- Философская трактовка деятельностного подхода, включающая ценностно-смысловой и культурно-исторический аспекты в их целостности, расширяет методологические возможности социально-педагогических исследований профилактики девиаций.
- Концептуальная модель деятельностного подхода применительно к социально-педагогическому исследованию профилактики девиаций представляется как взаимосвязанная совокупность методологических функций, соответствующих понятийному ряду категории «деятельность», содержание которой адаптировано к профилактике девиаций как таковых. Категория «деятельность» отражает одну из форм охранной функции педагогики, проявляющейся в интегрированной активности педагога и учеников и направленной на преодоление формирования у них опыта девиантного поведения.
- Методологическая функция ценностно-смысловых аспектов ориентирует социально-педагогическое исследование на поиск в культуре или конструирование на основе научных знаний о человеке педагогических средств, блокирующих проникновение ценностей, целей и средств девиантной активности, а также на осуществление научного анализа исторического педагогического опыта в профилактике девиаций. Методологическая функция культурологических аспектов ориентирует осмысление ценностей в поликультурном пространстве и их развития как феномена культуры, а также понимание девиаций в различных этносах и поиск инвариантных ценностей и смыслов жизнедеятельности человека, возможностей воспитания и обучения в профилактике девиаций. Методологическая функция исторических аспектов деятельностного подхода ориентирует исследование этических ценностей в различных цивилизациях, отношение к человеку и понимание девиаций. Рассмотрение методологических функций как целого в рамках деятельностного подхода формирует иную структуру социально-педагогического исследования девиаций, интегрируя в социально-педагогическом исследовании девиаций опыт и традиции историко-педагогических исследований, исследований культуры, психологии, аксиологии, а также актуализирует проблематику профилактики девиаций в смежных областях науки.
- Представленная трактовка деятельностного подхода предполагает саморефлексию педагогов-исследователей при анализе философских и методологических категорий; позволяет сформулировать альтернативу: отношение к человеку (в том числе и к самому себе) как к средству и отношение к человеку (и к себе) как к цели, которая является аналогом бинарных оппозиций «ценность - не ценность», «социальность - асоциальность». В ней заложены ценностные ориентиры для педагога-исследователя, анализирующего возможности профилактики девиантного поведения и моделирующего вербальные конструкты, способствующие снижению рисков педагогического воздействия в рамках педагогической профилактики девиантного поведения. Исходным в понимании рационализации социально-педагогического исследования, наряду с историко-педагогическими фактами развития педагогической науки и сложившейся педагогической культуры, является развитие рациональности человеческой деятельности как таковой, а также ориентация исследователя на познание рефлексивного взаимодействия педагогических, образовательных действий и рефлексивного взаимодействия исследователя, организатора инновационной деятельности, педагога-практика.
- В педагогическом аспекте девиация рассматривается как социально обусловленное объективированное отклонение от понимания человека как высшей ценности. Такое понимание ориентирует человека на анализ не только своих поступков, но и сложившихся социальных норм с позиции универсальной ценности человеческой жизни, а также определяет направленность воспитания всех субъектов педагогического процесса. Выбор ценностей каждым человеком станет осознанным, если трансляция ценностей будет дополнена формированием культуры их выбора, что невозможно вне философского образования и знаний о природе происхождения ценностей. Собственно образование станет ценностью для человека, среды его обитания, социального организма, если его ценностью будут свобода выбора для себя и ответственность выбора для других.
- Каждая методологическая стратегия имеет собственные гносеологические границы, поэтому необходим деятельностный подход в постановке и решении педагогических задач как основание проектирования и преобразования педагогических объектов. В его рамках осуществляется идея дополнительности методологических стратегий конкретных педагогических исследований, что открывает перспективу осмысления трудно прогнозируемых результатов познания, преобразования, решения педагогических задач.
- Ориентирами для трансформации педагогических объектов на основе психологического знания могут служить: социокультурный принцип развития педагогических объектов, предполагающий культурную ориентированность преобразовательной деятельности, т.е. ориентацию субъектов преобразования на человека как высшую и детерминирующую культурную ценность; принцип минимизации педагогического риска, ориентирующий педагога-исследователя на оценку готовности психологического знания как средства трансформации педагогического объекта и на прогнозирование ожидаемых социальных последствий как предупреждение ошибок преобразования; принцип нормативизма в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций, в основе которого лежит ценностно-рациональное понимание нормы.
- Преобразовательная деятельность, взятая в аспекте педагогических инноваций, - это целостность ценностно-ориентированных действий (деяний), включающая предварительное решение о преобразовании участка педагогической практики, принятие решения о проектировании и организации преобразований, построение новой модели преобразуемого участка педагогической практики, выявление показателей и построение критериев эффективности преобразований и качества их результата, разработка программы преобразовательных действий, реализация программы, определение качества результата преобразований, анализ преобразований и определение их эффективности, что позволяет блокировать проникновение девиаций на каждом этапе.
