Научная тема: «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГАЗОПРОВОДОВ КАК ОБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА»
Специальность: 12.00.03
Год: 2012
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Правовой режим имущества определен в работе как совокупность обязательственных и вещно-правовых отношений, возникающих по поводу его создания, использования и ликвидации. По мысли автора, категория «правовой статус имущества» более конкретна - она обозначает правовое положение имущества в системе правоотношений в зависимости от его рода и вида и отражает вещно-правовую составляющую его правового режима.

Сделан вывод о том, что правовой режим газопровода как общая категория включает в себя весь комплекс правоотношений, складывающихся по поводу газопровода, тогда как его статус отражает его положение в качестве строящегося (эксплуатируемого или ликвидируемого), магистрального (распределительного, промыслового), наземного, подземного, подводного или газопровода, проходящего по территории континентального шельфа или открытого моря.

На этой основе в работе предложено определение правового режима газопровода как совокупности обязательственного элемента, включающего отношения с участием собственников газопровода, газа, оператора и потребителей, и вещного элемента, который сводится к отношениям с участием лиц, обладающих имущественными правами на газопровод, причем развитие правового режима происходит за счет изменения соотношения между указанными элементами.

2. Проведенный в работе анализ законодательства РФ, посвященного правовому режиму газопроводов, привел к выводу о том, что нормы, регулирующие обязательственный элемент такого режима, унифицированы, в то время как вещный элемент регламентирован в ряде федеральных законов, плохо увязанных друг с другом, что обусловливает наличие противоречий между ними.

В связи с этим автором обоснована необходимость принятия федерального закона «О трубопроводном транспорте», в котором следовало бы урегулировать вещный элемент правового режима газопроводов.

В диссертации предложены структура и основное содержание названного федерального закона.

3. Установленный в законодательстве особый правовой режим магистральных газопроводов требует выработки четких правовых критериев отнесения газопроводов к числу магистральных.

Как показал анализ законодательства стран СНГ, легальное определение магистрального газопровода основано на его технических параметрах и составе конструктивных элементов в сочетании с характеристикой связи между ними. Но определение состава вещей, которые образуют газопровод, и связи между ними, не являются правовыми признаками, отличающими магистральный газопровод.

В диссертации аргументирован вывод о том, что на первый план здесь следует поставить предназначение газопровода, на этом основании сформулировано следующее определение:

Магистральный газопровод - это единый неделимый производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из линейных сооружений (наземной, надземной, подземной, подводной части) и связанных с ними иных неотъемлемых технологических объектов инфраструктуры газопровода, предназначенный для безопасной транспортировки газа от границ места его добычи (производства) до места потребления, хранения, переработки, передачи в другие газопроводы, на иной вид транспорта, соответствующий по своим техническим характеристикам требованиям, предъявляемым к магистральным газопроводам.

4. Исследование правовых признаков газопроводов как объектов права с позиций классификации вещей показало, что они могут выступать как:

  1. неделимые вещи, подразделяемые на монолитные вещи и функционально неделимые вещи;
  2. составные вещи, делящиеся на сложные вещи и главные вещи с принадлежностями.

К газопроводам не применимо императивное указание ГК РФ о разнородности составных частей сложной вещи. Равным образом, газопроводы, входящие в единую систему газоснабжения (ЕСГ), не подлежат, подобно предприятиям, разделению, так как это противоречило бы правилам Федерального закона «О газоснабжении».

В связи с этим в диссертации предложено внести соответствующие изменения в ГК РФ, устранив из его норм требование об обязательной разнородности вещей, составляющих сложную вещь.

5. В работе сформулирован вывод о том, что Единая система газоснабжения (ЕСГ) не относится к категории предприятий, поскольку положения ГК РФ предполагают возможность разделения предприятия и его отчуждения по частям, что противоречит принципам неделимости ЕСГ и исключительности права собственности ОАО «Газпром» на ЕСГ. Квалификация ЕСГ в качестве предприятия - объекта права не отвечает правовой природе последней. Не является предприятием с точки зрения ГК РФ и газопровод, не используемый для предпринимательской деятельности.

Диссертантом предложено рассматривать газопроводы данного вида, как имущественные комплексы, а ЕСГ - как совокупность имущественных комплексов, объединенных общими целями, задачами и управляемыми из единого центра. Введение в действующее законодательство категории имущественного комплекса и ее развитие позволит определить правовой режим ЕСГ, входящих в нее газопроводов и их конструктивных элементов.

