- Военная культура общества возникает как эмерджентное свойство культуры и далее существует в двух формах: латентной и явной. В латентной форме военная культура «растворена» в экономической, политической, правовой, нравственной, религиозной и других формах культуры, в силу чего ее целостность трудно зафиксировать, так как она предстает перед нами в явном виде в мирное время как воинская культура (культура военнослужащих). В явной форме военная культура общества проявляется во время войны, приобретая свои четкие очертания и содержательные характеристики по причине резкой ее активизации в борьбе за выживание. И в первом и во втором случае война (потенциальная или реальная) выступает в роли аттрактора (в первом случае странного аттрактора). Философско-культурологическая концепция позволяет представить военную культуру общества, военную сферу и воинскую культуру как целостность в социокультурном пространстве современного российского общества, а также дает возможность связать воедино теорию и практику по проблеме ВКО, аккумулировав усилия индивида, общества и государства в деле надежной защиты Отечества.
- В исследовании военной культуры российского общества, при всем богатстве методологических средств философии культуры, акцент делается, с одной стороны, на менталистике, так как в ментальности фиксируются глубинные, связанные с архетипами российского национального сознания взгляды, установки и ценности, нацеленные на защиту своего Отечества, которые мало подвержены трансформации и не учёт которых на практике приводит к существенному снижению уровня военной культуры общества. А с другой стороны, акцент делается на синергетике, которая позволяет представить военную культуру общества как эмерджентное свойство культуры, выявить формы ее существования в явной и латентной формах и воссоздать целостную модель ее функционирования.
- При определении места военной культуры в системе культуры автор исходит из методологической установки соотношения части и целого. Военная культура в этом случае выступает как одна из форм культуры наряду с политической, экономической, правовой и др. На этапе сложного процесса становления современного российского общества главная теоретическая сложность и практическая задача заключаются в том, чтобы «вписать» военную культуру в социокультурную парадигму современной цивилизации, в лучшие гуманистические традиции российского государства и его вооруженной организации, критически соизмерив ее с позитивным мировым опытом.
- В состав факторов, приводящих к возникновению военной культуры общества и последующей ее автономизации, как правило, включают экономический, политический, этнический, демографический и ряд других факторов. Однако, самым существенным фактором автономизации военной культуры общества является разделение труда и, как следствие, наличие противоречий между различными социокультурными автономиями. Деятельность людей конфликтогенна и в силу этого она сопровождается борьбой на всех уровнях социальной иерархии. По мере автономизации военной культуры общества (появления воинской субкультуры) меняется и ее содержание и форма ее объективации. Это выражается как в тенденции откровенно агрессивного подхода к формулировке установок по отношению к целям вооруженного насилия («стереть с лица земли»), так и в более мягкой формулировке установок, опирающихся на нравственно-правовые категории («принуждение к миру»). В этом контексте автономизация военной культуры общества идет синхронно с эволюцией силового принуждения и особую роль в этом процессе играет личностный фактор (А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, С.П. Королев).
- Автономизация военной культуры достигает своего апогея с формированием воинской (корпоративной) культуры. Трактовка ратного труда, как разновидности труда с последующей его дифференциацией по мере развития культуры, приводит к выделению этого вида труда в относительно самостоятельную область, при этом связь этой субкультуры с культурой общества не теряется. Несмотря на известную герметичность субкультуры военных, ее существование обусловлено отношением общества, государства к армии в целом, и по этой причине воинская культура тысячами нитей связана с культурой общества, а точнее с той ее частью, в которой аккумулируются традиции вооруженной защиты Отечества. Исходя их этого, военная культура - это часть общей культуры общества, а воинская культура - это субстрат военной культуры, которая предстает в идеях, образах и поведенческих традициях, прежде всего военных.
