- Важнейшим показателем профессионально-личностного развития будущего специалиста социономической профессии является конфликтологическая культура, включающая в себя совокупность духовных ценностей, норм и жизненных принципов, составляющих профессиональное мировоззрение; профессионально-значимые личностные свойства и качества, формы приобретенного конфликтного поведения; а также профессиональные конфликтологические знания, умения и навыки, актуализирующиеся в конфликтологических компетенциях будущего специалиста в процессе его деятельности по управлению конфликтами.
- Генезис становления конфликтологической культуры в вузовский период включает в себя формирование конфликтологической готовности будущего специалиста в совокупности мотивационного, поведенческого, социально-перцептивного и личностного компонентов; формирование конфликтологической компетентности выпускника, имеющей когнитивный, деятельностный, регулятивный и аксиологический компоненты; развитие зрелой конфликтологической культуры. В послевузовский период дальнейшее развитие конфликтологической культуры специалиста происходит через повышение уровня конфликтологической компетентности и профессионального мировоззрения в ходе профессиональной конфликтологической деятельности. Основным механизмом развития при этом выступает механизм саморазвития специалиста.
- Одним из важнейших условий становления конфликтологической культуры будущего специалиста в вузовский период является его профессиональная конфликтологическая подготовка в специально организованной образовательной среде вуза, важнейшими принципами построения и реализации которой являются: интеграция учебного содержания, деятельностно-компетентностное и практико-ориентированное построение учебного процесса; гуманизация и культуросообразность обучения.
- Психологическим механизмом развития конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период является особая учебно-профессиональная деятельность студентов, построенная на основе интегративного психолого-дидактического учебного содержания.
- Особая организация учебной деятельности студентов социономических специальностей, построенная на основе интеграции учебного содержания, специального структурирования предметного обучающего материала и активных методов обучения, используемых в учебном процессе, способствует возникновению у них особой учебно-профессиональной мотивации, системы интегративного конфликтологического знания и системы учебно-профессиональных интегративных конфликтологических действий; это позволяет успешно сформировать систему конфликтологических компетенций будущего специалиста, а, значит, и достигнуть высокого уровня его конфликтологической компетентности как основы конфликтологической культуры выпускника вуза.
- Одним из важнейших условий успешного профессионально-личностного развития будущего специалиста является образовательная культуро-развивающая среда многопредметной кафедры многопрофильного вуза, построенная на принципах внутрикафедральной и межкафедральной интеграции, и высокий уровень психологической культуры преподавателя вуза.
- Для успешного становления и развития конфликтологической культуры специалиста социономической профессии необходимо, чтобы профессиональная конфликтологическая подготовка в вузовский и послевузовский периоды носила непрерывный, преемственный и поэтапный характер, строилась на интегративной основе, была ориентирована на запросы профессиональной практики в социономической сфере деятельности.
1. Серебровская, Н.Е. Психолого-педагогический аспект становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста по управлению (Монография) [Текст]/Н.Е.Серебровская. - Нижний Новгород, «Оливер», 2010. – 140 с. (18,8 п.л.).
2. Серебровская, Н.Е. Интегративная профессиональная среда современного многопрофильного вуза как условие культурного становления будущего специалиста (Монография) [Текст]/Н.Е.Серебровская. – Нижний Новгород, «Оливер», 2011. – 80 с. (8,4 п.л.).
3. Серебровская, Н.Е. Профессиональная конфликтологическая подготовка специалистов социономических профессий в вузовский и послевузовский период (Монография) [Текст]/Н.Е.Серебровская. - Нижний Новгород, «Оливер», 2011. – 170 с. (21,4 п.л.).
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
4. Серебровская, Н.Е. Проблема культурного развития будущих специалистов-менеджеров через интеграцию содержания высшего профессионального образования [Текст]/Н.Е.Серебровская// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. - 2009. - №3(3). - С.30-33. (0,4 п.л.).
