Научная тема: «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
I. Доказывается автором необходимость формирования института административно-правового регулирования кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Приводятся аргументы, согласно которым кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации проявляется в рамках организационно-управленческого права, включая управленческий процесс (установление управленческих процедур - кадровых процедур) в общей части административного права. Данный правовой институт в административном праве является сложным и комплексным.

II. Предложена авторская характеристика научной концепции кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации (далее - концепции), как интегрированной (синергетической); сформулировано ее понятие. Это - система идей и практических рекомендаций, объединяющая развитие теоретических и организационных аспектов гражданской службы субъектов Российской Федерации в процессе разработки и внедрения кадровых процедур, форм, принципов и методов кадровой деятельности, отражающая взаимодействие различных отраслей науки и юридической практики. Обозначены базовые элементы концепции. С авторской точки зрения, она включает в себя: 1) понятийный аппарат концепции кадровой политики; 2) цель и задачи концепции кадровой политики; 3) уровни концепции кадровой политики; 4) функции концепции кадровой политики; 5) приоритетные направления и юридико-ценностные ориентации кадровой политики; 6) структуру кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации (принципы, методы, формы, механизм, объект и др.). Обосновывается необходимость разработки и внедрения данной концепции:

во-первых, феноменология кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации заключается в том, что создание кадровой политики, определение ее параметров, степени обязательности к исполнению определяется исключительно органами исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Это теоретико-практическая проблема, состоящая в «самопорождении» и «саморегуляции» кадровой политики внутренней средой государственного управления при минимальном участии в этом процессе внешней среды;

во-вторых, научная концепция кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации будет способствовать созданию государством механизмов информационного обмена (обратной связи) с помощью интеграции усилий внешней среды - институтов гражданского общества и субъектов кадровой политики в ходе разработки и внедрения ее основ;

в-третьих, научная концепция кадровой политики очерчивает правовые контуры управленческой деятельности субъектов кадровой политики и способствует возникновению новых правоотношений в кадровой сфере, отчасти модернизации системы государственного управления в целом;

в-четвертых, концепция кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации условно делится автором на три уровня: 1) теоретико-правовой, 2) уровень стратегического планирования и прогнозирования, 3) процессуально-правовой. Теоретико-правовой уровень раскрывает сущность кадровой политики как определенной системы управления, входящей в структуру государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Уровень стратегического планирования и прогнозирования определяет создание структурного единства в управлении кадрами в системе государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Процессуально-правовой уровень предполагает внедрение механизма кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

в-пятых, концепция формулирует приоритетные направления и юридико-ценностные ориентации кадровой политики, влияющие на дальнейшее развитие модели законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, соответствующих правоотношений, управленческой деятельности субъектов кадровой политики, стандартов в кадровой политике. Это предполагает: разработку и внедрение стратегических основ по развитию и оптимизации кадров и кадрового потенциала органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сформулированных в виде юридических принципов, методов, форм, механизма кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; системность, научную и правовую обоснованность, объективность деятельности высших должностных лиц и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленной на формирование эффективного правового регулирования работы с кадрами, кадровым потенциалом органов государственной власти и кадровой деятельности; трансформацию модели законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации, включая систему административного законодательства в целом; воздействие на содержание понятийно-категориального аппарата административного права; расширение круга и возможностей применения административных процедур (кадровых процедур) в процессе работы с кадрами в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; видоизменение системы органов управления государственной гражданской службой, включая изменение компетенции и структуры кадровых служб в органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

III. Разработаны функции концепции кадровой политики: 1) осуществить идентификацию соответствующего сегмента общественных отношений, подлежащих правовой регламентации, а также субъектов и объекта кадровой политики в целях юридического установления объема их компетенции и характера воздействия на идентифицированные общественные отношения; 2) сформулировать юридические ценностные ориентации кадровой политики, которые необходимо воплощать в реалии нормативно-правового регулирования установленного сегмента правоотношений; 3) провести мониторинг кадровой ситуации в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и выявить проблемы, замедляющие процесс модернизации кадрового состава органов государственной власти; 4) установить приоритетные и модифицировать существующие направления кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и сформировать их будущую модель; 5) определить цели, задачи, принципы, методы и формы кадровой политики; 6) уточнить механизм кадровой политики на уровне правового регулирования, комплексные мероприятия которого направлены на совершенствование кадров, кадрового потенциала и кадровой ситуации в органах государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) описать стадии, включающие этапы осуществления управленческой деятельности по работе с кадрами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на которых реализуются юридико-ценностные ориентации кадровой политики; 8) скорректировать или сформулировать кадровые процедуры и кадровые технологии, необходимые для достижения цели и задач кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

IV. Конкретизировано и разъяснено содержание понятийного аппарата концепции кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Предложены авторские понятия: кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации в условиях модернизации государственного управления; кадровой политики как комплексной системы работы с кадрами и кадровым потенциалом в органах государственной власти субъекта Российской Федерации. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации в условиях модернизации государственного управления представлена через понятие «кадры». Это - воздействие на кадры и кадровый потенциал в системе государственной гражданской службы, преследующее цель эффективного их развития, оказываемое субъектами кадровой политики в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности органов государственной власти. Данное воздействие характеризуется следующими признаками: стратегической определенностью, научной обоснованностью, целенаправленностью, систематичностью, интегрируемостью в правовую материю с учетом модификации сущности государственного управления, определенным периодом действия.

