Современное развитие цивилизации как информационного общества приводит к формированию коллективного интеллекта. При этом коммуникативные процессы проявляют себя как способ существования индивидуальных сознаний, а информационное пространство - как форма данного существования. В этот процесс коммуникации вовлечен весь мир, освоенный человеком. Происходит психологизация мира, формирование единого информационно-психологического пространства как всеобщей коммуникации, диалога человека и природы, человека и человека. Задачи человека сводятся к обучению и познанию, мир зависит от решений людей, открытых к идеям, информации и теориям. Все это требует сложнейшей и развитой информационной среды.
Единство и противоречие человека и техники, человека и его психологических орудий составляют объективную основу информационно-коммуникативных процессов в обществе. Психическая составляющая средств коммуникации влияет на человека и общество, причем не только содержанием информации, но и самой формой коммуникации как усиления, расширения человеческих органов, чувств, функций. Средства коммуникации определяют и контролируют масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия. Человек физиологически и психологически сформирован, устремлен на поисковую активность с использованием информации. Направленность в будущее - это суть и специфическая психологическая особенность человека как информационной системы.
Разработанная в этой связи прогностическая модель информационно-психологического пространства как пространства развития подрастающего поколения - это система информационных процессов общества, коммуникаций человека и мира, человека и человека, в которой подрастающее поколение является необходимым звеном. Освоение и обновление, дополнение предшествующего опыта происходит в процессе саморазвития, обучения, социализации-индивидуализации и коммуникативной деятельности подрастающего человека. Это начальное основание для разработки акмеологической модели развития подрастающего поколения, в котором гипотетически предполагаются и описываются свойства, структура и функции исследуемого процесса; в данной модели отражена суть социального, психологического и акмеологического существования ее элементов - субъектов (от личности до таких обобщенных субъектов, как поколение, социум, человечество в целом) в их коммуникативных отношениях, а также информация, информационный обмен - содержание и форма данных процессов, мера организации и развития; единичный субъект находится в коммуникативных отношениях не только с окружающими людьми и миром вещей, природой, но и с самим собой, что выражается в его сложной внутренней структуре; субъекты, благодаря коммуникации и обмену информацией в ходе нее, существуют, могут изменяться сами, менять свое поведение и деятельность, влиять на других субъектов.
2. Концептуальные закономерности взаимообусловленности и взаимовлияния выхода подрастающего поколения на арену исторического развития в качестве равноправного субъекта и прогрессирующее возрастание роли информационных процессов как механизма, фактора и формы развития общества могут быть выявлены на уровне философских, общесоциологических, метапсихологических, социально-психологических, акмеологических категорий и законов, интегрируя аналитические возможности других, более конкретных наук. На этом уровне анализируются источники, движущая сила, формы и основные механизмы направленности и вариативности информационных систем, которые в их специфическом проявлении обнаруживаются во всех областях действительности, аккумулируясь в психологических системах. Они обусловливают прогрессивную направленность развития личности и социумов.
В акмеологической системной характеристике информационно-психологического пространства подрастающее поколение является необходимой подсистемой, ключевым звеном и фактором исторического прогресса. В соответствии с данной моделью рассмотрены этапы и закономерности развития информационно-психологического пространства, в том числе особенности и риски современного информационно-коммуникативного общества, предложена оригинальная классификация на основе эволюции системы «человек-техника-психологические орудия» как процесс очеловечивания, психологизации коммуникативной связи человека с миром.
Подрастающее поколение является ускорителем вхождения в жизнь новых информационных технологий, а потому и в целом новых технологических и культурологических процессов, так как меньше подвержено инертности прежних форм. При этом многоуровневость понятия «подрастающее поколение» и многоплановость его роли в информационно-психологическом пространстве является следствием взаимосвязи, взаимодействия социогенетического и онтологического процессов становления человечества и человека.
