2. Показано, что трансформация содержания экономической политики в отношении субъектов «новой экономики» проявляется: во-первых, в стратегической ориентации на новое качество роста, что предполагает усиление интеграции между всеми видами экономической политики (инновационная, инвестиционная, финансовая и т.д.); во-вторых, в усилении взаимодействия рыночного и государственного методов регулирования; в-третьих, в социализации экономической политики, появлении новых направлений и приоритетов, обусловленных переходом от социальных гарантий к социальному заказу (заказ на среду жизнедеятельности со стороны населения и на условия развития со стороны бизнеса).
3. Доказано, что когерентно-конкурентный характер взаимодействия экономических субъектов «новой экономики» сопровождается переходом к «организуемой самоорганизации», в основе которой: 1) интеллектуальный капитал, обусловливающий переход от непредсказуемого поведения системы к согласованному, поскольку интересы отдельных индивидов отражают общественные потребности; 2) субъектно-объектный характер управления, поскольку каждой группе отношений свойственны функции субъекта и объекта управления; 3) цель и критерии предпочтительности в деятельности субъекта определяются не столько внутренними побуждающими мотивами (желаемая цель), сколько потребностями развития системы, в которой субъект организационной деятельности является неотъемлемым элементом.
4. Предложена концепция формирования государственной экономической политики (региональный аспект), основанная на положениях эволюционной экономической теории.
4.1. Реализация принципов концепции «со-организованного» управления социально-экономическим развитием регионов позволит:
- определить естественные цели и эволюционные направления развития регионов;
- повысить уровень коадаптации региональных систем к изменениям внешней среды;
- сбалансировать процессы самоорганизации и организации в управлении развитием региона;
- выявить и использовать особенности региональных процессов (их содержательность, когерентность, взаимодополняемость);
- сформировать пространственные типы регионов и выработать общий подход к формированию и реализации региональной экономической политики, соответствующей потребностям данной типологии;
4.2. Основой концепции является механизм «организуемой самоорганизации», который образуют системы стратегического планирования, целеполагания и управления по результатам.
5. Обоснована необходимость формирования и использования трансрегиональных кластерно-сетевых структур в реализации государственной экономической политики России как механизма, сглаживающего высокий уровень поляризации развития регионов. Исследованы институциональные, экономико-финансовые и организационные аспекты управления трансрегиональными кластерно-сетевыми структурами.
6. Разработана кластерно-сетевая система моделей управления трансрегиональными инновационными структурами Сибирского федерального округа, включающая: 1) модель оценки эффективности реализации социально-экономической политики региона как исходную базу формирования межрегиональных кластерно-сетевых структур; 2) модель идентификации пространственных типов регионов, сходных по уровню социально-экономического развития как основу формирования субрегиональных моделей инновационного развития Сибирского федерального округа; 3) модель кластерно-сетевого управления инновационным развитием на основе со-организации инновационных потенциалов регионов (на примере регионов Сибирского федерального округа).
1.Акерман Е.Н. Эволюция формальных и неформальных институтов в условиях «новой экономики» // Вестник Томского гос. ун-та.– № 350, сентябрь. – 2011. – С.144–145 (0,25 п.л.).
2.Акерман Е.Н. «Организуемая самоорганизация» как основа когерентно-конкурентного взаимодействия субъектов «новой экономики» // Вестник Томского гос. ун-та.– № 349, август. – 2011. – С.142–144 (0,38 п. л.).
3.Акерман Е.Н. Эволюционная экономическая теория: методология исследования «новой экономики» // Вестник Томского гос. ун-та.– № 348, июль. – 2011. – С.107–110 (0,47 п. л).
4.Акерман Е.Н. Особенности формирования и использования интеллектуального капитала в условиях развития «новой экономики» // Вестник ТГУ: Экономика. – 2011. – №1 (13). – С. 5–8 (0,35 п. л.)
5.Акерман Е.Н. Государственная инновационная политика: кластерно-сетевой аспект // Вестник Томского гос. ун-та. – № 346, май. – 2011. – С. 107–110 (0,47 п. л.)
