Научная тема: «БИОМОРФИЗМ КАК СИСТЕМА ОБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРЕ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2011
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1) Образы живой природы определены как биоморфные и биологические, т.е. как смоделированные и воспринятые буквально. Поскольку «биоморфизм» рассматривается как система образного моделирования с помощью образов живой природы, развитие этой системы, обладающей способностью накапливать и передавать информацию, является предметом научных изысканий. Понятие «биоморфизм» содержит в себе множество смысловых пластов, выступая своего рода концептуально-семантической системой, смысловое поле которой менялось по мере появления и развития всё новых семантических слоёв. Порождение новых смыслов и форм рефлексировалось обществом как образы его идентичности, а культурная форма становилась отражением индивидуального, национального и социального в создаваемом искусственном объекте. Биоморфизм играл роль генерализующей модели, обладающей значительным направляющим действием и эвристическим потенциалом. Замечено, что на ранних этапах развития общества преобладали биоморфные образы, но наряду с ними в архитектурных сооружениях древних речных цивилизаций стали использовать геоморфные, в культовых сооружениях средневековой Индии появился техноморфизм.

2) Биоморфные образы, созданные в дальневосточных культурах, в частности китайской, конструируются так, что каждый из них является генератором смыслов, не только сообщая о качественной стороне объекта, но и настраивая сознание на глубинное восприятие структур Универсума. Количество воспринятых предметов отличается от их реального множества. В дальневосточной культуре появилось представление о «видимом» и «невидимом» - иллюзорном и истинном существовании. Изначально здесь были заложены  бинарность и бистабильность биоморфного образа, буквального воспроизведения объектов окружающего мира до появления европейского искусства на этой территории не существовало.

3) В основе мусульманской культуры лежит противопоставление «почитаемого» и «попираемого», а также сосуществование геоморфного и фитоморфного составляющего (наиболее часто - флороморфного). Камень и цветок - визуальный код мусульманской цивилизации. Иные образы регламентированы и скрыты в растительном орнаменте, в зависимости от региона происходит полный или частичный отказ от антропо- и зооморфизма. Информативно значимыми являются изображения на основе формы и ритма арабской вязи и поэтических текстов («лингвизация» орнаментальных изображений). В контексте фитоморфизма сформированы «горные» и «равнинные» группы изображений. Наиболее строгие запреты в Средней Азии.

4)  Европейская культура сформирована с опорой на образную систему окружающей природы. Заимствование природных образов представляет собой как прямое и буквальное подражание,  так и опосредованное, неявное обусловленное функциональной необходимостью. Начиная с античности, сторонники первого направления уверены в том, что искусство и культура обречены на вечное подражание природе, а их противники  противопоставляют им идею о могуществе человека, который может создать то, чего не может природа. Существует и третий вариант, приверженцы которого не видят особенной разницы между природой и искусством. Искусство понимается здесь как род природы, обрабатывающей материю извне, а природа - как искусство, формирующее материю изнутри. В современной культуре подражание природе и природоподобие - самостоятельные  ветви художественной методики, созидающие образы  среды с помощью природных элементов и в тесном взаимодействии с зодчеством, скульптурой, произведениями монументального и декоративного искусства, музыкой. Познание природы помогает развитию науки и искусства. Преодолевая кризис культуры, вырабатываются стратегии решения проблем современного общества и обретения места, в котором человек ощущает гармонию мироздания.

5) Образы живой природы в древней и средневековой культуре Руси в большинстве случаев ограничены биоморфными. Изображения этого времени классифицированы по принципу свой-чужой.  Изучение контекстов «свой - чужой» в рамках русской семантической оппозиции «лес и степь» отражают корреляцию понимания «степи» как чуждой и враждебной стихии для человека, а также её окультуривание и превращение отдельных участков в русское поле, которое так часто в философии XIX-XX вв. соотносят с русской душой, её широтой, бесконечностью и светлым началом. Трансформации подвергается и трактовка русского леса. Семантическая оппозиция «лес и степь» становится сосредоточением борьбы не только светлого и тёмного, «своего» и «чужого», но и конгломератом культурных взаимовлияний западного и восточного. Природная среда формирует зеркало борьбы реального и воображаемого, тенденций народного, культового и светского искусства.

