- Идеи социального универсализма в русской историософии второй половины XIX - начала ХХ веков возникают в результате сложных социокультурных процессов развития теоретических и аксиологических оснований отечественной философии и творческой переработки классического европейского философского наследия в России, в частности, концепций Г. В. Ф. Гегеля, А. Сен-Симона, К. Маркса, Ф. Шеллинга, теоретиков христианского социализма. К предпосылкам распространения социального универсализма в русской историософии следует отнести и характерные для русской ментальности традиции коллективизма, культурного синтеза, толерантности к ценностям других народов и этносов.
- Социальный универсализм в русской историософии имел различные идейно-концептуальные формы: утопического социализма, панславизма, всеединства, свободной теократии, космизма, евразийства, христианского социализма. Социальный универсализм мог проявиться в принципах социокультурного синтеза, интегративных политических проектах по созданию всеславянской федерации или свободной теократии, экуменических идеях, универсальных социально-экономических программах.
- Феноменологический метод, в соответствии с которым Г. В. Ф. Гегель разделяет дух на четыре абстрактных момента (сознание, самосознание, разум и дух), а К. Маркс разделяет труд на физическую силу, живую деятельность, продукт деятельности и его потребление, выступают в качестве универсального метода постижения смысла и направленности истории человечества. Эти четыре момента образуют собой противоречивое динамическое единство. На посткапиталистической стадии развития мировой истории знание, рассматриваемое как четвертый - абстрактный момент труда, начинает определять основной вектор развития общественной жизни, становится источником зарождения новых форм отношений между людьми на основе научных технологий.
- Теоретическая реконструкция историософских воззрений представителей русского народничества А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского свидетельствует о том, что они содержали принципы социального универсализма при рассмотрении истории. Это проявилось в обосновании исторических предпосылок идеала социализма и коммунизма для всего человечества. При этом данный идеал общинного социализма имеет эгалитарные уравнительные черты.
- В учении Н. Я. Данилевского о культурно-исторических типах славянскому типу придаются особые преимущества, которые позволят ему в будущем стать универсальным историческим типом. В этом проявлены идеи общеславянского социального универсализма в русской историософии.
- В метафизике всеединства В. С. Соловьева идеал общечеловеческого единства связывается с христианством и понятием богочеловечества. Важнейшие культурные и геополитические проблемы второй половины XIX столетия (отношения Европы и исламского мира, Европы и дальневосточной цивилизации Китая) рассматриваются В. С. Соловьевым в контексте экуменических идей создания «вселенской» церкви. Социальный идеал В. С. Соловьева также выражается в идее теургического сотрудничества Бога и человека, вследствие чего его историософия сближается с мистико-поэтическим творчеством, а социальный строй будущего единого человечества мыслится в виде свободной теократии.
- Философия «общего дела» Н. Ф. Федорова, предполагает решение ряда глобальных проблем: победы над голодом, болезнями и смертью, выхода в космос, освоения новых источников энергии, построения всемирной крестьянской общины, основанной, в частности, на союзе аграрных России и Китая. Патриархальная утопия Н. Ф. Федорова содержит в себе апологетику теории и практики монархического социализма, сочетавшего идеализацию общины и осознание исторической необходимости интеграции России в мировое сообщество.
- В эсхатологии Н. А. Бердяева русская цивилизация наделяется мессианским значением, она выступает носителем универсалистской идеи, но сама по себе реализация принципа универсализма выводится им за пределы истории. В социальной концепции Бердяева присутствовали также идеи коммунитаризма в сочетании с принципами христианского социализма.
- У евразийцев социальный универсализм обретает форму геософии культуры, позволяющей преодоление кризиса европейской цивилизации связать с решением геополитических проблем. Историософия евразийцев объективно была направлена на сохранение имперского пространства России и создание многонационального союза культур Востока и Запада как модели будущего общечеловеческого единства.
1.Кузнецов, Ю. В. Русский мир на пути к общечеловеческому единству. Историософские концепции : монография / Ю. В. Кузнецов. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. – 239 с. (12,2 п.л.)
Публикации в журналах, внесенных в список ВАК:
2.Кузнецов, Ю. В. Социально-политический универсализм России в историософии евразийцев / Ю. В. Кузнецов // Регионология. – 2010. - № 4. – С. 73-82. (0,52 п.л.)
