- Направленность творческого процесса при работе с учащимися общеобразовательных школ, в первую очередь, основывается на глубоком изучении этнокультуры, психологических особенностей каждого возраста. Большая роль при этом отводится использованию опыта художественно-творческой деятельности в этнопедагогической культуре карачаевского и балкарского народов, наблюдению педагогом учащегося, изучению всех его проявлений в процессе творчества. Причем, необходимо, чтобы методы стимуляции творческого акта, разрабатываемые педагогом в процессе сотворчества со школьником, шли параллельно развитию ребенка, росту его творческих способностей и соответствовали народным художественным традициям, апробированным временем.
- Художественное воспитание и образование молодых поколений - категория не только методическая и педагогическая, но и историческая. Его сущность и содержание в традиционной педагогической культуре карачаевцев и балкарцев складывались как целостная система художественных идей и замыслов, принципов и методов формирования, а вклад в отечественную педагогическую культуру определяется своеобразием национально-психологических особенностей и художественных традиций, сформировавшихся под влиянием условий жизни и природных особенностей региона.
- Сущность и своеобразие художественного творчества народа выступают основой этнокультуры горских народов, причем системообразующим фактором этого объединения является изобразительное творчество народа, аккумулирующее в себе миропонимание и мироощущение народа в контексте социокультурной динамики.
- Гуманистическая направленность художественного воспитания в традиционной педагогической культуре, обеспечивающая эффективное развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ, обусловила устойчивость, преемственность и успешность его функционирования в многонациональном регионе и одновременное сохранение национального колорита в задачах, содержании, источниках, средствах и методах, коррелирующих с общечеловеческими ценностями и идеалами.
- Профессиональная компетентность будущего педагога, осуществляющего формирование изобразительного творчества современных школьников, заключается, в том числе в использовании накопленного народной педагогикой опыта организации изобразительного творчества и своеобразия национальной культуры.
- Педагогическая технология формирования навыков художественного творчества основывается на принципах развивающего обучения и делает возможным осуществлять весь процесс как движение от духовного содержания народного искусства к формам его выражения, формирует готовность к творчеству, инновационный стиль мышления.
1.Блимготова, М.И. Развитие изобразительного творчества молодежи в традиционной и современной педагогической культуре Карачаево-Балкарского народа (монография) Ставрополь: СГУ, 2008.-410с. (25.6 п.л.)
2.Блимготова, М.И. Развитие художественных способностей студентов на занятиях по ДПИ (монография) Ставрополь: изд-во СИЭУ, -2006.- 150 с. ( 4 п.л.)
Научные публикации
3.Блимготова, М.И. Психолого-физиологические и дидактические основы народного декоративно-прикладного искусства в процессе целенаправленного формирования творческих способностей студентов. Вестник Ставропольского государственного университета. Ставрополь: -№37, 2004. - С. 135-139. (1 п.л.)
4.Блимготова, М.И. Реализация идей развития художественных способностей школьников средствами декоративно-прикладного искусства в практике Отечественного образования. Вестник Ставропольского государственного университета. Ставрополь: №38, 2004. - С. 141-146. (1 п.л.)
5.Блимготова, М.И. Развитие декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Карачаево-Черкессии Вестник Ставропольского государственного университета. Ставрополь: №41. 2005. - С. 66-71. (1 п.л.)
6.Блимготова, М.И. Самостоятельные работы творческого типа, активизирующие деятельность учащихся общеобразовательных школ Научная мысль Кавказа. Ростов- на- Дону: № 27, 2005.- С. 41-54. (1 п.л.)
7.Блимготова, М.И. Развитие аукционной деятельности и туризма в КЧР. Научная мысль Кавказа. Ростов- на- Дону: № 34, 2005.- С. 58-74. (1 п.л.)
8.Блимготова, М.И. Роль народного декоративно-прикладного искусства в подготовке будущих педагогов-художников. Научные проблемы гуманитарных исследований.- № 3 Научно-теоретический журнал.- Пятигорск, 2008 –С. 18-27. (1 п.л.)
9.Блимготова, М.И. Теоретические, основы формирования творческой личности Научные проблемы гуманитарных исследований.- № Научно-теоретический журнал.- Пятигорск, 2009.-С. 25-31. (1 п.л.)
10.Блимготова, М.И. Проблемы развития творческого потенциала личности Научные проблемы гуманитарных исследований.- № 5(1) Научно-теоретический журнал.- Пятигорск, 2009.-С.4-9. (1 п.л.)