Как акмеологический феномен подрастающее поколение должно быть рассмотрено, с одной стороны, в качестве субъекта информационно-коммуникативных взаимодействий, с другой - как саморазвивающаяся подсистема информационно-психологического пространства, ответственная за преемственность и новообразование. Роль подрастающего поколения является важнейшим показателем развитости информационно-психологического пространства, новым способом взаимодействия и разрешения поколенческих и межпоколенческих противоречий.
3. Интегральные акмеологические критерии и соответствующие им показатели развития подрастающего поколения в условиях информационно-коммуникативных взаимодействий разработаны на основе акмеологической системной характеристики информационно-психологического пространства и представлены следующими позициями.
Информационный критерий - это способность к оперативному получению и переработке информации для оперативного осмысления проблем, ситуаций в различных сферах и принятия решений, вооружению новыми психологическими орудиями и коммуникативными практиками, позволяющими обеспечить прорыв на новый уровень преобразования действительности. Показатель - степень информационной культуры и эффективность средств, которые выбираются для решения социальных проблем, служат ли психологические орудия конструктивным фактором эволюции. Уровни субъектов (личности, группы) развития информационно-психологического пространства могут также определяться через уровни информационных потребностей и способностей как психолого-акмеологических механизмов и показателей.
Коммуникативный критерий - это степень диалогичности юного человека и подрастающего поколения в их взаимодействии с информационно-психологическим пространством: от представительской (однонаправленной) формы коммуникации до равноправного диалога при коммуникации и решении социальных, психологических проблем, механизма саморазвития. Показателем эффективного взаимодействия является широта и глубина коммуникативных отношений. Высшим уровнем в этом ряду является межпоколенческий диалог. Общение и коммуникация, богатство коммуникативных взаимодействий, их форма и уровень, синергичность (согласование личных и общественных интересов) являются показателями акмеологической зрелости личности и социума. Это может быть выражено как степень включенности в информационно-психологическое пространство - сегмент его освоения и многообразие каналов, их комплексность и интегрированность в сознании личности и социальной практике.
Личностный критерий дополняет и конкретизирует коммуникативный и информационный - это развитость юного человека как диалогичной полидеятельностной личности, субъекта социальных преобразований. Показателями являются: а) уровень смыслов жизни и акмеологических способов их формирования (степень интеграции и проектирования будущего как созидания той действительности, которая отвечает высоким целям, смыслам жизни); б) степень обобщенного, генерализованного Другого как партнера коммуникации и идеала (Я, группа, общество, цивилизация); в) многообразие социальных ролей и практик, в которые включен субъект.
Данные показатели выражают акмеологическую способность личности к саморазвитию как «граждан мира», ориентированных на самоактуализацию в соответствии с высшими ценностями. Через данные показатели могут выстраиваться «жизненные точки» и график акмеологической реализации личности.
Взаимодействие подрастающего поколения, его групп и отдельных субъектов классифицируется и по степени открытости - закрытости как информационно-коммуникативной сложности и перспективности развития информационно-психологического пространства личности и социумов. Показателями являются: а) насколько субъект реализует себя как самоцель, источник и фактор саморазвития информационной системы; б) какова потребность непрерывного пополнения информации, степень вариативности и многообразия информационных средств и коммуникативных практик.
4. Акмеологическая концепция развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий включает акмеологическую модель, систему, алгоритм, механизмы (психологические, педагогические, организационные), технологии, условия и факторы продуктивности указанного процесса.