6)  Упорядочение системы визуальных образов внешнего мира связано с социокультурным опытом человека и обусловлено априорными формами и структурами, задающими параметры зрительного восприятия. Природные образы становятся аттракторами, направляющими динамику перцептивной системы, задают возможность творческого процесса порождения новых структур в искусственной среде. Наибольшее количество инвариантов формы наблюдается на примере живой природы, здесь же обнаруживается заметная градация между непосредственно воспринимаемым объектом и представлением об этом объекте. Причинами, обусловившими инварианты этой образной системы в контексте искусственной среды, можно назвать функциональные характеристики отображения. В практике моделирования искусственной среды с помощью природных образов необходимо учитывать законы равновесия не только физического, но и психического. Эти особенности учтены в длинном перечне композиционных методик, применяемых как в двумерном, так и в трёхмерном пространстве.

7) Истоками  феноменов биоморфизма и геоморфизма в контексте психологии восприятия признаются специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности - ощущение, восприятие, представление, воображение и мышление. Выявлено, что биоморфизм и геоморфизм конструируются в процессе продуктивного воображения. Гео- и биоморфизм объединены в экоморфизме. (Понятие «экоморфизма» введено В.А.  Паком для обозначения природных образов). В продолжение этой идеи, геоморфизм и биоморфизм объединены нами в единую систему экоморфизма, понимаемого теперь как образы, сконструированные подобно природным.

8) Биоморфизм включает как иррациональные, так и рациональные построения. Это попытка научно-теоретического моделирования искусственной среды, основанная на принципе ориентирования впечатлений зрителей на определенные, сформированные человеческим сознанием образы, которые давно перешли в категорию коллективного бессознательного  - это знаки-символы, которые также имеют отношение к иконическим знакам. Вводится понятие «биоморфная структура», которая рассматривается как разновидность семиотики биоморфных образов, их рациональная составляющая, конгломерат формулы, образа и композиционного приема. Метод биоморфных структур концентрирует формоаналитический способ построения. Наличие этих структур обусловливает применение точных методов к художественному тексту. Биоморфные структуры «распределяют места» для акцентов, а главное - определяют место нахождения точки кульминации, точки, к которой тяготеет внимание зрителя. Следовательно, избранная структура определяет центр композиции, не совпадающий с его геометрическим центром. Равновесие в этом случае может достигаться с помощью законов золотого сечения. Антропо-, зоо-, фитоморфизм как составляющие биоморфизма созданы по законам продуктивного воображения, которое занимается образным конструированием на основе уже существующего материала. Растительные образы, анималистические образы и реалистические образы человека могут, во-первых, рассматриваться как более широкое понятие, во-вторых, как образы, построенные на основе репродуктивного воображения. В отличие от репродуктивного воображения, которое воспроизводит реальность в том виде, какова она есть и напоминает восприятие или память,  продуктивное воображение занимается образным конструированием на основе уже существующего материала.

9) Установлено постепенное исчезновение экоморфных образов из семантики архитектурного декора втор. пол. XIX - нач. ХХ вв. Визуальный код модерна - точка бифуркации, переход от биоморфных к техноморфным формам. Эволюция от антропоморфных структур классицизма к зооморфизму эклектики и фитоморфизму модерна привела к тому, что в дальнейшем природные образы оказались надолго забыты, и лишь в постмодернизме мы видим призрачную кальку с мотивов прошлого, а органи-тек являет собой возрождение биоморфизма в современной архитектуре.