- Контуры военной культуры российского общества в своих главных очертаниях формируются особенностями цивилизационного развития страны. В настоящее время военная культура российского общества самым тесным образом связана с модернизацией страны, в том числе и с политической. Из многообразия факторов влияющих на бытие военной культуры современного российского общества важное место занимают фактор культурного заимствования и религиозный фактор. К процессу копирования следует относиться критически по причине наличия собственной национальной ментальной матрицы, в том числе и в области военной культуры. Не следует переоценивать сегодня и влияние религиозного фактора на функционирование военной культуры российского общества по причине поликонфессиональности, а также специфики самой религиозной веры в современной России.
- Особенности взаимодействия социокультурных детерминант в военной культуре современного российского общества проистекают из того обстоятельства, что в стране происходят существенные изменения в носителях собственности на средства производства, и военная организация в этом случае может выступать как гарантом стабильности, так и орудием общественных изменений. В России выбран путь «быстрой» модернизации, и по этой причине экономика, политика, социальная и духовная сфера развиваются крайне неравномерно, что приводит в свою очередь к гипертрофированному развитию составляющих военной культуры и, особенно, социальной и духовной сфер, и концептуализация военной культуры российского общества позволит увидеть и устранить разрывы в ее функционировании.
- Противоречия военной культуры современного российского общества формируются в условиях модернизации страны, которая проходит при одновременном решении двух задач: изменении политической системы и проведении экономической реформы. В перечень противоречий входят, прежде всего, противоречия между государственным, общественным и индивидуальным уровнями ее функционирования, а также противоречие между режимами функционирования военной культуры общества в мирное и военное время. На функционирование военной культуры влияет и противоречие между уровнем сознательности населения и российской государственной идеологией и военной политикой; между тем, что должно быть и тем, что реально происходит в деле организации защиты Отечества. Обозначенные противоречия военной культуры российского общества не являются исчерпывающими, но они являются достаточными, чтобы утверждать следующее: пока не станет ясно, какая политическая система сложится в России, вектор военной политики и культуры выстроить не представляется возможным.
- Накопившиеся противоречия в военной культуре российского общества привели не только к серьезному дисбалансу внутри ее, но и к дисгармонии культурного развития, и это обстоятельство приводит к выводу о необходимости гармонизации военной культуры российского общества. В качестве принципов, опираясь на которые возможна гармонизация военной культуры российского общества, отмечаются: принцип культурного соответствия, суть которого состоит в том, что любые формы культуры (политическая, экономическая, правовая, военная и т.д.) должны в своих базовых характеристиках соответствовать исходным (ментальным) характеристикам культуры российского общества и опираться на них; принцип преемственности, который в нашем случае означает передачу и усвоение культурных ценностей защиты Отечества от поколения к поколению на основе традиций. Необходимо также иметь в виду, что в современных условиях гармонизация военной культуры без должного участия в этом процессе всего общества является нереальной задачей.
- В качестве основных условий гармонизации военной культуры современного российского общества предлагаются следующие: приведение мышления и сознания гражданского населения и военнослужащих в соответствие с целями и задачами полосы (момента) исторического развития на базе культурной трансмиссии; гражданский контроль над силовыми структурами. В процессе гармонизации военной культуры современного российского общества возможно создание и других условий: соответствие военной культуры демократическому правовому государству с рыночной экономикой, ценностям и традициям российской культуры и др. Однако эти условия являются производными от первых двух. Осмысление сложных военно-политических проблем XXI века значительной частью военнослужащих и населения сегодня осуществляется преимущественно на обыденно-психологическом уровне и, исходя из этого, концептуализация проблем военной культуры российского общества, а не только проблем воинской (корпоративной) культуры армии, позволит осмыслить во всей полноте противоречие между реальным сознанием военнослужащих и населения страны и проводимой, а также планируемой к проведению российской государственной военной политикой. Лишь при условии понятности военной политики населению и самим военнослужащим она будет поддержана народом, а значит, будет иметь шанс на успех.
1)Гребеньков В.Н. Военная культура российского общества. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 312 с. (14,28 п.л.).