Кадровая политика как комплексная система работы с кадрами и кадровым потенциалом в органах государственной власти субъекта Российской Федерации понимается как:

  • совокупность объективно необходимых мероприятий, проводимых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении кадров и кадрового потенциала в целях его формирования, развития и совершенствования;
  • система официально установленных направлений работы с кадрами в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых специально уполномоченными субъектами.

V. Представлены понятие и признаки термина «кадры в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации», их классификация, задачи. Кадры - это объект кадровой политики, включающий в себя: коллектив гражданских служащих и работников, не являющихся гражданскими служащими органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также лиц, находящихся в кадровом резерве, призванных реализовывать функции и задачи государственного управления. Признаками правового явления «кадры» являются: целостность и системность, целевой характер взаимосвязи с органом государственной власти, включенность в функции, реализуемые государством в различных отраслях государственного управления, статичность и динамика. Кадры проклассифицированы диссертантом по: виду управления, уровням организации государственного управления, организационно-правовой форме, отраслям государственного управления, сфере компетенции, функционально-правовому признаку принадлежности к организации, половозрастному составу.

VI. Приведены доказательства того, что структура кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации включает в себя: принципы, функции кадровой политики, субъекты и объекты кадровой политики, формы и методы кадровой политики, механизм кадровой политики. Кадровая политика обладает определенной целью и реализует задачи в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

VII. Предлагается классифицировать принципы кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации на три вида:

  • базовые принципы кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации предназначены для всей сферы кадровой политики в системе государственной гражданской службы, включая федеральный уровень, ввиду их важности и ценностно-правовой значимости для правового регулирования кадровой политики;
  • специальные принципы применяются для достижения конкретно-определенных задач кадровой политики или ограничены в сфере реализации (например, особенности территориального устройства субъекта Российской Федерации) и предназначены для конкретизации достижения задач кадровой политики именно в субъекте Российской Федерации;
  • профессиональные принципы используются для претворения в жизнь задач кадровой политики, требующих от субъектов кадровой политики специальных теоретических знаний и практических навыков, применяющихся исключительно в системе государственной гражданской службы.

VIII. Изложено понятие функций кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и обозначены их виды. Функции кадровой политики - это направления деятельности субъектов кадровой политики по позитивному формированию структуры и содержания кадров и кадрового потенциала органов государственной власти субъектов Российской Федерации, его функционирования в системе государственного управления.

IX. Раскрыто понятие методов кадровой политики как определенных способов и средств управленческого воздействия на кадры и кадровый потенциал органов государственной власти субъектов Российской Федерации с целью их оценки, прогнозирования, планирования, учета, ротации, а также регулирования кадровой ситуации, кадровых процедур и процессов, охватывающих кадровую деятельность. Представлена их классификация с учетом региональной специфики, включая дифференциацию специальных методов кадровой политики по уровню их воздействия на развитие кадровых процессов.

X. Определено, что в качестве правовых форм кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации выступают: 1) законы; 2) иные нормативные правовые акты: нормативные правовые акты высшего должностного лица; нормативные правовые акты органов государственной власти, включая административные регламенты, унифицирующие кадровые процедуры и регулирующие кадровую работу; административные акты представителя нанимателя, административные акты органа по управлению государственной гражданской службой.

Аргументирован и доказан вывод о том, что в субъектах Российской Федерации уверенно и необратимо идет процесс формирования части законодательства о кадровой политике в системе государственной гражданской службы в рамках законодательства о государственной гражданской службе. При этом использование термина «законодательство о государственной гражданской службе и кадровой политике в системе государственной гражданской службы» вполне обоснованно. Автором предлагается система законодательных актов и система подзаконных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о государственной гражданской службе и кадровой политике в системе государственной гражданской службы и перечень актов, не носящих нормативный характер. Название главы 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предлагается сформулировать в следующем виде «Формирование кадрового состава гражданской службы и основы кадровой политики», а также дополнить законы субъектов Российской Федерации подобной главой.

XI. Исследование форм кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации показало, что ее особой правовой формой выступает программа развития государственной гражданской службы. Анализ программ развития государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации позволил выявить ряд недостатков, которые препятствуют эффективной разработке и внедрению кадровой политики в субъектах Российской Федерации, делают ее результаты формальными и «не прозрачными» для институтов гражданского общества. Автором предлагается оптимальная модель целевой программы развития государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, включающая в себя:

  • паспорт программы;
  • разделы: нормативно-правового обеспечения развития государственной гражданской службы; развития системы управления государственной гражданской службой; разработки, внедрения и обеспечения кадровой политики в системе государственной гражданской службы; развития механизмов стимулирования и мотивации деятельности гражданских служащих; формирования эффективного взаимодействия институтов гражданского общества и института гражданской службы; внедрения антикоррупционных механизмов в системе государственной гражданской службы; о механизме реализации целевой программы. В целях улучшения применения программно-целевого метода кадровой политики в субъектах Российской Федерации необходимо: обозначать конкретные мероприятия; детализировать целевые индикаторы реализации программы и формы их проверки; закреплять механизм реализации программы; использовать научные подходы в разработке и внедрении программы; планировать научно-методическую базу реализации программы; конкретизировать формы ожидаемых результатов и сроков исполнения (указание числа и месяца); планировать инновационные формы кадровой работы; закрепить в законе субъекта Российской Федерации о государственной гражданской службе обязательность представления информации о ходе реализации программы на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти.