Выявлено, что на протяжении последних двух веков произошло постепенное исчезновение биоморфных образов: от антропоморфизма классицизма и зооморфизма эклектики перешли к фитоморфизму модерна и совершенно отказались от биоморфных форм в конструктивизме и функционализме. В настоящий момент это привело к видеокатастрофе в мегаполисах. Для всех современных городов выделены следующие категории видеокатастроф: исчезновение природного компонента как формообразующего, градообразующего и культурообразующего; исчезновение открытых пространств и живописных высотных доминант; исчезновение исторических зданий или искажение их облика как материальной памяти города; исчезновение исторического образа города в литературе, живописи и фотографии как памяти о городе; исчезновение исторической части города - «обезличенный» город. Выявлено, что творческие методы с применением биоморфизма как стратегии решения проблем видеоэкологии задействуют разнообразные архитектурные формы, которые должны  гармонично  сочетаться   с  природой. Возможно, биоморфные формы зданий станут  одним  из  самых  действенных способов достижения гармонии с окружающей средой. В идее биоморфной архитектуры заложены не только определённые типы формообразования, но и возможности конструктивной системы к изменению, а также потенциал строительного материала. Структура, элементы структуры и её трансформация предположительно могут быть использованы как стратегия развития архитектуры будущего.  В настоящий момент представляется возможным использовать приём «вживляемости» строительного объекта, смоделированного системой биологических образов, в природную среду; будучи инородным телом, он не должен разрушать линию и ритм природы. Для этого нужно изучить конкретные примеры применения моделей биоморфных образов, из которых наиболее интересными являются образы, созданные в эпоху модерна, - точку бифуркации образной системы Европы и, в частности, России.

10)  «Зооморфизм» - термин, обладающий множеством дефиниций. Его определения варьируются от очень узкого понимания как «религиозного мировоззрения, представляющего божество в образах животных», до более широкого, в котором зооморфизм рассматривается как «уподобление животному, наделение качествами, присущими животным, изображение в виде зверя, птицы», или  как «моделирование явлений окружающего мира в образах строения и поведения животных». Художественный язык трёх направлений русского модерна воплощал самые различные тенденции в контексте этого стиля  - развернутость, вогнутость, надломы, разрывы, уравнивание размеров, округлость, кольцевидность, подобие, S-образность, кручение. В языческой культуре очевидна связь зооморфизма с магией и магическими действиями. Так, например, в названии отдельных деталей деревянного зодчества мы встречаем зооморфизмы в терминологии: конёк, кобылка, козлы, соединение брёвен «в лапу». В парковых ансамблях эпохи барокко присутствует тератоморфизм: деревья любили стричь в форме чудовищ, но это характерно не только для русского искусства. Самыми популярными анималистическими образами в русской культуре, как и в европейской культуре XIX-ХХ вв., становятся львы и орлы и в разных материалах и стилизациях. Насекомых можно выделить в отдельную группу. Изображение их за редким исключением (Крито-микенская цивилизация - бабочки и культура инков - бабочки и жуки, китайская цивилизация - бабочки) отсутствовало в древних цивилизациях. Однако во второй половине  XIX  и начале ХХ вв. интерес к этим образам, привнесённый из западной культуры (а в западную ­- из восточной), появляется в искусстве эклектики и модерна России, например, в Саратове - это пауки и бабочки. В столь непопулярной эклектике в наибольшей степени были заметны  попытки возродить именно зооморфные образы (особенно часто мы это видим в металлическом декоре 70-х гг.  XIX в. и 10-х гг. XX).

11)  Успех применения фитоморфизма в декоре фасадов заключается в том, что за основу брали линии, связанные с наиболее приятными сравнениями и ассоциациями: это линии рассыпанных, струящихся волнами волос, линии тонких стеблей цветов и самих соцветий, морских волн. Растительный орнамент в архитектурной среде стиля модерн представляет собой устойчивый набор элементарных форм, которые формируют базу для создания каждой возможной вариаций. Самые распространённые из них - фитоморфные,  среди которых самые эффектные - флоральные. Цветущая ветвь, декоративные фрагменты (цветок, лист, веточка) составляют растительный организм, представленный весьма часто с корнями. Иногда сохраняются классические формы - венок, гирлянда, букет. В формообразовании модерна классика играет подчиненную роль, на первом плане два изображения - растительный организм и структура отдельного образа. Архитектура этого стиля заимствует свои формы и концепцию «сооружения-организма» из природы: солнце, цветы, ягоды, птицы. Первоначально фитоморфизм находит воплощение своих принципов через стилизованный орнамент, в частности через обращение к природным, растительным формам. Имеет место и наличие синтеза искусств, поскольку орнаментом в стиле модерн занимаются в основном живописцы, изначально не имеющие отношения к декоративно-прикладным видам искусства, коим является орнаментика. Затем на основе структуры «удар бича», S-образных и спиралевидных линий, похожих на вытянутую волну, появились приёмы построения асимметричных фасадов модерна.