5. Серебровская, Н.Е. Конфликтологическая подготовка будущих специалистов по управлению: актуальные проблемы и задачи [Текст]/Н.Е.Серебровская// Психопедагогика в правоохранительных органах. Научно-практический журнал. - 2010. - №2(41). - С.62-65. (0,45 п.л.).
6. Серебровская, Н.Е. Совершенствование самостоятельной работы студентов в вузе на основе интегративного подхода [Текст]/Н.Е.Серебровская// «Мир образования-образование в мире». - Научно-практический журнал. - 2010. - №3. - С.92-97. (0,5 п.л.).
7. Серебровская, Н.Е. Интегративный подход в подготовке специалистов по управлению [Текст]/Н.Е.Серебровская// Вестник государственного университета управления. - Теоретический и научно-методический журнал. - 2011. - №6. - С.88-92. (0,6 п.л.).
8. Серебровская, Н.Е. Конфликтологическая подготовка будущего специалиста: компетентностный подход [Текст]/Н.Е.Серебровская// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. - 2011. - №2(3). - С.36-42. (0,55 п.л.).
9. Серебровская, Н.Е. Интегративный подход к обучению будущих специалистов менеджеров в системе высшего профессионального образования [Текст]/Н.Е.Серебровская// Известия высших учебных заведений. Поволожский регион. Гуманитарные науки. Научный журнал. - 2011. - №3. - С.48-53. (0,5п.л.).
10. Серебровская, Н.Е. Конфликтологическая культура практикующего юриста как основа успешного профессионального поведения [Текст]/Н.Е.Серебровская// Психопедагогика в правоохранительных органах. Научно-практический журнал. - 2011. - №3(46). - С.25-30. (0,5 п.л.).
11. Серебровская, Н.Е. Проблемы конфликтологической подготовки менеджеров в системе высшего профессионального образования в русле компетентностного подхода [Текст]/Н.Е.Серебровская// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Том 17. Серия «Психологические науки». Акмеология образования. Научно-методический журнал. - 2011. - №1. - С.58-62. (0,45 п.л.).
12. Серебровская, Н.Е. Проблемы конфликтологической подготовки менеджеров в системе высшего профессионального образования в русле компетентностного подхода [Текст]/Н.Е.Серебровская// Сибирский психологический журнал. Научный журнал. - 2011. №41. - С.142-147. (0,52 п.л.).
13. Серебровская, Н.Е. Интеграция содержания высшего профессионального образования как способ культурного развития будущих специалистов по управлению [Текст]/Н.Е.Серебровская// Нижегородское образование. Научный журнал. - 2011. - № 3/2011. - С.35-39. (0,5 п.л.).
14. Серебровская, Н.Е. Конфликтологическая подготовка будущего специалиста по управлению: интегративный подход [Текст]/Н.Е.Серебровская// Интеграция образования. Федеральный научно-методический журнал. - 2011. - №3. - С.72-76. (0,5 п.л.).
Статьи в научно-методических сборниках, периодических изданиях, тезисы конференций
15. Серебровская, Н.Е. Проблема готовности детей к обучению глазами психолога [Текст]/Н.Е.Серебровская// Педагогическое обозрение: Научно-методический и информационный журнал. - № 4. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2001. - С. 55-59 (0,4 п.л.).
16. Серебровская, Н.Е. К вопросу о психологической подготовке детей 7-8 лет к школьному обучению [Текст]/Н.Е.Серебровская// Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов III международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. – Нижний Новгород: Изд-во ВГИПА. - 2002. - С. 129-130. (0,1 п.л.).
17. Серебровская, Н.Е. Информационно-коммуникативное взаимодействие в структуре педагогической деятельности [Текст]/Н.Е.Серебровская// Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов III международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. – Нижний Новгород: Изд-во ВГИПА. - 2002. - С. 131-132. (0,1 п.л.).
