- Современное общество характеризуется, с одной стороны, интенсивным ростом промышленности, науки и техники, с другой - усилением экологического кризиса. Причём последний не является неизбежным следствием НТР. Доминирующая в общественном сознании ориентация на безграничное потребление природных ресурсов ведет к возрастанию антропогенной и техногенной нагрузки на природный потенциал конкретных территорий. Первопричины кризиса следует искать в господствующей рыночной системе хозяйствования, радикально меняющей шкалу ценностей, норм, целей в понимании жизни и места в ней человека. Изменения взглядов и мировоззрения привели общество к кризису духовной культуры. Возникает феномен «двойного конфликта ценностей» между развитием и сохранением; между производством и воспроизводством; между глобальным и локальным; между лабораторно полученными знаниями и публичной рефлексией.
- Выявлены и охарактеризованы базисные структурные компоненты экологической культуры среди которых необходимо выделить деятельностный, личностный и ценностный как имманентно ей присущие.
- Экологические и духовные ценности выступают сегодня в качестве интегрирующего фактора становления экологической культуры. Последняя характеризует, в конечном счете, направленность человеческой деятельности к сохранению природы как среды обитания и производства. Приоритетность духовности определяется тем, что, в конечном счёте, предстоит разумно и осознанно сделать выбор в пользу внимательного и бережного отношения к Природе, в пользу защиты, восстановления и сохранения всего ее многообразия как одного из условий существования человека.
- Возрастающая угроза национально - экологической безопасности страны формирует потребность регулирования приоритетов государственной экологической политики. Важной ее составляющей должны стать: сохранение невозобновляемых природных ресурсов, поиск и внедрение природосберегающих технологий; системный экологический мониторинг, анализ которого позволит составить представление о динамике развития экологических процессов происходящих в природе и разработать обоснования для принятия оптимальных управленческих решений в области охраны окружающей среды, поднятия уровня и качества жизни населения.
- Исходя из результатов детального анализа проблемы определена целесообразность создания системы социально-экологического мониторинга: в условиях открытого гражданского общества проблемы выделения объективно ограниченных ресурсов на цели природоохраны, ликвидации производств промышленного экологического риска, применения жестких экономических санкций к нарушителям законодательства по вопросам охраны окружающей среды и др. не могут быть решены без активной поддержки населения, располагающего значительными конституционными возможностями по влиянию на институты представительной демократии и исполнительной власти.
- В становлении экологической культуры ключевая роль принадлежит социальным институтам: государству, семье, системе экологического образования, просвещения, религиозно-нравственного воспитания, средствам массовой информации, нынешнее состояние которых неадекватно объективным социально-экологическим интересам и потребностям социума. При несоответствии ожиданий людей в области экологической безопасности своим представлениям повышается социальная напряженность в экологической сфере. Отсутствие гражданского самосознания у большей части российского общества способствует и провоцирует политизацию общественного экологического движения, что вызывает недоверие населения к их лидерам.
- Результаты социологических исследований свидетельствуют, что население региона, испытывает с одной стороны сильную обеспокоенность состоянием окружающей среды, а с другой, неготовность что-либо менять в своей привычной деятельности для ее улучшения. При этом, оно обладает низким уровнем экологической культуры, ощущает недостаток информации экологического характера, демонстрирует низкий уровень доверия к СМИ и негативное отношение к деятельности органов власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
- Полипарадигмальный подход к изучению экологической культуры российского общества в период трансформации позволяет создать ее целеориентированные прогностические модели регионально-территориального уровня. Воплощение теоретических моделей экологической культуры в практику регионального управления требует разработки и применения инновационных социальных технологий ориентированных на развитие человека, оздоровление среды его обитания.
- Достижению высокого уровня экологической культуры российского общества препятствуют: низкий уровень знаний законодательно-правовой базы в области экологии; отсутствие четко сформированных гражданских позиций в социуме; низкий порог желания отстаивать свои права на качество окружающей среды и перекладывание ответственности за происходящее на государственные институты. Общество находится на начальном этапе формирования осознанного экологического мировоззрения.
1.Марар О.И. Духовные традиции в образовательном пространстве // ПОИСК. Актуальные проблемы духовности, культуры, искусства. – М., 2004. – 0,9 п.л.
2.Марар О.И. О взаимовлиянии славянских культур // ПОИСК вып. № 11. – М., 2005. – 1,2 п.л.
3.Марар О.И. Психологические аспекты экологической культуры российского общества в период трансформации // Вестник ВГТУ. – том 2. - № 4.- Воронеж, 2006. – 0,4 п.л.