12) Сравнительный анализ чертежей саратовских православных церквей XVIII - нач. XX вв. приводит к выводу о доминировании в их строении трехчастных структур золотого сечения типа φ223 = (шпиль + купол) : (четверик или барабан) : (основной объем), что соответствует пропорциям трехчастного антропоморфного паттерна (голова + торс) : (бедро) : (голень + стопа). Эти членения по высоте выразительно выделяются поясками, карнизами, изменениями форм и объемов. Из двадцати одной церкви г. Саратова трехчастное строение в виде антропоморфных паттернов имеет одиннадцать колоколен и восемь основных объемов. Проведенный анализ московских и саратовских храмов, рассмотренных через призму антропоморфных структур, позволяет выявить следующие закономерности:

а) величина  j = 0,618  от общей высоты (от уровня земли до подкрестного яблока) приходится на конек кровли бесстолпных храмов Москвы, церкви Ивана-Воина и саратовских: Троицкого собора и Крестовоздвиженской церкви;

б) в «традиционной» схеме храмов величины  φ = 0,618  и  φ2 = 0,382  от общей высоты подчеркивают карниз или конек кровли храма, переход от более массивных элементов к более изящным и зрительно более легковесным;

в) в пятикупольных храмах (Саратовских с колокольней и Московских без колокольни) применялась трехчастная система:

  • верхняя часть - от подкрестного яблока главного купола до основания малых куполов (высота  ≈ φ2);
  • средняя часть - от основания малых куполов до архитектурных акцентов карниза (высота  ≈φ3 = 0,236);
  • нижняя часть - от карниза до уровня земли (высота  ≈ φ2);

г) в «комплексной» схеме наблюдается выделение восьмерика: его основание находится на высоте φ2, а верх - на высоте φ от общей высоты;

д) планы храмов Москвы и Саратова имеют значительные отличия (исключение составляют Нерукотворно-Спасская в Саратове и церковь из альбома Казакова), но в то же время имеются общие закономерности: длина плана (с абсидой или без) обычно соответствует высоте храма или составляет величину φj  от высоты;

е) колокольни в плане обычно имеют квадратную форму, сторона квадрата равна приблизительно φ3 от высоты колокольни.

Доказано на конкретных примерах, что имеет место общая тенденция упрощения структур в архитектуре на отрезке времени от XIX до середины ХХ века (антропоморфизм классицизма, зооморфизм эклектики, фитоморфизм модерна, геометрические формы конструктивизма), подведение итогов в постмодернизме и формирование нового восхождения в органитеке. Модерн становится той отправной точкой, в недрах авангардного течения которого зарождаются тенденции к упрощению и полному отрицанию биоморфных форм.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Байкова Е.В. Биоморфизм как источник смыслообразования в культуре (на примере русской архитектуры втор. пол. XIX – нач. ХХ века) / Е.В. Байкова. Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2010. 200 с. [12,5 п.л.].

2. Байкова Е.В. Формирование новой парадигмы моделирования в архитектуре XXI века / Е.В. Байкова // Фундаментальные проблемы культурологии: Коллективная монография. Т. VI: Культурное наследие: от прошлого – к будущему. М., СПб: Новый хронограф – Эйдос, 2009. С. 321-336. [1 п.л.].

В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

4. Байкова Е.В. Система биоморфных моделей в культуре России / Е.В. Байкова // Вопросы культурологии. 2007. №8. С. 17-21 [0,4 п.л.].