11.Блимготова, М.И. Личностные факторы, определяющие гуманистическую направленность деятельности учителя изобразительного искусства Научная мысль Кавказа. Ростов- на- Дону: № 20, 2010.- С. 70-81. (1 п.л.)
12.Блимготова, М.И. Развитие личности в образовательной системе. К единству России: аспекты регионального и национального взаимодействия/Южно-Российские психолого-педагогические чтения с международным участием/ Тезисы докладов.- Элиста: изд-во ЭИЭУ, 1999. – С. 32-33. (1 п.л.)
13.Блимготова, М.И. Развитие художественных способностей школьников на занятиях по ДПИ. К единству России: аспекты регионального и национального взаимодействия/Южно-Российские психолого-педагогические чтения с международным участием/ Тезисы докладов.- Элиста: изд-во ЭИЭУ, 1999. - С. 40-41. (1 п.л.)
14.Блимготова, М.И. Проблемы воспитания эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С. 61-62. (1 п.л.)
15.Блимготова, М.И. Народное творчество в системе образовательной средней школы. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа: история, теория, педагогическая практика / Тезисы докладов региональной межвузовской конференции.- Карачаевск. КЧГПУ 1999.- С. 19-20.
16.Блимготова, М.И. Некоторые особенности зрительного восприятия у начинающих художников. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С.40-41. Блимготов Д.И. (авторский вклад 83% )
17.Блимготова, М.И. Использование различных видов художественной техники и материалов в обучении изобразительной деятельности детей Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С.28-29. (1 п.л.)
18.Блимготова, М.И. Идеи нравственного воспитания в народном и ДПИ. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С.49-50. (1 п.л.)
19.Блимготова, М.И. История ДПИ народов Карачаево-Черкесии. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С. 30-41. (1 п.л.)
20.Блимготова, М.И. Роль развития художественных способностей личности на занятиях по рисунку. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С.27-28. (1 п.л.)
21.Блимготова, М.И. Тоновое решение на занятиях по рисунку. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С.35-36. (1 п.л.)
22.Блимготова, М.И. Развитие художественных способностей у студентов на занятиях по макраме (методическое пособие). Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000. -35 с. (2 п.л.)
23.Блимготова, М.И. Методические рекомендации по руководству производственной практикой студентов. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.- 33 с. (2 п.л.)
24.Блимготова, М.И. Практические занятия по культурологи со студентами. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.- 40 с. (2,5 п.л.)
25.Блимготова, М.И. Методические рекомендации по руководству НСО, НИРС, УИРС, творческой работой студентов на факультете. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.- 35с. (2 п.л.)
26.Блимготова, М.И. О формах проведения практических занятий по культурологии, (методическая разработка). Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.- 46 с. (3 п.л.)
27.Блимготова, М.И. Научное руководство дипломной работой и контроль кафедры за ее выполнением и прохождением преддипломной работы. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С.37-38. (0,5 п.л.)
28.Блимготова, М.И. Последовательность выполнения рисунка головы человека. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С. 38-40. (0,5 п.л.)
29.Блимготова, М.И. Рисование фигуры человека в интерьере. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000.-С.25-27.
30.Блимготова, М.И. Проблема развития художественных способностей студентов на занятиях по рисунку. Улучшение качества образования в этнопедагогической культуре./ Научно-практическая конференция/ тезисы докладов.- Черкесск: изд-во РИПРКРО, 2001.С. 9-10. Блимготов Д.И. (авторский вклад 75% ) (0,5 п.л.)
31.Блимготова, М.И. Формирование навыков у детей к декоративно-прикладному искусству в дошкольном возрасте и начальных классах. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2001.-С.56-57. Боташева И.И. (авторский вклад 75% ) (0,5 п.л.)
32.Блимготова, М.И. Развитие художественных способностей у студентов на занятиях по макраме. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2001.-С.56-57. (0,5 п.л.)
33.Блимготова, М.И. Роль развития художественных способностей личности на занятиях по изобразительному искусству. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2002.-С.33-34. (0,5 п.л.)
34.Блимготова, М.И. Критерии эффективности обучения изобразительной деятельности в начальных классах. Алиевские чтения/ Материалы научной сессии преподавателей и аспирантов университета / Тезисы докладов.- Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2002.-С.21-22. (0,5 п.л.)