Акмеологическая модель развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий:
- интегрирует прогностическую модель, учитывающую особенности информационно-психологического пространства как развивающего, и нормативную модель как совокупность необходимых и достаточных условий и влияний для оптимального развития личности, которые могут быть оказаны на подрастающее поколение в условиях данного пространства; она воплощается в реальные (в рамках предлагаемого исследования - экспериментальные) модели, актуализируемые в педагогической практике;
- отражает структуру и структурно-функциональное наполнение информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения, которые предстают как сложная система коммуникаций: внутриличностных («Я-ребенок - ребенок-Другой», «ребенок - взрослый», «ребенок - обобщенный Другой»), внутрипоколенческих («ребенок - другие дети», «ребенок - детская группа», «детская группа - детская группа», «детские группы - подрастающее поколение»), межпоколенческих («ребенок - взрослые», «ребенок - разновозрастная группа», «детская группа - взрослые», «подрастающее поколение - взрослое поколение - человечество»); акмеологические функции, которые реализуются в информационно-коммуникативных взаимодействиях подрастающего поколения: генетическую, биологическую, онтологическую, потребностно-целевую, познавательно-нормативную, преобразующую (деятельностную), социализирующую, организационную, собственно коммуникативную, цивилизационную; внутренние и внешние детерминанты информационно-коммуникативного взаимодействия подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве, диалектика которых предполагает пересечение информационного пространства как внешней среды и коммуникативной активности подрастающей личности как внутреннего фактора, что находит выражение в межличностной коммуникации; коммуникация со взрослыми и сверстниками в свою очередь детерминирует отбор значимой информации, социализацию и индивидуализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование в ходе внутрипоколенческого и межпоколенческого взаимодействия, - это оказывает существенное влияние не только на конкретного ребенка, но и значительно определяет функционирование и развитие информационной системы подрастающего поколения, общества в целом;
- рассматривается в качестве концептуальной основы для разработки соответствующих реальных моделей, проектов и программ, а также нормативной модели.
6. Акмеологическая система развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях разработана в соответствии с акмеологической моделью и воплощена в реальной практике развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях на основе акмеологического алгоритма, включающего взаимообусловленные этапы-звенья.
7. Механизмы продуктивного развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий представлены психологическими (когнитивными, креативными), педагогическими (в т.ч. дидактическими) и организационными.
8. На основе эмпирических исследований прогностическая модель информационно-психологического пространства и собственно акмеологическая модель развития подрастающего поколения развернуты в реальные, в т.ч. экспериментальные модели развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях. Информационно-коммуникативные процессы при этом раскрываются с помощью следующих психологических категорий: саморазвитие, самосознание, самореализация, самоактуализация личности, проективная деятельность и прогнозная функция. Они выражают цикл взаимосвязанных психологических процессов, в основе которых обнаруживается коммуникация, особенно результативная в форме диалога, а также коммуникативная деятельность. Основной категорией, характеризующей акмеологический аспект данных исследований, является информационно-коммуникативное творчество, оно определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, сознание, личность, индивидуальность, ответственность и ряд других. Важный вывод при построении реальных и нормативной моделей: информационно-психологическое пространство, открытое для подрастающего поколения, разрешает глубинное противоречие подросткового периода между готовностью к преобразующей социальной деятельности и отсутствием социальных условий для проявления социальной активности, позволяет включить детей и подростков в ответственную информационно-коммуникативную деятельность и тем самым - в социальное творчество. Это позволяет снизить возрастную границу самореализации и самоактуализации юной личности и подрастающего поколения как обобщенного субъекта исторического процесса. Средства массовой коммуникации и в целом информационно-психологическое пространство, а также информационно-коммуникативная деятельность оказывают влияние на становление подрастающего человека личности и достижение им личностного акме как поворотных точек саморазвития и самореализации. Развернутые в прикладных исследованиях гипотетические положения, заложенные в прогностической модели информационно-психологического пространства, раскрывают особенности и закономерности личностно-развивающего влияния указанного пространства как системного свойства осуществляемой человеком в его (пространства) рамках информационно-коммуникативной деятельности, конкретизируют критерии и показатели развития личности.
Психологический механизм поколенческого и межпоколенческого взаимодействия, изначальная социальность подрастающего человека связаны не только с его биологической беспомощностью, но и с потребностью в новых впечатлениях, у истоков онтогенеза мы имеем механизм межпоколенческого взаимодействия, который развертывается в коммуникацию со сверстниками и взрослыми, внутрипоколенческий и межпоколенческий диалог в информационно-психологическом пространстве общества. Готовность человека к коммуникации, включающей механизмы интеллектуальной и социальной деятельности, к целеполаганию складывается в течение длительного периода детства и отрочества, в среднем к 15-ти - 16-ти годам. Это сложный процесс формирования психологических орудий деятельности, похожий на путь развития человечества, но в ускоренном режиме деятельности - от жестовой, устно-речевой культуры к письменной, книжной, аудиальной (радио, музыка), визуальной (кино, телевидение, видео), компьютерной, мультимедийной культуры. Информационный критерий в поколенческом анализе позволяет выделять молодых людей и поколения как информационные системы в зависимости от психологических орудий информационно-коммуникативной деятельности. В соответствии с этим можно рассматривать поколения книжной, радийной, кино- и телевизионной, компьютерной и мультимедийной культур.
