- Исламское возрождение как тип религиозного возрождения представляет собой попытку адекватного ответа на социокультурные вызовы современного глобализирующегося мира, состоящую в обращении к традиционным религиозным ценностям и нормам ислама, отход от которых провозглашается причиной большинства социальных проблем населения регионов традиционного распространения ислама. Эта попытка связана с выходом мусульманских стран на мировую арену политического и экономического соперничества, стремлением строить свою геополитику в противовес доминированию западных (североамериканских и европейских) держав.
- Исламское возрождение - это социокультурный феномен конца ХХ-начала XXI в., связанный с обращением к исламу как идеологическому фундаменту традиционного общества значительной части населения - общества, которое неизбежно модернизируется и испытывает в процессах модернизации значительный дискомфорт, проистекающий от того, что модернизационный потенциал по своим духовным основаниям внешен и чужд исламской культуре, но многими его результатами мусульманское общество с готовностью пользуется. Исламское общество эпохи Халифата в этом отношении видится сторонникам исламского возрождения идеальным, так как оно, воспользовавшись наследием античной философии (также мировоззренчески чуждым мусульманской религии), дало необычайный культурный всплеск и представило исламское общество на том историческом этапе как наиболее передовое.
- Основные факторы исламского возрождения имеют социально-политическую природу. Первый фактор - это исламская доминанта в традиционной культуре определённого геосоциального пространства (Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, в России: регионы Северного Кавказа и Поволжья). Второй фактор - этническое противодействие процессам культурной ассимиляции со стороны европейских держав, а последней четверти ХХ в. - США. Третий фактор - консолидация исламского мира в противовес западным державам. Четвёртый фактор - пронизанность исламскими религиозными нормами политической и правовой сфер общественной жизни в регионах исламского возрождения.
- Возрождение ислама в России является не реставрацией норм жизни предыдущих поколений, а лишь видоизменением состояния религии под воздействием изменений в содержании социальных потребностей и их идеологического воплощения, а также в результате взаимодействия с мировой исламской уммой. Маятникообразная «траектория» этого возрождения: традиционный ислам - салафизм - традиционный ислам, свидетельствует о поиске культурных образцов, которые, являясь мусульманскими по своим истокам, не противоречили бы сложившемуся жизненному укладу в российских регионах и не вступали в острый конфликт с принципами внутренней и внешней политики Российской Федерации.
- Возрождение ислама в контексте модеризационных процессов современного российского общества, с одной стороны, выступает важнейшим фактором сохранения этнокультурной идентичности, с другой - служит важным обстоятельством в борьбе политических элит (традиционной и новой, которая использует идеологию салафизма), в повышении социальной мобильности (миграционные процессы между мусульманскими регионами, исламское образование как «социальный лифт» и т.п.). Традиционный ислам выступает, в силу своего значительного адаптационного потенциала, своего рода амортизатором наиболее острых проявлений модернизации.
- Для реализации адаптивного потенциала традиционного ислама требуется решение 3 важнейших проблем духовного образования российских мусульман: налаживание горизонтальных связей между учебными заведениями разных регионов, разных духовных управлений мусульман; создание единого программного минимума и требований к выпускникам на уровне среднего и высшего исламского образования; учебно-методическое обеспечение дисциплин исламского образования на основе отечественных учебников и учебно-методических разработок.
- Возрождение ислама является угрозой исторически сложившейся мультикультурной ситуации в северокавказском регионе только в случае политического лидерства «новых элит», получивших образование в зарубежных мусульманских центрах и индифферентных к этнокультурным традициям региона. Традиционный ислам обладает значительным опытом толерантного отношения к неисламским по природе феноменам культуры и неисламским этноконфессиональным проявлениям.
- Салафизм не является идеологией политического экстремизма и терроризма, но в силу свойственного ему радикализма используется и зарубежными мусульманскими государствами, включившими Кавказ в зону своих геополитических интересов, и северокавказскими сепаратистами (часто при поддержке этих государств). Борьба с религиозно-политическим экстремизмом должна учитывать, что салафизм - неотъемлемая часть мусульманской культуры и его появление на Северном Кавказе связано прежде всего с процессами возрождения ислама в данном регионе, а не с деятельностью бандформирований.
