2. Расширено теоретическое представление о природе и сущности контроля на основе определения его как дуального процесса, выделения инструментов достижения его цели и факторов, обусловливающих его границы; уточнено определение категории «контроль», проведен анализ контроля как функции обратной связи в управлении и уточнены функции контроля, при определении их отличия от контрольных функций управления. Отличие данного определения от имеющихся состоит в выявлении специфики процессного характера и обосновании совокупности обязательных условий, определяющих содержание контроля и его ограничения.
3. Введено понятие контрольной деятельности, раскрыта ее сущность с позиций: исторического анализа и диалектики развития, анализа современных условий, влияния социально-экономических отношений и системы управления, требований к контрольной информации и уточнения этапов ее формирования. Научно обоснован состав элементов контрольной деятельности (субъект, цель, объект, эталон, процесс), определена их сущность и конкретизировано содержание, отражающее процесс взаимодействия названных элементов в системе.
Отличие данного подхода от ранее предлагаемых состоит в сочетании комплекса факторов: целевой направленности контроля на объект, уточнения его целей и их взаимосвязи с целями объекта; обоснования дуальности и цикличности процесса контроля; гибкой комбинации контрольных методов и их вариативности, а также структуризации локальных процессов контроля для выполнения его функций.
4.Расширен и уточнен понятийно-терминологический аппарат, необходимый для обоснования направлений и разработки мер по модернизации системы контроля, включая определение понятий: «контрольная информация», «процесс контроля», «контрольный процесс», «эталон контроля», «индикаторы контроля», «границы контроля».
5. Для обоснования возможности и путей модернизации сформулированы исходные теоретические представления о содержании системы контроля в кредитных организациях и ее элементов в виде направлений, принципов и положений системного контролирования, включающих его цель и способы ее достижения, базирующиеся на анализе недостатков контрольной деятельности и проблем действующих систем контроля. Сформулированы и обоснованы принципы организации системы контроля. Новым стал подход к построению системы внутреннего контроля в коммерческих банках, обеспечивающий гармонизацию взаимоотношений с надзорными органами и условия для эффективного достижения целей банка и выполнения его функций в нормативно-законодательных границах.
6. Научно обоснован подход к организации системы контроля в банке с учетом структуры управления и формирования контрольных процессов, инициируемых по выделенным в качестве базиса управленческого, технологического, агентского и оценивающего видов контроля. Введено понятие «система контроля в кредитных организациях», новизна которого определяется интеграцией различных субъектов структуры управления и их целей для формирования контрольных процессов на основе консолидации видов контрольной деятельности, транзитивности методов и обоснованных ограничений контролирования.
7. Разработаны методы и механизмы модернизации системы контроля в кредитных организациях, обеспечивающие усовершенствование основных видов контролирования и их оценку:
- предложены концептуальные принципы модернизации;
- выбраны целевые приоритеты и задачи по видам контрольной деятельности, обоснованы принципы их оптимизации и структуризации, разработана общая модель формирования целей системы контроля в кредитной организации;
- конкретизированы принципы организации и разработан механизм управленческого контроля в банке с учетом взаимосвязи контрольных процессов по вертикали и горизонтальным звеньям структуры управления;
- на основе выявления и анализа особенностей контроля в системе менеджмента качества и стандартизации процессов обоснованы условия и предложены этапы стандартизации процесса контроля с учетом требований стандартов «Системы менеджмента качества»;
- разработаны принципы и правила, определяющие организацию интегрированного в бизнес-процессы технологического контроля, предложена модель формализации и организации процессов контроля при их встраивании в отдельные бизнес-процессы банка;
- разработан механизм формирования контрольных процессов на основе зависимости исходных эмпирических данных и итерации их взаимообусловленных элементов, на основе применения матриц зависимости;
- предложен алгоритм последовательных действий для обеспечения контрольного процесса через выбор средств и методов контроля на основе оценки их потенциала и классификации по следующим группам: превентивные, выявления и подтверждения или оценки;
- предложен механизм агентского контроля, обеспечивающего соответствие операций, в том числе клиентских, законодательству с учетом минимизации возможных противоречий интересов банка и клиентов при идентификации операций, соблюдении конфиденциальности и коммерческой тайны.
