Научная тема: «ДОМИНИРУЮЩИЕ ПАРАДИГМЫ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
Специальность: 09.00.03
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Трансцендентальная парадигма в западноевропейской философии возникла в философии Платона в двух ее формах - онтологического и гносеологического трансцендентализма. Онтологическая модель опирается на трансцендентные, «превосходящие» понятия (идеи), гносеологическая - на чистую субъективность с присущими ей внеэмпирическими и априорными инструментами и принципами. Обе формы существуют на протяжении всей истории западноевропейской философии.
  2. Источниками формирования трансцендентализма выступили: потребность исследовать опытное познание (опыт), стремление создать философию в качестве «строгой науки», рефлексия «трансцендентального факта».
  3. Все исследуемые парадигмы обладают полным набором трансценденталистских характеристик, развитыми в разной степени. В число этих предикатов входят следующие основные: критицизм как негативное и позитивное обоснование собственной трансцендентальной позиции; категорическое неприятие не очищенных критикой натурализма, догматизма и скептицизма; стремление к неэмпирическому, аподиктичному, достоверному и отчетливому знанию; трансцендентальная редукция как метод очищения сознания от эмпирического содержания и базовая первоначальная процедура открытия трансцендентального поля исследования; априоризм как внеэмпирическая и внеопытная основа познания; методологический и методический телеологизм мышления как гносеологическое или практическое регулятивное действие, построенное на основе принципа als ob; интенциональность сознания (мышления) в двух ее формах: гносеологическая интенциональность как направленность сознания на предметность как таковую и на исследуемый предмет и тео-агато-этическая - как устремленность души (ума, практического разума) к Благу, Богу, добротности (ἀϱετή), добру и долгу, характерная для онтологического типа трансцендентализма; принципы функционализма и систематического единства как регулятивы гносеологической области; существование в системе философии (условно выделяемых) двух миров - чувственно воспринимаемого и интеллигибельного.
  4. Обе формы трансцендентализма у каждого философа находятся в иерархических отношениях. У Платона и Августина онтологическая форма обосновывает гносеологическую. У Декарта гносеологический трансцендентализм фундирован онтологическим, но вместе с тем обладает большей ценностью для системы в целом. В философии Канта бесспорно доминирующее место занимает гносеологическая форма, она же является фундаментом для онтологического трансцендентализма, но последний является конечной целью всей системы. Марбургская школа, отдавая полный приоритет гносеологизму, до такой степени абсолютизирует этот подход, что сознание приобретает отчетливый онтологический статус. Гуссерль также ориентируется на гносеологическую форму, однако в последних работах ищет для него обоснование в «жизненном мире» - несомненном онтологическом фундаменте.   
  5. Гносеологический трансцендентализм в течение своей истории в целом и в каждом конкретном учении проходит, в основном, три этапа эволюции: критический, этап достижения чистой субъективности посредством трансцендентальной редукции, стадию разработки и анализа чистого сознания.
  6. Анализ ключевых различий показывает, что Платон отдает предпочтение таким предикатам трансцендентализма, как освобождение личности от чувственного влияния, анамнесис, подведение чувственных данных под идею, восхождение к Благу (редукционный и анамнетически-синтетический вариант трансцендентализма). Августин более всего склонен к теории иллюминации, рефлексии и процессу Восхождения (рефлексивный и иллюминативно-асцентический вариант трансцендентализма). Декарт обосновывает свою версию трансцендентализма при помощи сомнения, очевидности и ясных и отчетливых идей (скептически-эвиденциональный и эйдетический вариант трансцендентализма). Кант фиксирует внимание на процессах конституирования и синтеза (конститутивно-синтетический вариант трансцендентализма). Трансцендентализм Марбургской школы из-за первостепенного значения корреляции и функционализма представляет собою коррелятивный и функциональный вариант. Наконец, Гуссерль, отдававший ценностный приоритет в своем учении редукции, рефлексии и интенциональности, представил редуктивно-рефлективный и интенциональный вариант трансцендентализма.
  7. Для философов-трансценденталистов характерно стремление к созданию особого метода познания, который мог бы анализировать не только формально-логические элементы познания и оценивать не одну лишь логическую форму суждений, но также иметь возможность изучать связь формальных и «материальных» компонентов познавательного процесса, а также гносеологические способности, принципы, законы, процедуры и инструменты.
Список опубликованных работ
Монография:

1. Семенов В.Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство) / Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. – 228 с. (13,25 усл.-печ. л.).

Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть представлены основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук:

2. Семенов В.Е. Трансцендентальная семантика И. Канта // Вопросы философии, 2011, № 11.– С. 94-104. (1,1 а. л.)

3. Семенов В.Е. Трансценденталистская семантика Платона // Вопросы философии, 2011, № 7. – С. 105-117. (1,2 а. л.)

