- Междисциплинарные устремления представителей синергетического течения, как со стороны естественнонаучной ветви, так и социально-гуманитарной, методологически не обоснованы. Для методологически корректного использования моделей из физики открытых нелинейных диссипативных систем в социально-гуманитарной сфере необходимо установить гомоморфные отношения между соответствующими теоретическими конструктами. Метафоричность, намёк и отдалённая аналогия, на которые делают упор представители синергетического течения, при рациональном подходе к теоретическому познанию предполагает, в конечном итоге, «открытое сравнение», а это не что иное как установление отношений типа гомоморфизма.
- Редукция и перенос естественнонаучных и математических знаний в виде теоретических моделей на основе установления отношений гомоморфности в социально-гуманитарную сферу наталкивается на серьёзные трудности и возражения по причине её онтологической и методологической специфичности.
- Расширение понятий, которое используется представителями синергетического течения в качестве методологического приёма «междисциплинарности» ведёт к деформации и «размыванию» физико-математических понятий, превращая их в понятия с неясным содержанием и размытым объёмом.
- Междисциплинарность синергетики с опорой на мировоззренческое «обволакивание» гуманитариев идеями из области физики открытых нелинейных диссипативных систем на сегодняшний день ещё значительно затруднено, что обусловлено, с одной стороны, неприятием профессионалами инородной терминологии, с другой - эклектичным, и, соответственно, безрезультатным использованием этой инородной терминологии.
- Синергетика, имея в качестве прообраза своих идей и основных понятий физические, физико-химические и биофизические явления и процессы, происходящие в «открытых нелинейных диссипативных системах», которые могут быть представлены нелинейными математическими моделями, опираясь на философский плюрализм и гносеологический релятивизм, ослабившие требования к научному познанию, и, прежде всего к его естественнонаучному идеалу, трансформировалась в сциентическое течение с соответствующими амбициями во всех областях знания: истории, политологии, социологии, психологии, экономики, педагогики, лингвистики, философии и т.д.
- Успеху синергетики в социально-гуманитарных областях знания способствовал и ряд идеологических предпосылок, среди которых следует выделить идею «прозрения» всего человечества посредством «шоковой терапии», опирающейся на страх людей перед настоящим и, особенно, перед будущим, которое может неожиданно и непредсказуемо измениться; идею социального прогресса на основе научного знания, востребованную уставшим от безысходности ранее научно обоснованного механико-кибернетическими идеями управления тотального контроля всех сфер жизнедеятельности общества, а также неконтролируемого и неуправляемого государством беспросветного рыночного хаоса.
- Использование синергетической терминологии при описании образовательных систем чаще всего не обосновано, так как подавляющему большинству из них присущи признаки систем кибернетических (целеустремлённые, функциональные, регулируемые, либо саморегулируемые и т.д.) и именно с системами такого рода может и должен профессионально работать педагог, а уровень «нейронной самоорганизации», а также других неосознаваемых проявлений психики и активности человека следует признать выходящими за рамки его компетенций. Более того, на сегодняшний день нет надёжных экспериментальных данных, подтверждающих наличие процессов самоорганизации синергетического типа в образовательных системах.
1.Жилин В.И. Синергетический сциентизм: Критический анализ философско-методологических оснований. – М: КРАСАНД, 2011. – 192 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для размещения материалов докторских диссертаций:
2.Демин С.В., Жилин В.И., Вербанов В.С., Маргулис М.А. Сонолюминесценция, возникающая при гидродинамической кавитации // Журнал физической химии. – 1992. – Т.66. – № 3. С. 764 – 770.
3.Жилин В.И. К вопросу об онтологических основах синергетики // Вестник Читинского ГУ. – 2010. – №8 (65). С. 3 – 9.
4.Жилин В.И. К вопросу о нелинейности законов // Омский научный вестник. – 2010. – №2 (86). С. 147 – 150.
5.Жилин В.И. О «нелинейном мышлении» в педагогике // Высшее образование в России. – 2010. – №6. С. 85 – 87.
6.Жилин В.И. К вопросу о самоорганизации в кибернетических и синергетических системах // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – №2. Т.2. Философия. С. 142 – 149.
7.Жилин В.И. Образовательные системы: кибернетизм и синергетизм // Философия образования. – 2010. – №2 (31). С. 49 – 56.
8.Жилин В.И. Анархо-экзистенциальная утопия личностно ориентированного образования // Омский научный вестник. – 2010. – №3 (88). С. 152 – 156.