6.Акерман Е.Н. Особенности трансформации социально-экономических отношений в условиях развития «новой экономики» // Вестник ТГУ: Экономика. – 2011. – №2 (14). – С. 11–17 (0,51 п. л.)
7.Козловская О.В., Акерман Е.Н. Особенности инновационной конкуренции в условиях глобализации // Вестник ТГУ: Экономика. – 2010. – №2 (10). – С. 5–13 ( 0,78/0,45 п. л.).
8.Kozlovskaya О.V., Аkerman Е.N., Shapovalov А.V. Аssessment of Тomsk region economic area // NovoScience. – 2008. – Р. 30–36 (0,64/0,25 п. л.).
9.Акерман Е.Н., Пушкаренко А.Б. Формирование инновационной системы Сибирского федерального округа на основе со-организации инновационного развития // Вестник Томского гос. ун-та.– № 328, ноябрь. – 2009. – С. 116–122. (0,7/0,45 п. л.).
10.Акерман Е.Н. Особенности формирования экономической региональной политики на принципах коэволюции // Вестник Томского гос. ун-та. – № 330, январь. –2010. – С.115–121 (0,70 п. л.).
11.Акерман Е.Н., Михальчук А.А., Трифонов А.Ю. Факторный подход в построении экономического пространства региона // Вестник ТГУ: Экономика. – 2010. – №3 (11) – С. 84–93 (0,92/0,55 п. л.).
12.Акерман Е.Н., Михальчук А.А., Трифонов А.Ю. Типология регионов как инструмент со-организации экономического развития регионов // Вестник Томского гос. ун-та.– № 331, февраль. – 2010. – С.126–132 (0,81/ 0,35 п. л.).
13.Акерман Е.Н., Богданова О.Е. Экономическое измерение глобализации // Вестник Томского гос. ун-та. – № 312, июль. –2008. – С.126–131 (0,53/0,3 п. л.).
14.Акерман Е.Н. Актуальные проблемы интеграции России в мировое экономическое пространство // Вестник Томского гос. ун-та.– № 313, август. –2008. – С.130–135 (0,58 п. л.).
Монографии
15.Акерман Е.Н. Особенности государственной инновационной политики в условиях «новой экономики» / под ред. О.В. Козловской. – Томск: Изд-во НТЛ, 2010. – 280 с. (16,28 п. л.).
16.Акерман Е.Н. Трансформация государственной экономической политики в условиях «новой экономики» / под ред. О.В. Козловской. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 240 с. (15 п. л.).
17.Козловская О.В., Акерман Е.Н. Особенности синергетического подхода в управлении пространственным развитием региона. – Томск: Изд-во Том. политехн. Ун-та, 2010. – 419 с. (24,37/12 п. л.).
Публикации в прочих научных изданиях
18.Акерман Е.Н., Козловская О.В., Шаповалов А.В. Оценка использования экономического пространства Томской области // Сборник докладов Международной научной конференции «Моделирование нелинейных процессов и систем», МГТУ СТАНКИН, г. Москва, 2008 г. – М., 2010. – С.79 (0,12/0,04 п. л.)
19.Козловская О.В., Акерман Е.Н. Конкурентоспособность как системообразующее свойство региона // Вестник Томского гос. ун-та. Бюллетень оперативной научной информации. № 1 (2) 2008. Экономика. С.41– 46 (0,5/0,3 п. л.)
20.Kozlovskaya O.V., Akerman E.N. Indicators of sustainable development of Tomsk oblast // Bulletin «Towards a Sustainable Russia»: Environmental policy in the regions: Tomsk Oblast. – Moscov, 2005 . – № 31. – Р. 7–9 (0,3/0,1 п. л.).
21.Акерман Е.Н. Социальная политика на принципах социального партнерства // Актуальные проблемы развития социального партнерства в современных условиях. – Томск, 1999. – С.52–55 (0,23 п. л.)
22. Козловская О.В., Акерман Е.Н. Особенности регионального управления: баланс самоорганизации и организации // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Speakers.htm#let_k_rus (0,95/0,5 п. л.).