При этом выявлено, что совершенствование организационно-экономических отношений в сфере медицинских услуг:
- обеспечивает социально-экономическую эффективность имеющихся трудовых ресурсов национальной экономики;
- влияет на повышение производительности труда в национальной экономике за счет сохранения и улучшения здоровья народонаселения;
- снижает совокупные затраты общества, непосредственно связанные с лечением различных заболеваний.
Обоснована необходимость выделения в сфере медицинских услуг сегмента государственных гарантий для обеспечения конкретизации объема и перечня медицинских услуг, как основы определения необходимого ресурсного потенциала.
Определены и систематизированы основные принципы организации и оказания медицинских услуг населению:
- наличия сегмента государственных гарантий по предоставлению медицинских услуг населению;
- участия государства в принятии политических решений по нормативному правовому регулированию сферы медицинских услуг;
- приоритетности финансирования медицинских услуг за счет общественных источников по сравнению с частным финансированием;
- приоритетности охвата населения гарантированными медицинскими услугами без круглосуточного пребывания пациента в медицинской организации;
- приоритетности эволюционных изменений в сфере медицинских услуг, ориентированных на совершенствование установившихся социальных норм и правил.
Установлено, что отсутствие позитивных изменений в сфере медицинских услуг и неудовлетворительное состояние здоровья населения Российской Федерации связано:
- с фрагментацией национальной системы организации и оказания медицинских услуг на отдельные организационные и экономические блоки;
- с отсутствием конкретного сегмента государственных гарантий в сфере медицинских услуг;
- с низким уровнем стандартизации в сфере медицинских услуг и определением государственных гарантий без учета объективной оценки уровня здоровья населения и потребности в современных медицинских услугах;
- с низким, по сравнению с экономически развитыми странами, уровнем финансирования медицинских услуг за счет государственных средств, при высокой доле личных расходов населения на данные услуги;
- с неготовностью медицинских организаций, медицинского сообщества и страховых институтов к проводимым в стране реформам в сфере медицинских услуг.
- с отсутствием нормативно-методической основы для реализации организационно-экономических отношений в сфере медицинских услуг в новых экономических условиях.
2.Определены теоретико-методологические подходы к совершенствованию организационно-экономических отношений, возникающих при организации деятельности по предоставлению медицинских услуг населению, основанные:
- на стратегическом планировании и комплексном развитии системы организации и оказания медицинских услуг населению;
- на предварительной оценке состояния здоровья населения для целей формирования и реструктуризации сети медицинских организаций, ориентированных на раннее выявление заболеваний и других нарушений здоровья с целью достижения максимального охвата населения медицинскими услугами по месту их постоянного проживания;
- на конкретизации перечней медицинских услуг, гарантированных государством, с учетом государственных стандартов по их выполнению, обеспечивающих эффективность и качество данных услуг;
- на нормативной оценке необходимого ресурсного потенциала для обеспечения деятельности медицинских организаций, оказывающих гарантированные медицинские услуги;
- на организационно-экономическом механизме, обеспечивающем эффективность системы организации и оказания медицинских услуг, рациональное использование ресурсного потенциала медицинскими организациями, формирование и контроль выполнения государственных заданий на медицинские услуги.
3.Опрелены теоретические подходы и предложены практические решения по организационно-экономическому обеспечению государственных стандартов в системе организации и оказания медицинских услуг населению в Российской Федерации. Медицинские услуги являются основой для описания медицинской технологии любой степени сложности. Медицинская услуга и их комплексы становятся единой аналитической единицей для процессов планирования, организации, оказания, мониторинга и оплаты в сфере медицинских услуг. При этом обеспечивается как качественная характеристика, т.е. достижение законченного результата на основе совокупности выполненных в строгом соответствии действий, так и количественная, выраженная стоимостью стандартного набора медицинских услуг и соответствующих ресурсов.
