2. Исследование деонтологической подготовки педагогов-дефектологов возможно при реализации комплекса методологических подходов: диалектического (общефилософский уровень), деятельностного, системного и конструктивистского (общенаучный уровень), аксиологического, компетентностного, личностно-ориентированного и акмеологического (конкретно-научный уровень), а также при использовании моделирования на технологическом уровне.
3. Деонтологическая подготовка педагогов-дефектологов представляет собой метауровневую систему, предполагающую формирование де-онтологической компетентности на основе взаимодействия нормативно-правовых и нормативно-личностных компонентов подготовки будущих выпускников, являющихся субъектами образовательного процесса.
4. Содержание концепции деонтологической подготовки педагогов-дефектологов в многоуровневом педагогическом образовании определяется:
- совокупностью закономерностей, обосновывающих выбор принципов деонтологической подготовки: закономерностью социокультурной обусловленности изучаемого феномена (принципы гуманизации, интеграции и инновационности образования); закономерностью организации процесса деонтологической подготовки (принципы природосообразности, системности и профессиональной периодизации); закономерностью результативности (принципы развития, профессиональной компетентности, фундаментальности, активности, педагогического оптимизма и внедрения норм деонтологии в социокультурную среду);
- факторами целенаправленной организации деонтологической подготовки: ценностно-смысловым фактором, т. е. направленностью образовательного процесса на формирование у субъектов образования ценностных профессиональных ориентаций и мировоззренческих смысловых установок, отвечающих требованиям гуманизации социокультурной среды и образования людей с ОВЗ; структурно-организационным фактором, т. е. созданием интегративной образовательной среды, объединяющей все направления деятельности (образовательное, воспитательное, внеучебное, организационно-управленческое, научно-исследовательское, просветительское) и обеспечивающей их взаимодействие с профессиональной сферой и социумом на основе единых целей формирования профессиональных ценностей, знаний профессиональных норм и навыков профессионального поведения; процессуально-деятельностным фактором, т. е. организацией образовательного процесса на основе принципа инновационности, обеспечивающего непрерывность содержательного и технологического обновления образования посредством создания единой информационной среды;
- содержательно-смысловым наполнением: структурно-функциональной моделью системы деонтологической подготовки педагогов-дефектологов, включающей системный, целевой, управленческий, организационный и квалитативный уровни системы подготовки; технологическими этапами деонтологической подготовки: I этап - актуализация ви-тагенного опыта деонтологического характера и формирование начальной деонтологической грамотности; II этап - формирование деонтологиче-ских компетенций, овладение способами профессионального поведения и основами деонтологической культуры (этапы реализуются при подготовке бакалавров); III этап - формирование профессионального мировоззрения (этап реализуется при подготовке магистров).
1.Филатова, И.А. Деонтология в специальной педагогике: теоретико-методологические основания исследования деонтологической подготовки педагогических кадров : монография / И.А. Филатова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. — 177 с. (8,0 п.л.).
2.Филатова, И.А. Модель деонтологической подготовки педагогических кадров для специальных (коррекционных) учреждений : монография / И. А. Филатова ; Урал. гос. пед. ун-т. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 280 с. (17,5 п.л.).
Учебные и методические издания
3.Филатова, И. А. Практическое пособие по дисциплинам: «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи»: Для студентов, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия» / И. А. Филатова, З. А. Репина, Е. Н. Иванов ; Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2005. — 24 с. (1,5 п. л./0,7 п.л.).
4.Филатова, И. А. Практическое пособие по дисциплинам: «Введение в логопедическую специальность», «Логопсихология», «Развитие речи в норме и недоразвитие речи»: Для студентов, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия» / И. А. Филатова, З. А. Репина, Т. П. Артемьева ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 30 с. (1,9 п.л./0,6 п.л.).
5.Филатова, И. А. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи : программа и метод. рекомендации / И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 22 с. (1,4 п.л./1,0 п.л.).
6.Филатова, И. А. Логопедия : учеб.-метод. пособие / И. А. Филатова [и др.]. ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — С. 7–17 (0,7 п.л.).
7.Филатова, И. А. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями : программа и метод. реком. / И. А. Филатова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2007. — 18 с. (1,1 п.л.).
8.Филатова, И. А. Словарь-справочник по специальному образованию : учеб. пособие / И. А. Филатова, О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов ; Урал. гос. пед. ун-т; Мин-во соц. защиты населения Свердл. обл. — Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2008. — 192 с. (12,0 п.л./4,0 п.л.).