4.Марар О.И. Православие как духовная общность в культурном пространстве России и Беларуси // ПОИСК. Вып. XV. – М., 2007. – 0,44 п.л.
5.Марар О.И., Сосунова И.А. Экологическая культура: понятие, сущность, структура и функции // ПОИСК. Вып. №1 (21). – М., 2009 – 0,8 п.л. (Авт. – 0,6 п.л.)
6.Марар О.И. Духовно – нравственная безопасность современного общества как составляющая экологической культуры //Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 20 – 0,4 п.л.
7.Марар О.И. Экологическая культура в контексте современности // Социально гуманитарные знания. - 2010.- № 5. – 0, 4 п.л.
8.Марар О.И. Влияние социально-экономической и культурной среды на выбор специальности молодежи: региональный аспект //Социально гуманитарные знания. – 2010. – № 6. – 0,5 п.л.
9.Марар О.И. Влияние социальной рекламы на экологическую культуру общества // Государственная служба. – 2010.- № 6. – 0,7 п.л.
10.Марар О.И. Реальность и перспективы экологической политики современной России // Социология власти. – 2011. - №
2.Монографии
1.Марар О.И. Духовно-нравственная основа жизни российской эмиграции первой волны (1918-1939) (историко-социологический анализ). (Монография). – Воронеж, ВГТУ, 2006. – 9,8 п.л.
2. Духовная жизнь общества и проблемы экологической культуры в современной России ( Монография) – Воронеж, РАГС – 2008. – 16,25 п.л.
3.Марар О.И. Истоки единства: социальная политика и проблемы формирования экологической этики и морали в условиях интеграции России и Беларуси (Коллективная монография – М., Библиотечка Российской газеты – 2006. – 22,437 п.л.(Авт. – 1,2 п.л.)
3.Основные статьи в других научных изданиях
1.Марар О.И. Роль религиозных объединений Воронежа в воспитании молодежи /Качество жизни: государственное регулирование и социальное пространство. Сб. науч. трудов VI Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2003. – 0,2 п.л.
2.Марар О.И. Качество жизни: проблемы духовности в студенческой среде /Качество жизни. Социально-экологические проблемы и приоритеты союза Беларуси и России. Сб. док. Международной научной конференции. – М., 2006. – 0,7 п.л.
3.Марар О.И. Экологические проблемы сохранения исторического, духовного и культурного наследия в современной России / Системные проблемы надежности, качества, информационных и электронных технологий в инновационных проектах. Материалы Международной конференции Российской научной школы. М., – Сочи, 2006. – 0,3 п.л.
4.Марар О.И. Чернобыльский след в Воронежской области: проблемы региона / Актуальные проблемы строительства и развития союзного государства //Материалы Международной научно-практической конференции. – М, 2007. – 0,3 п.л.
5.Марар О.И. Экологическое образование: актуальные вопросы современности / Современные направления теоретических и прикладных исследований 2008. Материалы Международной научно-практической конференции. Т. 18 Педагогика, психология и социология. – Одесса, 2008. – 0,2 п.л.
6.Марар О.И. Экологическая культура: взгляд современной молодежи на проблемы ее развития / Качество жизни: приоритеты социального развития. Сб. док. Международной научно-практической конференции. – М., 2008. – 0,5 п.л.
7.Марар О.И. Экологическая культура – путь к духовно-экологической цивилизации // Материалы Международного форума «О необходимых чертах цивилизации будущего». – М., 2008. – 0,2 п.л.
8.Марар О.И. Экологические проблемы Воронежского края / Тезисы докладов и выступлений на III Всероссийском социологическом конгрессе. – М., 2008. – 0,2 п.л.
9.Марар О.И. Базовые компоненты модели экологической культуры современного российского общества. Материалы Международной конференции и Российской научной школы. - Ч. 4. Т.2 – М., 2008. – 0.3 п.л.
10.Марар О.И. Влияние экологии на здоровье населения на примере Воронежской области /Актуальные проблемы экологической безопасности и здоровья нации. Материалы Международной научно-практич. конференции. – М., МАЭП, 2008. – 0,7 п.л.
11.Марар О.И. Трансформация духовных ценностей, как составной части экологической культуры в истории российского общества ХХ века // Вестник ВФ РАГС – № 2 – Воронеж – 2008. – 0,4 п.л.
12.Марар О.И. Структурно-функциональные компоненты экологической культуры / Экологическая культура: становление, развитие, формирование. Материалы Республиканской научно-практич. конференции – Беларусь. Гродно, 2009. – 0,5 п.л.
13.Марар О.И. Государственная экологическая политика в период трансформации современного общества / Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: Сб.ст. по материалам IX Всероссийской научно-практич. конференции Воронеж, 2011. – 0,5 п.л.