- Педагогический риск - это характеристика педагогического решения в ситуации неопределенности с наиболее вероятным прогнозом ожидаемого результата. Принцип минимизации педагогических рисков в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций - одно из методологических условий модификации методов диагностики девиантного поведения и факторов, влияющих на распространение девиаций в молодежной среде.
1.Деятельностный подход в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций. Волгоград, 2010. 264 с.
Научные статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК
2.Арламов А.А., Книжникова С.В. Патент на изобретение «Способ определения предрасположенности подростка к суицидальному поведению и способ профилактики суицидального поведения» (№ 2288748, зарегистрирован 10.12.2006; заявка № 2004130017, приоритет от 11.10.2004).
3.Арламов А.А. Проблемы современной педагогической науки и философии (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. 2008. № 1. С. 163–168.
4.Арламов А.А., Почтер Р.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания // Педагогика. 2009. № 2. С. 112–116.
5.Арламов А.А. Целостность методологических подходов в педагогическом исследовании: подход как компонент системного познания // Известия ВГПУ. Сер.: Пед. науки. 2009. № 6 (40). С. 23–28.
6.Арламов А.А. Целостность методологических подходов в педагогическом исследовании (универсализация и отношение компенсаторности) // Известия ВГПУ. Сер.: Пед. науки. 2009. № 9 (43). С. 14–18.
7.Арламов А.А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2010.Вып. 1. С. 12–21.
8.Арламов А.А. Методологические проблемы педагогического исследования девиантного поведения в контексте деятельностного подхода // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 2. С. 42–48.
9.Арламов А.А. Основания рациональности социально-педагоги-ческого исследования профилактики девиаций // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 5. С. 46–58.
10.Арламов А.А. Методологические аспекты исследования проблем воспитания гражданина // Педагогика. 2010. № 6. С. 27–30.
11.Арламов А.А. Контексты функционирования психологического знания в педагогике (методологические проблемы) // Известия ВГПУ. Сер.: Пед. науки. 2010. № 7 (51). С. 7–12.
12.Арламов А.А. Трансформация педагогических объектов на основе психологических знаний (методологические проблемы) // Известия ВГПУ. Сер.: Пед. науки. 2010. № 9 (53). С. 8–12.
Статьи в научных изданиях, учебные и учебно-методические пособия, материалы конференций
13.Арламов А.А. Педагогические технологии: теория проектирования и опыт обучения // Перспективы образовательных технологий на рубеже веков: сб. науч. тр. Краснодар, 1999. С. 46–52.
14.Арламов А.А. Концептуальные основы развития системы непрерывного образования в регионе // Вестник Академии педагогических и социальных наук: сб. науч. тр. Краснодар; Майкоп, 1999. С. 12–14.
15.Арламов А.А. Концепция взаиморазвития региона и его образовательного пространства // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход: материалы Южно-Российской науч.-практ. конф. Краснодар, 2000. С. 39–42.
16.Арламов А.А. Антропологический подход в проектировании педагогических систем: выбор смысла // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методологического семинара памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград, 2001. Вып. 5. С. 121–125.
17.Арламов А.А. Социальная педагогика: методология, теория, опыт обучения // Десять лет социальной педагогики в России: результаты и перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. Самара, 2001. С. 9–15.
18.Арламов А.А. Трансформация педагогических объектов на основе психологических знаний // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар, 2002. № 4. С. 33–56.
19.Арламов А.А. Социальная педагогика и проблемы социальных патологий // Педагогический вестник Кубани. Методический журнал. 2002. № 1 (19). С. 10–12.
20.Арламов А.А. К вопросу о формировании транслетивного педагогического мышления // Проблемы формирования нравственного облика будущего учителя: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Ишим, 2003. С. 70–72.
21.Арламов А.А. Интеграция научного знания в контексте взаимосвязи науки и педагогической практики // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: сб. науч. ст. Всерос. семинара по методологии педагогики. Волгоград, 2003. С. 176–182.
22.Арламов А.А. Функционирование психологических знаний в педагогике: методологический аспект // Личность и бытие: личность и образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2003. С. 15–27.
23.Арламов А.А. Проблема компенсаторности методологических подходов в научном познании и преобразовании педагогической действительности // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2004. С. 121–131.
24.Арламов А.А., Книжникова С.В. Проблемы педагогической практики социальных педагогов: педагогические ошибки в профилактике предсуицидального поведения подростков // Психолого-педагогическая практика студентов: проблемы и перспективы: сб. докл. II межрегион. пед. чтений. Краснодар, 2004. С. 84–91.
25.Арламов А.А. Педагогическая практика как форма подготовки специалистов // Психолого-педагогическая практика студентов: проблемы и перспективы: сб. докл. II межрегион. пед. чтений. Краснодар, 2004. С. 23–27.