XII. Обосновано и трансформировано понятие механизма кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, представлена его структура и классификация организационно-кадровых мероприятий, которые он объединяет. Выявлены стадии механизма кадровой политики как динамичного вида управленческой деятельности, подлежащие правовой регламентации (аналогичные стадиям кадровой политики): 1) правового мониторинга кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации: действующего законодательства о государственной гражданской службе и сопутствующего нормативного правового сопровождения; мониторинга кадровой ситуации в органе государственной власти; 2) формирования кадров и кадрового потенциала в органе государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) организационного обеспечения кадровой работы в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; 4) планирования карьеры государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации; 5) оценки эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации; 6) совершенствования законодательства субъекта Российской Федерации о государственной гражданской службе и кадровой политике в системе государственной гражданской службы, в зависимости от отзывов населения о деятельности органов государственной власти.

XIII. Доказана необходимость существования нескольких вариантов структуры кадровой службы в высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, исходя из оптимального объема компетенции, распределения полномочий между структурными подразделениями и сотрудниками. Автором предлагается расширить компетенцию кадровой службы следующими полномочиями (до создания органов по управлению государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации): 1) правового мониторинга реализации законодательства о государственной гражданской службе; 2) кадрового мониторинга; 3) бенчмаркинга[1] результативности и эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих; 4) координации размещения информации о доходах, имуществе и имущественных обязательствах гражданского служащего и членов его семьи на официальном сайте (портале) органа исполнительной власти.

XIV. Аргументировано использование в качестве правовой категории термина «кадровый мониторинг» - это мониторинг кадровой ситуации и кадров органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Он включает в себя: анализ кадрового состава государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации по категориям, группам должностей, классным чинам, образованию, возрасту, полу и стажу гражданской службы; анализ динамики изменения штатной численности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, ее особенностей; анализ укомплектованности штатов и причин наличия вакантных должностей государственной гражданской службы в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и составление прогнозных планов отбора, ротации и движения кадров.

XV. Модифицировано понятие должностного регламента гражданского служащего субъекта Российской Федерации - это индивидуализированный административный, локальный нормативный акт, содержащий общие и специальные требования, предъявляемые к условиям, качеству и процедурам управленческой деятельности гражданского служащего на определенной должности в органе государственной власти. Сформулированы предложения по совершенствованию содержания должностных регламентов государственных гражданских служащих.

XVI. Рекомендовано дополнить в качестве обязательной превентивной меры по предупреждению конфликта интересов в российское законодательство следующую меру: публичное раскрытие информации о должностях государственной гражданской службы, подвергающихся коррупционным рискам. Включить в Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также в законы субъектов Российской Федерации статью следующего содержания: «Статья 2. Публичное раскрытие информации о направлениях деятельности органов государственной власти и должностях государственной гражданской службы, подвергающихся коррупционным рискам.

Органы государственной власти обязаны размещать информацию о коррупционно опасных направлениях деятельности органа государственной власти и перечне должностей государственной гражданской службы, связанных с коррупционными рисками, на официальных сайтах (порталах) органов государственной власти».

XVII. Предложена Методика оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих субъекта Российской Федерации, построенная на классификации государственных гражданских служащих на определенные виды, исходя из объема, сложности, комплексности и характера выполняемой функциональной нагрузки, где показатели итогов служебной деятельности варьируются в зависимости от категории и группы замещаемой должности. Рассмотрены четыре вида гражданских служащих, выполняющих определенную функциональную нагрузку: 1) государственные гражданские служащие, предоставляющие государственные услуги; 2) государственные гражданские служащие, реализующие исполнительские полномочия; 3) государственные гражданские служащие, выполняющие контрольно-надзорные полномочия; 4) руководители, и, соответственно, четыре вида функциональной нагрузки. Дана их подробная характеристика.

XVIII. Разработаны показатели результативности для каждого вида функциональной нагрузки. Для государственных гражданских служащих, предоставляющих государственные услуги, основными показателями результативности должны выступать: объем предоставляемых услуг; их качество; объем денежных средств, поступающих от оказания конкретной государственной услуги в бюджет субъекта Российской Федерации, либо их экономии, а также показатель эффективности - коэффициент объема предоставляемых услуг. Для гражданских служащих, выполняющих контрольно-надзорные полномочия, основными оценками деятельности являются: объем выполняемый действий и принимаемых решений, выносимых предписаний; отсутствие жалоб на незаконные действия либо бездействие государственных гражданских служащих; отсутствие судебных решений о привлечении к ответственности государственного гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей; отсутствие приказов руководителей о применении дисциплинарного взыскания в отношении служащего, неправомерно применившего свои должностные полномочия; объем денежных средств, поступающих от исполнения конкретной государственной функции в бюджет субъекта Российской Федерации, либо их экономии. Для служащих, реализующих исполнительские полномочия, основными показателями результативности выступают: объем выполненной работы в пределах установленной нормы для определенного вида деятельности (составление отчетов, справок, печатных документов); отсутствие приказа руководителя о применении дисциплинарного взыскания; высокий процент выполнения ежедневных, еженедельных заданий руководителя; низкий процент переделанных либо не исполненных поручений. А также коэффициент эффективности - коэффициент оценки служебной деятельности по выполнению заданий руководителя.

