. Краснодар, 2006. С. 31–44.

34.Арламов А.А. Границы и возможности педагогического влияния на становление гражданского общества (методологический анализ) // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2006. С. 6–11.

35.Арламов А.А. Проблема содержания понятия парадигмы в современной педагогике // Модернизация содержания, технологий обучения и воспитания: мировой опыт и проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Каракол, 2007. Ч. 1. С. 121–125.

36.Арламов А.А. Девиантность и ее социально-педагогическая превенция (поиск методологических оснований понимания) // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы I Всерос. науч. конф. Краснодар, 2007. С. 14–20.

37.Арламов А.А. Антропологические основы современного педагогического образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2007. С. 155–160.

38.Арламов А.А. Образовательная и педагогическая реальность (проблема и опыт познания различения) // В поисках гуманистической реальности: сб. науч. тр. Краснодар, 2007. С. 47–66.

39.Арламов А.А. Воспитание гражданина (поиск оснований) // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2007. С. 12–23.

40.Арламов А.А. О многомерности подходов к социальной коммуникации // Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. Ч. 1. С. 13–15.

41.Арламов А.А. Педагогические риски первичной профилактики девиантной активности // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы II Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Краснодар, 2008. Ч. 2. С. 34–43.

42.Арламов А.А. Проблема рациональности в педагогике // Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки: материалы Всерос. методологического семинара. Краснодар, 2008. С. 50–63.

43.Арламов А.А. Риски воспитания гражданина (опыт распознавания) // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2008. С. 80–91.

44.Арламов А.А. Слово, смысл, понятие в познании педагогической реальности // Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методологического семинара. М.; Волгоград; Краснодар, 2008. С. 271–277.

45.Арламов А.А. Соотношение педагогической и образовательной активности личности // Актуальные проблемы психологической активности личности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 18–25.

46.Арламов А.А. Тенденции развития знания об активности личности // Актуальные проблемы психологической активности личности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 25–29.

47.Арламов А.А. Феноменология девиантности и концепция превентивной социально-педагогической деятельности // Switczlowiekawedukacji: Thehumanworldineducation. UniwersytetOpolskiOpole, 2008 С. 31–35.

48.Арламов А.А. Эмпирическое описание в социально-педагоги-ческом исследовании (транслетивный подход) // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всерос. конгресса социальных педагогов (с международным участием). Екатеринбург, 2009. С. 26–34.

49.Арламов А.А. «Научная проблема» в педагогике (методологические заметки) // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины: материалы Всерос. методологического семинара. Краснодар, 2009. С. 406–415.

50.Арламов А.А. Проблемы связи педагогики и девиантологии // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2009. С. 7–11.

51.Арламов А.А. Проблема соотношения рационального и ценностного в педагогическом деянии на современном этапе развития информатизации общества // Труды научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2009. Т. 6. С. 95–89.

52.Арламов А.А. Эмпирическое описание педагогического явления в научном исследовании (методологический аспект) // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методологического семинара памяти В.С. Ильина. Вып. 9. Волгоград, 2009. Ч. 1: Целостный подход в педагогической науке и практике современного образования. С. 89–96.

53.Арламов А.А. Педагогическая профилактика девиантного поведения: ориентиры понимания (методологические заметки) // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием: в 2 т. Краснодар, 2010. Т. 2. С. 27–30.

54.Арламов А.А. Социальная справедливость как предмет воспитания: педагогические риски // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2011. С. 114–118.