2)Грачев В.Д., Гребеньков В.Н., Лысенко В.В. Военные аспекты российской культуры (опыт ментального анализа). – Ставрополь: Изд-во ООО «Мир данных», 2006. – 134с. (8,25/2,75 п.л.).
3)Грачев В.Д., Гребеньков В.Н., Черкасов В.П. Российская молодежь и военная служба: региональные аспекты социокультурной адаптации. – М.: Изд-во «Вузовская книга», 2010. – 192 с. (7,1 п.л./3 п.л.).
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования основных научных результатов докторских диссертаций:
4)Гребеньков В.Н. Военная культура общества: сущность и социальное значение // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – №11. – С.112-119. (0,8 п.л.).
5)Гребеньков В.Н. Военная культура российского общества (исследовательская концепция) // Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск № 44. – 2006. – С.135-141. (0,46 п.л.).
6)Грачев В.Д., Гребеньков В.Н. Особенности языка военной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2006. - № 2 (15).Серия: Социально-экономические науки и искусство. – с.24-29 (0,56/0,28 п.л.).
7)Гребеньков В.Н. Культура как междисциплинарный концепт (аналитический обзор) // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. Спецвыпуск (ПРАВО). – С.72-76. (0,6 п.л.).
8)Гребеньков В.Н. Тенденции эволюции военной культуры современного российского общества // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 45: Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 20. – С.118-124. (0,47 п.л.).
9)Гребеньков В.Н. Роль традиций в формировании военной культуры российского общества // Новосибирск. Философия образования. – №1 (15). – 2006. – С.129-134. (0,55 п.л.).
10)Гребеньков В.Н. Проблема духовно-нравственных оснований российской военной культуры в отечественной философии конца XIX - начала XX века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 1. – С.172-183. (0,59 п.л.).
11)Гребеньков В.Н., Злагодухин А.И. Конфликтный потенциал межкультурной коммуникации как аспект бытия военной культуры общества // Труды академии. – М.: Пограничная академии ФСБ РФ. – 2007. – №43. – С.344-355. (0,61/0,4 п.л.)
12)Гребеньков В.Н. Феноменологический подход к военной культуре общества и ее нравственные основания // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2008. – № 3, июль-декабрь. – С. 268-273. (0,45 п.л.).
13)Героизм, самопожертвование, смерть как составляющие военной культуры российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 9. – С. 76-85 (0,8 п.л.).
14)Региональность в контексте формирования диалога военной культуры и религии // Вестник Башкирского государственного университета. – 2009. - № 2. Том 14. – С. 564-568 (0,63 п.л.).
15)Гребеньков В.Н. Региональные аспекты военной культуры и некоторые характеристики образа военной службы в сознании молодых россиян // Вестник Башкирского университета. – 2009. – №3. – Том 14. – С.933-937. (0,53 п.л.).
16)Гребеньков В.Н. Методологический потенциал концепта «военная культура общества» в исторических и политических исследованиях // Вестник Российского государственного университета имени И. Канта. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 12. – С. 83-90 (0,5 п.л.).
Статьи:
17)Гребеньков В.Н. Военная культура общества как объект научного исследования (историко-антропологический аспект) // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Выпуск XV. Ч.2. – М.: «Век книги-3», 2006. – С.26-30. (0,5 п.л.).
18)Гребеньков В.Н. О философских аспектах исследования истории военной культуры России // Материалы межрегиональной научной конференции «Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ». Выпуск 3. – Ставрополь: СГУ, 2006. – С.24-29. (0,44 п.л.).
19)Гребеньков В.Н. К проблеме оснований анализа военной культуры общества // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Выпуск XV. Ч.3. – М.: «Век книги-3», 2006. – С.23-25. (0,4 п.л.).
20)Гребеньков В.Н. Становление гражданского общества в России и его влияние на формирование военной культуры // Взаимодействие истории науки и философии науки: теоретические и методологические аспекты. – Ставрополь, 2006. – С.73-82. (0,55 п.л.).