8. Определены изменения роли и задач оценивающего контроля, разработаны методические подходы к оценке системы контроля в кредитной организации и система оценочных показателей и индикаторов, позволяющих оценивать ее возможности, препятствовать возникновению нарушений и рисков и способствовать достижению целей при экономичности контроля. Предложена методика оценки эффективности системы контроля в кредитной организации, базирующаяся на целевой направленности и совокупности показателей, индикаторов и суждений, отражающих экономичность, целесообразность и результативность основных видов контрольной деятельности с учетом минимизации возможных рисков. Предложенный алгоритм модели оценки системы контроля отличается от имеющихся рекомендаций этапами формирования оценочных показателей и критериев, интегрированным подходом контрольной оценки объекта и потенциалом методов контроля.
1.Курныкина О.В. Система контроля в кредитной организации : проблемы и направления ее модернизации [текст]/ О.В. Курныкина // - М.: Финакадемия, 2008. – 144. с. ( 9,1 п.л.);
2.Курныкина О.В. Система контроля в кредитной организации и ее модернизация [текст] / О.В. Курныкина //- Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. - 159 с. (10,0 п.л.).
Статьи в журналах и изданиях, определенных ВАК
1.Курныкина О.В. Совершенствование контроля – важный фактор эффективной деятельности банка и устойчивости банковской системы [текст] / О.В. Курныкина // «Банковское дело» - М., 2004. - № 9. с. 16-20. (0,6 п.л.);
2.Курныкина О.В. Интеграционный процесс в системе банковского контроля и надзора [текст]/ О.В. Курныкина // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. Финансово – налоговые, банковские и валютные аспекты интеграции России в мировую экономику. - М.: Финансы и статистика 2009. - с. 208-216. (0,6 п.л.);
3.Курныкина О.В. Проблемы организации и контроля электронного документооборота [текст]/ О.В. Курныкина // Банковское дело. - М., 2009. -№ 12 (192). - с. 67-71. (0,6 п.л.);
4.Курныкина О.В. Особенности организации и роль контроля в обеспечении качества банковских продуктов и услуг [текст] / О.В. Курныкина // Банковские услуги, - М., 2010. - № 5. - с. 20-24. (0,42 п.л.)
5.Курныкина О.В. Роль внутреннего аудита в оценке качества банковской деятельности [текст] / О.В. Курныкина // Банковские услуги, - М., 2010.- № 7. -с. 41-45. (0,5 п.л.);
6.Курныкина О.В. О стандартизации процессов управления и контроля в банках [текст] / О.В. Курныкина // Банковское дело, - М., 2010.- № 8 (200). -с.62-65. (0,4 п.л.);
7.Курныкина О.В. Методические подходы и совершенствование оценки системы внутреннего контроля кредитной организации [текст] / О.В. Курныкина // ГОУВПО «Государственный университет управления». Вестник Университета, - М., 2010.- №12. - с.191-198. (1,0 п.л.);
8.Курныкина О.В. Особенности внутреннего аудита в кредитной организации в кризисных условиях [текст]/ О.В. Курныкина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, - Оренбург., 2010.- № 4 (28).
-с.144-147. (0,5 п.л.);
9.Курныкина О.В. Современная роль внутреннего аудита в банковской деятельности [текст]/ О.В. Курныкина // Аудитор, - М., 2011.- № 1. с.22-27. (0,6 п.л.);
10.Курныкина О.В. Особенности контроля в системе менеджмента качества в кредитных организациях [текст]/ О.В. Курныкина // Деньги и кредит, -М., 2011. - № 3. с.48-54. (0,8 п.л.).
Международные издания, определенные ВАК
1. Курныкина О.В. Интеграционный процесс в системе банковского контроля, надзора и аудита [текст]/ О.В.Курныкин а // Журнал «Мiжнародний науково-практичный журнал. Економiка та держава», - Киев., 2009, -№ 11. (0,6 п.л.).