9. Стремление компенсировать урон от хаотичного информирования подрастающего поколения с помощью целенаправленных программ зачастую малоэффективно, потому что не учитывает значимые для подростков и юношества коммуникативные каналы, их иерархию. Наиболее значимыми для подрастающего поколения являются межличностные каналы, а среди них - диалог в рамках своего поколения и межпоколенческий диалог с референтными взрослыми. Это ставит новые задачи перед обществом. Развитие подрастающего поколения как информационной системы предполагает их возможность полноценно участвовать в информационных процессах. Высшая стадия тесно связана с акмеологическими процессами в самом широком их понимании, вытекающими из роли конкретного человека, в том числе в детском, подростковом и юношеском возрастах как самоцели, субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества, определяющего фактора развития сообществ и общества в целом.
Современная коммуникативная система общества позволяет включить подрастающее поколение в реальные социальные преобразования, обеспечить горизонтальный диалог поколений, но это не происходит автоматически. Информационно-коммуникативные модели и механизмы, исследованные в диссертации, позволяют развивать детский, подростковый и молодежный сегменты информационно-психологического пространства, обеспечить выход на современную стадию информационно-коммуникативного общества. Движущий механизм данного прогрессивного скачка - включение подрастающего поколения в диалоге со старшим поколением в информационно-психологическое пространство общества посредством разработанной в диссертации акмеологической программы.
Сформулированные в диссертации научные выводы делают в целом необходимым приведение социальных институтов России в соответствие с закономерностями, механизмами и тенденциями становления информационно-психологического пространства общества и развития в нем подрастающего поколения.
1.Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 8 п.л.
2.Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 256 с. - 16 п.л.
3.Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в информационно-психологическом пространстве общества (психолого-педагогические и акмеологические проблемы и перспективы). − М.: Международная академия акмеологических наук, 2011. – 10 п.л.
4.Цымбаленко С.Б. Место и роль подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве общества: Монография. − М.: , 2011. - 11 п.л.
Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных работ, отражающих содержание докторских диссертаций
5.Цымбаленко С.Б. Информационно-психологическое пространство в структуре общества // Акмеология. 2007. №1. 0,5 п.л.
6.Цымбаленко С.Б. Информационно-психологическое пространство и подрастающее поколение // Акмеология. 2007. №2. 0,5 п.л.
7.Цымбаленко С.Б. Российский подросток в информационно-психологическом пространстве // Народное образование. 2007, №. 4.- 0,7 п.л.
8.Цымбаленко С.Б. От детской газеты и видеофильма – к преобразованию общества // Дополнительное образование. 2008, №5. 0,8 п.л.
9.Цымбаленко С.Б. ... // Народное образование, 2009, № 9.- 0,8 п.л.
10.Цымбаленко С.Б. Дети и власть в контексте информационно-психологического пространства // Мир психологии, 2010, №3. 0,7 п.л.
11.Цымбаленко С.Б. Информационно-коммуникативная основа развития самости юного человека // Мир психологии, 2010, №4. - 1 п.л.
12.Цымбаленко С.Б. Развитие подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: опыт теоретического исследования // Акмеология. 2011. №1. 0,5 п.л.
13.Цымбаленко С.Б. Эмпирическое исследование особенностей развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий // Акмеология. 2011. №2. - 0,5 п.л..
14.Цымбаленко С.Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий // Акмеология. 2011. №3. - 1 п.л..