При этом имущественный комплекс определяется в работе как общая категория, включающая в себя вещи и имущественные права, объединенные общей юридической судьбой и единым целевым назначением.

6. В настоящее время законодательно закрепленным критерием определения юридических границ имущества, входящего в состав ЕСГ, служит принадлежность его на праве собственности организации- собственнику ЕСГ.

В работе с позиций предпринимательского права предложено рассматривать газопроводы, входящие в состав ЕСГ, в качестве имущественной основы хозяйственной системы во главе с ОАО «Газпром». Ее экономико-правовыми признаками служат руководство системой из единого центра, наличие устойчивых хозяйственных связей и общих резервов, обеспечивающих стабильную работу системы в целом.

Такой подход позволяет на доктринальном уровне определить границы ЕСГ, включая входящие в ее состав подсистемы.

7. На основе анализа законодательства и судебной практики показано, что проблема определения газопровода в качестве недвижимости и проблема определения его состава и юридической связи его конструктивных элементов взаимосвязаны, поскольку характеристика юридической связи газопровода с земельным участком является основным критерием отнесения имущества к категории недвижимости. По мнению автора данного исследования, необходимо концептуальное изменение действующего законодательства с целью сокращения практики «оценочного произвола» при квалификации органами государственной власти в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество газопроводов в качестве недвижимости. Для этого следует ввести четкие юридические критерии определения имущества в качестве недвижимого - иными словами, руководствоваться не критерием невозможности перемещения имущества без несоразмерного ущерба его назначению, но невозможностью использования его по назначению вне прочной связи с землей. В соответствии с этим критерием газопровод однозначно относится к недвижимому имуществу.

8. В интересах устранения препятствий к обороту газопроводов в условиях рынка, автор считает необходимым дополнить принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, принципом единства правового режима объекта недвижимости и земельного участка, на котором он расположен, указав в будущем федеральном законе о трубопроводном транспорте, что магистральный газопровод образует вместе с земельным участком, на котором он расположен сложную вещь в соответствии со ст. 134 ГК РФ. Это упростит оборот газопроводов, а также регистрацию прав на них и сделок с ними.

9. В диссертации сформулировано определение международного газопровода как газопровода, пересекающего государственную границу двух и более государств на сухопутной территории или линию континентального шельфа РФ и предназначенного для передачи газа для целей потребления, переработки или хранения на территории иного государства, нежели государство его добычи (производства). Такое определение, будучи включенным в действующее законодательство и международные договоры в качестве стандартной оговорки, позволит исключить из категории международных: газопроводы, предназначенные исключительно для снабжения газом территорий, доступ на которые либо невозможен без пересечения государственных границ (анклавы и эксклавы), либо сильно затруднен; газопроводы, предназначенные для передачи газа от места добычи вне территории РФ, для потребления, хранения, переработки или передачи на другой вид транспорта на территории РФ.

10. В работе раскрыто содержание международно-правового режима газопроводов, охватывающего следующие виды правовых отношений: правоотношения в сфере строительства и эксплуатации газопроводов на территории континентального шельфа, исключительной экономической зоны и открытого моря; правоотношения в сфере строительства и эксплуатации трансграничных газопроводов; правоотношения иностранного инвестора и государства места нахождения газопровода, построенного (эксплуатируемого) с помощью иностранного инвестора; правоотношения, возникающие по поводу трансграничного вреда, причиненного при строительстве и эксплуатации газопровода.

Предложена классификация правовых режимов международных газопроводов.

11. Согласно господствующей точке зрения правило п. 3 ст. 2 ГК РФ об ограниченном распространении норм гражданского законодательства на отношения властного характера, применяется исключительно в отношениях между органами государственной власти и местного самоуправления с частными лицами. Однако отношения естественных монополий и потребителей, а также независимых организаций с ОАО «Газпром» как собственником Единой системы газоснабжения, отношения собственника газопровода с поставщиком и потребителем газа, отношения материнских и дочерних обществ, являясь неравными, также могут быть охарактеризованы как властные, основанные на ином, нежели государственно-властное подчинении. В связи с этим предлагается внести изменения в положения п. 3 ст. 2 ГК РФ и принять его в следующей редакции: «К имущественным отношениям, основанным на государственно-властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом».