9.Жилин В.И. К вопросу о вероятностно-статистическом характере законов // Власть. – 2010. – №7. С. 85 – 89.
10.Жилин В.И. Философский плюрализм, гносеологический релятивизм или банальное научное невежество? // Известия Волгоградского ГПУ. – 2010. – №7 (51). С. 12 – 16.
11.Жилин В.И. О методологической обоснованности синергетизации педагогики // Вестник Челябинского ГУ. – 2010. – №20 (201). С. 104 – 109.
12.Жилин В.И. К вопросу о конструктивной роли хаоса // Учёные записки Орловского ГУ. – 2010. – №3 (37). Ч.I. С. 136 – 141.
13.Жилин В.И. Синергетическая панацея // Вестник Вятского ГГУ. – 2010. – №4 (4). С. 46 – 50.
14.Жилин В.И. К вопросу о многозначности трактовки понятия «информация» // Вестник Челябинского ГУ. – 2010. – №31 (212). С. 116 – 122.
15.Жилин В.И. Идеологические предпосылки синергетического сциентизма // Europen Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2011. –№2. С. 14 – 22.
16.Жилин В.И. «Против метода» П. Фейерабенда как предупреждение – «возможно всё» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. –№3 (9). Ч.1. С. 40 – 44.
17.Жилин В.И. Полемические заметки об использовании понятия «аттрактор» в педагогике // Известия Волгоградского ГПУ. – 2011. – №4 (58). С. 14 – 18.
18.Жилин В.И. Подмена научных понятий – методологический приём синергетики // Europen Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2011. –№3. С. 42 – 49.
Публикации в других изданиях:
19.Жилин В.И. О некоторых проблемах формирования в сознании учащихся естественнонаучной картины мира // Естественные науки и экология: Ежегодник. Вып.7. Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. С.287 – 290.
20.Жилин В.И., Тюменцев С.Н. Простые математические и компьютерные модели при изучении динамики популяции // Естественные науки и экология: Ежегодник. Вып.8. Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С.138 – 144.
21.Жилин В.И., Тюменцев С.Н. Имитационная компьютерная модель «хищник – жертва» // Естественные науки и экология: Ежегодник. Вып.8. Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С.145 – 152.
22.Жилин В.И. О некоторых проблемах формирования вероятностно-статистических представлений школьников // Естественные науки и экология. Вып.11: Ежегодник: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. С. 135 – 137.
23.Жилин В.И. Отражение идей и основных понятий синергетики в предметном содержании естественнонаучного образования // Естественные науки и экология. Вып.13: Ежегодник: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. С. 175 – 178.
24.Жилин В.И. Полипарадигмальность как философско-мировоззренческая основа личностно ориентированного обучения // Материалы региональной научно-практической конференции с международным участием 24 – 25 мая 2005 г. – Тара, 2005. C. 10 – 23.
25.Жилин В.И. Проблема реализации межпредметных связей: антагонизм структур // Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции. Ч.1. Гуманитарные науки. – Омск: Изд – во ОмГТУ, 2006. С. 12 – 19.
26.Жилин В.И. Взаимосвязное обучение биологии и физике: редукционизм и системный подход // Мониторинг экосистем. Материалы научно-практической конференции 16 мая 2006 года. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. С. 199 – 205.
27.Жилин В.И. Полипарадигмальность, конвенционализм и роль научных школ в гуманитарном познании // Современные проблемы и перспективы теории и методики обучения математике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 60-летнему юбилею д.п.н., профессора В.А. Далингера / Отв. ред. Н.Д. Шатова. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2010. С. 30 – 35.
28.Жилин В.И. Ситуативный подход как альтернатива псевдосинергизму в педагогике // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17 марта 2010 г. / под общ. ред. А.И. Таюрского. – Красноярск: В 3-х ч. 2010. – Ч.3. С. 61 – 64.
29.Жилин В.И. Расширение и деформация научных понятий в синергетике // Наука и современность – 2010: сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. Ч.3. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 93 – 96.
30.Жилин В.И. Синергетическая трактовка понятия «коэволюция» // Философия, культура, образование в XXI веке: сборник статей и тезисов докладов Всероссийской научной конференции. (22 апреля 2011 г., г. Казань). – Казань, ТГГПУ, 2011. С. 58 – 59.
31.Жилин В.И. Скептические основания эволюционной эпистемологии гипотетического реализма // Общественные науки. – 2011. – №3. С. 42 – 50.