5. Байкова Е.В. Биоморфизм как метод образного моделирования в пространственных искусствах / Е.В. Байкова // Вопросы культурологии. 2007. №10. С. 18-20 [0,3 п.л.].

6. Байкова Е.В. Формообразование латентных композиционных структур в пространственных искусствах / Е.В. Байкова // Обсерватория культуры. 2007. №6. С. 28-35 [0,5 п.л.].

7. Байкова Е.В. Человек и среда в культурном пространстве города / Е.В. Байкова // Вопросы культурологии. 2008. №12. С. 66-68 [0,3 п.л.].

8. Байкова Е.В. Формирование новой парадигмы моделирования в архитектуре XXI века / Е.В. Байкова // Вопросы культурологии. 2009. №3. С. 82-85 [0,3 п.л.].

9. Байкова Е.В. Природа как источник смыслообразования в культуре Западной Европы / Е.В. Байкова // Обсерватория культуры. 2009. №4. С. 4-11 [0,5 п.л.].

10. Байкова Е.В. Семантическая оппозиция «лес и степь» как архетипы русской культуры в контексте языческой и христианской традиции изображения / Е.В. Байкова // Вопросы культурологии. 2010. №2. С. 79-83 [0,3 п.л.]

11. Байкова Е.В. Фитоморфизм как источник смыслообразования в культуре русского модерна (на примере провинциальной архитектуры Среднего Поволжья) / Е.В. Байкова // Вопросы культурологии. 2010. №8. С. 73-78 [0,4 п.л.]

12. Байкова Е.В. Формирование новой парадигмы моделирования в архитектуре России. / Е.В. Байкова // Знание. Понимание. Умение. 2010. №4. С.169-174 [0,4 п.л.]

13. Байкова Е.В. Анималистические образы как источник смыслообразования русской культуры второй половины XIX – начала ХХ века (на примере архитектурного декора г. Саратова) / Е.В. Байкова // Вопросы культурологии. 2011. №3. С. 41-47 [0,4 п.л.]

14. Байкова Е.В. Биоморфные структуры в пространстве города / Е.В. Байкова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. №2 (53). Вып. 1. С. 227-232 [0,4 п.л.]

Публикации в других изданиях

15. Байкова Е.В. Экспресс-метод определения пропорций / Е.В. Байкова, А.В. Волошинов / Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика: материалы семинара-совещания. Нижний Новгород: Изд-во Архитектурно-строительной академии, 1997. С. 313-315.

16. Байкова Е.В. Пропорционирование в исследовательских проектировочных работах / Е.В. Байкова, В.В. Кудрявцев, Е.В. Байков // Новые информационные технологии: тез. докл. Международной школы-семинара. Судак: Изд-во Симферополь. гос. ун-та, 1997. С. 56-57.

17. Байкова Е.В. «Черный квадрат» Малевича. Геометрия / Е.В. Байкова, А.В. Волошинов // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: межвуз. науч.-метод. сб. Саратов: СГТУ, 1998. С. 166-169.

18. Байкова Е.В. Антропоморфные паттерны как метаязык искусства / Е.В. Байкова, А.В. Волошинов // IV International Conference Non Linear World. Languages of Science - Languages of Art. Abstracts. Suzdal. 7-12 June, 1999. M.: Изд-во МГУ, 1999, С. 15.

19. Байкова Е.В. Психологические исследования Кандинского в Баухаузе и коллективное бессознательное / Е.В. Байкова // Акмеология: Психологическая культура развивающегося общества. Саратов: Слово, 1999. С. 55-57.

20. Байкова Е.В. Человек как мера искусства / Е.В. Байкова, А.В. Волошинов//«М ОСТ». Ежемесячный информационно-аналитический журнал для промышленников. 1999. №11 (31). С. 55-56.

21. Байкова Е.В. Символика композиционных построений в творчестве В.Д. Поленова / Е.В. Байкова //Художественные коллекции музеев и традиции собирательства. Материалы VI Боголюбовских чтений. Саратов: Слово, 1999. С. 128-135.