XIX. Раскрыто содержание кадровой процедуры оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (цель, задачи и результаты). Разработана структура данной кадровой процедуры, включающая в себя следующие стадии: разработки показателей результативности профессиональной служебной деятельности; разработки показателей эффективности профессиональной служебной деятельности; разработки показателей эффективности принятия, исполнения и обеспечения исполнения управленческих и иных решений; организации проведения оценки; вынесения решения по результатам оценки профессиональной служебной деятельности. Предлагается дополнить статьей 65 «Оценка профессиональной служебной деятельности гражданских служащих» главу 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и аналогичными статьями законы субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе, предусматривающие процедуру оценки эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

XX. Предлагается изменить и расширить виды ответственности в нормативных правовых актах, касающихся привлечения к ответственности за некачественное оказание государственных услуг, включив в их число следующие формы: публичное извинение, публичная отчетность.

XXI. Рекомендовано внести изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с отменой присвоения очередных классных чинов по результатам сдачи квалификационного экзамена: 1) при возникновении сомнения в целесообразности присвоения очередного классного чина более высокого класса, автоматически исходя из стажа замещения должности гражданской службы; 2) если есть спорные моменты при определении преимущественного права оставления на работе при сокращении численности (штата). Дополнить пунктом 5 часть 15 статьи 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: «...15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: ...5) соответствует замещаемой должности гражданской службы с присвоением очередного классного чина более высокого класса (в рамках одной группы должностей государственной гражданской службы)». Дополнить часть 5 статьи 48 следующим содержанием «...внеочередная аттестация гражданского служащего обязательно проводится после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в органе государственной власти».

XXII. Доказана необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в виде статьи 47.1 «Кадровые процедуры в системе государственной гражданской службы» с указанием «открытого» перечня кадровых процедур и их наименований. Предложено, что к перечню кадровых процедур относятся: конкурс, аттестация, квалификационный экзамен, комплектование резерва кадров в органе государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовка, переподготовка, повышение квалификации гражданских служащих; оценка профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих; обеспечение должностного роста гражданских служащих; разработка кадровой стратегии (концепции) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Это позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации творчески, непредубежденно и не формально их реализовывать. К кадровым технологиям автором отнесены, например, определение показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Щукина Т.В. Государственная служба в субъектах Российской Федерации : монография / Т.В. Щукина / науч. ред. Ю.Н. Старилов. – Липецк : ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2001. – 262 с. (15,34 п.л.).

2.Щукина Т.В. Кадровая политика и государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации : монография / Т.В. Щукина / науч. ред. Ю.Н. Старилов. – Липецк : ЛГТУ, 2009. – 155 с. (9,7 п.л.).

3.Административная реформа и законодательство субъектов Российской Федерации: монография / под общ. ред. А.Д. Моисеева. – Воронеж : Институт ИТУОР, 2009. – 246 с. (авторское участие. – С. 5–21, 50–109, 114–198 (9,9 п.л.)).

4.Щукина Т.В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации : концептуальные подходы и административно-правовое регулирование : монография / Т.В. Щукина / науч. ред. Ю.Н. Старилов. – Воронеж : Научная книга, 2011. – 650 с. (37,9 п.л.).

II. Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

5.Щукина Т.В. Особенности административного законодательства в области ответственности государственных (муниципальных) служащих (тезисы) : материалы 6 круглого стола «Лазаревские чтения» / Т.В. Щукина // Государство и право. – 2002. – № 11. – С. 15–16 (0,1 п.л.).

6.Щукина Т.В. Актуальные проблемы соблюдения принципа гласности на государственной и муниципальной службе / Т.В. Щукина // Вестник Воронежского института МВД России. – 2002. – № 3 (12). – С. 185–187 (0,2 п.л.).

7.Щукина Т.В. Проблемы реализации социального элемента административно-правового статуса гражданина (тезисы) : материалы 7 круглого стола «Лазаревские чтения» / Т.В. Щукина // Государство и право. – 2003. – № 11. – С. 12–14 (0,12 п.л.).

8.Щукина Т.В. Проблемы государственной службы Российской Федерации на современном этапе / Т.В. Щукина // Конституционное и муниципальное право. – 2003. – № 3. – С. 26 – 28 (0,12 п.л.).

9.Щукина Т.В. Совершенствование государственной гражданской службы как направление административной реформы (тезисы) : материалы 9 круглого стола «Лазаревские чтения» / Т.В. Щукина // Государство и право. – 2006. – № 8. – С. 16–17 (0,1 п.л.).

10.Щукина Т.В. Кадровая политика как системный элемент государственного управления / Т.В. Щукина // Вестник Воронежского государственного университета. – 2009. – № 2(7). – С. 177–186 (0,56 п.л.).

