- Физическая картина мира - это предельный, завершающий уровень систематизации знания, высшая форма научного синтеза, делающего целостным видение мира, которое включает в себя фундаментальные физические и философские идеи, физические теории, наиболее общие понятия, принципы и методы, которые приобретают иное, чем в физической теории, философско-методологическое значение, позволяя создавать единые системы физической мысли, обеспечивать условия для раскрытия предметной области науки.
- Взаимосвязь между физической картиной мира и философскими положениями опосредованна, противоречива и сложна, и её формирование и использование в процессе познания представляет творческий акт. Физическая картина мира выступает связующим звеном между содержанием физических теорий и общими философскими принципами, такими, как принцип материального единства мира, детерминизма, системности, преемственности и т. д.
- Опыт исторического развития физики показывает, что каждая физическая картина мира имеет свои границы, которые обнаруживаются самим ходом развития физики, открытием новых фактов, выявляющих действие новых законов природы. Открытие таких границ прежней картины мира ведет к расширению и углублению знания и открытию новых путей изучения мира, а в конечном счете - к новой картине мира.
- При всех формированиях физических картин мира, рассматриваемых как целостные системные образования, имеет место преемственность между сменяющимися картинами в духе определенной интерпретации общеметодологического принципа соответствия. При этом истоком для принципиального обновления физической картины мира служит появление новой фундаментальной физической теории, которая принимается научным сообществом как чрезвычайно значимая научная парадигма.
- Исторические типы научной рациональности содержательно связаны с соответствующими этапами смены картин мира. В ходе смен физических картин мира радикально меняются содержательные смыслы понятий, принципов, идеалов и норм познания, которые вкладываются в понятие «тип научной рациональности». Знание о типах научной рациональности формировалось как в процессе философско-методологической рефлексии в отношении реальной исторической эволюции научного знания, так и в процессе создания научных картин мира.
- Становление неклассического типа рациональности не только разрушило классический принцип объективности, привычные дискретно-телесные представления о реальности, но и выявило неоднозначность онтологии вещности, детерминировало внедрение процессуальных описаний, что привело к появлению в нашем культурном поле зачатков новой версии науки - глобального эволюционизма, универсальной теории развития. Идея универсального эволюционизма как доминанта синтеза знаний в современной физике выступает как стержневая идея всех существующих физических картин мира и является базисом для построения целостной картины мира.
- Нелинейность, самоорганизация, открытость, сложность, бифуркация, когерентность, аттрактор, хаос, случайность как важнейшие системообразующие понятия новой физики инициировали формирование новой парадигмы, в рамках которой все эволюционные процессы, происходящие в мире (от возникновения вселенной до социокультурной динамики), есть единый целостный процесс самоорганизации всего сущего.
- Фундаментальным фактором, определяющим онтологическое единство всех эволюционных процессов, развивающихся на разных уровнях организации материи, выступают нелокальные, атемпоральные семантические протоструктуры квантового вакуума. Самоорганизация проявляется как внутреннее свойство физического вакуума, сложные структуры которого суть первооснова, формирующая свойства нашего мира как целого.
- Спонтанное нарушение симметрии лежит в фундаменте представлений о глобальной эволюции, задает направленность космологической «стрелы времени». По отношению к содержанию современного физического знания эта идея выступает и как целевая и нормативная установка познания, и как основа для упорядочения и систематизации физического знания с целью создания новой картины мира.
- Физический вакуум является носителем всех потенциальных свойств Вселенной, имеет сложную квантово-топологическую структуру и представляет собой совокупность структур в «искривлениях» и «расслоениях» пространства и времени. Именно на уровне вакуума происходят процессы превращения так называемого «ничто», в конечном счете, в макроскопическую Вселенную. Вакуум эволюционирует и существует в режиме самоорганизации. Формирующаяся теория физического вакуума существенно не только изменяет мировоззренческое представление о мире в целом, но и приводит к коренной перестройке всей постнеклассической картины мира и становлению новой современной физической картины мира.
1.Раджабов О.Р. Физическая картина мира в аспекте классической, не-классической и постнеклассической рациональности. - М.: МПГУ «Прометей», 2010. – 316 с. 20 п. л.
2.Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Формирование естественнонаучной картины мира. - М.: Наука, 2006. – 216 с. 13,5 п. л. (авторский вклад - гл. 1. - С. 3-71, гл. 2. - С. 98-121, гл. 3. - С. 153-216. 9,6 п. л.)
Статьи, опубликованные по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ
3.Раджабов О.Р. Некоторые аспекты научной картины мира классической рациональности // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2011. – Вып. № 5. - С. 322-327 (0,8 п. л.).
4. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Особенности научного и религиозного мировозрений // Исламоведение. - 2011. - № 2 (8). - С. 101-106 (0,7 п. л. /0,4 п. л.).
5. Рабжабов О.Р. Философско-методологические аспекты синергетики и нелинейная картина мира // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 54-59. - С. 112-113 (0,5 п. л.).
6. Раджабов О.Р. Физическая картина мира в философии // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 49-54. -С. 111-112. (0,5 п. л.).