22. Байкова Е.В. Психология репродуктивного мышления в изобразительном искусстве / Е.В. Байкова // Акме. Психология творчества: межвуз. науч. сб. Саратов: СГТУ, 2000. С. 73-79.

23. Байкова Е.В. Антропоморфные паттерны как метаязык искусства. / Е.В. Байкова, А.В. Волошинов // ЯЗЫКИ НАУКИ  ЯЗЫКИ ИСКУССТВА/ Общ. ред. З.Е. Журавлевой, В.А. Копцика, Г.Ю. Ризниченко. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 322-330.

24. Байкова Е. В. Антропоморфные меры. Связь времен / Е.В. Байкова // [электронный ресурс] http://journal.seun.ru/j2000_2r/cult/BaikowaEV.htm

25. Байкова Е. В. Архитектоника композиционных построений в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова / Е.В. Байкова // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: межвуз. науч.-метод. сб. Саратов: СГТУ, 2001. С. 166-169.

26. Байкова Е. В. Антропоморфные образы в пространственных искусствах. Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции / под ред. проф. А.В. Волошинова. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. С. 271-274.

27. Байкова Е.В.Дуалистические тенденции в современной архитектуре / Е.В. Байкова, Ю.Л. Шалбурова // Социальные и духовные основания общественного развития: межвуз. науч. сб. Саратов: СГТУ, 2004. С. 136-142.

28. Байкова Е.В. Гармония визуальных образов в эстетике трансмутаций современного города. / Е.В. Байкова // Город: глобальные перспективы и местные контексты: межвуз. сб. науч. ст. Саратов: СГТУ, 2005. С. 81-86

29. Байкова Е.В. Пространственное построение культурного ландшафта Саратова. / Е.В. Байкова // Основания и парадигмы современного общественного развития. межвуз. науч. сб. Ч. 1. Саратов: Научная книга, 2005. С. 228-232.

30. Байкова Е.В. Традиции формообразования металлических элементов декора в архитектуре Саратова. / Е.В. Байкова // Современный город: повседневность и экстремальность. сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2006. С. 267-272

31. Baykova E.V. Latent Structures of impressionism / E.V. Baykova // Proceedings of the XIX Congress of the International Association of Empirical Aesthetics. Laboratoire Culture et Communication, Universite d’Avignon et des Pays de Vaucluse, August 29-1 september 2006. S. 925-929

32. Байкова Е.В. Гармония визуальных образов в городской среде / Е.В. Байкова // Первый российский культурологический конгресс. The First Russian Congress in Cultural Research. Санкт-Петербург, 25-29 августа 2006 года. СПб: Эйдос, 2006. С. 261.

33. Байкова Е.В. Проблемы и стратегии развития охранного градорегулирования современного города / Е.В. Байкова, Е.В. Цыганова // Пространство города: социокультурный срез: сборник научных трудов. Саратов: СГУ, 2006. С. 32-25.

34. Байкова Е.В. Категории видеокатастроф в контексте городской среды / Е.В. Байкова // Обеспечение сохранности памятников культуры: традиционные подходы - нетрадиционные решения. материалы V Международной конференции, 24-26 октября, СПб: Российская национальная библиотека, 2006. С. 52-57.

35. Байкова Е.В. Конфликт техно- и биоморфного в пространственных искусствах России ХХ века / Л.Ш. Багдасарян, Е.В. Байкова, Н.Н. Борисова, С.В. Голубев, И.В. Горина и др. // Новый век: гармония природы и интеллекта: учеб. пособие для самообразования. СПб: Копи-Парк, 2007. С.83-85 [0,2 п.л.]

36. Байкова Е.В. Проблема формирования новой парадигмы моделирования в архитектуре XXI века. / Е.В. Байкова // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». СПб: Эйдос, Астерион, 2008. С. 416 [0,1 п.л.]

37. Байкова Е.В. Лосева Е.С. Саратовское градостроительство эпохи классицизма / Е.В. Байкова // Реабилитация жилого пространства горожанина: материалы IV-й научно-практической конференции студентов и аспирантов им. В. Татлина Пенза: ПГУАС, 2008. с. 27-32 [0,4 п.л.]