11.Щукина Т.В. Кадровая политика как социально-правовое явление и элемент государственного управления / Т.В. Щукина // Закон и право. – 2010. – № 12. – С. 14–17 (0,2 п.л.).

12.Щукина Т.В. Методология оценки деятельности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации / Т.В. Щукина // Закон и право. – 2010. – № 11. – С. 92–95 (0,2 п.л.).

13.Щукина Т.В. Некоторые условия оптимизации деятельности государственных служащих субъекта Российской Федерации / Т.В. Щукина // Закон и право. – 2010. – № 10. – С. 109–111 (0,2 п.л.).

14.Щукина Т.В. Принципы кадровой политики в системе государственного управления субъектом Российской Федерации / Т.В. Щукина // Закон и право. – 2010. – № 9. – С. 114–116 (0,2 п.л.).

15.Щукина Т.В. Стадии реализации кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации / Т.В. Щукина // Закон и право. – 2010. – № 8. – С. 110–113 (0,2 п.л.).

16.Щукина Т.В. Базисные критерии оценки результатов деятельности государственных гражданских служащих в субъекте Российской Федерации / Т.В. Щукина // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 6. – С. 202–204 (0,12 п.л.).

17.Щукина Т.В. Административная реформа и государственная гражданская служба : взаимодействие и взаимосвязь / Т.В. Щукина // Вестник Воронежского государственного университета. – 2010. – № 1(8). – С. 323–335 (0,75 п.л.).

18.Щукина Т.В. Оценка кадрового потенциала государственной гражданской службы и его эффективность : компетентностно-функциональный подход / Т.В. Щукина // Вестник Воронежского государственного университета. – 2010. – № 1(9). – С. 226–238 (0,75 п.л.).

19.Щукина Т.В. Должностные регламенты как особая форма реализации кадровой политики на гражданской службе / Т.В. Щукина // Вопросы экономики и права. – 2010. – № 12. – С. 370–374 (0,25 п.л.).

20.Щукина Т.В. Методы реализации кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации / Т.В. Щукина // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 2. – С. 330–334 (0,25 п.л.).

21.Щукина Т.В. Программно-целевой метод реализации государственной кадровой политики в сфере государственной гражданской службы / Т.В. Щукина // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 1. – С. 98–102 (0,25 п.л.).

22.Щукина Т.В. Кадровая служба органа государственной власти субъекта Российской Федерации как ведущий субъект кадровой политики / Т.В. Щукина // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – № 2. – С. 69–74 (0,3 п.л.).

23.Щукина Т.В. Кадровая политика на государственной гражданской службе субъектов РФ. Современное состояние / Т.В. Щукина // Закон и право. – 2011. – № 3. – С. 103–105 (0,2 п.л.).

24.Щукина Т.В. Совершенствование структуры кадровой службы в органе государственной власти субъекта Российской Федерации / Т.В. Щукина // Закон и право. – 2011. – № 4. – С. 102–105 (0,2 п.л.).

III. Научные статьи, опубликованные в материалах международных, всероссийских и межрегиональных конференций

25.Щукина Т.В. Избирательное право : тенденции совершенствования и проблемы ответственности // Актуальные вопросы юридической практики и информационно-технического обеспечения современного социально-гуманитарного развития России : материалы Междунар. науч.-практ. семинара / Т.В. Щукина. – Тамбов : Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 2001. – С. 24–39 (1 п.л.).

26.Щукина Т.В. Законодательное регулирование некоторых социально-экономических гарантий деятельности государственных и муниципальных служащих субъектов Российской Федерации / Т.В. Щукина // Научные труды. Российская академия юридических наук : в 2 т. – М. : Издат. группа «Юрист», 2002. – Т. 2, вып. 2. – С. 341 – 351 (0,62 п.л.).

27.Щукина Т.В. Совершенствование государственной службы в условиях административной реформы // Российское правовое государство : итоги формирования и перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 45-летнему юбилею юрид. ф-та ВГУ / Т.В. Щукина. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2004. – С. 634–647 (1 п.л.).

28.Щукина Т.В. Особенности правового регулирования гражданской государственной службы в Российской Федерации / Т.В. Щукина // Вестник Елецкого государственного университета. – Елец : Изд-во ЕГУ, 2004. – Вып. 6. Сер. : Право : материалы науч.-практ. конф. «Право и правоприменение : история, проблемы и перспективы», посвящ. 65-летию ЕГУ и 10-летию юрид. ф-та. – С. 194–201 (0,43 п.л.).

29.Щукина Т.В. Некоторые практические аспекты правового регулирования кадровой политики на государственной гражданской службе // Актуальные вопросы административно-деликтного права : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юрид. наук, проф. А.П. Шергина / Т.В. Щукина. – М. : ВНИИ МВД России, 2005. – С. 377–381 (0,25 п.л.).

30.Щукина Т.В. Особенности совершенствования законодательства о государственной гражданской службе в субъектах Российской Федерации / Т.В. Щукина // Современные проблемы борьбы с преступностью : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2006. – Ч. 2 : Юридические науки. – С. 166–168 (0,12 п.л.).

31.Щукина Т.В. Государственная гражданская служба на современном этапе : проблемы и направления совершенствования / Т.В. Щукина // Сб. трудов I Всерос. науч.-практ. конф. «Финансово-экономические и социально-правовые аспекты развития региона : проблемы, тенденции, механизмы решения (18 мая 2006 года)». – Липецк, 2006. – Ч. 2. – С. 185–190 (0,31 п.л.).

