- Утопия и антиутопия рассматриваются как единый жанр, совмещающий противоположные знаки одних и тех же эстетических установок. Ведущие признаки этого жанра: (1) Изображение коллектива, организации, общества как модели лучшего (утопия) или худшего (антиутопия) государственного строя; (2) Отказ от настоящего, который выражается в радикальных формах: разрыв с привычной средой, эскапистский уход в другое, закрытое пространство, переход в другое время; (3) Коллективный характер утопической цели.
- Утопизм является неизбывным свойством общественного сознания и обнаруживает себя только в условиях организованности людей в какие-либо объединения, группы, движения, массовые шествия и т.п.
- Сходство и различение антиутопии и научной фантастики проходит по линии художественной задачи. Главный признак научной фантастики - наличие фантастического вымысла на основе научного открытия, которое организует сюжетное движение. Изображение общественных интересов отходит на периферию сюжета и не играет главной роли в исходе конфликта. Главный признак утопии/антиутопии - изображение общественных интересов, коллективных устремлений и действий во имя общего будущего счастья. Научная тема имеет подсобное значение в сюжетном движении наряду с любой другой ситуацией, назначение которой - контроль за исполнением предложенного проекта по общественному устройству жизни. Как только научная тема в произведении начинает «управлять» поведением персонажей и вызывать (провоцировать) различное их отношение к научному открытию или изобретению, ведущее к расслоению общества, такое произведение перестает быть научной фантастикой или утрачивает чистоту жанра. По мере развития научной фантастики чистота жанра утрачивается неуклонно.
- Антиутопия ХХ века стремится к нарушению основного принципа жанра - регламентированности. С этой позиции антиутопия - парадоксальный жанр, так как одновременно отстаивает традицию социальности эстетической концепции и специфики хронотопа - разрыв с настоящим.
- Антиутопические тенденции к концу ХХ века усиливаются на всем пространстве литературы, объединяя и смешивая жанры не только научной фантастики, фэнтези, детектива, политического романа, но проникая и в «большую» литературу; эти тенденции проникают также в сознание реальных людей, порождая недоверие к любым реформам и проектам по улучшению жизни.
- Эстетическое движение русской антиутопии ХХ века происходит скачкообразно, в несколько этапов, в тесной связи с реальной историей страны: начало века - под знаком преображения жизни (символистская утопия), годы революции - в духе предостережения от разрушения человеческой субстанции (Великая операция в романе Е.Замятина «Мы») и фанатичного прославления революции (революционно-поэтическая утопия); дезактивация антиутопии в советской литературе, этап теневого существования (1930-1950-е годы); замедленное возвращение антиутопии в рамках научной фантастики (1960-е годы); появление постутопии (конец 1980-х - начало 1990-х годов) как отражение шоковой политической и социально-экономической ситуации в России и резкого перелома общественного сознания; в начале ХХI века наблюдается новое эстетическое наступление антиутопии.
- Постмодернистская эстетическая и культурная ситуация в общемировом масштабе благоприятствует развитию антиутопии в ее пародийных и иронических отношениях с утопией.
- Антиутопия ХХI века заявила новые позиции через изменение структуры персонажей, расширение диапазона качественных характеристик героев, углубление трагизма в положении личности, которая утрачивает классическую «персоналистичность» и трансформируется в «множественного», «коллективного» героя. В разоблачении любого утопического проекта будущего проступают знаки новоутопического решения описанных проблем; эстетические границы новейшей антиутопии открыты для взаимодействия с другими жанрами и художественными системами. Мотивно-тематические ряды в новейшей русской и западной антиутопии конструируют следующие центры сюжетных коллизий: (1) полярная структура системы персонажей: с одной стороны, - «сверх-люди» как новый утопический идеал будущего человечества, призванного заменить «старое» человечество; с другой, - «минус-люди» (монстры, оборотни, мутанты, маньяки), воплощающие антиутопическую критику идеала; (2) изображение террора как устрашающего последствия новоутопических проектов; (3) футурологический прогноз альтернативного будущего России и мира, перекроенной карты мира под знаком глобализации и предупреждения человечества о ее потенциальных антиутопических последствиях.