38. Байкова Е.В. Природа как источник смыслообразования в истории художественной культуры. / Е.В. Байкова // Филология-искусствознание-культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия: Междунар. науч. конф.: тез. докл и сообщ. / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии и др.; ред-сост. Н.А. Кочеляева. М., 2009. С. 6 [0,1 п.л.]

39. Байкова Е.В. Проблема урбанистического пространства в контексте синергетической парадигмы / Е.В. Байкова // Синергия культуры и динамика культурных процессов: сб. науч. ст. Саратов, 2009. С. 185-187 [0,2 п.л.]

40. Байкова Е.В. Бугаева Н.С. Проблема взаимодействия естественной и искусственной природы в контексте городской среды. / Е.В. Байкова, Н.С. Бугаева // Синергия культуры и динамика культурных процессов. Сборник научных статей / Саратов, 2009. С. 197-200 [0,3 п.л.]

41. Байкова Е.В. Растительные мотивы неорусского стиля в архитектурном декоре провинциального города / Е.В. Байкова // Российская провинция: опыт комплексного исследования: материалы науч. практ. конф., 30 сент.-2 окт. Саратов, 2009. С. 194 – 202. [0,6 п.л.]

42. Байкова Е.В. Образ города в контексте урбанистического пространства/ Е.В. Байкова // Культура и интеллигенция России XVIII-XXIвв.: Юбилейные события. Образы города. Историческая память горожан. Новосибирск: Сф РИК, 2009. С. 57-58 [0,1 п.л.]

43. Baykova, E. Regularities of Latent Structures Formation in Architecture Russian Classicism / E. Baykova // Proceedings of the XXI Congress of the International Association of Empirical Aesthetics, Dresdener Universite, August 25-28, 2010. S 20 [0,1 п.л.]

44. Baykova, E. Regularities of Latent Structures Formation in Architecture Russian Classicism // Proceedings of the XXI Congress of the International Association of Empirical Aesthetics, Dresdener Universite, August 25-28, 2010. CD – диск. Aesthetics and Design 2010 [0,3 п.л.]

45. Байкова Е.В. Формирование новой парадигмы моделирования в архитектуре XXI века / Е.В. Байкова // Культурное многообразие: от прошлого к будущему: материалы второго российского культурологического конгресса. Тексты участников Второго Российского культурологического конгресса с международным участием (Санкт-Петербург, 25–29 ноября 2008). Раздел III. Культурное наследие и современность. 4. Культурное наследие и современный мир — СПб: Эйдос, 2010. С. 2522-2540 [1,1 п.л.]

46. Байкова Е.В. Проблемы видеоэкологии в контексте российского города/ Е.В. Байкова // Экология: синтез естественнонаучного, технического и гуманитарного знания: материалы Всерос. науч.-практ. конференции, Саратов, 19-22 октября 2010 г. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. С. 423-424. СD – диск. [0,1 п.л.]

47. Байкова Е.В. Закономерности формирования латентных антропоморфных структур в архитектуре русского классицизма / Е.В. Байкова // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: тезисы докладов и сообщений. СПб: ЭЙДОС, 2010. С. 451 – 452. [0,1 п.л.]

48. Байкова Е.В. Детерминация практики моделирования искусственной среды с помощью природных образов / Е.В. Байкова // Цивилизация и человек: сб. науч. тр. Саратов, 2010. С. 142-144 [0,3 п.л.]

49. Байкова Е.В. Аксиологические установки в парадигме моделирования современной архитектуры / Е.В. Байкова // Философия – философия культуры – культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия. Международная научная конференция: тезисы сообщений и докладов. (Белые Столбы, 7–9 апреля 2011 г.) Москва, 2011. С. 7 [0,1 п.л.]

50. Baykova E. Biomorphism as an image modeling system in culture (on the material of Russian architecture of the second half of XIXth – beginning of the XXth century) / E. Baykova // 5th Annual Doctoral Colloquium Architectural Aesthetics, Building Composition & City Design, May 12-14, 2011. [0,4 п.л.]