18. Серебровская, Н.Е. Готовность к профессиональной деятельности: личностно-ориентированный подход [Текст]/Н.Е.Серебровская// Подготовка педагога в условиях модернизации образования: Материалы региональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2003. - С. 224-235. (0,6 п.л.).
19. Серебровская, Н.Е. Психологический аспект проблемы повышения конкурентоспособности бизнеса через развитие человеческих ресурсов [Текст]/Н.Е.Серебровская// Стратегическое планирование ресурсов региона: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИМБ. - 2003. - С. 48-50. (0,3 п.л.).
20. Серебровская, Н.Е. Психологические возможности развития человеческих ресурсов организации [Текст]/Н.Е.Серебровская, Г.А. Мкртычян // Стратегическое планирование ресурсов региона: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИМБ. - 2003. - С. 160-163. ( 0,4 п.л.) (авторский вклад - 50%).
21. Серебровская, Н.Е. Развитие произвольности в процессе психологической подготовки ребенка к школе [Текст]/Н.Е.Серебровская// Деятельность педагога-психолога в системе образования: теоретические, методологические и прикладные аспекты. Выпуск IV. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2003. - С. 224-235. (0,6 п.л.).
22. Серебровская, Н.Е. Обучение и мотивация персонала вуза в системе менеджмента и качества [Текст]/Н.Е.Серебровская// Стратегическое управление предприятием: Материалы российской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИМБ. - 2004. - С. 119-122. (0,4 п.л.)
23. Серебровская, Н.Е. Воспитание межкультурной компетентности как элемент подготовки эффективного менеджера [Текст]/Н.Е.Серебровская, Е.Е.Войлокова// Стратегические проблемы высшего образования и инновационного развития в России: Материалы российской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИМБ. - 2005. - С.120-122. (0,2 п.л.) (авторский вклад - 60%).
24. Серебровская, Н.Е. Психолого-педагогические условия обеспечения качества обучения студентов [Текст]/Н.Е.Серебровская// Стратегические проблемы высшего образования и инновационного развития в России: Материалы российской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИМБ. - 2005. - С.118-120. (0,2 п.л.).
25. Серебровская, Н.Е. Полиэтнический диалог в контексте межкультурных образовательных коммуникаций [Текст]/Н.Е.Серебровская// Психология образования: профессионализм и культура: Материалы региональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2005. - С.362-364. (0,3 п.л.).
26. Серебровская, Н.Е. Психологическая культура современного преподавателя как явление инновационной образовательной практики [Текст]/Н.Е.Серебровская// Психология образования: профессионализм и культура: Материалы региональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. С. 7-11 (0,4 п.л.).
27. Серебровская, Н.Е. Социально-психологический климат организации как фактор ее эффективной деятельности [Текст]/Н.Е.Серебровская, С.Г.Гацкевич// Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: Материалы I региональной научно-практической конференции преподавателей, практических психологов и студентов. – Нижний Новгород: НФ ИБП. - 2006. - С.12-15. (0,3 п.л.) (авторский вклад - 60%).
28. Серебровская, Н.Е. Корпоративная культура организации как основа успеха современного менеджмента [Текст]/Н.Е.Серебровская// Управление персоналом: стратегия, организация, эффективность: Материалы российской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИМБ. - 2006. - С. 36-40. (0,4 п.л.).
29. Серебровская, Н.Е. Инновационный конфликт как фактор повышения эффективности деятельности современной организации [Текст]/Н.Е.Серебровская// Управление персоналом: стратегия, организация, эффективность: Материалы российской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИМБ. - 2006. - С. 87-94. (0,4 п.л.).
30. Серебровская, Н.Е. Организационные роли и конфликтное поведение в организации [Текст]/Н.Е.Серебровская// Девиация и делинквентность: социальный контроль: Сб. материалов /под общ. ред. проф. З.Х.Саралиевой. В 2-х т. Том 2. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ. - 2006. - С.139-141. (0,2 п.л.).
