- Панорамное и глубокое раскрытие темы возможно только на пересечении достоевсковедения и изучения русской литературы Серебряного века. Для ее осмысления требуется определенный историко-типологический простор, выход за пределы изучаемых эпох и взгляд на них из некоего культурного метапространства («большого времени» тысячелетней русской культуры), которое может быть описано с помощью таких констант-концептов, как «земля», народ и «образованное сословие», дворянство и интеллигенция, «предание», «почвенность» и «беспочвенность», а также культурологических категорий «бинарность» и «тернарность» (Ю. М. Лотман), «инверсия» и «медиация» (А. С. Ахиезер), «срединная культура» (Н. А. Бердяев), «духовная, религиозная и культурная традиция», парадигмы «обожения» и «освящения» (С. С. Хоружий) и т.д.
- Выявление параметров «идеологического романа» Достоевского: различение «идей», «идеологий» и «как бы идей» в позднем романе писателя-классика. Содержательное наполнение этих категорий обусловлено социокультурным контекстом рассматриваемых эпох: «идеи» - принадлежность дворянских героев («лишних» людей в плане реализации своих теоретических построений), «идеологии» - представителей интеллигентских кругов (стремящихся к действенному изменению социума), «как бы идеи» - надсословного в «большом» историческом времени русской культуры христианско-православного слоя нации (в ХIХ веке - преимущественно простонародного), воплощающего целостное «верующее мышление», не оторванное от всех других сфер личности («сердца» как средоточия духовной жизни, воли, эмоционально-чувственного комплекса).
- Новое понимание дефиниции «идеологический роман», которую предлагается возводить не к понятиям «идея» или «идеология», как это делалось раньше, а к слову «идеолог». Таким образом, «идеологический роман» Достоевского - это роман об «идеологах», особом социокультурном типе, доминировавшем в русской культуре в 1860-1920-е годы и связанном с такой социокультурной общностью, как интеллигенция. Одновременно роман Достоевского - и о «людях идеи», «отвлеченной» в плане реализации «идеи» (как правило, дворянах), что вообще характерно для русской классики. Авторская же позиция писателя соотносится с духовно-религиозной сферой «как бы идей». Поэтому в структуре романа Достоевского допустимо выделить т.н. «надыдейно»-«надыдеологический» план, который и репрезентирует собственно авторское сознание.
- «Надыдейный» авторский план в романах Достоевского типологически сходен с таковым же в структуре крупных эпических произведений русской классики ХIХ века и обусловлен доминированием в них ценностей русского национально-религиозного «предания» (в понимании А. Н. Веселовского) как комплекса религиозно-нравственных, психологических и практически-бытовых установлений, определяющих характер русского народа и служащих основой его культурной идентичности в течение столетий. «Предание» транслировалось от крестьян к европеизированным дворянам (из среды которых и вышло большинство русских писателей-классиков, в том числе Достоевский) в рамках «усадебной культуры», где традиционное народное миросозерцание осмыслялось, оформлялось и становилось частью духовного мира людей из «образованного сословия». Актуальной включенностью в «предание» определяется «почвенность» русской литературной классики ХIХ века.
- «Надыдейно»-«надыдеологический» авторский план в произведениях Достоевского 1860-1870-х годов обусловлен, в отличие от других писателей-классиков ХIХ века, не только ценностями «усадебной культуры», которая к этому времени уже вошла в стадию разрушения, но и обращением к древней духовной традиции Византии и Руси - исихазму, который также сплачивал вокруг себя людей из разных социокультурных страт и процесс возрождения которого в России происходил в течение всего ХIХ века (наиболее яркий пример - старчество Оптиной пустыни).
- Интеллигенция рубежа ХIХ-ХХ веков (из среды которой вышло большинство писателей этой эпохи), в ситуации реального разрушения «усадебной культуры» к началу ХХ века и фактического уничтожения дворянства как земледельческого сословия, а также при своем равнодушии или враждебности к «историческому христианству» (выражение Д. С. Мережковского), т.е. Православной церкви, в том числе к ее исихастской традиции, оказалась экзистенциально чуждой «преданию», следовательно - «беспочвенной». Ничто уже не препятствовало воцарению субъективного или группового «идеологизма» в авторском сознании писателей-интеллигентов. «Надыдейно»-«надыдеологический» авторский план отсутствует в структуре их эпических произведений.