32.Щукина Т.В. Модернизация органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в условиях административной реформы / Т.В. Щукина // материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Историко-философское наследие Г.В. Плеханова и современности», посвящ. 150-летию со дня рождения Г.В. Плеханова (5–6 декабря 2006 года, Липецк). – Липецк : ЛИРО, 2006. – С. 107–113 (0,4 п.л.).

33.Щукина Т.В. Особенности совершенствования законодательства о государственной гражданской службе в субъектах Российской Федерации / Т.В. Щукина // Научные труды. Российская академия юридических наук. – Том 2, вып. 6. – М. : Юристъ, 2006. – С. 356–360 (0,25 п.л.).

34.Щукина Т.В. Некоторые вопросы деятельности органов исполнительной власти на современном этапе / Т.В. Щукина // Теория и практика административного права и процесса : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (пос. Небуг, 13–14 октября 2006 года) / отв. ред. В.В. Денисенко, А.Г. Эртель. – Краснодар : Кубанькино, 2006. – С. 71–81 (0,62 п.л.).

35.Щукина Т.В. Деятельность органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации / Т.В. Щукина // Сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. «Развитие общества и его экономические, институциональные, правовые и социально-культурные компоненты (17 мая 2007 года) : в 2 ч. – Липецк, 2007. – Ч. 2. – С. 190–197 (0,43 п.л.).

36.Щукина Т.В. Правовое регулирование инновационной и инвестиционной деятельности в Российской Федерации / Т.В. Щукина // Теория и практика административного права и процесса : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (пос. Небуг, 4–7 октября 2007 года) / отв. ред. В.В. Денисенко, А.Г. Эртель. – Краснодар : Кубанькино, 2007. – С. 188–198 (0,62 п.л.).

37.Щукина Т.В. Становление государственной гражданской службы Липецкой области / Т.В. Щукина // материалы II Междунар. науч.-практ. конф. «Общественно-экономическая динамика : характеристики, тенденции, правовое регулирование, региональные особенности» (20 мая 2008 года) : в 2 ч. – Воронеж : Институт ИТУОР, 2008. – Ч. 2. – С. 59–67 (0,5 п.л.).

38.Щукина Т.В. Инновации в реализации кадровой политики на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации / Т.В. Щукина // материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летнему юбилею юрид. ф-та Воронеж. гос. ун-та «Правовые реформы в современной России : значение, результаты, перспективы» (Воронеж, 20–21 ноября 2008 г.). – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. – Вып. 5 «Административное и муниципальное право». – С. 526–538 (0,75 п.л.).

39.Щукина Т.В. Административная реформа и кадровые процессы на государственной гражданской службе / Т.В. Щукина // Управление, экономика и социально-культурные институты в условиях глобального финансово-экономического кризиса : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (5 мая 2009 г., г. Липецк) : в 2 ч. / под ред. С.В Лаптева, А.Д. Моисеева. – Воронеж : Институт ИТУОР, 2009. –Ч. 2. – С. 231–236 (0,4 п.л.).

40.Щукина Т.В. Некоторые вопросы кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации / Т.В. Щукина // Правотворчество и правоприменение : проблемы теории и практики. – Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Д. Моисеева. – Воронеж : Институт ИТУОР, 2009. – С.149–158 (0,56 п.л.).

41.Щукина Т.В. Сущность правового мониторинга в субъектах Российской Федерации / Т.В. Щукина // Актуальные проблемы права и правоприменения : Сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. ( 25 марта 2010 года) / науч. ред. С.Л. Никонович. – Тамбов – Липецк : Изд-во Першина Р.В., 2010. – С. 341–358 (1,1 п.л.).

42.Щукина Т.В. Характерные черты кадров в системе кадровой политики на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации / Т.В. Щукина // Российское общество на стадии модернизации : состояние, проблемы и перспективы : сб. научных трудов участников IV Междунар. науч.-практ. конф. (20 мая 2010 года, г. Липецк) : в 2 ч. / под общ. ред. С.В. Лаптева, А.Д. Моисеева. – Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2010. – Ч. 1. – С. 128–134 (0,4 п.л.).

43.Щукина Т.В. Административно-правовое регулирование кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации / Т.В. Щукина // Россия в глобальных экономических и социокультурных процессах : Сб. научных трудов участников V Междунар. науч.-практ. конф. (25 мая 2011 года, г. Липецк) : в 2 ч. / под общ. ред. С.В. Лаптева, А.Д. Моисеева. – Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. – Ч. 2. – С. 55–62 (0,43 п.л.).

IV. Научные статьи, опубликованные в иных изданиях

44.Щукина Т.В. Современные направления совершенствования административного законодательства в области ответственности государственных (муниципальных) служащих / Т.В. Щукина // Правоохранительная система России и правовой механизм обеспечения законности, правопорядка и защиты прав и свобод граждан : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Тамбов : Тамбов. филиал ЮИ МВД России, 2001. – С. 191–201 (0,62 п.л.).