Обоснована необходимость усиления государственного регулирования ресурсного обеспечения посредством утверждения единых государственных стандартов, научно-обоснованного нормирования их ресурсного обеспечения, использования данных стандартов для планирования медицинских услуг на всех уровнях управления и формирования государственных заданий медицинским организациям.
4.Предложена и обоснована методика оценки потребности населения в медицинских услугах и их комплексах с использованием методов математической статистики, основанная на применении целесообразных критериев дифференциации населения с учетом динамики прогнозируемых параметров факторов среды обитания. Практическое применение данной методики позволяет оценить соответствие потребности населения в медицинских услугах с ресурсным потенциалом сети медицинских организаций с целью их последующей оптимизации и эффективного использования.
На основании анализа потребности населения в медицинских услугах, автором предложена и обоснована математическая модель и функциональная схема организации оптимальной региональной сети медицинских организаций, учитывающая спрос населения на медицинские услуги, возможности медицинских организаций данные услуги предоставить в максимальной близости к месту постоянного жительства. Для этих целей автором предложено и обосновано понятие «территории планирования». Предложена и обоснована методика определения «территории планирования» медицинских услуг по данным государственной статистики заболеваемости населения с учетом устойчивых межтерриториальных потоков пациентов, формирующихся при получении медицинских услуг за пределами территории постоянного проживания.
Разработаны и предложены принципы и механизм проведения структурных преобразований в системе организации и оказания медицинских услуг населению на основе разработки комплексных стратегических и целевых программ, что позволяет перейти от экстенсивного пути развития данной системы и уравнительного распределения ресурсов между медицинскими организациями к ресурсосберегающему типу развития. Структурные преобразования основаны на принципах профилактической медицины, реструктуризации сети медицинских организаций с перераспределением ресурсов и потоков пациентов по видам медицинских услуг между отдельными территориями, включая создание межрайонных округов медицинского обслуживания.
5.Автором сформулированы и обоснованы критерии оптимального распределения ресурсного потенциала в системе организации и оказания медицинских услуг населению в Российской Федерации при формировании региональной сети медицинских организаций, обеспечивающей доступность и качество медицинских услуг, предоставляемых населению в рамках государственных гарантий.
При этом основой оценки необходимых ресурсов выступает спрос населения на медицинские услуги и нормативная оценка ресурсов на основе государственных медицинских стандартов лечения различных заболеваний.
6.Разработан, обоснован и предложен организационно-экономический механизм предоставления медицинских услуг, обеспечивающий эффективное использование ресурсного потенциала в системе организации и оказания медицинских услуг населению в Российской Федерации в условиях её реформирования.
Автором экономически обоснованы перспективные направления развития сферы медицинских услуг, конкретизированы затраты, необходимые для лечения жителей при различных заболеваниях с использованием современных медицинских технологий, определены возможности государства и осуществлено экономическое моделирование программы государственных гарантий для нескольких регионов Российской Федерации.
7.С использованием государственных стандартов в сфере услуг разработана и обоснована система нормативов по организационно-экономическому обеспечению государственных гарантий на медицинские услуги населению, ориентированная на повышение их эффективности и качества.
Нормативы определяют перечни и объемы медицинских услуг, структуру и объем ресурсов, необходимых для лечения различных заболеваний, и позволяют оптимизировать как структуру конкретных медицинских организаций, так и их сеть с учетом потребности населения.
Нормативы учитывают потребность в различных видах ресурсов: кадровых, материальных и капитальных - и предназначены для формирования государственных заданий на медицинские услуги, а также используются для мониторинга их выполнения.
8.Разработан и предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности деятельности медицинских организаций при оказании ими медицинских услуг населению. В его основе лежит сравнение модели медицинской организации, учитывающей спрос населения на медицинские услуги в зоне «ответственности» конкретной организации, и текущую структуру организации. Определение «узких» мест для конкретной медицинской организации обуславливает план мероприятий по её модернизации, как путем внешних инвестиций, так и за счет проведения внутренней реструктуризации. Обосновано, что зоной «ответственности» медицинской организации является локальная территория субъекта Российской федерации, населению которой данная организация предоставляет медицинские услуги, гарантируемые государством, обеспечивая максимально возможный охват по группам населения, группам болезней и группам медицинских услуг.