3.Кузнецов, Ю. В. Философско-религиозное и литературно-художественное направления в философии русского космизма конца XIX – начала ХХ веков / Ю. В. Кузнецов, И. Ю. Салмина // Вестник МГТУ. – 2010. - № 2. Т. 13. – С. 370-377. (0,93 п.л.)
4.Кузнецов, Ю. В. Идея Богочеловечества и её историософский смысл / Ю. В. Кузнецов // Вестник МГТУ. – 2011. - № 1. Т. 14. – С. 170-174. (0,5 п.л.)
5.Кузнецов, Ю. В. Историософские воззрения русских революционеров-демократов А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского / Ю. В. Кузнецов // Вестник МГТУ. – 2011. - № 1, Т. 14. – С. 174-183. (0,56 п.л.)
6.Кузнецов, Ю. В. Эстетика и теургия истории в русской историософии / Ю. В. Кузнецов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2011. - № 1. – С. 148-156. (0,45 п.л.)
7.Кузнецов, Ю. В. Историософия Н. А. Бердяева / Ю. В. Кузнецов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. - № 1, Т. 2. Философия. – С. 68-76. (0,53 п.л.)
8.Кузнецов, Ю. В. Геостратегия Николая Федорова / Ю. В. Кузнецов // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. - 2011. - Вып. 2. - С. 124–128. (0,44 п.л.)
9.Кузнецов, Ю. В. Геополитические идеи и экуменизм В. С. Соловьева / Ю. В. Кузнецов // Регионология. – 2011. - № 2. – С. 236-244. (0,48 п.л.)
10.Кузнецов, Ю. В. Глобализация в современном историческом развитии общества / Ю. В. Кузнецов // Вестник МГТУ. – 2011. - № 2, Т. 14. – С. 237-242. (0,7 п.л.)
11.Кузнецов, Ю. В. Исторические судьбы России в учении Н. Я. Данилевского о культурно-исторических типах / Ю. В. Кузнецов // Вестник МГТУ. – 2011. - № 2, Т. 14. – С. 347-352. (0,69 п.л.)
12.Кузнецов, Ю. В. Философия истории Н. Я. Данилевского и западно-европейская мысль XIX – ХХ вв. : особенности рецепции / Ю. В. Кузнецов, И. Ю. Салмина // Вестник МГТУ. – 2011. - № 2, Т. 14. – С. 248-253. (0,63 п.л.)
Публикации в сборниках статей, материалах всероссийских и международных конференций:
13.Кузнецов, Ю. В. Взаимоотношения народа и государства: методологический аспект / Ю. В. Кузнецов // Вопросы социализации личности : межвуз. сб. научн. статей / ПетрГУ, МГАРФ. – Мурманск : МГАРФ, 1995. - С. 60-64. (0,17 п.л.)
14.Кузнецов, Ю. В. Народ и власть I половины XIX века в проблеме “Россия и Европа” / Ю. В. Кузнецов // Тезисы докл. на 6-ой научно-технич. конф. МГАРФ : в 6 ч. Ч. 2. – Мурманск : МГАРФ, 1995. - С. 79-81. (0,12 п.л.)
15.Кузнецов, Ю. В. Проблемы социализации личности в русской философии / Ю. В. Кузнецов // Человек, общество, государство : сборник научных статей / МГТУ, МОИПКРО, Кольский филиал ПГУ.– Мурманск : НИЦ “Пазори”, 2000. – Вып. IX. - С. 29-42. (0,58 п.л.)
16.Кузнецов, Ю. В. Философия социализации советской молодежи / Ю.В. Кузнецов // Поиск философские и социально-экономические исследования : сборник научных статей / МГТУ, СпбГУ философский фак-тет. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2001. – Вып. II, Сер. "Философские и социально-экономические исследования". - С. 41-60. (0.83 п.л.)
17.Кузнецов, Ю. В. Социальная политика России: возможная модель развития / Ю. В. Кузнецов // Наука и образование-2005 : материалы Международной научно-технической конференции (Мурманск, 06-14 апреля 2005 г.) : в 7 ч. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2004. - Ч. 1. – С. 171-173. (0,3 п.л.)