12. Иерархия источников гражданского законодательства, закрепленная в п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которой гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, обусловила неоднозначность положения норм федеральных законов «О газоснабжении» и «Об экспорте газа», а также норм ряда других законов, регулирующих правовой режим газопроводов. Аналогичная правовая конструкция была заимствована Федеральным законом «О газоснабжении» (ст. 3), что привело к распространению данной проблемы на отношения в сфере газоснабжения. Автором вносятся предложения de lege ferenda:

Пункт 2 ст. 3 ГК РФ принять в следующей редакции: «Гражданское законодательство состоит из настоящего кодекса и иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего кодекса (далее - законы). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему кодексу».

Ст. 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» принять в следующей редакции: «Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований, регулирующих отношения в области газоснабжения».

13. В работе констатируется отсутствие нормативно-правового правового регулирования взаимоотношений балансодержателей газопроводов и населения, проживающего на территории прокладки газопровода, в части обеспечения права населения на компенсацию за использование земель для строительства (эксплуатации, ремонта) газопроводов.

Автор считает необходимым на уровне федерального закона о трубопроводном транспорте урегулировать вопросы заключения компенсационных соглашений и соглашений о социально-экономическом развитии территории, предусмотрев в названном законе раздел, посвященный порядку и условиям заключения, содержанию, правам и обязанностям сторон таких договоров. В диссертации предложено содержание такого раздела.

Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Лалетина А.С. Особенности гражданского оборота газопроводов: законодательное регулирование и практика: монография. – М.: Notabene, 2009. – 8 п.л.

2.Лалетина А.С. Актуальные вопросы государственной регистрации прав на газопроводы: брошюра. – М.: Notabene, 2010. – 2 п.л.

3.Лалетина А.С. Иностранные инвестиции и ТЭК: вопросы государственно-правового и международно-правового регулирования в странах СНГ: монография. / Под. ред. Р.А. Курбанова. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2011 (Гл. 4, пар. 8). – 2 п.л.

4.Лалетина А.С. Правовой режим газопроводов: монография. – М.: Издательская Торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет», 2011. – 22,67 п.л.

II. Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационного исследования

5.Лалетина А.С. Гражданский оборот газопроводов. Можно ли избежать оформления земельных участков под газопроводами. // Пробелы в российском законодательстве. №1, 2009. – 0,5 п.л.

6.Лалетина А.С. Федеральное законодательство РФ о правах коренных малочисленных народов на ведение традиционного природопользования: анализ и перспективы развития. // Пробелы в российском законодательстве». №2, 2009. – 0,7 п.л.

7.Лалетина А.С. Международно-правовые акты по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов на землю: правовой анализ и практика применения. // Пробелы в российском законодательстве. №2, 2009. – 0,5 п.л.

8.Лалетина А.С. Законодательное регулирование и практические вопросы государственной регистрации права на газопроводы. // Политика и образование. №4, 2009. – 1 п.л.

9.Лалетина А.С. Особенности формирования земельных участков под газопроводами. // «Черные дыры» в российском законодательстве. №4, 2009. – 0,5 п.л.

10.Лалетина А.С. Арендные платежи за земельные участки под газопроводами. // «Черные дыры» в российском законодательстве. №4, 2009. – 0,5 п.л.

11.Лалетина А.С. Заключение компенсационных договоров между хозяйствующими субъектами и представителями коренных малочисленных народов на примере ХМАО. // Политика и образование. №6, 2009. – 0,8 п.л.

12.Лалетина А.С. Аренда земельных участков под газопроводами. // «Черные дыры» в российском законодательстве. №1, 2010. – 1 п.л.

13.Лалетина А.С. Заключение договоров купли-продажи земельных участков под газопроводами. // Бизнес в законе. №3, 2010. – 1 п.л.

14.Лалетина А.С. Сложная вещь, главная вещь и принадлежность, имущественный комплекс в газовой промышленности: содержание юридических понятий и их соотношение. // Политика и общество. №6, 2010. – 0,8 п.л.

15.Лалетина А.С. О некоторых проблемах международных договоров – инструментов правового регулирования отношений в сфере строительства и эксплуатации трансграничных газопроводов. // Государство и право. №8, 2011. – 1,5 п.л.

16.Лалетина А.С. Право собственности ОАО «Газпром» на объекты единой системы газоснабжения. // Бизнес в законе. №4, 2011. – 0,5 п.л.

17.Лалетина А.С. Проект Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте»: основные положения и концептуальные недостатки. // Представительная власть - XXI век. №10, 2011. – 0,5 п.л.

18.Лалетина А.С. Газовая отрасль Украины: вопросы правового регулирования. // Вестник Московского Университет МВД России. №6, 2011. – 0,5 п.л.