9.Филатова, И. А. Деонтология в специальной педагогике : программа и метод. реком. / И. А. Филатова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 22 с. (1,4 п.л.).
10. Филатова, И. А. Социально-правовая защита детей с ограниченными возможностями здоровья : программа и метод. реком. / И. А. Филатова, С. О. Брызгалова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 41 с. (2,6 п. л./1,3 п.л.).
Научные статьи
11.Филатова, И. А. Теоретические аспекты формирования языковой личности дошкольников с дизартрией / И. А. Филатова // Образование и наука. Известия УрО РАО. — 2007. — № 4 (46) — С. 40–45 (0,45 п.л.).
12.Филатова, И. А. О деонтологической готовности к профессиональной деятельности специального педагога / И. А. Филатова // Специальное образование. — 2009. — № 4. — С. 86–94 (0,5 п.л.).
13.Филатова, И. А. О структуре модели деонтологической подготовки специальных педагогов / И. А. Филатова, О. Л. Алексеев // Образование и наука. Известия УрО РАО. — 2010. — № 3 (71). — С. 30–39 (0,6 п.л./0,4 п.л.).
14.Филатова, И. А. Значение спортивно-массовых мероприятий в формировании у студентов ценностного отношения к физической культуре / И. А. Филатова, А. Е. Терентьев // Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 3. — С. 41–43 (0,3 п.л./0,15 п.л.).
15.Филатова, И. А. Основной понятийно-терминологический аппарат в изучении системы деонтологической подготовки специальных педагогов / И. А. Филатова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2010. — № 5. — С. 160–168 (0,75 п. л.).
16.Филатова, И. А. Ценности специального педагога как основа формирования готовности к профессиональной деятельности / И. А. Филатова // Специальное образование. — 2010. — № 4. — С. 43– 49 (0,4 п.л.).
17.Филатова, И. А. Компетентностный подход как методологическое основание исследования проблемы деонтологической подготовки педагогов-дефектологов / И. А. Филатова // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 12. — С. 36–44 (0,6 п.л.).
18.Филатова, И. А. Проблема деонтологической подготовки педагогов-дефектологов в контексте актуальных тенденций развития специального образования / И. А. Филатова // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 1. — С. 221–229 (0,65 п.л.).
19.Филатова, И. А. Принципы деонтологической подготовки специальных педагогов в системе высшего профессионального образования / И. А. Филатова // Специальное образование. — 2011. — № 1. — С. 122–129(0,5 п.л.).
20.Филатова, И. А. Историографический анализ становления деонтологии / И. А. Филатова // Педагогическое образование в России. — 2011. — №. 2 — С. 103–109 (0,5 п.л.).
21.Филатова, И. А. Азиатские ценности в восточноазиатском образовании в условиях глобализации/ И. А. Филатова, Н. П. Дрониши-нец // Специальное образование. — 2011. — № 2. — С. 76–87 (0,7 п. л./0,4 п.л.).
22.Филатова, И. А. Модель деонтологической подготовки педагогов-дефектологов / И. А. Филатова // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. – 2011. – №. 3 – С. 86–93 (0,45 п.л.).
23.Филатова, И. А. Обоснование концепции деонтологической подготовки педагогов-дефектологов / И. А. Филатова // Педагогическое образование в России. – 2011. – №. 3 – С. 112–119 (0,6 п.л.).
24.Филатова, И. А. Верификация концепции деонтологической подготовки педагогов-дефектологов / И. А. Филатова // Специальное образование. – 2011. – №. 3 – С. 129–138 (0,5 п.л.).
25.Филатова, И. А. Деонтологическая подготовка педагогов-дефектологов: теоретико-методологические аспекты / И.А. Филатова // Дефектология. – 2011. – №. 4 – С. 84–89 (0,45 п.л.).
Материалы конференций и методологических семинаров
26.Филатова, И. А. Проблема деонтологической подготовки специалистов-дефектологов / И. А. Филатова // Организация логопедической помощи: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Пермь, 19 мая 2008 г. / Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2008. — С. 99-101 (0,1 п.л.).
27.Филатова, И. А. Проблема деонтологии в специальном образовании / И. А. Филатова // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 9–11 декабря 2008 г. / Моск. гор. пед. ун-т. — Москва, 2008. — Ч. II. — С. 82–85 (0,2 п.л.).