15.Цымбаленко С.Б. Общение и коммуникация. Философско-психологический этюд//Мир психологии, 2011, № 4 - 1 п.л.
Учебники и учебные пособия
16.Цымбаленко С.Б. Общество, информация и развитие информационно-коммуникативного пространства – спецкурс для подготовки специалистов в области средств массовой информации и общественных связей. // Мультипортал ЮНПРЕСС. Раздел «Методическая библиотека». – 6 п.л.
17. Цымбаленко С.Б. Развитие подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве общества (психология, акмеология, педагогика): Учебное пособие. М., 2011. (10 п.л.).
Научные статьи, брошюры, тезисы докладов
18.Цымбаленко С.Б. Вариантность развития биосферы и возможности управления ею. // Методологические основы преобразования биосферы. Свердловск: Академия наук СССР. Уральский научный центр, 1975. (0,2 п.л.)
19.Цымбаленко С.Б. Вариативность развития. //Диалектика прогрессивного развития. Свердловск: УрГУ, 1976.0,6 п.л.
20.Налин Ю, Соколова Э., Цымбаленко С. Воспитывать стойкие убеждения. М., Молодая гвардия, 1985 – 3,5 п.л.
21.Откровенный разговор о наших детях: Результаты социологического исследования «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки». /Под ред. Э.С. Соколовой. – М.: ЦС СПО-ФДО, 1990. – 2 п.л.
22.Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире: − М.: ЮНПРЕСС, 1998. 3 п.л.
23.Цымбаленко С.Б., Щеглова С.Н. Кто они, подростки 90-х? М.: ЮНПРЕСС, 1995. (2 п.л.)
24.Цымбаленко С.Б. Пионерская организация в контексте связи философии с жизнью. // Философия – практике. М.: Московское отделение философского общества СССР, ВКШ при ЦК ВЛКСМ. 1988. 0,2 п.л.
25.Цымбаленко С.Б. Уточнение курс // Вожатый, 1988, № 8. 0,5 п.л.
26.Цымбаленко С.Б. Литовский экзамен //Вожатый, 8 июля 1989 г. (0,7 п.л.)
27.Цымбаленко С.Б. Разновозрастные отряды: опыт, проблемы // Воспитание школьников, 1989, № 5. (0,6 п.л.)
28.Цымбаленко С.Б. Скауты среди нас // Вожатый, 1989, № 11. (0,7 п.л.)
29.Цымбаленко С.Б. Перестройка молодежной организации: философский аспект. М.: Молодая гвардия, 1990. (1 п.л.)
30.Цымбаленко С.Б. Как сделать пионерскую организацию саморазвивающейся системой. М.: Молодая гвардия, 1990. (1 п.л.)
31.Цымбаленко С. Детская и юношеская самодеятельная пресса как социальный феномен // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара. Москва, 6 октября 1992 г. М.: ЮНПРЕСС, 1994. (0,6 п.л.)
32.Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара, проходившего 16–17 июля 1993 г. в Звенигороде. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. (0,8 п.л.)
33.Цымбаленко С.Б. Выступление на парламентских слушаниях на тему «Защита прав детей и молодежи и средства массовой информации. Стенограмма. Москва, 1 июня 1999. (0,4 п.л.)
34.Цымбаленко С.Б. (ред.) Диалог на равных: материалы по итогам Интернет–конференции. − М: ЮНПРЕСС, 2000. (1 п.л.)
Учебные программы, научно- и учебно-методические материалы
35.Мост (методические материалы) / Сборник материалов, вышедших на курсах редакторов самодеятельной юношеской прессы. – М:ЦС СПО(ФДО) , 1991. (1 п.л.)
36.Выбираем свой путь! Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М. 1992. (0,6 п.л.)
37.Мост (методические материалы) / Сборник материалов, вышедших на курсах редакторов самодеятельной юношеской прессы. – М: ЦС СПО(ФДО) , 1993. (2. п.л.)
38.Использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений. Научно-методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха /Под ред. С.Б. Цымбаленко. − М.: ЮНПРЕСС, 1997. (3,5 п.л.)