- В отличие от Достоевского, всегда сохранявшего дистанцию со своими героями-«идеологами», авторское сознание Серебряного века принципиально не отделялось от таких персонажей, поэтому писатели этой эпохи создавали, в терминологии М. М. Бахтина, не полифонические, а монологические романы, в которых «голоса» автора и персонажа-«идеолога» нередко сливались, по выражению С. Н. Бройтмана, в «интерсубъектной целостности»[1] в идеологическом и психологическом планах.
- Сходство «идеологического романа» Достоевского и «идеологической» прозы Серебряного века - в изображении «идеологов»-интеллигентов в качестве центральных героев. Различие - в соотношении авторских позиций и персонажных «идеологий» в структуре произведений. Так, у Достоевского «идеологичность» не является признаком авторского плана, а всецело связана с персонажной сферой. В прозе же Серебряного века «идеологичность» распространяется и на авторскую позицию. Основное структурное различие проистекает из характера авторской позиции: у Достоевского - «надыдеологический» план, у писателей Серебряного века - преобладающая тенденция к «интерсубъектной целостности» с героем-«идеологом».
- В содержательном аспекте ряд персонажных «идеологий» Достоевского становятся авторскими в прозе Серебряного века, в первую очередь - неприятие «мира Божьего» Ивана Карамазова (например, у Ф. Сологуба, Л. Н. Андреева, А. М. Ремизова) и допущение «крови по совести» Раскольникова (например, у З. Н. Гиппиус, А. М. Горького).
- Исходя из четырех возможных функций авторской «идеи», предложенных М. М. Бахтиным для произведений монологического типа (1. авторская «идея» - «принцип самого видения и изображения мира»; 2. авторская «идея» - «вывод из изображенного»; 3. «авторская идея может получить непосредственное выражение в идеологической позиции главного героя»; 4. «идеи автора могут быть спорадически рассеяны по всему произведению»: «в авторской речи», «могут влагаться в уста тому или другому герою..., не сливаясь, однако, с его индивидуальностью...»), в диссертации на основе конкретного текстуального анализа утверждается, в той или иной степени приближения, реализация 1-ой (у Ф. Сологуба, Л.Н. Андреева), 3-ей (у Д. С. Мережковского, А. Белого, З. Н. Гиппиус, Г. И. Чулкова) и 4-ой (у А. М. Ремизова, А. М. Горького) возможностей.
- Различное понимание антропологии (исихастский идеал «обожения» у Достоевского и ницшеанская максима «человек есть нечто, что должно преодолеть» у авторов Серебряного века), апокалиптики (хилиазм у Достоевского и катастрофизм у прозаиков Серебряного века), двойничества (излечимая при обращении к православному идеалу «целомудрия» духовная болезнь у Достоевского и универсальная мифопоэтическая парадигма человеческого существования у писателей Серебряного века), софийности (единство Добра, Истины и Красоты в Боге у Достоевского и гностический миф о падении Мировой Души у авторов Серебряного века), соборности (идеал церковного устроения человечества у Достоевского и потенция дионисийского оргиазма у мыслителей Серебряного века) и др. определили кардинальные расхождения «идеологической» прозы Достоевского и Серебряного века, которая в целом не наследовала писателю-классику ни в сфере авторского художественного сознания, ни в сфере поэтики.
1.Богданова, О. А. Роль «усадебной культуры» в формировании феномена русской классической литературы ХIХ века [Текст] / О.А. Богданова // Филологические науки. – 2008. – № 6. – С. 14-23. ISSN 0130-9730. (0, 6 п.л.).
2.Богданова, О. А. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века : учебное пособие: в 2 т. / под ред. В.А. Келдыша. – М. : изд. дом «Академия», 2007 [Рец.] / О.А. Богданова // Вопросы литературы. – 2009. – № 1. – С. 370-373. ISSN 0042-8795. (0, 3 п.л.).