- Эффективность борьбы с религиозно-политическим экстремизмом на Северном Кавказе будет намного выше, если силовые и административные методы её ведения будут дополнены социокультурными технологиями профилактики религиозного фундаментализма и радикализма. Несмотря на то, что разработка таких технологий является делом специалистов в области социальных и гуманитарных наук, религиоведческий анализ проблемы свидетельствует, как об одной из мер, о необходимости постоянно действующего публичного диалога между представителями власти и религиозными лидерами, между духовенством разных конфессий и исламского духовенства разных школ и направлений.
Буттаева А.М. Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты. Махачкала. 2011. 186 с. 11,6 п.л.
Научные статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации: для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук:
1.Буттаева А.М. К вопросу исламского возрождения в современной России. Научно-теоретический журнал // Религиоведение. - 2008. - № 2. - С.30-37. (1,0 п.л.)
2.Буттаева А.М. Глобализация и ислам // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 4. - С. 103-106. (0,5 п.л.)
3.Буттаева А.М. Этнокультурные аспекты современного ислама // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 5. - С. 85-89. (0,75 п.л.)
4.Буттаева А.М. Этно-конфессиональная ситуация в современном Дагестане // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 6. - С.123-126. (0,75 п.л.)
5.Буттаева А.М. Государственно-конфессиональные отношения в современном Дагестане // Религиоведение. – 2009. - № 3. - С. 50-55.(0,9 п.л.)
6.Буттаева А.М. Современные подходы к основаниям духовного бытия человека в поликультурной среде // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 8. - С. 363-369. (0,75 п.л.)
7.Буттаева А.М. Религиозная составляющая в системе духовно-нравственных отношений современной молодежи в условиях глобализации // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 8. - С. 653-657. (0,5 п.л.)
8.Буттаева А.М. Исламское возрождение в России // Вестник ДНЦ РАН. - 2010. - № 36. - С. 71-79. (1,0 п.л.)
9.Буттаева А.М. Онтологические аспекты глобализации // Вестник ДНЦ РАН. - 2010. - № 37. - С. 120-126. (0,8 п.л.)
10.Буттаева А.М. Терроризм в зеркале современной реальности. Вестник ДНЦ РАН № 41. 2011. (0,9 п.л.)
11.Буттаева А.М. Ценностные приоритеты современной молодежи в этноконфессиональном пространстве. Гуманитарные и социально-экономические науки. № 4. 2011г. (0,8 п.л.) (В печати)
12.Буттаева А.М. Современная Россия как часть исламского мира. Гуманитарные и социально-экономические науки. №5. 2011 г.(0,8 п.л.) (В печати)
13.Буттаева А.М. Истоки дагестанского гуманизма. //Исламоведение. Махачкала. №4. 2011г. (0,8 п.л.). (В печати)
14.Буттаева А.М. Идеалы исламской образовательной культуры в Дагестане. Вестник ДГУ 2011. (0,9 п.л.). (В печати)
15.Буттаева А.М. Социокультурные технологии противодействия радикалистским и экстремистским проявлениям на Северном Кавказе. // Культура и Религия. 2011.(0.9 п.л.) (В печати)
Другие публикации:
16.Буттаева А.М. Экологическое образование и социокультурные ценности. Материалы IХ Международной. Конференции Современные технологии обучения «СТО - 2003» - Санкт – Петербург: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,2003 г. – Сб.ст. С.136-137. (0,2 п.л.)
17.Буттаева А.М. Проблема модернизации образования в условиях поликультурной среды. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. «Региональные университеты как интеграционная структура в системе непрерывного образования» - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003 г. – Сб.ст. С.133- 136. (0,25 п.л.)
18.Буттаева А.М. Влияние поликультурной среды на характер образования человека. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. «Региональные университеты как интеграционная структура в системе непрерывного образования» - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003 г. – Сб.ст. С. 20-23. (0,25 п.л.)
19.Буттаева А.М. Диалог культур – путь к духовному обогащению народов. Материалы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». – Пятигорск, 2004. С.17-19. (0,3 п.л.)
20.Буттаева А.М. Гуманитаризация образования – это путь к гуманизации общества. Материалы IX-й региональной научно-практической конференции. «Гуманитарные науки и новые технологии образования». Махачкала, 2004 г. С.70-73. (0,25 п.л.)
