- Философия образования как совокупность идей и взглядов на образование существовала на протяжении истории цивилизации в ракурсе философской науки. Как самостоятельная отрасль философской науки, философия образования является мировоззренческой основой образования и методологией образовательной деятельности. В ХХI веке как никогда возрастает роль, место и предназначение философии образования в обществе. Именно ей предстоит выработать такую систему образования ХХI века, которая должна решить общепланетарных проблем социума в условиях глобализирующегося мира в период, когда человечество вступила в век критической напряженности мира.
- Созрела необходимость в формировании новой философии образования ХХI века. Как известно решение этой задачи осложнена наличием ряда проблем: в мире ещё существуют разные философские направления и нет единой общепринятой философской науки; цивилизационные различия между Западом и Востоком не дают пока возможности формированию единства взглядов, традиций и обычаев в вопросах образования. Философия образования представлена в мире в форме философии образовании отдельных стран и народов, и процесс формирования единого образовательного пространства только начал свое развитие в конце ХХ и начале ХХI века.
- Вопреки заявлениям некоторых западных исследователей философия образования постмодернизма не может претендовать на место философии образования ХХI века. В основе философии постмодернизма лежит обучение компетентности специалиста, а воспитание отодвигается на второй план. Обучение и воспитание как неразрывное единство целого в образовании не может быть отделены друг от друга, и они должны существовать в диалектическом единстве и действовать в процессе формировании личности пропорционально. Философия образования постмодернизма, уделяя основное внимание изучению наук и технологий, и достигая в этом плане громадные успехи, однако в области воспитания находится в проигрыше. Это привело к отделению воспитания от общечеловеческих ценностей и развитию на Западе культа индивидуализма, эгоизма, отчужденности, вещизма и других сущностных сторон хищнической природы капитализма. На Востоке, где философия образования в основном направлена на воспитание нравственных ценностей - таких как коллективизм, приоритет общественных ценностей над личными, толерантность, патриархальный образ жизни, уважение старших и т.п., наблюдается отставание в области изучения естественных наук и научно-технического прогресса. Устранение односторонности Западной и Восточной философии образования должно привести к единству процессов обучения и воспитания, усилить процесс формирования общепланетарной философии образования ХХI века, которая должна быть ориентирована на формирование личности, обладающим всесторонним мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями (компетентностью), высокой общечеловеческой моралью и активными созидательными качествами.
- Философия образования является мировоззрением и методологией образования, а философия качества образования - это совокупность идей, теорий, взглядов и путей достижения высшего состояния и цели философии образования то есть, качественного уровня образования. Философия качества образования выступает соединяющим звеном между философией образования (теорией) и педагогикой - практической науки образования (практики), поэтому, она образования является самостоятельной наукой, имеющей свои поле деятельности, предмет исследования, функции и задачи.
- Стремление человечества к качеству жизни сформировало потребность и к качеству образования, философия которой нацелена на формирование ново го качественного уровня образования, отвечающей требованиям современного этапа развития человечества. Качество образования в современных условиях за висит от степени соответствия образовательных систем потребностями общества, социально-экономического, духовного и культурного состояния общества и политической воли государств по развитию сектора образования своей страны. В условиях глобализирующегося мира и технотронной эры, качества образования достигается посредством инноваций, применения электронных технологий, Интернета, новых активных методов и форм обучения, такие как дистанционное образование, образование в течение всей жизни, уровни открытости, демократичности, мобильности, жизнеспособности, конкурентоспособности, глобализационности и переход от «догоняющей» стратегии к «опережающей» и т.д.
- Философия образования таджикского народа имеет древнюю историю, свои особенности и национальную самобытность. По данным историко-археологических исследований первые школы (дабистаны и дабиристаны) возникли более 5 тысячи лет. Огромное влияние на формирование таджикской философии образования сыграла Арийская цивилизация и религия Зороастризма. Философия образования предков таджиков утвердила единство обучения и воспитания в образовании, сформировала институты образования и профессию учителя и ученика. С завоеванием арабами Средней Азии и установлением господства исламской религии происходить синтез арийско-зороастрийской и исламской философии образования. Этот синтез на начальном этапе (VIII -ХI века) привела к Ренессансу таджикской науки, культуры и литературы. Таджикско- персидская философия образования дала человечеству сотни великих гениев науки и литературы наподобие Рудаки, Фирдавси, Сино (Авиценна), Хайям, Саади, Хафиз, Беруни, Джами, Бедил и др. Философия образования таджикского народа в течение веков сформировала менталитет таджиков, как народа устремляющий к знаниям, литературе, поэзии и искусству.
- С распадом Саманидского государства в исламской философии образования происходят негативные изменения в системе образования таджиков. Исламская философия образования, постепенно вытесняя арийско-зороастрийские традиции в образовании, превратила образование в служанку богословия. Были запрещены изучение естественных наук в школах (медресе) и в медресе где в основном преподавались исламские богословные науки, а процесс воспитания полностью подчинялся религиозным догмам, воспитывая в людей рабское поведение и подчинение в обществе, полное игнорирование свободы и свободомыслия. В результате чего эта философия образования привела таджикское общество в состояние застоя, высокой отчужденности населения от подлинной грамотности.
- Период возрождения философии образования таджиков начинается с завоеванием Средней Азии царской Россией и присоединения таджиков к русско-европейской системе образования, которая нашла своего высокого развития в советский период. В это время у таджикского народа сформировалась светская система образования, которая привела к полной ликвидации неграмотности населения, формированию современной инфраструктуры образования, расцвету науки, литературы, искусства и культуры.