26.Арламов А.А. Узловые проблемы развития образования // Опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях: контекст модернизации образования: сб. науч.-метод. тр. Краснодар, 2004. С. 11–15.
27.Арламов А.А. Педагогическая практика как социальное партнерство // Научно-исследовательская работа студентов вузов в системе профессионального образования: сб. докл. Краснодар, 2004. С. 168–173.
28.Арламов А.А. Концепция превентивной социально-педагоги-ческой деятельности // Наука Кубани. 2004. № 3. С. 33–38.
29.Арламов А.А. К вопросу о формировании методологической культуры педагога // Научно-исследовательская работа студентов вузов в системе профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2004. С. 82–88.
30.Арламов А.А. Проблема выбора методологических оснований педагогического исследования // Методологические ориентиры педагогических исследований: материалы Всерос. методологического семинара. СПб., 2004. С. 57–61.
31.Арламов А.А. Жизнестойкость и толерантность антропосистем // Инновации и традиции воспитания толерантного этнокультурного сознания школьников и молодежи: материалы Всерос. науч. конф. Краснодар, 2005. С. 12–18.
32.Арламов А.А. Образование как ценность и ценности образования // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2005. С. 6–11.
33.Арламов А.А. Парадигма как методологическое пространство развития педагогической науки и практики в их взаимосвязи // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования: материалы Всерос. науч. конф. Краснодар, 2006. С. 31–44.
34.Арламов А.А. Границы и возможности педагогического влияния на становление гражданского общества (методологический анализ) // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2006. С. 6–11.
35.Арламов А.А. Проблема содержания понятия парадигмы в современной педагогике // Модернизация содержания, технологий обучения и воспитания: мировой опыт и проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Каракол, 2007. Ч. 1. С. 121–125.
36.Арламов А.А. Девиантность и ее социально-педагогическая превенция (поиск методологических оснований понимания) // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы I Всерос. науч. конф. Краснодар, 2007. С. 14–20.
37.Арламов А.А. Антропологические основы современного педагогического образования // Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2007. С. 155–160.
38.Арламов А.А. Образовательная и педагогическая реальность (проблема и опыт познания различения) // В поисках гуманистической реальности: сб. науч. тр. Краснодар, 2007. С. 47–66.
39.Арламов А.А. Воспитание гражданина (поиск оснований) // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2007. С. 12–23.
40.Арламов А.А. О многомерности подходов к социальной коммуникации // Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. Ч. 1. С. 13–15.
41.Арламов А.А. Педагогические риски первичной профилактики девиантной активности // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы II Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Краснодар, 2008. Ч. 2. С. 34–43.
42.Арламов А.А. Проблема рациональности в педагогике // Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки: материалы Всерос. методологического семинара. Краснодар, 2008. С. 50–63.
43.Арламов А.А. Риски воспитания гражданина (опыт распознавания) // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2008. С. 80–91.
44.Арламов А.А. Слово, смысл, понятие в познании педагогической реальности // Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методологического семинара. М.; Волгоград; Краснодар, 2008. С. 271–277.
45.Арламов А.А. Соотношение педагогической и образовательной активности личности // Актуальные проблемы психологической активности личности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 18–25.
46.Арламов А.А. Тенденции развития знания об активности личности // Актуальные проблемы психологической активности личности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 25–29.
47.Арламов А.А. Феноменология девиантности и концепция превентивной социально-педагогической деятельности // Switczlowiekawedukacji: Thehumanworldineducation. UniwersytetOpolskiOpole, 2008 С. 31–35.
48.Арламов А.А. Эмпирическое описание в социально-педагоги-ческом исследовании (транслетивный подход) // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всерос. конгресса социальных педагогов (с международным участием). Екатеринбург, 2009. С. 26–34.
49.Арламов А.А. «Научная проблема» в педагогике (методологические заметки) // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины: материалы Всерос. методологического семинара. Краснодар, 2009. С. 406–415.
50.Арламов А.А. Проблемы связи педагогики и девиантологии // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2009. С. 7–11.
51.Арламов А.А. Проблема соотношения рационального и ценностного в педагогическом деянии на современном этапе развития информатизации общества // Труды научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2009. Т. 6. С. 95–89.
52.Арламов А.А. Эмпирическое описание педагогического явления в научном исследовании (методологический аспект) // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методологического семинара памяти В.С. Ильина. Вып. 9. Волгоград, 2009. Ч. 1: Целостный подход в педагогической науке и практике современного образования. С. 89–96.
53.Арламов А.А. Педагогическая профилактика девиантного поведения: ориентиры понимания (методологические заметки) // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием: в 2 т. Краснодар, 2010. Т. 2. С. 27–30.
54.Арламов А.А. Социальная справедливость как предмет воспитания: педагогические риски // Труды Всероссийского научного семинара «Философия – образование – общество». М., 2011. С. 114–118.