28. Филатова, И. А. Система деонтологических отношений и ценно стей в специальном образовании / И. А. Филатова // Когнитивные наруше- 43
ния у детей. Современные подходы к диагностике, коррекции и развитию речи : материалы I Всерос. мультидисциплинарной науч.-практ. конф. с междунар. участием, Пермь, 26–28 февраля 2009 г. / Пермская гос. мед. Академия ; Пермский гос. пед. ун-т ; Пермский гос. ин-т искусства и культуры. — Пермь, 2009. — С. 257–260 (0,25 п.л.).
29.Филатова, И. А. Системообразующие ценности специального образования / И. А. Филатова // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии : материалы Междунар. теоретико-методолог. семинара, Москва, 27 апреля 2009 г. / Моск. гор. пед. ун-т. — Москва, 2009. — Ч. II. — С. 5–9 (0,3 п.л.)
30.Филатова, И. А. Коррекционно-педагогические взаимодействия в процессе деонтологической подготовки специальных педагогов / И. А. Филатова // Актуальные проблемы специального образования : материалы Междунар. виртуальной науч.-практ. конф., Мурманск, 01 октября 2009 г. / Мурманский гос. пед. ун-т. — Мурманск, 2010. — Т. 2. — С. 187– 190 (0,3 п.л.).
31.Филатова, И. А. Системный подход к деонтологической подготовке специалистов-дефектологов / И. А. Филатова // Современность и пути развития специального образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 45-летнему юбилею Института специального образования, Екатеринбург, 25–26 ноября 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009. — Ч. 1. — С. 196–205 (0,6 п.л.).
32.Филатова, И. А. Использование витагенного опыта в процессе де-онтологической подготовки специальных педагогов / И. А. Филатова // Специальное образование: традиции и инновации : материалы II Между-нар. науч.-практ. конф., Минск, 8–9 апреля 2010 г. / Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка. — Минск, 2010. — С. 241–243 (0,2 п.л.).
33.Филатова, И. А. Теоретико-методологические аспекты деонтоло-гической подготовки специальных педагогов / И. А. Филатова // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии : материалы II Междцнар. теоретико-методолог. семинара, Москва, 26 апреля 2010 г. / Моск. гор. пед. ун-т. — Москва, 2010. — С. 396–401 (0,3 п.л.).
34.Филатова, И. А. Характеристика имплицитного периода развития деонтологии / И. А. Филатова // Инновации и традиции в физкультурном образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 15– 16 декабря 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010 — С. 145– 151 (0,4 п.л.).
35.Филатова, И. А. Метод моделирования как технологическое основание исследования деонтологической подготовки специальных педагогов / И.А. Филатова // Когнитивные нарушения у детей. Современные подходы к диагностике, коррекции и развитию речи : материалы II Всерос. мульти-дисциплинарной науч.-практ. конф. с междунар. участием, Пермь, 3–4 марта 2011 г. / Пермская гос. мед. Академия ; Пермский гос. пед. ун-т ; Пермский гос. ин-т искусства и культуры ; Ин-т спец. образования Урал. гос. пед. ун-та. — Пермь, 2011. — С. 350–354 (0,25 п.л.).
36.Филатова, И. А. Аксиологический подход как методологическое основание исследования проблемы деонтологической подготовки педагогов-дефектологов / И. А. Филатова // Альянс наук: вчений — вченому : матерiали VI Мiжнар. науково-практичноп конференцiп : у 8 т. — Днiпропет-ровск : Видавець Бiла К. О., 2011. — Т. 5. — С. 114–117. (0,25 п.л.).
37.Филатова, И. А. Акмеологический подход как методологическое основание исследования проблемы деонтологической подготовки специальных педагогов [Электронный документ] / И. А. Филатова // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конференции, Минск, Беларусь, 17.01.2011 г. — 17.03.2011 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; Национальный ин-т образования МО Республики Беларусь ; Национальная комиссия Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. — Минск, 2011. — Режим доступа : http://itdsel.bspu.unibel.by/ru/content/new6/new3/new3/ — (0,3 п.л.)
38.Филатова, И. А. Характеристика институционального периода развития деонтологии в специальной педагогике / И. А. Филатова // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы III Междунар. теоретико-методолог. семинара, Москва, 04 апреля 2011 г. / Моск. гор. пед. ун-т. — Москва, 2011. — Ч. 1. — С. 228–231 (0,3 п.л.) и др.