9.Разработан и получил практическое применение информационно-программный комплекс, обеспечивающий оценку спроса населения на медицинские услуги, позволяющий осуществить экономическое моделирование необходимого ресурсного потенциала и оптимизировать деятельность медицинских организаций посредством формирования государственных заданий на медицинские услуги с последующим контролем их выполнения. В рамках данного комплекса реализована авторская методика расчета стоимости комплекса медицинских услуг, лекарств и прочих затрат, необходимых для лечения различных заболеваний в соответствии с государственными медицинскими стандартами.
1.Пирогов М.В. «Планирование бесплатной медицинской помощи, ориентированной на потребителя». ч.1,2. Социальная политика и социальное партнерство №2,3 2008г. /0,9 п.л.
2.Пирогов М.В. «Новые подходы к определению нормативов бесплатной медицинской помощи в Российской Федерации», сборник Государственного университета управления (г.Москва), декабрь 2008г. Москва /0,5 п.л.
3.Пирогов М.В. «Одноканальное финансирование (на примере Московской области)», Банковское дело №12 2008г./ 0,4 п.л.
4.Пирогов М.В. «Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования на региональном уровне», Человек и Труд, №6 2009г./0,7 п.л.
5.Пирогов М.В. «Теоретические и практические аспекты медико-экономической стандартизации в здравоохранении», Социальная политика и социальное партнерство №7 2009г. /0,5 п.л.
6.Пирогов М.В. «Основные подходы к расчету тарифов на основе медико-экономических стандартов», сборник Государственного университета управления (г.Москва), сентябрь 2009г./0,7 п.л.
7.Пирогов М.В. «Способы оплаты медицинских услуг», Человек и Труд, №9 2009г./0,6 п.л.
8.Пирогов М.В. «Особенности планирования бесплатной медицинской помощи на уровне регионального здравоохранения» //Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени ак. М.Ф. Решетнева. Экономика. №6 2010г. г.Красноярск, 0,8 п.л.
9.Пирогов М.В. «Новые подходы к определению трудозатрат в здравоохранении» Социальная политика и социальное партнерство № 9 2010 г. /0,7 пл.
10.Пирогов М.В. «Экономические и организационные аспекты одноканального финансирования в условиях Российского здравоохранения», сборник Государственного университета управления (г.Москва), сентябрь 2011г./0,6 п.л.
По результатам исследования опубликованы следующие монографии, общим объемом – 45,2 п.л.:
1.Пирогов М.В. «Автоматизация процесса разработки медико-экономических стандартов. Программный комплекс «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс (The clinical economic and pharmacological interface – CEPI v.05)», Монография/ приложение к журналу Главврач № 9, 2009 г. и №6 2010г./ 7,3 п.л.
2. Пирогов М.В. Формирование государственного и муниципального заказов по программе Государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на основе оценки объективного спроса граждан», Монография, / приложение к журналу Главврач № 7, 2010 г./ 7,7п.л.
3.Пирогов М.В. «Оценка ресурсного обеспечения здравоохранения на основе медико-экономических стандартов» Монография, / М.О. Издательский дом «Московия», 2010/ - 186 с., с ил./ 15,1 п.л.
4. Семенов В.Ю., Пирогов М.В., Гуров А.Н. «Медико-экономическая стандартизация в здравоохранении на основе универсальной информационной системы», Монография, / М.О. Издательский дом «Московия», 2009/ - 184 с., с ил./ 15,1 п.л.
