1.1.Приобщение учителя музыки к миру культурных ценностей, успешная профессиональная социализация в обществе, невозможна без реализации разноуровнего методологического осмысления и анализа феномена исполнительской интерпретации как необходимого условия всей последующей его практической творческой деятельности.
1.2. В музыкально-педагогическом процессе знание предстает в виде определенной художественно-педагогической концепции, выражающейся в комплексной интерпретации музыки в различных знаковых системах - графической, вербальной, фонической. В такой интентности музыкальных занятий полученные студентом знания становятся основой для выстраивания ими собственных позиций, представлений, исследовательских методов.
1.3. Исходя из концепции смыслообразующего контекста (А.А.Вербицкий, Л.Ц. Кагермазова), учебный процесс подготовки учителей музыки способен включать в диалоговые взаимоотношения различные явления культуры, представляя собой систему взаимодействующих «расширяющихся смысловых кругов». Таким образом, в качестве методологической основы содержания музыкально-педагогического образования выступает феномен метадиалогичности, характеризующийся как многоуровневое межсубъектное взаимодействие, порождающее непрерывную интерпретацию музыкальных текстов в различных знаковых системах, обусловленную отражением в индивидуальном интонировании опыта переживаний эмпатийной личности как особого свойства музыкального сознания.
1.4.Основываясь на концепциях художественного и музыкального сознания (Е.П.Крупник, А.В.Торопова) как важнейшей категории психологической антропологии, есть основания для выделения уровня музыкально-интерпретационного сознания, где активизируется личностное смыслообразование, необходимое для интерпретационной деятельности. При этом, корректировка учебного процесса в созидающем, преобразующем векторе, порождающая новые смыслы в сознании субъекта, детерминирует творческие механизмы, приводящие к закономерному результату - интерпретационному культуросозиданию как формы и способа существования личности в окружающем мире.
1.5. Формирование музыкально-интерпретационного уровня сознания невозможно без направленности мышления субъекта на творчество и самореализацию. Актуализация этого уровня в учебном процессе позволяет говорить о «Субъекте Интерпретирующем» как неотъемлемой части Homo Musicus, во многом отражающей уровень профессиональной компетенции учителя музыки, определяя субъектный подход как основу психологического обеспечения построения интерпретационной модели музыкального произведения.
1.6.Основываясь на разработанных А.В.Тороповой психосемантических уровнях музыкального сознания, психические процессы интерпретационной деятельности студента рассматриваются как соотношение универсального бессознательного слоя музыкального сознания с «зонами влияния», где включаются механизмы личностного смыслообразования с возможностями формирования как самих процессов, так и соответствующих профессио-нальных и личностных качеств. Данная установка находит свое отражение в герменевтических горизонтах индивидуальной текстовой среды (ИТС) субъекта - совокупности реальных и идеальных артефактов, окрашенных личностным смыслом - универсального инструментария, который исполь-зуется им в интерпретационной деятельности.
2. Концепция формирования интерпретационной культуры педагога-музыканта как интегративного профессионально-личностного качества, выступает в форме следующих положений:
2.1.Интерпретационная культура представляет собой важнейшее профессионально-личностное качество, генерирующее интерпретационное культуросозидание учителя музыки, выводящее интерпретацию музыки на уровень «текста культуры». Данное качество включает в себя, прежде всего, индивидуально-художественный опыт, основанный на специальных знаниях и умениях, позволяющих проявлять свои творческие способности в профессиональной деятельности, а также особое свойство, выражающееся в потребности эти знания получать, анализировать, обобщать и совершенствовать в данном контексте.
2.2.Итогом интерпретационного культуросозидания учителя музыки является рождение нового смысла, проявляющегося во всех структурных (конструктивный, музыкально-исполнительский, организаторский, исследо-вательский) компонентах профессиональной деятельности.
2.3.Интерпретационная культура имеет в своей структуре мотивационно-ценностный, логико-конструктивный и художественно-практический компоненты. Формирование этого качества как целенаправленное педагогическое воздействие достигается посредством реализации трех основных функций любого образовательного процесса - обучения, воспитания и развития, в составе которых также выделены ориентационно-аксиологическая, художественно-познавательная и деятельностно-практическая составляющие. Процесс формирования интерпретационной культуры включает герменевтический, нормативный и творческий этапы.
2.4. Интерпретационная культура содержит в своей основе ценностную природу, раскрывающую нравственные, эстетические, мировоззренческие качества взаимодействия личности с окружающим миром. Сущность интерпретационной культуры определяется пониманием единства как познавательной, так и созидающе-творческой деятельности, а также специфических особенностей музыкального искусства, в «диалоговые» взаимоотношения с которым вступает субъект. Такой подход позволяет говорить о мощном преобразующем воздействии интерпретационной деятельности.