21.Буттаева А.М. Диалог культур в поликультурной среде // «Голос Разума». №2. Махачкала. 2004. С. 54-56. (0,2 п.л.)
22.Буттаева А.М. Ответственность университетского образования за духовно-нравственное развитие молодежи в поликультурной среде. Материалы 1-й Международной научной конференции, «Оптимальные модели управления современным университетом: опыт и новые тенденции», Тамбов. 2004. С.117-121. (0,4 п.л.)
23.Буттаева А.М. Конструктивный диалог – путь к мирному сосуществованию Философия и будущее цивилизации.VI-Российский философский конгресс.Т.2. Москва. 2005 г. Сб. ст.С.627. (0,1 п.л.)
24.Буттаева А.М. У каждого общества свои дары. Сборник научных трудов кафедры философии. ДГУ. Махачкала 2006. С.140-152. (1 п.л.)
25.Буттаева А.М. Образование и культура – две стороны единого процессаВестник ДГИНХ, выпуск 11, Махачкала 2006. Сб.ст. С.269-274. (0,45 п.л.)
26.Буттаева А.М. Некоторые интерпретации причин возрождения ислама в современной России Вестник ДГИНХ, выпуск 11, Махачкала 2006. Сб. ст. С.296-299. (0,25 п.л.)
27.Буттаева А.М. Некоторые аспекты духовно нравственного воспитания молодежи на основе исламской этики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ислам на Северном Кавказе: история и современность». ДНЦ РАН. Махачкала. 2006 г. С.533-538. (0,45 п.л.)
28.Буттаева А.М. Этноконфессиональная толерантность – как фактор обеспечения мира и безопасности. Материалы Региональной научно-практической конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития межконфессиональных отношений на современном этапе». Махачкала. 2007 г. С. 11-15. (0,4 п.л.)
29.Буттаева А.М. Распространение экстремизма среди молодежи требует внимания. Вестник ДГИНХ Махачкала. 2007 . С.187-199. (0,8 п.л.)
30.Буттаева А.М. Ислам в контексте демократического общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму». Махачкала. 2007 г. С. 335-338. (0,25 п.л.)
31.Буттаева А.М. Специфика культурных взаимодействий в поликультурной среде Материалы V-Международного конгресса «Мир на северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск. 2007 г. С. 18-19. (0,2 п.л.)
32.Этнонациональная толерантность как обязательное условие межнационального взаимодействия Всероссийская научная конференция «Этнополитическая безопасность Юга России в условиях глобализации». Махачкала. 2007. С.178-186.(0,5 п.л.)
33.Буттаева А.М. К проблеме духовно-нравственного становления молодежи. Региональная научно-практическая конференция «Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана». Махачкала. 2007 г. С.65-70. (0,4 п.л.)
34.Буттаева А.М. Духовность как феномен национального характера. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Этнонациональные ценности в условиях глобализации». Махачкала. 2008. г. С. 55-58. (0,25 п.л.)
35.Буттаева А.М. Этнокультура и глобализация – антагонисты? Вестник Российского философского общества №4 2008 г. С.51-56. (0,4 п.л.)
36.Буттаева А.М. Некоторые аспекты религиозного возрождения в Дагестане. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Махачкала. 2008 г. Т.1.С.243-247. (0,35 п.л.)
37.Буттаева А.М. Обретение смысла человеческой жизни - как результат духовного развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимодействия», Краснодар. 2008 г. С.254-259. (0,45 п.л.)
38.Буттаева А.М. Человек в системе культурных отношений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимодействия», Краснодар. 2008 г.С.161-166. (0,45 п.л.)
39.Буттаева А.М. Ценностные приоритеты и содержание духовно-нравственного воспитания дагестанской молодежи //Научная жизнь. №2. 2008 г. М. Изд. Наука. С.109-112. (0,35 п.л.)
40.Буттаева А.М. Ориентиры самоопределения молодежи в этноконфессиональном пространстве. Материалы республиканской научно-практической конференции «Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: проблемы, перспективы и пути достижения мира и согласия». Махачкала. 2009 г. С. 58-60. (0,2 п.л.)