45.Щукина Т.В. Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Центральном федеральном округе : нормативно-правовой аспект / Т.В. Щукина // Проблемы борьбы с преступностью в Центральном федеральном округе Российской Федерации : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Брянск ; М. : ЮИ МВД России, 2002. – С. 224–227 (0,2 п.л.).

46.Щукина Т.В. Современное состояние и некоторые проблемы исполнительной власти в Российской Федерации / Т.В. Щукина // Государство, право, общество : современное состояние и проблемы развития : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Липецк : Липецк. филиал ВИ МВД России, 2003. – Ч. 1 : Актуальные проблемы развития российской правовой системы и законодательства. – С. 131–136 (0,3 п.л.).

47.Щукина Т.В. Некоторые проблемы развития административного законодательства на современном этапе / Т.В. Щукина // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития) : сб. статей. – М. : Акад. прав. ун-т, 2003. – С. 39–44 (0,3 п.л.).

48.Щукина Т.В. Некоторые проблемы и направления административной реформы в Российской Федерации / Т.В. Щукина // Актуальные проблемы административного законодательства и правоприменительной практики : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. 20–21 марта 2003 года. – Тамбов : Тамбов. филиал Моск. ун-та МВД России, 2003. – С. 50–63 (0,31 п.л.).

49.Щукина Т.В. Некоторые проблемы развития административного законодательства на современном этапе / Т.В. Щукина // Административная ответственность на современном этапе : сб. трудов. – Тамбов : Тамбов. филиал Моск. ун-та МВД России, 2003. – С. 45–49 (0,25 п.л.).

50.Щукина Т.В. Государственное управление в условиях административной реформы в Российской Федерации / Т.В. Щукина, В.В. Бородин // Право и жизнь. – 2003. – № 60. – С. 151–159 (0,5 п.л.) (авторство не разграничено).

51.Щукина Т.В. [Рецензия] / Т.В. Щукина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. – № 3. – С. 47–48 (0,1 п.л.). – Рец. на кн. : Масленников М.Я. Российский административный процесс : монография / М.Я. Масленников. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2001. – 232 с.

52.Щукина Т.В. Особенности государственной службы в органах социальной защиты населения (организационно-правовой аспект) / Т.В. Щукина // Право и правоприменение : история, проблемы, тенденции и перспективы : сб. науч. трудов. – Липецк, 2003. – Вып. 2. – С. 205–211 (0,4 п.л.).

53.Щукина Т.В. Характеристика и проблемы реализации социального элемента административно-правового статуса гражданина / Т.В. Щукина // Административно-правовой статус гражданина. – М. : Ин-т гос. и права РАН, 2004. – С. 107–110 (0,2 п.л.).

54.Щукина Т.В. Некоторые аспекты соблюдения принципов гласности на государственной и муниципальной службе / Т.В. Щукина // Правоохранительная система России и правовой механизм обеспечения законности и защиты прав и свобод граждан : сб. науч. трудов межвузов. конф. – Липецк : Липецк. филиал ВИ МВД России, 2004. – С. 130–134 (0,25 п.л.).

55.Щукина Т.В. Государственная служба и государственный аппарат в условиях административной реформы / Т.В. Щукина // Реформирование государственной службы и обновление кадровой политики в органах власти : материалы заседания круглого стола. – Орел : Изд-во ОРАГС, 2004. – С. 29–37 (0,5 п.л.).

56.Щукина Т.В. Взаимодействие органов исполнительной власти в условиях административной реформы / Т.В. Щукина // Информационные проблемы в сфере административной реформы. – М. : Ин-т гос. и права РАН, 2005. – С. 40–46 (0,37 п.л.).

57.Щукина Т.В. Проблемы оценки деятельности государственных служащих гражданской службы / Т.В. Щукина // Государственная и муниципальная служба в системе политико-административного управления современной России (проблемы взаимодействия и тенденции регионального развития) : сб. статей Межрегион. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Р.И. Мельниковой. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. – С. 302–309 (0,43 п.л.).

58.Щукина Т.В. Некоторые особенности формирования законодательства об административной ответственности в субъектах РФ / Т.В. Щукина // Проблемные вопросы применения законодательства субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях : сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Гончаровой; Управление административных органов администрации Липецкой области – Липецк, 2005. – С. 194–202 (0,5 п.л.).

59.Щукина Т.В. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности государственных органов законодательной власти в субъектах РФ / Т.В. Щукина, О.Н. Митрофанова // Проблемы и альтернативы формирования социально-ориентированного экономического развития региона : сб. науч. трудов участников областной межвузов. науч.-практ. конф. – Липецк : ЛГТУ, 2005. – С. 131–135 (0,25 п.л.) (соавторство не разграничено).

60.Щукина Т.В. Некоторые аспекты формирования государственной гражданской службы в современных условиях / Т.В. Щукина // Современные проблемы применения органами внутренних дел административного и оперативно-розыскного законодательства России : перспективы и пути развития : сб. Межведомственной науч.-практ. конф. – Липецк : ЛГТУ, 2006. – С. 143–149 (0,4 п.л.).

61.Щукина Т.В. Реализация концепции реформирования государственной гражданской службы на современном этапе / Т.В. Щукина // Научные труды Евразийской академии административных наук. – М. : Изд-во ВИЭСП, 2006. – С. 334–343 (0,6 п.л.).