2.5. В профессиональной деятельности учитель музыки, актуализируя интерпретационные качества учащегося, оказывает влияние и на его личность. Процесс обучения, обусловленный построением отдельного урока как интерпретации какой-либо темы, события, факта, специально организовывается с учетом развития осознанной потребности учащихся в самоанализе, сопоставлении и аргументации различных точек зрения, способности к музыкальному мышлению, рефлексивной деятельности, выдвижению интерпретационных гипотез, расширения ассоциативных представлений и творческой фантазии.
3.Текстоцентрическая парадигма обучения в инструментальном классе, как основа концептуально-технологической модели формирования интерпретационной культуры будущего учителя музыки, раскрывается в следующем виде:
3.1. Данная парадигма выступает важным фактором формирования интерпретационной культуры, являясь эффективной моделью «слияния художественных смыслов», то есть врастания авторского смысла в смысловые структуры сознания интерпретирующего субъекта, актуализируя тем самым порождение новых личностно-смысловых структур и художественных значений музыкальных произведений, стимулируя развитие различных профессиональных умений и навыков, а также соответствующих нравственных и эстетических качеств личности. Данный подход является своеобразной «точкой отсчета» в инструментальном обучении, претворения идеи «открытости» и «запаса неопределенности» текста, что дает основания для нового понимания текстоцентрической модели - образовательной парадигмы с ярко выраженной диалогической субъект-субъектной направленностью - студента, педагога и автора музыкального сочинения.
3.2.Представленная технология базируется на трактовке нотного текста как «поля методологических операций» (Р.Барт), выражающейся в его функциональности как объекта познания и исполнительского воссоздания; качественных типологических характеристиках, отражающих различные параметры его индикаций. Герменевтическая основа изучения нотного текста дает возможность использования технологии смыслообразующего контекста, выводя будущего специалиста в такой работе на уровень методологического анализа с культурологических, стилевых, семиотических, методико-дидактических, технологических позиций.
3.3. Основным механизмом педагогического воздействия парадигмы является формирование интерпретационно-текстологического комплекса, в котором объединяются мотивационно-психологические, информативно-смысловые и художественно-практические составляющие построения интерпретации музыкального произведения. При этом осуществляется предварительный трехуровневый исполнительский анализ нотного текста (разделение на: а) «метро-высотный» и «исполнительский»; б) авторский и редакторский; в) методико-технологический), позволяющий наметить границы «интерпретационного поля» музыкального произведения, определить меру «субъективного внедрения», возможную технологию осуществления интерпретации. Затем данная модель выражается в разработанных индикациях исполнительской интерпретации студентами музыкальных произведений в трёх системах координат: пространственно-временной, динамической и тактильной. Это позволяет осуществить построение интерпретационной модели музыкального произведения в трехмерном объемном взаимодействии. Кроме того, каждая из указанных координат обусловлена еще и разновекторным контекстом, определяющим ее акустическую реализацию. В качестве такого контекста выступают историко-стилевой, авторский, функционально-конструктивный, интонационно-лексический и интерпретационный векторы анализа нотного текста, что позволяет максимально эффективно и художественно обоснованно осуществить процесс декодировки, перевода графической информации в интерпретационно-акустическую модель. Данные координаты в детерминации с аналитическими контекстными векторами служат основными индикаторами создаваемой исполнительской интерпретации.
3.4. Данная модель обучения органично вписывается в современную концепцию «личностно-ориентированного образования», в основе которой выступает формирующаяся личность ученика как ядро целостного педагогического процесса. Внедрение разработанной модели в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений способствует эффективному формированию у студентов знаний, умений и навыков, личностных качеств, направленных на воспитание интерпретационной культуры учащихся в процессе музыкальных занятий в школе; их потребности в познавательно-преобразующей деятельности, выражающейся в художественном освоении и созидании фактов и явлений не только мира искусства, но и в социально-культурологической и нравственно-аксиологической константах.
3.5. Представленная парадигма обучения в инструментальном классе развивает профессиональный уровень разработки музыкального и тематического материала учителем на уроках, степень его аргументации и обоснований личностных концепций, его способность вызывать и развивать в своих воспитанниках эмпатийные реакции, эмоционально-ценностное отношение к воспринимаемой музыке.
1.Корноухов М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании. Монография. – Великий Новгород: Кириллица, 2011.–299 с. – 23 п.л.
2. Корноухов М.Д. Нотный текст как интерпретационно-смысловая структура музыкального произведения. Монография. – Великий Новгород: Кириллица, 2011. – 116 с. – 7,25 п.л.