7. Раджабов О.Р. Философско-методологические основы квантовой картины мира // Гуманизация образования. - 2009. - № 1. - С. 125-130 (0,45 п. л.).
8. Раджабов О.Р. Квантово-релятивистская картина мира как обобще-ние квантовой и релятивистской парадигм // Гуманизация образования. - 2009. - № 2. - С. 10-15 (0,5 п. л.).
9. Раджабов О.Р. Проблема «парадигмы» в научном познании и фило-софской онтологии // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 5. - С. 303-313 (0,7 п. л.).
10. Раджабов О.Р. Глобальный эволюционизм как методологическая основа формирования физической картины мира XX в. // Преподаватель. XXI век. - 2009. - № 1.4.1. - С. 292-299 (0,5 п. л.).
11. Раджабов О.Р. Парадигмы самоорганизации в нелинейной картине мира // Гуманизация образования. - 2009. - № 6. - С. 16-22 (0,6 п. л.)
12. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Физические идеи о единой теории поля // Вестник Дагестанского научного центра. - 2007. - № 28. - С. 89-95 (0,45 п. л./0,3 п. л.).
13. Раджабов О.Р. Истоки становления естественнонаучной картины мира в арабо-мусульманском Востоке // Преподаватель. XXI век. 2007. № 6. - С. 179-185 (0,5 п. л.).
Учебники
14. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2009. – 539 с. 33,8 п. л./ 16,0 п. л.
15. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2004. - 692 с. 43,2 п. л./20,5 п. л.
Учебные пособия и брошюры
16. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К., Садыков Н.М. Концепции современного естествознания: Учебник. - Казахстан: Актау, 2007. – 212 с. 17,6 п. л. / 6 п. л.
17. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Практикум по курсу «Концепции современного есте¬ствознания»: Учебное пособие. - Махачкала: Юпитер, 2000. – 256 с. 18 п. л./10 п. л.
18. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания (некоторые аспекты естественнонаучной картины мира): Учебное пособие. - Махачкала: Юпитер, 1997. – 225 с. 12 п. л./ 6,5 п. л.
19. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Вселенная: Происхождение и эволюция мира. - Махачкала: ДГУ, 1997. - 32 с. 2 п. л. /1 п. л. (Бро¬шюра).
Научные статьи, материалы выступлений
20. Раджабов О.Р. Концепция темной энергии в современной научной картине мира // Современные проблемы развития общества: экономика, пра¬во, философия и социология. Сборник научных статей по итогам Междуна¬родной научно-практической конференции. Вып. 2. - Ч. II. - Волгоград, 2011. - С. 132-136 (0,35 п. л.).
21. Раджабов О.Р. Философско-методологическая основа современной физической картины мира // Научная жизнь. - М., 2011. - № 1. - С. 79-85 (0,5 п. л.).
22. Раджабов О.Р. Хаос, случайность, неустойчивость как конструк¬тивные механизмы построения нелинейной картины мира // Научная жизнь. - М., 2011. - № 1. - С. 85-92 (0,7 п. л.).
23. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Природа вакуума в научных картинах мира // Жур¬нал научной общественности Республики Дагестан. - Научный мир. – Махачкала, 2010. - № 3 (16). - С. 5-9 (0,5 п. л./0,3 п. л.).
24. Раджабов О.Р. Спонтанное нарушение симметрии вакуума и инфля¬ционные сценарии развития Вселенной в современной космологии // Науч¬ное обозрение. - М., 2010. - № 3. - С. 78-83 (0,7 п. л.).
25. Раджабов О.Р. Некоторые философско-методологические аспекты вакуумной картины мира в современной науке // Современные проблемы и перспективы развития аграрной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в ВОВ. - Махачкала, 2010. - С. 403-407 (0,4 п. л.).
26. Раджабов О.Р., Магомедова У.Г.-Г. Современные проблемы содержания курса естест¬венных наук на примере физики // Современные проблемы и перспективы развития аграрной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в ВОВ. - Махачкала, 2010. - С. 407-413 (0,5 п. л./0,4 п. л.).
27. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Естествознание и философия // Проблемы научного обеспечения изучения философии и истории естествознания в современных условиях: Материалы V Межрегиональной научной конференции. - Арма¬вир: РИЦ АГПУ, 2010. - С. 136-140 (0,34 п. л./0,2 п. л.).
28. Раджабов О.Р. К вопросу становления современной физической картины мира // Проблемы научного обеспечения изучения философии и ис¬тории естествознания в современных условиях: Материалы V Международ¬ной научной конференции. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2010. - С. 173-178 (0,45 п. л.).
29. Раджабов О.Р. Философско-методологические аспекты инфляцион¬ного сценария развития Вселенной в современной космологии // Международный журнал экспериментального образования. Актуальные вопросы науки и образования: Материалы III общероссийской научной кон¬ференции. - М., 2010. - С. 140-141 (0,33 п. л.).
30. Раджабов О.Р. Электромагнитная парадигма и рациональная рекон¬струкция генезиса физической картины классической физики // Фундаментальные исследования. - М.: Академия естествознания, 2008. - № 5. - С. 52-55 (0,4 п. л.).