35.Блимготова, М.И. Эстетическое воспитание школьников на занятиях по макраме в кружке ДПИ. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа: история, теория, педагогическая практика/ Тезисы докладов региональной межвузовской конференции.- Карачаевск. КЧГПУ 2002.- С. 78-79. (0,5 п.л.)
36.Блимготова, М.И. Реклама, как фактор эффективного маркетинга. Дни науки/ Научные труды/Тезисы докладов. -Пятигорск: изд-во ПГТУ, 2005.- С. 88-104. (2 п.л.)
37.Блимготова, М.И. Перспективы повышения уровня жизни сельского населения в курортной зоне КЧР. Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи. /Материалы межрегиональной научно-практической конференции/. Черкесск. -2005.- С. 56-58. (0,5 п.л.)
38.Блимготова, М.И. Развитие способностей и формирование личности средствами декоративно-прикладного искусства. Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития /Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Махачкала: изд-во ДГПУ, 2006.- С.247-256. (1 п.л.)
39.Блимготова, М.И. Использование педагогических технологий в работе кружка декоративно-прикладного искусства. Культура народа: язык, литература, история. / Сб. научных статей.- Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2006.- С.56-78. (0,5 п.л.)
40.Блимготова, М.И. Развитие художественных способностей студентов на занятиях по ДПИ. Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава/Тезисы докладов. Ставрополь: изд-во СИЭУ, №14 - 2006.- 150-165 с. (1 п.л.)
41.Блимготова, М.И. Роль обучения персонала в современной индустрии туризма и культуре гостеприимства. Окно в науку /Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава/Тезисы докладов.- Пятигорск: изд-во ПГТУ, №30 (4), 2007.- С.14-18. (1 п.л.)
42.Блимготова, М.И. Карачаевская интеллигенция в годы Сталинских репрессий. Окно в науку /Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава/Тезисы докладов.- Пятигорск: изд-во ПГТУ, №30 (4), 2007.- С.8-12. (1 п.л.)
43.Блимготова, М.И. Возможности современной индустрии туризма. Окно в науку /Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава/Тезисы докладов.- Пятигорск: изд-во ПГТУ, №30 (4), 2007.- С.12-18. (1 п.л.)
44.Блимготова, М.И. Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях этнопедагогики. Улучшение качества образования в этнопедагогической культуре./ Научно-практическая конференция/ тезисы докладов.- Черкесск: изд-во РИПРКРО, 2008.С.19-28. (1 п.л.)
45.Блимготова, М.И. Анализ проблем сервисного и культурного обслуживания в МТЦ «Горные вершины». Актуальные проблемы общества, экономики образования, и экономики и пути их решения/ Научно-практическая конференция с международным участием./ Тезисы докладов.- Ставрополь, изд-во СИЭУ, № 3 -2008.- С.278-283. (1 п.л.)
46.Блимготова, М.И. Развитие изобразительного творчества молодежи в традиционной и современной педагогической культуре Карачаево-Балкарского народа. Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава/Тезисы докладов. Ставрополь: СГУ, 2008.-С.410-423. (1 п.л.)
47.Блимготова, М.И. Теоретические основы формирования творческой личности. Дни науки /Региональная научно-практическая конференция / Тезисы докладов.- Пятигорск: изд-во ПГТУ, 2009.-С.25-31. (0,5 п.л.)
48.Блимготова, М.И. Эстетическая культура и проблемы воспитания в аспекте изучения декоративно-прикладного искусства. Художественно-педагогическое и художественное образование в условиях модернизации высшей школы России: история, теория, методика / Материалы научной конференции, посвященной 50-летию Художественно-графического Факультета Кубанского государственного университета. – Краснодар: изд-во КГУ, 2010.- С.306-312. (0,5 п.л.)
49.Блимготова, М.И. Рисование головы человека. Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов тезисы докладов – Карачаевск 2011- С.25-27. (0,5 п.л.)
50.Блимготова, М.И. Становление и развитие изобразительного творчества в системе полихудожественного образования и воспитания Карачаевского и Балкарского народов. Улучшение качества образования в этнопедагогической культуре./ Научно-практическая конференция/ тезисы докладов.- Черкесск: изд-во РИПРКРО, 2011.С. 49-56. (0,5 п.л.)
51.Блимготова, М.И. Методология и стратегия исследования научного феномена «изобразительное творчество» в национально-региональной образовательно-воспитательной практике. Окно в науку /Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава/Тезисы докладов.- Пятигорск: изд-во ПГТУ, №29 (1), 2011.- С.36-44. (0,5 п.л.)