3. Корноухов М.Д. Нотный текст как основа обучения учащихся искусству интерпретации музыки // Методология педагогики музыкального образования (научная школа Э.Б.Абдуллина): коллективная монография./Под науч. ред. Э.Б.Абдуллина. Изд.3-е, испр. и доп. - М.: Граф-Пресс, 2010.– Авторский текст с.216-223.– 0,65 п.л.
Статьи в научных журналах и изданиях, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук
4. Корноухов М.Д. Творческий этап формирования интерпретационной культуры учащихся-музыкантов. Российский научный журнал. Рязань, 2011. - №4(23).- С.86-92. (0,8п.л.).
5.Корноухов М.Д. Интерпретационно-текстологический комплекс как важнейший технологический аппарат реализации текстоцентрической парадигмы обучения учащихся-музыкантов в инструментальном классе. Педагогическое образование и наука. М.,2011. - №5. – С.38-45. (0,6 п.л.).
6.Корноухов М.Д. Интерпретационное культуросозидание как ценностная основа профессиональной деятельности педагога-музыканта. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (серия «Педагогика. Психология). - Великий Новгород, 2010. – № 58. - С. 27-29. (0,5 п.л.).
7. Корноухов М.Д. Критерии и диагностические индикации исполнительской интерпретации музыкальных произведений учащимися. Наука и школа. М., 2011. - №3. - С.97-102. (0,6 п.л.).
8. Корноухов М.Д. Текстоцентрическая парадигма обучения учащихся-музыкантов в инструментальном классе. Вестник Костромского государст-венного университета им. Н.А.Некрасова (серия «Педагогика и психология). Кострома, 2011. – №2- С.27-32. (0,5 п.л.).
9. Корноухов М.Д. Интерпретационная культура как индикатор профессиональной компетенции учащегося-музыканта. Вестник Новгород-ского государственного университета им. Ярослава Мудрого (серия «Педагогика. Психология). - Великий Новгород, 2011. – №64. - С. 31-34. (0,5 п.л.).
10.Корноухов М.Д. Герменевтический этап формирования интерпретационной культуры учащегося-музыканта. Вестник Московского государственного областного университета (серия «Педагогика»). М.,2011.- №3. – С.43-49 (0,5 п.л.)
Учебные пособия и методические издания
11.Корноухов М.Д. Интерпретация музыкальных произведений в исполнительской подготовке учителя музыки (учебное пособие). - Великий Новгород, 2011. – 191 с. (9,75 п.л.).
12. Корноухов М.Д. Методология изучения нотного текста учащимися музыкантами в инструментальном классе (учебное пособие). - Великий Новгород, 2006. -118 с. (7,5 п.л.).
13. Корноухов М.Д. Развитие умений самостоятельного редактирования авторского нотного текста учащимися-музыкантами (учебно-методическое пособие). - Великий Новгород, 2007. – 53 с. (3, 25 п.л)..
14.Корноухов М.Д. История исполнительского искусства (авторская программа). /Гриф совета директоров учреждений среднего профессионального образования Новгородской области/ - Великий Новгород, 2005.– 24 с. (1,35 п.л.)
15. Корноухов М.Д. Изучение репертуара композиторов ХХ века. /Рабочая программа по специальности 070102 /Великий Новгород, 2008.– 18 с. (1 п.л.).
16. Корноухов М.Д. Изучение репертуара композиторов ХХ века. /Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по специальности 070102 /. - Великий Новгород, 2008. -10 с. (0,55 п.л.).
17. Корноухов М.Д. Изучение репертуара композиторов ХХ века. /Контрольно-измерительные материалы по специальности 070102 /. - Великий Новгород, 2008. – 5 с. (0,3 п.л.).
Материалы региональных, российских и международных конференций
18. Корноухов М.Д. Текстоцентрическая парадигма обучения учащихся-музыкантов в инструментальном классе (герменевтический аспект). /Сборник докладов III Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития»/ 2 том. Белгород, 2011. С.178-183 (0,45 п.л.).
19. Корноухов М.Д. Развитие у учащихся-музыкантов интерпретационных качеств на основе методологического уровня изучения нотного текста. /Материалы третьей международной научно-практической Интернет-конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования» /. Екатеринбург,2010.–С.152-155. (0,25 п.л.).
20. Корноухов М.Д. Интерпретация как психолого-педагогический феномен в музыкальном образовании. /Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Современная педагогика искусства в контексте развития отечественного художественного образования»/. – Великий Новгород, 2010. – С.26-32 (0,45 п.л.).