31. Раджабов О.Р. Сущность и особенности становления квантовой кар¬тины мира. - Махачкала: Вестник Дагестанского научного центра РАН, 2008. - № 32. - С. 59-66 (0,5 п. л.).
32. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Некоторые аспекты естественнонаучной картины мира // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития: Материалы межвузовской научной конференции. - Шахты, 2007. - С. 28-30 (0,34 п. л./0,2 п. л.).
33. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Становление естественнонаучной картины мира на арабо-мусульманском Востоке // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития: Материалы межвузовской научной конференции. - Шахты, 2007. - С. 39-47 (0,34 п. л./0,2 п. л.).
34. Раджабов О.Р. Естественнонаучная картина мира в средневековом арабо-мусульманском Востоке // Изучение культурного наследия народов России - актуальная задача: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. - Махачкала, 2007 (0,7 п. л.).
35. Раджабов О.Р. Место современного естествознания в формировании научного мировоззрения студенческой молодежи // Образование, наука, ин¬новационный бизнес - сельскому хозяйству регионов: Сборник материалов Всероссийской н/п конференции, посвященной 75-летию ДГСХА. - Махачкала, 2007. - С. 380-383 (0,33 п. л.).
36. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Естественнонаучное представление о происхожде-нии жизни во Вселенной // Образование, наука, инновационный бизнес - сельскому хозяйству регионов: Сборник материалов Всероссийской н/п конференции, посвященной 75-летию ДГСХА. - Махачкала, 2007. - С. 378-381 (0,33 п. л./0,2 п. л.).
37. Раджабов О.Р., Гу¬сейханов М.К. О специфике научного и религиозного мировоззре¬ний // Образование, наука, инновационный бизнес - сельскому хозяйству ре¬гионов: Сборник материалов Всероссийской н/п конференции, посвященной 75-летию ДГСХА. - Махачкала, - 2007. - С. 370-373 (0,3 п. л./0,2 п. л.).
38. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Специфика освоения античной науки Востока и Запада // Состояние, проблемы и перспективы развития межконфессиональных отношений на современном этапе: Материалы региональной научно-практической конференции. – Махачкала, 2007. - С. 20-23 (0,3 п. л./0,2 п. л.).
39. Раджабов О.Р. Формирование механистической картины мира // Современные наукоемкие технологии. – М., 2007. - № 10. – С. 96-101 (0,5 п. л.).
40. Раджабов О.Р. Зарождение биологической картины мира в антично¬сти // Основные проблемы, тенденции и перспективы устойчивого развития сельскохозяйственного производства: Материалы Международной научно- практической конференции. - Махачкала: ДГСХА, 2006. - С. 170-172 (0,3 п. л.).
41. Раджабов О.Р. Научное представление о формировании и эволюции земли // Основные проблемы, тенденции и перспективы устойчивого разви¬тия сельскохозяйственного производства: Материалы Международной науч¬но-практической конференции. - Махачкала: ДГСХА, 2006. - С. 172-174 (0,3 п. л.).
42. Раджабов О.Р. Становление современной естественнонаучной кар¬тины мира // Общественно-политический и научно-популярный журнал «Мысль». № 1. - Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2006. - № 1. - С. 24-31 (0,5 п. л.).
43. Раджабов О.Р. Основные положения современной естественнона¬учной картины мира // Проблемы научного обеспечения изучения философии и истории естествознания в современных условиях: Материалы Межрегио¬нальной научной конференции. - Армавир, 2006. - С. 93-99 (0,45 п. л.).
44. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Современная естественнонаучная картина мира // Современные проблемы науки образования. - М., 2006. - № 1. - С. 45-46 (0,3 п. л./0,2 п. л.).
45. Раджабов О.Р. Особенности в развитии современной науки // Современные проблемы науки образования. - М., 2006. - № 1. - С. 85-86 (0,3 п. л.).
46. Раджабов О.Р. Современная естественнонаучная картина мира // Ислам и естествознание: Особенности взаимоотношения светского и религи¬озного в восточной культурной традиции: Материалы межрегионального науч¬но-практического семинара. - Махачкала: ДГТУ, 2004. - С. 15-18 (0,33 п. л.).
47. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. О роли концепции современного мировоззрения в системе высшего образования // Концепции современного естествознания и его история: Тезисы первых Северо-Кавказских научных чтений. - Армавир, 2002. - С. 3-4 (0,2 п. л./0,1 п. л.).
48. Раджабов О.Р. К вопросу формирования естественнонаучного ми¬ровоззрения у студентов вузов // Вуз и АПК: задачи, проблемы и пути ре¬шения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Махачкала, 2002. - С. 420-422 (0,3 п. л.).
49. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Антропный космологический принцип в современ-ном естествознании // Вестник Дагестанского государственного университета. – Махачкала, 2000. - Вып. 1. - С. 12-18 (0,4 п. л./0,3 п. л.).
50. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Диалектика естествознания и научно-технической революции. // Вестник Дагестанского государственного университета. – Махачкала, 2000. - Вып. 3. - С. 132-139 (0,5 п. л./0,3 п. л.).