- Трудности переходного трансформирующегося таджикского общества, последствия гражданского противостояния после приобретении независимости, создавали новые сложные проблемы для системы образования Таджикистана. Тотальный кризис общества, который отразился на сектор образовании Таджикистана, вызванный нехваткой финансовых средств, слабой научно-методической базой, нехваткой учителей и их прежнего менталитета, бедностью населения и т.п., отрицательно влияют на вхождение системы образования страны в передовое образовательное пространство мира. Поэтому современная таджикская система образования слабо организованна в плане совершенствования качества образования;
- Философия качества образования Таджикистана в ХХI веке должна обладать такими качественными показателями как: личностно - ориентированностью, информатизационностью, демократичностью, открытостью, гибкостью и жизнеспособностью, конкурентоспособностью, глобализированностью, модернизаци-онностью и выбора стратегии перехода от "догоняющей" к «опережающей» системы образования.
1.Философия качества образования Таджикистана (социально-философский анализ).-Душанбе «Дониш»,2011.-20 п.л.
2. Философия образования таджикского народа.- Душанбе «Матбуот», 2010.- 13,5 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией РФ:
3.Глобализация и реформа образования в Таджикистане. Вестник Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан.- Душанбе, № 2(17) 2008.- 1,0 п.л.
4.Политическое учение Мухаммеда Газали и его значение в условиях современного глобализирующегося мира.- Известия Академии наук Таджикистана. Серия Философия и право. Душанбе, 2008, № 3.-1.0 п.л.
5. Социально-методологический анализ сущности глобализации.- Известия Академии наук Таджикистан. Отделения общественных наук. Душанбе, 2001, № 1.- 0,8 п.л.
6.Глобализация и процессы демократизации образовательной системы Республики Таджикистан.- Известия Академии наук Таджикистана. Серия общественных наук.- Душанбе, 2008, № 2.- 0,9 п.л.
7.Качество образования в условиях глобализации. Вестник Академии наук Таджикистана. Серия Философия и право.- Душанбе,2009, № 3.- 0,6 п.л.
8.Последствия вхождения Таджикистана в Болонский процесс. Вестник Академии наук Таджикистана. Серия Философия и право.- Душанбе,2009, № 1.- 0,6 п.л.(на тадж.языке)
9.Философия образования таджиков зороастрийской эпохи. Вестник ТТУ имени акад. М.С.Осими. - Душанбе, 2011, № 3.- 0,8 п.л.
10.Синтез русско- европейской и исламско-таджикской философии образования. Вестник ЦСИ при Президенте Республики Таджикистан.- Душанбе,2011, №3.- 1,0 п.л.
11.Фетхуллах Гюлен архитектор новой системы образования. Вестник Академии наук Таджикистана. Серия Философия и право.- Душанбе,2011, № 1.- 0,8 п.л.
Статьи и тезисы в научных изданиях:
12.Диалектика качества образования в современном мире// Образование в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Астана, 2006. 0,8 п.л.
13.Глобализация и судьба персидско-таджикского языка// Язык и национальное собрание. Материалы республиканской конференции. 27-28 марта 2008г.- Душанбе, 2008, 0,5 п.л.
14.Глобализация и пути достижения качества образования в Таджикистане// Перспективы развития науки и образования в ХХI веке. Материалы III Международной научно-практической конференции. Душанбе, ТТУ им. Акад. М.С.Осими,23-24 мая2008г. 0,5 п.л.
15.Глобализация и необходимость создания ИСУО в Таджикистане// Перспективы развития науки и образования в ХХI веке. Материалы III Международной научно-практической конференции. Душанбе, ТТУ им. Акад. М.С.Осими,23-24 мая2008г. 0,5 п.л.
16.Необходимость национальной идеи в Таджикистане.(Проблема и рассуждение). В кн.:
Проблемы формирования национальной идеи в Таджикистане. Материалы республиканской научно-практической конференции19 апреля 2007г. –Душанбе. Изд-во «Ирфон», 2007. 0,5 п.л.
17.Пути активизации интернационального воспитания учащихся.- Куляб, 1998, 2 п.л.(в соавторстве на тадж. языке).
18.Применение интерактивных методов обучения в лекционных занятиях.- Душанбе, 2009, 2 п.л. (на таджик. Языке).
19.Философия качества образования ХХI века.- Материалы международной конференции Душанбе, 2010, 0,8 п.л.
20.Необходимость реформы книгоиздания. Вестник Центра реализации проекта реабилитации социального сектора Азиатского Банка Развития при Правительстве Республики Таджикистан №1.-Душанбе, 2003, 0,3 п.л.
21.Развитие образования –развитие нации. Вестник Центра реализации проекта реабилитации социального сектора Азиатского Банка Развития при Правительстве Республики Таджикистан №2.-Душанбе, 2004, 0,4 п.л.
22.Несоответсвие традиций и инноваций в процессе внедрения европейской системы образования в ВУЗах Таджикистана. В кн.: Традиции и процессы демократизации в Таджикистане.- Душанбе, 2010. -0,8 п.л.// Материалы республиканского семинара при ЦСИ при Президенте Республики Таджикистан 21-22 июня 2010 г.
23. Фетхуллах Гюлен в Таджикистане. Материалы республиканской конферен ции посвященный 90 летию академика М.С.Осими. – Душанбе, 2011. 0,5 п.л.
24. Проблемы семьи и совершенствования его образовательной функции в трансформирующемся таджикском обществе. Материалы республиканской конфе ренции посвященный 90 летию академика М.С.Осими. – Душанбе, 2011. 0,5 п.л.
25.Философия качества образования эпохи глобализации. Материалы международной научно-практической конференции. Душанбе,2010, 1,0 п.л.
26.Система образования Фетхуллах Гюлена. В кн.: Фетхуллах Гюлен в СМИ. - М., 2011, с. 76-86.