4. Семенов В.Е. Второе применение трансцендентальной логики // Кантовский сборник, 2011, № 3 (37). – С. 19-35. (1,2 а. л.)

5. Семенов В.Е. Трансцендентальная дедукция «главных родов» в «Софисте» Платона // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2011, № 4. – С. 3-18. (1,0 а. л.).

6. Семенов В.Е. Трансцендентальная логика и аналитика понятий // Кантовский сборник, 2011, № 1 (35). – С. 7-23. (1,3 а. л.)

7. Семенов В.Е. Трансцендентальное действие ума в метафизике Декарта // Вестник РГГУ, серия «Философия. Социология», 2011, № 14/11. – С. 139-155. (0,75 а. л.).

8. Семенов В.Е. Трансцендентальная редукция в метафизике Платона // Известия Саратовского университета, 2011, Т. 11, Серия «Философия. Психология. Педагогика». Вып. 1. – С. 34-39. (0,6 а. л.)

9. Семенов В.Е. Нисхождение в совершенный мир (трансцендентальная редукция в метафизике Платона, Августина, Декарта, Канта) // Вопросы философии, 2010, № 11. – С. 126-137. (1,1 а. л.).

10. Семенов В.Е. Что такое трансцендентальная логика? // Кантовский сборник, 2010, № 3 (33). – С. 7-23. (1,1 а. л.)

11. Семенов В.Е. Критика Платоном предшествующей философии // Вестник РГГУ, серия «Философия. Социология», 2010, № 13/10. – С. 195-208. (0,85 а. л.).

12. Семенов В.Е. Функционализм как трансцендентальный принцип философии И. Канта // Вопросы философии, 2009, № 7.– С. 171-180. (1,0 а. л.).

13. Семенов В.Е. О деспотическом государстве и ручной мельнице: символическое познание мира культуры в метафизике И. Канта // Обсерватория культуры, 2009. № 5. – С. 116-122. (0,8 а. л.).

14. Семенов В.Е. Концепция «культуры разума» в метафизике И. Канта // Вестник РГГУ, серия «Философия. Социология», 2009, № 12/09. – С. 235-249. (0,75 а. л.).

15. Семенов В.Е. Основные принципы трансцендентального метода И. Канта // Вестник РГГУ, серия «Философия», 2008, № 7. – С. 11-23. (0,75 а. л.).

16. Семенов В.Е. Эрнст Кассирер: трансцендентальное обоснование культуры // Обсерватория культуры, 2008, № 4. – С. 15-21. (0,8 а. л.).

статьи, опубликованные в прочих изданиях:

17. Семенов В.Е. Функционализм как трансцендентальный принцип в философии Марбургской школы // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / Под ред. И.Н. Грифцовой, Н.А. Дмитриевой. – М.: РОССПЭН, 2010. – С. 43-55. (0,75 а. л.).

18. Семенов В.Е. Функционализм и трансцендентализм (Принцип функционализма и тип трансцендентальной философии у И. Канта и Г. Когена) // Историко-философский альманах. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Васильева. – М.: Современные тетради, 2010. – С. 70 – 86. (1,1 а. л.).

19. Семенов В.Е. Из плодотворной глубины опыта к высоким башням метафизики (обоснование И. Кантом интеллигибельной рациональности) // X Кантовские чтения. Классический разум и вызовы современной цивилизации: Материалы международной конференции: в 2 ч. / Под ред. В.Н. Брюшинкина. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – Ч. 1. – С. 243-256. (0,75 а. л.).

20. Семенов В.Е. Неклассическая философская мысль как неоклассическая: Герман Коген // Неклассическая философская мысль: история и современность. – Материалы межвузовской конференции: Москва, 9-10 декабря 2008 / Под ред. А.И. Алёшина. – М.: РГГУ, 2008.– С. 112-120. (0,6 а. л.).

21. Семенов В.Е. Эрнст Кассирер: трансцендентальное обоснование языка // Мир. Язык. Человек: Материалы Международной научно-практической конференции (27-29 марта 2008 г.). – Владимир: ВГГУ, 2008.– С. 48-54. (0,5 а. л.).

22. Семенов В.Е. Трансцендентальные структуры духовного опыта // Духовные аспекты бытия. Сборник научных трудов. Вып. 2. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2000. – С. 4-27. (1,5 а. л.).

23. Семенов В.Е. Трансцендентальное законодательство разума и проблема духовности в философии И. Канта // Духовные аспекты бытия. Сборник научных трудов. Вып. 1. – Владимир: ВГТУ, 1996. – С. 78-95. (1,1 а. л.).

24. Семенов В.Е. Трансцендентальный принцип действия в философии права И. Канта // «ATRIUM»: межвузовский сборник научных статей. – Самара: Международная академия бизнеса и банковского дела, 1995, № 3. – С. 50-53. (0,5 а. л.).