41.Буттаева А.М. Организационные вопросы реализации основных целей и задач духовно-нравственного воспитания молодежи. Материалы YI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики», Тольятти. 2009 г. С.8-15. (0,8 п.л.)
42.Буттаева А.М. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в современном Дагестане. «Северный Кавказ в современной геополитике России», 25 сент. 2008 г. ДНЦ РАН. Махачкала: ИПФ, «Наука-Дагестан», 2009 г. С. 509-513. (0,4 п.л.)
43.Буттаева А.М. Социально-религиозные проблемы в современном Дагестанском обществе. Материалы XI Международной научно-практическая конференции «Человек в российской повседневности: история и современность» Сб. статей. Пенза. 2009 г. С.60-63. (0,25 п.л.)
44.Буттаева А.М. Национальные и религиозные отношения в этнокультурной структуре дагестанского общества. Материалы Международной научно-практической конференции, «Народы прикаспийского региона: диалог культур» посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Элиста. 2009 г. С. 111-113. (0,45 п.л.)
45.Буттаева А.М. Место и роль ислама в жизни дагестанского общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы общественно-гуманитарных наук (теория и практика)». Махачкала. 2009 г. С.119-123. (0,4 п.л.)
46.Буттаева А.М. Религиозные ценности в духовном формировании человека в поликультурной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы общественно-гуманитарных наук (теория и практика)». Махачкала. 2009 г. С.123-131. (0,8 п.л.)
47.Буттаева А.М. Основные направления реализации задач по развитию и укреплению духовно-нравственного потенциала молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Права человека в контексте российской модернизации общества: проблемы и перспективы развития». Махачкала. 2009 г. С.322-330. (0,8 п.л.)
48.Буттаева А.М. Человек в системе культурных отношений Материалы Международной научно-практической конференции «Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимодействия» Краснодар. 2009 г. С. 161-166. (0,4 п.л.)
49.Обретение смысла человеческой жизни как результат духовного развития. Материалы Международной научно-практической конференции «Россия и Запад: проблемы и перспективы взаимодействия» Краснодар. 2009 г. С.254-259 (0,4 п.л.)
50.Буттаева А.М. Феномен прошлого как предмет изучения: история и современность. Материалы Международной научной конференции «Социум. Культура. Нравственность. Досуг». Тюмень.15 апрель 2010 г. С.113-115. (0,2 п.л.)
51.Буттаева А.М. Мультикультурная ситуация в регионе: этнополитические и этноконфессиональные аспекты. Материалы Международной научной конференции «Россия и Кавказ: история и современность. Махачкала. 2010. С.538-544. (0,5 п.л.)
52.Буттаева А.М. Особенности этапа социокультурной модернизации и трансформации в Российском обществе. Материалы VIII Всероссийской научной конференции «Социогуманитарные науки в трансформирующимся обществе: человек и общество в условиях социально-экономического и социокультурного кризиса. Липецк. 2010 г. С. 85-86. (0,2 п.л.)
53.Буттаева А.М. Динамика развития ценностных ориентаций молодежи в современном этнокультурном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Россия в процессе модернизации: социально-политические аспекты» Армавир. 2010 г. С. 30-36. (0,8 п.л.)
54.Буттаева А.М. Исламская идентичность в контексте общероссийской идентичности. Материалы V-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки, практики и вероисповеданий на современном этапе». Красноярск. 2010 г. С. 27-35. (0,8 п.л.)
55.Буттаева А.М. Адаптация традиций мусульман в условиях модернизационных процессов в России. Материалы X Международной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX века». Иваново. 2010 г. С22-29. (0,5 п.л.) и др.
56.Буттаева А.М. Проблема модернизации образования в поликультурном обществе. Материалы Международной конференции «ИННОВАТИКА-2011», Ульяновск. 2011 г. Т.I. С.172-173. (0,15 п.л.)
57.Буттаева А.М. Адаптация традиций мусульман в условиях модернизационных процессов в России. Материалы X Международной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX века». Иваново. 2011 г. С.22-29. (0,7 п.л.).
58.Буттаева А.М. Исламское образование в Дагестане в условиях модернизации. Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» гуманитарные и социальные науки, образование. Часть I. Тальятти 2011 г. С. 168-177.