62.Щукина Т.В. Прохождение государственной службы в органах социальной защиты населения на современном этапе / Т.В. Щукина // Тезисы выступлений и доклады участников межрегиональной науч.-практ. конф. «Теоретические основы и актуальные направления социальной работы с пожилыми людьми». – Липецк : Администрация Липецкой области, 2006. – С. 171–176 (0,31 п.л.).

63.Щукина Т.В. Коллизии правовых норм в российском законодательстве о местном самоуправлении и государственной власти субъектов РФ в условиях административной реформы / Т.В. Щукина // Реализация закона РФ № 131-фз от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в Липецкой области : опыт и проблемы» : сб. докладов участников област. науч.-практ. конф. – Липецк : Администрация Липецкой области – ЛГТУ,2007. – С. 139–161 (1,4 п.л.).

64.Щукина Т.В. Некоторые вопросы деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на современном этапе / Т.В. Щукина // Материалы науч.-практ. конф. юрид. ф-та Елецк. гос. ун-та им. И.А. Бунина. – Елец, 2007. – С. 281–290 (0,56 п.л.).

65.Щукина Т.В. Административная реформа : проблемы и перспективы развития // Проблемы обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов : материалы межвузов. конф. 27 марта 2007 года / отв. ред. А.В. Луговая, С.М. Вейт. – Липецк : ЛФ ВИ ФСИН России, 2007. – С. 139–148 (0,56 п.л.).

66.Щукина Т.В. Модернизация системы органов исполнительной власти при проведении административной реформы / Т.В. Щукина // Альманах современной науки и образования. – Тамбов : Грамота, 2007. – № 4. – С. 212–216 (0,25 п.л.).

67.Щукина Т.В. Роль государственно управления в системе обеспечения безопасности населения / Т.В. Щукина // Материалы межрегион. науч.-практ. конф. «Безопасность населения Липецкой области : стратегические задачи и практические решения» (25 июня 2008 г.). – Липецк : ИНФО Плюс, 2008. – С. 134–138 (0,25 п.л.).

68.Щукина Т.В. Инновационный менеджмент : организационные инновации / Т.В. Щукина // Тезисы и доклады семинаров, проводимых в рамках областной «Программы развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005–2010 годы». – Липецк : Администрация Липецкой области, 2008. – С. 21–48 (1,68 п.л.).

69.Щукина Т.В. Современные проблемы муниципального управления / Т.В. Щукина // Реализация закона РФ № 131–ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в Липецкой области : опыт и проблемы» : сб. докладов участников област. науч.-практ. конф. Липецк : Администрация Липецкой области, 2009. – С.135 – 147 (0,75 п.л.).

70.Щукина Т.В. Роль антикоррупционных стандартов в процессе регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе / Т.В. Щукина // Материалы итоговой науч. конф. «О научном потенциале региона и путях его развития» : в 2 ч. Липецк : ЛИРО, 2010. – Ч. 2. – С. 206 – 211 (0,31 п.л.).

V. Комментарии законодательства, учебные, учебно-методические и справочные пособия

71.Государственная служба в Российской Федерации : социально-экономические гарантии деятельности служащих. Государственные награды Российской Федерации : учеб. пособие / Т.В. Щукина, А.Д. Моисеев. – Липецк : Липецкая газета, 2001. – 130 с. (авторское участие – С. 107–124) (1 п.л.).

72.Щукина Т.В. Правовые основы российского государства : учеб.-метод. пособие. Практикум : учеб.-метод. пособие / Т.В. Щукина – Липецк : Липецк. филиал ОРАГС, 2004. – 32 с. (2 п.л.).

73.Щукина Т.В. Правовые основы российского государства. Ч. 1 : Основы конституционного права : учеб.-метод. пособие / Т.В. Щукина. – Липецк : Липецк. филиал ОРАГС, 2004. – 32 с. (2 п.л.).

74.Щукина Т.В. Теория организации государственной службы : учеб.-метод. пособие / Т.В. Щукина, А.Д. Моисеев. – Липецк : Липецк. филиал ОРАГС, 2004. – 32 с. (2 п.л.).

75.Щукина Т.В. Административное и муниципальное право : курс лекций : учеб.-метод. пособие / Т.В. Щукина. – Липецк : Липецк. филиал ОРАГС, 2004. – 61 с. (3,8 п.л.).

76.Общее административное право : учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2006. – 847 с. (авторское участие – С. 129–140, 306–332, 393–397, 457–460, 801–810) 3,1 п.л.)).

77.Щукина Т.В. Правовое регулирование государственной службы : учеб. пособие / Т.В. Щукина. – Воронеж : Институт ИТУОР, 2009. – 138 с. (8,75 п.л.).

78.Щукина Т.В. Право социального обеспечения : учеб.-метод. пособие / Т.В. Щукина. – Воронеж : Институт ИТУОР, 2009. – 83 с. (5,25 п.л.).

79.Комментарий к закону Липецкой области «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области» : науч.-практ. пособие / Т.В. Щукина, Л.Н. Салахетдинова ; под общ. ред. Л.Н. Салахетдиновой. – Липецк. : Изд. Липецк. обл. Совета депутатов, 2010. – 83 с. (авторское участие – С. 7–29, 75–79) 1,6 п.л.)).