Отдельные положения исследования нашли свое отражение в других научных и периодических изданиях, общим объемом – 25,6 п.л.:
1.Пирогов М.В. «Анализ, планирование и тарифное регулирование в системе ОМС Московской области» /Экономика и практика обязательного медицинского страхования. Приложение к журналу Экономика здравоохранения. №11-12. 2004г. Москва/ 1,5 п.л.
2.Пирогов М.В. «Анализ межтерриториальной медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ Московской области в рамках Программы ОМС», Экономика и практика ОМС №6, 2005г. Приложение к журналу Экономика здравоохранения/0,6 пл.
3.Пирогов М.В. «Оптимизация страховых резервов в системе обязательного медицинского страхования». Советник бухгалтера в здравоохранении №1 (9) 2006г./0,5 п.л.
4.Пирогов М.В. «Тарифное регулирование оплаты стационарной медицинской помощи (опыт Московской области)». Советник бухгалтера в здравоохранении №3 (11) 2006г./0,6 п.л.
5.Пирогов М.В. «Совершенствование тарифного регулирования оплаты медицинских услуг как важнейшее направление развития системы ОМС Московской области», Главврач №3 2006 г./0,7 п.л.
6.Пирогов М.В. «Тарифная политика столичного региона», Экономика и медицина сегодня № 3 2006г. /0,3 п.л.
7.Пирогов М.В. «Национальный проект «Здоровье» - проблемы финансовой интеграции в бюджетно-страховой медицине», Советник бухгалтера в здравоохранении №5 (13) 2006г./0,5 п.л.
8.Пирогов М.В. «Формирование тарифов в системе ОМС (особенности и перспективы ценообразования)», Советник бухгалтера в здравоохранении №6 (14) 2006г./0,5 п.л.
9.Пирогов М.В. «Рубрики МКБ-10 основа нормирования медицинской помощи в субъекте Российской Федерации», Советник бухгалтера в здравоохранении №7-8 (15-16) 2006г./0,7 п.л.
10.Пирогов М.В. «Тарифная политика в системе ОМС при реализации национального проекта «Здоровье», Главврач №7 2006г./0,8 п.л.
11.Пирогов М.В. «Формирование тарифов в системе ОМС в условиях одноканального финансирования», Главврач №9 2006г./0,8 п.л.
12.Пирогов М.В. «Новые подходы к формированию и размещению государственного и муниципального заказов в субъекте РФ», Главврач №12, 2006г./1 п.л.
13.Пирогов М.В. «Оплата медицинской помощи в системе ОМС и задачи тарифного регулирования» Экономика здравоохранения №5 2007г./ 0,8 п.л.
14.Пирогов М.В. «Практическая реализация подходов к медико-экономическим стандартам (автоматизация процесса разработки МЭС)». Советник бухгалтера в здравоохранении №6 (22) 2007г./0,6 п.л.
15.Пирогов М.В. «Клинико-экономическая стандартизация как обязательное условие повышения экономической эффективности медицинского учреждения при одноканальном финансировании». Главврач №9 2007г./0,8 п.л.
16.Пирогов М.В. «Оценка и удовлетворение спроса на бесплатные медицинские услуги (основные подходы)». Главврач №12 2007г./0,8 п.л.;
17.Пирогов М.В. «Цель, задачи и перспективы развития финансово-экономических отношений в системе ОМС» ч. 1,2. Здравоохранение № 1,2 2008г./0,9 п.л.
18.Пирогов М.В. «Перспективы развития планирования и финансирования в здравоохранении Российской Федерации (Опыт Московской области)» ч.1,2 Советник бухгалтера в здравоохранении №1,2 (25,26) 2008г./0,9 п.л.
19.Пирогов М.В. «Особенности ценообразования в здравоохранении (порядок расчета тарифов в системе обязательного медицинского страхования)» Советник бухгалтера в здравоохранении №4 (28) 2008г./0,7 пл.
20.Пирогов М.В. «Условия повышения экономической эффективности при одноканальном финансировании медицинских услуг (опыт Московской области)», Главврач №4 2008г./0,7 п.л.