18.Кузнецов, Ю. В. Проблемы социализации личности в трудах русских мыслителей второй половины XIX — начала XX веков / Ю. В. Кузнецов, И. Ю. Салмина // Поиск: философские и социально-экономические исследования: межвузовский сборник научных статей / МГТУ, СПбГУ факультет философии и политологии. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2008. – Вып. XII, сер. "Философские и социальные исследования". - С. 60-69. (0,5 п.л.)
19.Кузнецов, Ю. В. Теократическая утопия Вл. Соловьева / Ю. В. Кузнецов // Социальное знание : теория и практика: межвузовский сборник научных статей / МГТУ ; МГУ им. Н. П. Огарева. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. – Вып. 2. – С. 156-168. (0,63 п.л.)
20.Кузнецов, Ю. В. Патриархальная утопия Н. Ф. Федорова / Ю.В. Кузнецов // Социальное знание : теория и практика: межвузовский сборник научных статей / МГТУ ; МГУ им. Н. П. Огарева. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. – Вып. 2. – С. 168-184. (0,86 п.л.)
21.Кузнецов, Ю. В. Эсхатологическая историософия Н. А. Бердяева / Ю. В. Кузнецов // Социальное знание : теория и практика: межвузовский сборник научных статей / МГТУ ; МГУ им. Н. П. Огарева. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2010. – Вып. 3. – С. 139-154. (0,8 п.л.)
22.Кузнецов, Ю. В. Историософские концепции евразийцев: социокультурное пространство / Ю. В. Кузнецов // Социальное знание: теория и практика : межвузовский сборник научных статей / МГТУ ; МГУ им. Н. П. Огарева. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2010. – Вып. 3. – С. 154-168. (0,76 п.л.)
23.Кузнецов, Ю. В. «Сверхчеловечество» Ф. Ницше и «Богочеловечество» Вл. Соловьева: общность и противоречивость идей / Ю. В. Кузнецов // Мысль : сборник научных статей / МГТУ. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. – Вып. 2. – С. 74-86. (0,54 п.л.)
24.Кузнецов, Ю. В. Историософия: понятие и концепции / Ю. В. Кузнецов // Русская философия во времени и пространстве (в рамках философских чтений памяти профессора В. О. Гошевского) : сборник материалов Международной научно-технической конференции (Мурманск, 08-09 февраля 2011 г.). – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. – С. 53-55. (0,16 п.л.)
25.Кузнецов, Ю. В. Осмысление труда и трудовой деятельности в контексте исторических эпох А. Д. Майданского / Ю. В. Кузнецов // Русская философия во времени и пространстве (в рамках философских чтений памяти профессора В. О. Гошевского : сборник материалов Международной научно-технической конференции (Мурманск, 08-09 февраля 2011 г.). – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. – С. 56-58. (0,19 п.л.)
26.Кузнецов, Ю. В. Универсализм концепций русской религиозной историософии: актуальность проблемы / Ю. В. Кузнецов // Социально-гуманитарное знание: история и современность : сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции с международным участием (Мурманск, 28 февраля – 04 марта 2011 г.). – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. – С. 156-159. (0,26 п.л.)
27.Кузнецов, Ю. В. Степень научной разработанности проблематики социально-политического универсализма в русской историософии XIX - начала XX веков / Ю. В. Кузнецов // Социально-гуманитарное знание: история и современность : сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции с международным участием (Мурманск, 28 февраля – 04 марта 2011 г.). – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. - С. 160-161. (0,14 п.л.)
28.Кузнецов, Ю. В. Утопизм историософии Н. Г. Чернышевского: цивилизационный опыт / Ю. В. Кузнецов // Концепты современного цивилизационного развития : сборник статей Всероссийской научно-технической конференции (Волгоград, 29 марта 2011 г.). – Волгоград : Изд-во ЦПНИ, 2011. – С. 58-61. (0,2 п.л.)
29.Кузнецов, Ю. В. Евразийцы в решении проблемы исторической судьбы России / Ю. В. Кузнецов // Научное творчество XXI века : сборник статей IV Всероссийской научно-технической конференции с международным участием (Красноярск, 03 апреля 2011 г.). – Красноярск, 2011. – С. 133-134. (0,21 п.л.)
30.Кузнецов, Ю.В. Марксистская оценка утопий в историософии / Ю.В. Кузнецов // Россия и мировые тенденции развития : сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции (Омск, 21-22 апреля 2011 г.). – Омск : Изд-во Омск-го гос. техн. ун-та, 2011. – С. 167-174. (0,39 п.л.)