31. Серебровская, Н.Е. Роль инновационного конфликта в повышении эффективности деятельности современной организации [Текст]/Н.Е.Серебровская// Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. д-ра пед.наук, проф. М.А.Викулиной. – Вып.5. – Н.Новгород: НГЛУ им.Добролюбова. - 2007. – с.172-176. (0,5 п.л.).
32. Серебровская, Н.Е. Влияние социально-психологического климата на эффективность работы современной организации [Текст]/Н.Е.Серебровская, С.В.Калачев// Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы II межрегиональной научно-практической конференции/ Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики; отв. Ред. С.М.Ледров. – Нижний Новгород: НФ ИБП. - 2007. – С.295-298. (0,2 п.л.) (авторский вклад - 60%).
33. Серебровская, Н.Е. Конфликт как метод управления современной организацией [Текст]/Н.Е.Серебровская// Стратегическое управление социально-экономическими системами: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИМБ. - 2007. – С.409-411. (0,2 п.л.).
34. Серебровская, Н.Е. Корпоративная культура как фактор социальной стабильности организации в изменяющихся общественно-экономических условиях [Текст]/Н.Е.Серебровская// Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы III межрегиональной научно-практической конференции/ Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики; отв. Ред. С.М.Ледров. – Нижний Новгород: НФ ИБП. - 2008. – С.246-251. (0,3 п.л.).
35. Серебровская, Н.Е. Становление и развитие конфликтологической культуры специалиста менеджера в системе высшего профессионального образования [Текст]/Н.Е.Серебровская// Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы IY Международной научно-практической конференции, 25 ноября 2008 года/ Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики; отв.ред. Е.Г.Виноградова. – Нижний Новгород: НФ ИБП. - 2009. – С.220-224. (0,2 п.л.).
36. Серебровская, Н.Е. Новый взгляд на конфликтологическую подготовку специалистов-менеджеров в системе вузовского образования [Текст]/Н.Е.Серебровская// Современные проблемы социально-гуманитарных наук: Материалы международной конференции. 20 ноября 2008г.: К 15-летию Гуманитарного института. – Ч.I.- М.: Гуманитарный институт. - 2009. – С.123-129. (0,3 п.л.).
37. Серебровская, Н.Е. О конфликтологической подготовке специалиста по управлению в системе высшего профессионального образования [Текст]/Н.Е.Серебровская// Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов с международным участием/ Под ред. докт.пед.наук, проф. М.А.Викулиной. – Вып. 9. – Н.Новгород: Нижегородский лингвистический университет имени Н.А.Добролюбова. - 2009. – С.147-153. (0,5 п.л.).
38. Серебровская, Н.Е. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации [Текст]/Н.Е.Серебровская// Управление регионом и организацией в условиях кризиса: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: 5-7 октября 2009 г., Нижний Новгород: НИМБ. - 2009. – С.218-219. (0,2 п.л.).
39. Серебровская, Н.Е. Современные проблемы вузовского обучения в системе высшего профессионального образования [Текст]/Н.Е.Серебровская// Негосударственное образование в России: традиции и перспективы: материалы международной научной конференции, Нижний Новгород, 14 января 2010 года. – Ч.II. – Т.2. – М.: Гуманитарный институт (г.Москва), 2010. – 158 с. – (XYII фестиваль «Рождественские дни православной культуры»). (0,3 п.л.).
40. Серебровская, Н.Е. Проблемы развития конфликтологической культуры будущего специалиста [Текст]/Н.Е.Серебровская// Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов с международным участием/ Под ред. чл.корр.РАЕ, докт.пед. наук, проф. М.А.Викулиной. – Вып. 12. – Н.Новгород: Нижегородский лингвистический университет имени Н.А.Добролюбова, 2010. – С.198-204. (0,5 п.л.).