3.Богданова, О. А. Проблема красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [Текст] / О.А. Богданова // Русская словесность. – 2008. – № 4. – С. 22-25. ISSN 0868-9539. (0, 5 п.л.).
4.Богданова, О. А. «Образ чистой красоты» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» [Текст] / О.А. Богданова // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 2. – С. 101-104. ISSN 1998-9873. (0, 5 п.л.).
5.Богданова, О. А. «Живая жизнь»: идеал женщины и проблема красоты в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» (1875) [Текст] / О.А. Богданова // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 4. – С. 78-82. ISSN 1998-9873. (0, 6 п.л.).
6.Богданова, О. А. Тайна русской женщины: (образ Софьи Долгорукой в романе Ф.М. Достоевского «Подросток») [Текст] / О.А. Богданова // Русский язык за рубежом. – 2009. – № 1. – С. 88-94. ISSN 0131-615X. (0, 5 п.л.).
7.Богданова, О. А. Имена собственные в повести Н.В. Гоголя «Шинель» [Текст] / О.А. Богданова // Русская словесность. – 1994. – № 3. – С. 15-24. ISSN 0868-9539. (0, 5 п.л.).
Монографические исследования:
8.Богданова, О. А. Под созвездием Достоевского : (художественная проза рубежа ХIХ-ХХ веков в аспекте жанровой поэтики русской классической литературы) : монография [Текст] / О.А. Богданова; [отв. ред. И.С. Приходько]; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН. – М. : Изд-во Кулагиной – Intrada, 2008. – 312 с. ISBN 978-5-903955-03-9. (19, 0 п.л.).
Учебные пособия:
9.Богданова, О. А. Русская литература ХIХ-ХХ веков: русская литература как религиозный феномен: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 0503000 Филологическое образование [Текст] / О.А. Богданова. – М. : РАХИ, 2008. – 150 с. ISBN 978-5-904080-01-3. (9, 3 п.л.).
10.Богданова, О. А. Голядкин [Текст] / О.А. Богданова // Энциклопедия литературных героев / рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством культуры РФ для использования в учебном процессе вузов гуманитарного профиля / сост. и науч. ред. д-р искусствоведения С.В. Стахорский. – М. : Аграф, 1997. –– С. 98-99. ISBN 5-7784-0013-6. (0, 3 п.л.). – 2-е изд. : М. : Аграф, 1999.
11. Богданова О. А. Макар Девушкин [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 242. (0, 2 п.л.).
12.Богданова О. А. Неточка Незванова [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 284. (0, 2 п.л.).
13.Богданова О. А. Порфирий Петрович [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 326-327. (0, 2 п.л.).
14.Богданова О. А. Свидригайлов [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 366. (0, 2 п.л.).
15.Богданова О. А. Соня Мармеладова [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 382. (0, 2 п.л.).
16.Богданова О. А. Человек подполья [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 457. (0, 2 п.л.).
Академические труды, сборники материалов научных конференций, научно-энциклопедические и иные периодические издания:
17.Богданова, О. А. Философские и эстетические основы «натуральной школы» [Текст] / О.А. Богданова // «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма / Ин-т мир. лит-ры им. А.М. Горького РАН. – М. : Наследие, 1997. – С. 9-36. ISBN 5-86562-008-8. (2, 0 п.л.).
18.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 152-173. (1, 5 п.л.).
19.Богданова, О. А. 1891 год [Текст] / О.А. Богданова // Летопись литературных событий в России конца ХIХ – начала ХХ веков (1891-октябрь 1917). – Вып. 1. 1891-1900 / под общей ред. члена-корр. РАН А.В. Лаврова. – М. : ИМЛИ РАН, 2002. – С. 9-56. ISBN 5-9208-0133-6. (3, 0 п.л.).
20.Богданова, О. А. «Идеологическое слово» в прозе Ф.М. Достоевского и А.М. Горького [Текст] / О.А. Богданова // Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века в зеркале современной науки : в честь В.А. Келдыша : исследования и публикации / сост. О.А. Лекманов и В.В. Полонский; под общей ред. В.В. Полонского. – М. : ИМЛИ РАН, 2008. – С. 37-65. ISBN 978-5-9208-0291-0. (2, 0 п.л.).