21.Пирогов М.В. «Разработка медико-экономических стандартов (практические аспекты клинико-экономической интеграции)», Экономика здравоохранения №5 2008г./0,7 п.л.
22.Пирогов М.В. «Определение себестоимости «законченного случая лечения в стационаре» расчет тарифов по медико-экономическим стандартам», Главврач №8 2008г./1,2 п.л.
23.Пирогов М.В. «Финансовое управление региональным здравоохранением (бюджетно-страховая модель финансирования, проблемы и перспективы)», Советник бухгалтера в здравоохранении №6 (30) 2008г./ 0,7 п.л.
24.Пирогов М.В. «Тарифы на бесплатную медицинскую помощь (расчет на основе медико-экономических стандартов)», Экономист лечебного учреждения, №2 2009г./0,7 п.л.
25.Пирогов М.В. «Основные направления формирования системы медико-экономической стандартизации в работе лечебно-профилактических учреждений Московской области», Экономика здравоохранения, №2, 2009г./ 1,2 п.л.
26.Пирогов М.В. «Сравнительная оценка эффективности финансирования стационарных лечебно-профилактических учреждений в Московской области», Главврач №4 2009 г./0,7 п.л.
27.Пирогов М.В. «Формирование системы медико-экономической стандартизации в работе лечебно-профилактических учреждений Московской области», Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы здравоохранения», г.Пушкино МО 2009г. / 0,3 п.л.
28.Пирогов М.В. «Разработка медико-экономических стандартов (опыт Московской области)» Главврач №8 2009г./0,7 п.л.
29.Пирогов М.В. «Выбор способа оплаты медицинских услуг (экономические альтернативы)», Главврач, №10 2009 г./1,1 п.л.
30.Пирогов М.В. «Универсальный программный комплекс в интересах медико-экономической стандартизации в здравоохранении», научно-практический журнал «Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья» РМАН, выпуск №3 , Москва 2009г./0,7 п.л.
31.Пирогов М.В. Программный комплекс «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс» для формирования и расчета медико-экономических стандартов (С.Е.P.I. v.05), Официальный бюллетень – Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем М.: ФГУ ФИПСю-2009г. №2 (67).-С. 123.
32.Пирогов М.В. «Планирование и финансирование Московской областной программы ОМС» Главврач №11, 2009 г./0,7 п.л.
33.Пирогов М.В. «Потребность граждан в современных медицинских технологиях - как основа финансового планирования деятельности лечебных учреждений (на примере Тверской области)» Главврач №4, 2010г./0,7 п.л.
34.Пирогов М.В. «Новые подходы к планированию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской области» // «Проблемы и опыт совершенствования управления в сфере услуг». Сборник: С 91 Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. статей YI Межрегион. науч.-практ. конф. (20 апреля, 2010, г. Красноярск)/ Красноярск. гос.торг.-экон. ин-т., 2010. - 256 с.
35.Пирогов М.В. «Анализ закупок медикаментов для лекарственного обеспечения лечебного процесса в лечебно-профилактических учреждениях Московской области» Главврач №5, 2010г./0,7 п.л.
36.Пирогов М.В. «Комплексный подход к формированию территориальной программы ОМС и расчету тарифов» Главврач №4 2011/0,6 п.л.
37.Пирогов М.В. «Организация внедрения медицинских стандартов в работу Московского областного научно-исследовательского клинического института в ходе модернизации здравоохранения» Менеджер здравоохранения №6 2011/0,65п.л.
38.Пирогов М.В. «Новые подходы к формированию территориальной программы государственных гарантий (территориальной программы обязательного медицинского страхования)» Главврач №8 2011/0,6 п.л.
39.Пирогов М.В. «Совершенствование системы оплаты медицинской помощи в условиях одноканального финансирования» Главврач №9 2011/0,7 п.л.