41. Серебровская, Н.Е. Самостоятельная подготовка студента: интегративный подход на примере конфликтологической подготовки [Текст]/Н.Е.Серебровская// Психолого-педагогические проблемы развития личности в образовательном пространстве высшей школы: Сборник научных трудов/Под общей ред. Л.Е.Шапошникова, В.В.Николиной, Т.Н.Князевой. – Н.Новгород: НГПУ. - 2010.- С.257-260. (0,4 п.л.).
42. Серебровская, Н.Е. Конфликтологическая подготовка специалистов менеджеров в системе вузовского образования: новый аспект [Текст]/Н.Е.Серебровская// Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы Y Международной научно-практической конференции, 25 ноября 2010 года/ Нижегор. фил. Ин-та бизнеса и политики; отв.ред. Е.Г.Виноградова. – Нижний Новгород: НФ ИБП. - 2011. – С.73-75. (0,25 п.л.).
43. Серебровская, Н.Е. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации [Текст]/Н.Е.Серебровская// Управление регионом и организацией в условиях кризиса: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: 15-17 октября 2010 г., Нижний Новгород: НИМБ. - 2010. – С.208-211. (0,25 п.л.).
44.Серебровская, Н.Е. Интегративная образовательная среда межпредметной кафедры вуза [Текст]/Н.Е.Серебровская// Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. Вып. 13/ Под ред. чл-корр. РАЕ, докт.пед.наук, проф. М.А.Викулиной. – Н.Новгород: НГЛУ им.Н.А.Добролюбова. - 2011. – С.141-148. (0,6 п.л.).
45. Серебровская, Н.Е. Становление профессиональной культуры будущего юриста в высшей школе: конфликтологический аспект [Текст]/Н.Е.Серебровская// Теоретические и прикладные аспекты развития современного образования: материалы Всероссийской (с международным участием) заочной научно-практической конференции. 6 июня 2011 г./Гл.ред.А.Н.Ярутова. – Чебоксары: Учебно-методический центр. - 2011. – С.50-53. (0,3 п.л.).
Учебные и учебно-методические издания
46. Серебровская, Н.Е. Конфликтология: методические рекомендации и рабочая программа учебного курса [Текст]/Н.Е.Серебровская, Г.А.Мкртычян// Нижний Новгород: НИМБ. - 2004. - 20 с. (1,5 п.л.) (авторский вклад - 50%).
47. Серебровская, Н.Е. Конфликтология: Учебное пособие [Текст]/Н.Е.Серебровская, Г.А.Мкртычян// Нижний Новгород: НИМБ, 2004.- 90 с. (5,5 п.л.) (авторский вклад - 50%).
48. Серебровская, Н.Е. Психология и педагогика: методические рекомендации для преподавателей и рабочая программа учебной дисциплины [Текст]/Н.Е.Серебровская, Е.В.Егоршина, Е.И.Перфильева// Нижний Новгород: НИМБ. - 2006. 20 с. (1,5 п.л.) (авторский вклад - 50%).
49. Серебровская, Н.Е. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст]/Н.Е.Серебровская, Е.В.Егоршина, Е.И.Перфильева// Нижний Новгород: НИМБ. - 2006. - 118 с. (7 п.л.) (авторский вклад - 50%).
50. Серебровская, Н.Е. Психология делового общения: Учебно-методическое пособие [Текст]/Н.Е.Серебровская// Нижний Новгород: НИМБ. - 2007. - 60 с. (2,2 п.л.).
51. Серебровская, Н.Е. Психология общения: Учебно-методическое пособие [Текст]/Н.Е.Серебровская// Нижний Новгород: НИМБ. - 2011. - 90 с. (5,5 п.л.).
52. Серебровская, Н.Е. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст]/Н.Е.Серебровская, Н.И.Лункина// Нижний Новгород: НИМБ. - 2011. - 60с. (2,2 п.л.) (авторский вклад - 50%).
53. Серебровская, Н.Е. Психология развития: Учебное пособие [Текст]/Серебровская Н.Е., Катунова В.В.// Нижний Новгород: НИМБ. - 2011. - 60с. (2,2 п.л.) (авторский вклад - 50%).