1. Воробьева А.Н. Возрождение антиутопии в контексте советской литературы 60-70-х годов // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - №3. – 2006. – С.35 – 42.
2. Воробьева А.Н. Маленький человек в антиутопическом контексте // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - №4. – 2006. – С.42 – 49.
3. Воробьева А.Н. Роман И.Эренбурга «Хулио Хуренито» в контексте антиутопических сюжетов 20-х годов ХХ века // Вестник Самарского государственного университета. - №10//2 (50). – 2006. – С.5 -15.
4. Воробьева А.Н. Нравственные аспекты анализа литературного произведения в процессе преподавания литературы в вузе // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - №1. – 2004. – С.118 – 125.
5. Воробьева А.Н. Проблемы изучения литературы в вузе в условиях современной цивилизации // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук» - №1. – 2004. – С. 126 – 131.
6. Воробьева А.Н. Московские антиутопические сюжеты // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. - №1. - 2008. Июль – сентябрь. – Самара: Изд-во Самарского научного цетра РАН. – С. 204 – 209.
7. Воробьева А.Н. Книга как персонаж антиутопических сюжетов в русской литературе ХХ века // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. - № 2. – 2008. Октябрь – декабрь. – С.211 – 216.
II. Монографии.
8. Воробьева А.Н. Русская антиутопия ХХ века в ближних и дальних контекстах. – Самара: Изд-во Самар. научного центра РАН, 2006. – 268 с.
9. Воробьева А.Н. Современная русская литература. Проза. 1970 – 1990-е годы. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. – 183 с.
10. Воробьева А.Н. Концептуальные проблемы изучения литературы в вузе культуры (на материале литературы ХХ века). – Самара: Изд-во Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2003. - 246 с.
III. Статьи.
11. Воробьева А.Н. Развитие жанра антиутопии в современной русской литературе // Культура. Творчество. Человек. Ч.1. – Самара: Самарский гос. ин-т культуры, 1991. – С. 87 – 90.
12. Воробьева А.Н. Книжные ориентиры современного сознания в изображении новой русской антиутопии // Мир культуры: человек, наука, искусство. – Самара: Изд-во СГИИК, 1996. – С.237 – 238.
13. Воробьева А.Н. Литературно-философский контекст утопии начала ХХ века. Роман А.Богданова «Красная звезда» // Культура ХХ века. Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ. Ч. 1. – Самара: Самар. гос. академ. культуры и искусств, 2006. - С.191 – 201.
14. Воробьева А.Н. Метаморфозы Мечты о будущем в изображении новейшей антиутопии // ХIХ Пуришевские чтения: Переходные периоды в мировой литературе и культуре: Сборник статей и материалов. – М.: Изд-во МПГУ, 2007. - С.42 – 44.
15. Воробьева А.Н. «Сверхлюди» как идеал новоутопических сюжетов // ХХ Пуришевские чтения: Россия в культурном сознании Запада. – М.: Изд-во МГПУ, 2008. – С.32 – 34.
16. Воробьева А.Н. Будущее России в изображении новейшей русской антиутопии // Культурно-историческое наследие Поволжья. - Н.-Новгород: Изд-во «Нижегородская радиолаборатория», 2007. – С. 114 – 117.
17. Воробьева А.Н. Эстетические функции «новояза» в антиутопии // Языковые коммуникации в системе социально-культурной деятельности. – Самара: Самар. гос. академ. культуры и искусств, 2007. – С.202 – 213.
18. Воробьева А.Н. Новые непротивленцы. Литература новой волны. – Куйбышев: Изд-во Куйбышевской организации общества «Знание» РСФСР, 1991. – 33 с.