19.Лалетина А.С. Трансграничные газопроводы: национальный и международно-правовой аспект. // Государство и право. №11, 2011. – 0,8 п.л.

20.Лалетина А.С., Курбанов Р.А. Обзор правового регулирования газоснабжения в Республике Молдова в свете интеграции правовой системы в систему европейского права. // Аграрное и земельное право. №8, 2011. – 1 п.л.

21.Лалетина А.С. Сервитуты при строительстве газопроводов. // Право и государство: теория и практика. №9, 2011. – 0,9 п.л.

22.Лалетина А.С. Газопровод как недвижимое имущество. // Аграрное и земельное право. №8, 2011. – 0,8 п.л.

23.Лалетина А.С. Правовые аспекты использования природных объектов для размещения трубопроводов. // Право и политика. №8, 2011. – 0,6 п.л.

24.Лалетина А.С. К вопросу о легальной дефиниции магистрального газопровода. // Право и государство: теория и практика. №10, 2011. – 0,9 п.л.

25.Лалетина А.С. Основы правового режима газопроводов на территории РФ. // «Черные дыры» в российском законодательстве. №5, 2011. – 0,5 п.л.

26.Лалетина А.С., Курбанов Р.А. Правовые аспекты использования природных объектов для размещения трубопроводов. // «Черные дыры» в российском законодательстве. №5, 2011. – 0,6 п.л.

III. Статьи в иных научных изданиях

27.Лалетина А.С. Права коренных малочисленных народов на землю в российском законодательстве. // Политика и общество. №4, 2009. – 0,5 п.л.

28.Лалетина А.С. Международная основа прав коренных малочисленных народов на землю. // Политика и общество. №5, 2009. – 0,3 п.л.

29.Лалетина А.С. Конституция РФ, как инструмент воздействия на отношения в сфере топливно-энергетического комплекса и некоторые проблемы реализации ее положений. // Актуальные проблемы государствоведения: Сборник научных трудов. / Под общ. Ред. С.Н. Бабурина. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2010. – 1 п.л.

30.Лалетина А.С. Проблема распространения гражданско-правового принципа соотношения главной вещи и принадлежности на отношения по поводу земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости Актуальные проблемы современного российского права: материальный и процессуальный аспект. Межвузовский сборник научных статей. / Под ред. Г.В. Синцова. – Пенза: Издательство ПГУ, 2010. – 0,5 п.л.

31.Лалетина А.С. Некоторые правовые проблемы использования концессионных соглашений в сфере строительства и эксплуатации газопроводов на территории Российской Федерации. // Материалы Международной научно-практической конференции IX Васильевские чтения «Ценности и интересы современного общества» 1-25 октября 2010 г. Ч. 4. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2010. – 0,6 п.л.

32.Лалетина А.С. Субъектный состав правоотношений в сфере эксплуатации газопроводов. // Торговое дело. Торговое право. №1, 2011. – 0,7 п.л.

33.Лалетина А.С. Газопровод как объект гражданского оборота и соотношение его правового режима с режимом занимаемого им земельного участка. // Кавказские научные записки. №1, 2011. – 0,8 п.л.

34.Лалетина А.С. Третий энергетический пакет Европейского Союза: практика применения // Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права. / Под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С. – М.: ИГП РАН, 2011. – 0,4 п.л.

35.Лалетина А.С. Правовой режим газопроводов: предприятие или имущественный комплекс. // Торговое дело. Торговое право №2, 2011. – 0,9 п.л.

36.Лалетина А.С. Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса Туркменистана. // Научные исследования. №3, 2011. – 0,7 п.л.

37.Лалетина А.С. Правовое положение газопроводов в дореволюционной России. // Актуальные проблемы правоведения. №2, 2011. – 0,5 п.л.

38.Лалетина А.С. Трансграничные газопроводы на территории Туркменистана: правовые аспекты. // Международное право и международные организации. №3, 2011. – 0,5 п.л.

39.Лалетина А.С., Курбанов Р.А. Правовой режим газопроводов: вопросы общего и частного характера. // Торговое дело. Торговое право. №3, 2011. – 1 п.л.

40.Лалетина А.С. Роль документов программного характера в развитии газоснабжения. // Торговое дело. Торговое право. №3, 2011. – 1,2 п.л.

41.Лалетина А.С. Освещение некоторых вопросов правового режима газопроводов в судебно-арбитражной практике. // Торговое дело. Торговое право. №4, 2011. – 0,7 п.л.