21. Корноухов М.Д. Интерпретация как вид художественной деятельности в музыкальном образовании. /Материалы международной научно-практической конференции «Художественное образование: творческий и культурный потенциал в прогрессивном развитии современного общества»/. - Кострома, 2010. – С.106-110. (0,3 п.л.).
22. Корноухов М.Д. Нотный текст как методологическая гипотеза и основа обучения искусству интерпретации музыки (исторический аспект). («Музыкальное образование: Вчера. Сегодня. Завтра» /материалы международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика»/ ч.1).В.Новгород,2006. – С.59-66. (0,45 п.л.).
23. Корноухов М.Д. Музыкально-исполнительские термины, их место и значение в авторском нотном тексте. /Сб.: «Музыкальное образование: Вчера. Сегодня. Завтра» /материалы международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика»/ ч.2). – Великий Новгород, 2006. – С.25-30. (0,35 п.л.).
24. Корноухов М.Д. Изучение нотного текста произведения в контексте задач педагогики музыкального образования. /Материалы международной конференции «Диалог культур – культура диалога»/. - Кострома, 2007. С. 169-172. (0,25 п.л.).
25. Корноухов М.Д. Редактирование нотного текста в практике системы музыкального образования /Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции/. - Тверь, 2007. – С. 88-92. (0,3 п.л).
26. Корноухов М.Д. Нотный текст как знаково-языковая система в практике музыкального образования. /Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций. Материалы международной конференции/. - Екатеринбург, 2008. – С.47-50. (0,25 п.л.).
27. Корноухов М.Д. О некоторых проблемах изучения нотного текста музыкальных произведений учащимися-музыкантами / Материалы международной научно-практической конференции «Художественное образование личности в контексте освоения музыкального и изобразительного искусства: научный и творческий потенциал»/. - Кострома, 2008. – С.290-294. (0,3 п.л.).
28. Корноухов М.Д. Притворяясь нотной тетрадкой… /Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкального образования в системе школа-колледж-вуз» (к 105-летию со дня рождения педагога, композитора, академика Д.Б.Кабалевского)/. - Великий Новгород, 2009.– С.27-30. (0,25 п.л).
29. Корноухов М.Д. Нотный текст как сфера деятельности композитора и редактора (исторический аспект). / Сборник статей по материалам научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое образование: история, современность, перспективы»/. - Великий Новгород, 2009. – С. 180-187. (0,45 п.л.).
30. Корноухов М.Д. Авторский и редакторский уровни нотного текста музыкального произведения (педагогический аспект). / Материалы второй международной Интернет-конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования»/. - Екатеринбург, 2010. – С.58-61. (0,25 п.л.).
31. Корноухов М.Д. Нотация как форма бытования музыки /Материалы Всероссийской научно-практической конференции «46-е Евсевьевские чтения»/. - Саранск, 2010. – С.64-67 (0, 25 п.л.).
32. Корноухов М.Д. Образовательно-творческий семинар для музыковедов широкого профиля «Музыкальное просветительство в XXI веке» в Великом Новгороде. / Материалы международной научно-практической конференции «Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее»/. – Курск, 2011. – С.174-179 (0,4 п.л.).
Статьи в научных сборниках и журналах
33. Корноухов М.Д. Актуализация феномена интерпретации в современном музыкально-педагогическом образовании в контексте творческого становления личности / Учёные записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 13/. – Великий Новгород, 2011. – С. 44-48. (0,3 п.л.)
34. Корноухов М.Д. Интерпретационная культура учащегося в современном музыкально-педагогическом образовании / Учёные записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 12/. – Великий Новгород, 2010. – С. 83-88. (0,35 п.л.).
35. Корноухов М.Д. Особенности нотного письма как проявление индивидуального авторского почерка композитора / Учёные записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 10/. – Великий Новгород, 2008. – С.338-343. (0,35 п.л.).
36. Корноухов М.Д. Структура методологического изучения нотного текста в инструментальном классе. /Учёные записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 9/. - Великий Новгород, 2007. – С.254-264. (0,8 п.л)..
37. Корноухов М.Д. О некоторых аспектах изучения фортепианных произведений Бетховена в инструментальном классе. / Культурологическое образование нового тысячелетия. Вып. 11/. - М., 2008. – С. 343-349. (0,4 п.л.).
38. Корноухов М.Д. Исторические, стилевые и национальные особенности применения музыкально-исполнительских терминов. / Учёные записки института непрерывного педагогического образования. Вып. 11/. - Великий Новгород, 2009. – С. 223-227. (0,3 п.л.).
39. Корноухов М.Д. Учить невозможному… /Преподаватель, М.,2001. - №6 С.40-41 (0,45 п.л.)