19. Воробьева А.Н. Современная сатира в школьном изучении // Изучение литературы по новым программам в выпускном классе. – Самара, 1992. – С.12 –
20. Воробьева А.Н. Цитирование в текстах литературы новой волны // Литература и язык в контексте культуры и общественной жизни. – Казань: Казанский гос. ун-т, 1992. – С.36 – 37.
21. Воробьева А.Н. Эстетический идеал И.Бродского и художественная специфика его воплощения // Меняющийся мир и образование в духе мира и ненасилия. – Самара: Самарский гос. пед. ин-т им. В.В.Куйбышева, 1993. – С. 259 – 261.
22. Воробьева А.Н. Поэтика пространства и времени в поэзии И.Бродского // Возвращенные имена русской литературы. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – С. 185 – 197.
23. Воробьева А.Н. Природа человека и идеалы в романах П.Зюскинда и А.Бородыни // Русско-немецкие культурные связи: история и современность. – Самара, 1998. - С.53 – 57.
24. Воробьева А.Н. Образ Книги в новой русской литературе // Книга и культура: М-во культуры России; Самарский гос. ин-т искусств и культуры; Самарское отд-ние Международного фонда славянской письменности и культуры, 1994. - С. 240 – 242.
25. Воробьева А.Н. Трагедия разорванного духа в «подземных» сюжетах современной прозы // Научное мировоззрение и духовное развитие учащихся. – Самара: Изд-во СГАКИ, 1998. - С.139 – 143.
26. Воробьева А.Н. Спецкурс «Литературные стили ХХ века» в процессе духовного развития студентов // Изучение литературы и методики ее преподавания в вузе. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. - С.104 – 115.
27. Воробьева А.Н. Русская проза 20-х годов. – Самара: Изд-во СГАКИ, 1999. – 33 с.
28. Воробьева А.Н. Мотивные созвучия Пушкина и Бродского // А.С.Пушкин и российское историко-культурное сознание. Т.5., вып. 1. – Самара: Изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 1999. – С.73 – 76.
29. Воробьева А.Н. Современная поэзия 60-90-х годов. А.Вознесенский // Изучение литературы (ХIХ – ХХ веков) по современным программам. Вып. 3. – Самара: Изд-во Самарского ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2000. - С.95 – 115.
30. Воробьева А.Н. Метаморфозы в поэтическом мире О.Седаковой // Проблемы изучения литературного процесса ХIХ – ХХ веков. – Самара: СамГУ, 2000. – С.173 -183.
31. Воробьева А.Н. Литература в системе современной цивилизации // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе. – Самара: Изд-во Самарск. Гос. экон. акад., 2002. – С.441 – 447.
32. Воробьева А.Н. Эстетическая функция абсурда в пьесах А.Введенского «Елка у Ивановых» и Э.Ионеско «Лысая певица» // Смех в литературе: семантика, аксиология, полифункциональность. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2004. - С.98 – 108.
33. Воробьева А.Н. В поисках Города братской любви (о новой антиутопии) // Актуальные проблемы истории, теории и преподавания русской литературы. – Самара: Изд-во СПГУ, 2008. – С.260 – 273.
34. Воробьева А.Н. Межтекстовые и внутритекстовые коммуникации в метажанровых утопических структурах // Русский язык и литература в контексте современной цивилизации. – Самара: Самар. Гос. акад. культуры и искусств, 2008. – С. 56 – 64.
35. Воробьева А.Н. «Дивный новый мир» в новейших постутопических интерпретациях // Академические тетради. Вып.8. – Самара: Самар. Гос. акад. культуры и искусств, 2008. – С. 17 – 33.
36. Воробьева А.Н. Функции пародии в антиутопии Ю.Алешковского «Синенький скромный платочек» // Материалы ХХХ1 Зональной конференции литературоведов Поволжья: В 3 ч. Ч.2. – Елабуга: изд-во ЕГПУ, 2008. – С. 78 – 85.
37. Воробьева А.Н. Личность и общество в новейших антиутопических сюжетах // Материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции. – Самара: Изд-во Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. – С. 249 – 253.