21)Грачев В.Д., Гребеньков В.Н. Современные тенденции функционирования военной культуры российского общества в контексте реконструкции единого социокультурного пространства // Материалы научно-практической конференции «Вектор идентичности на постсоветском пространстве», 2 октября 2006 года. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. – С.62-76. (0,75/0,4 п.л.).
22)Гребеньков В.Н. Женщины и военная культура общества // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Женщина в российской армии». – Ставрополь: Изд-во ВВАИУ, 2007. – С.21-27 (0,4 п.л.).
23)Гребеньков В.Н. Война и военная культура общества // Материалы 52 научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – С. 28-32. (0,3 п.л.).
24)Грачев В.Д., Гребеньков В.Н. Военная культура общества и некоторые методологические аспекты региональных политических исследований // Региональные политические исследования: региональный научный журнал. – Армавир, 2007. – № 1. – С.6-12. (0,8 п.л./0,4 п.л.).
25)Гребеньков В.Н. Ценности и ценностные ориентации языка в военной культуре общества // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Выпуск 6. Серия Филологические науки. – Калининград, 2007. – С.37-45. (0,55 п.л.).
26)Гребеньков В.Н. Военная культура общества как предмет исторического познания // Актуальные проблемы исторического и обществоведческого образования в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Армавир, 28-29 марта 2008 г.) / Научн. ред. А.А. Вартуманян. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2008. – С. 118-121. (0,46 п.л.).
27)Гребеньков В.Н. Духовные ценности российской военной культуры // Научное обозрение. – 2008. – №2. – С.77-81. (0,44 п.л.).
28)Гребеньков В.Н. Патриотизм как одно из важнейших условий развития военной культуры российского общества // Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СГУ. 2008. – 11с. (0,48 п.л.).
29)Гребеньков В.Н. Военная культура и политика: точки соприкосновения // Политика и силовые структуры на Юге России /Отв. Редактор В.В. Черноус / Южнороссийское обозрение центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 58. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. – С.7-14. (0,41 п.л.).
30)Гребеньков В.Н. О смысле смысла войны // Трансформация образов и смыслов действительности в контексте глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы / Материалы международной научно-практической конференции (Невинномысск, 24 апреля 2009 года). – Невинномысск: НГГТИ, 2009. – С.72-77. (0,46 п.л.).
31)Гребеньков В.Н. О некоторых гранях взаимодействия военной культуры общества и патриотизма // Патриотизм и гражданственность в структуре жизненного мира молодых россиян»/ Материалы круглого стола в филиале РГСУ, 29 июня 2009 г. Филиал РГСУ в г. Каменске-Шахтинском. – Ростов/н/Д: АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. -- С.22-31
32)Гребеньков В.Н. Реалии отношения молодежи к военной службе в современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Кавказ – наш общий дом» (Ростов-на-Дону, 18-19 сентября 2009 г) / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. – С. 205-209. (0,4 п.л.).
33)Гребеньков В.Н. Принцип гуманизма и военная культура общества // Материалы научно-практической конференции «Принцип гуманизма в перспективе XXI века». Научно-методический сборник. – Голицыно: Изд-во ГВИ ФПС РФ, 2002. – С.9-12. (0,13 п.л.).
34)Гребеньков В.Н. Проблема соотношения языка и мышления в военной культуре общества // Язык и мышление: Психологические и лингвистические проблемы аспекты: Материалы IX Международной научной конференции (Ульяновск, 13-16 мая 2009 г.). /Отв. Ред. Проф. А.В. Пузырев. – М.; Ульяновск: Институт языкознания РАН; Ульяновский гос. ун-т, 2009. – С.72-74. (0,13 п.л.).
35)Гребеньков В.Н. Культура военного времени: к проблеме автономизации // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том III. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С.47-48. (0,1 п.л.).