21.Богданова, О. А. Роман Л.Н. Андреева «Сашка Жегулев» в свете проблематики и поэтики «идеологического романа» Ф.М. Достоевского [Текст] / О.А. Богданова // Достоевский и современность : материалы ХХII Международных Старорусских чтений 2007 года. – Великий Новгород, 2008. – С. 16-32. (1, 0 п.л.).
22.Богданова, О. А. «Мир станет красота Христова» : проблема красоты в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» [Текст] / О.А. Богданова // Достоевский и мировая культура: альманах. – М. : издатель С.Т. Корнеев, 2009. – № 25. – С. 324-353. ISBN 5-902238-19-6. (2, 0 п.л.).
23.Богданова, О. А. Традиции «идеологического романа» Ф.М. Достоевского в неореалистическом романе (А.М. Ремизов) [Текст] / О.А. Богданова // II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте»: избранные доклады и тезисы / под общей ред. И.Л. Волгина. – М. : Фонд Достоевского, 2008. – С. 225-227. ISBN 5-902832-03-9. (0, 2 п.л.).
24.Богданова, О. А. Повесть А.М. Горького «Исповедь» в жанровых координатах «идеологического романа» Ф.М. Достоевского [Текст] / О.А. Богданова // Новый филологический вестник: филологический журнал. – М.: РГГУ, 2008. – № 1 (6). – С. 88-101. (1, 5 п.л.).
25.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский [Текст] / О.А. Богданова // Русские писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. П.А. Николаева. – М. : Просвещение, 1990. – Ч. 1 : А-Л. – С. 267-280. ISBN 5-09-003931-3. (2, 0 п.л.). – 2-е изд. : М. : Просвещение, 1996.
26.Богданова, О. А. М.М. Достоевский [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 264-267. (0, 5 п.л.).
27.Богданова, О. А. С.Ф. Дуров [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 287-290. (0, 5 п.л.).
28.Богданова О. А. В.А. Зайцев [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 314-317. (0, 5 п.л.).
29.Богданова, О. А. В.Н. Майков [Текст] / О.А. Богданова // Русские писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. П.А. Николаева. – М. : Просвещение, 1990. – Ч. 2 : М-Я. – С. 5-8. ISBN 5-09-003934-8. (0, 5 п.л.). – 2-е изд. : М. : Просвещение, 1996.
30.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Бедные люди [Текст] / О.А. Богданова // Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература ХIХ века / под ред. д.ф.н. Вл.И. Новикова. – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996. – С. 403-407. ISBN S-7390-0274-X. (0, 5 п.л.).
31.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Белые ночи [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 407-410. (0, 5 п.л.).
32.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Неточка Незванова [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 410-414. (0, 5 п.л.).
33.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Дядюшкин сон [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 414-417. (0, 5 п.л.).
34.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Село Степанчивово и его обитатели [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 418-422. (0, 7 п.л.).
35.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 422-427. (0, 8 п.л.).
36.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Записки из подполья [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 427-430. (0, 5 п.л.).
37.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Игрок [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 430-433. (0, 5 п.л.).
38.Богданова, О. А. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание [Текст] / О.А. Богданова // Там же. – С. 434-438. (0, 8 п.л.).
39.Богданова, О. А. Традиции «идеологического романа» Ф.М. Достоевского в неореалистической прозе Серебряного века [Текст] / О.А. Богданова // Диалог-Вестник РАХИ. – М., 2004. – № 1. – С. 123-142. (2, 0 п.л.).
40.Богданова, О. А. Спасет ли мир красота? (Проблема красоты и женские характеры в романном творчестве Ф.М. Достоевского) : статья-эссе. – Часть I [Текст] // Диалог-Вестник РАХИ. – М., 2006. – № 2. – С. 73-89. (1, 5 п.л.).
41.Богданова, О. А. Проблема красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» : статья-эссе [Текст] / О.А. Богданова // Диалог-Вестник РАХИ. – М., 2007. – № 3. – С. 73-86. (1, 0 п.л.).