2. Психологическая сущность заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности заключается в обеспечении защиты психики от неблагоприятных факторов жизнедеятельности и экстренной перестройки для функционирования в условиях военного времени, смены гражданского менталитета на военный, настроя на выполнение обязанностей в соответствии с военно-учетной специальностью.
3. Методологической основой становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса является человекоцентрированная парадигма военной подготовки в гражданских вузах, в рамках которой организационное и содержательное наполнение данного процесса подчинено идее подготовки психики человека к воздействию негативных условий военно-профес-сиональной деятельности.
4. Психологическими механизмами становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности, проявляющимися в условиях военной подготовки в гражданских вузах, являются механизмы динамического равновесия и ценностно-смыс-ловой регуляции.
На основе действия механизма динамического равновесия осуществляется уравновешивание требований образовательной среды и индивидуально-личностного потенциала будущих офицеров запаса, формируется их заблаговременная устойчивость к условиям военно-профессиональной деятельности.
Действие механизма смысловой регуляции проявляется в обретении будущими офицерами запаса личностного смысла военной подготовки и будущей военно-профессиональной деятельности, в формировании эмоционально-ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности, стимулирующего развитие других содержательных компонентов заблаговременной устойчивости.
5. Основными этапами становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса в условиях гражданского вуза являются ориентировочный, адаптационный, формирующий, оценочный. Периодизация процесса становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса осуществлена на основе временной (1-3, 4, 5-7, 8 семестры обучения в вузе) и организационной (профориентация, профотбор, профподготовка, итоговая аттестация и стажировка) характеристик, приоритетной проблемной ситуации (принятия решения, новых требований, военно-учебных задач, оценки), динамики осознания военно-профессиональных ценностей (представление, понимание, принятие, реализация в деятельности), типа формируемой ориентировочной основы действия (мотивационная, информационная, деятельностная, интеграционная), личностно-профессиональных новообразований будущих офицеров запаса, характеризующих каждый этап (мотивированность, адаптированность, подготовленность, компетентность).
6. Разработанная система психологического обеспечения процесса становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров, направленная на решение эмпирически обоснованных задач - развитие эмоционально-волевых качеств, формирование положительной военно-профессиональной мотивации, повышение уровня психологической подготовленности, совершенствование стиля социально-педагогического взаимодействия - способствует развитию содержательных компонентов заблаговременной устойчивости и гуманизации социально-педагогического взаимодействия.
1.Маркелова, Т.В. Психологическое сопровождение субъектов военной подготовки в гражданских вузах (Монография) [Текст] / Т.В. Маркелова, С.И. Кошелева - Воронеж: Истоки, 2007. - 96 с. (6,83/6 п.л.).
2.Маркелова, Т.В. Теоретико-методологические проблемы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности (Монография) [Текст] / Т.В. Маркелова. - М.: СГА, 2011. - 257 с. (16 п.л.)
Статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ:
3.Маркелова, Т.В. Роль мотивационного критерия в оценке психологической готовности к военно-профессиональной деятельности и его изучение с помощью психографического теста В.Г. Леонтьева [Текст] / Т.В. Маркелова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 6. - С. 178-185. (1 п.л.).
4.Маркелова, Т.В. Особенности организации психологического сопровождения военной подготовки офицеров запаса [Текст] / Т.В. Маркелова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 7. - С. 109-116. (1 п.л.).
5.Маркелова, Т.В. Эмпирическое исследование психологической готовности студентов военных кафедр и факультетов военного обучения к военно-профессиональной деятельности [Текст] / Т.В. Маркелова, Кошелева С.И. // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 10. - С. 302-313. (1,5/1,3 п.л.).
6.Маркелова, Т.В. Разработка критериев, показателей и уровней оценки психологической готовности офицеров запаса к военно-профессиональной деятельности [Текст] / Т.В. Маркелова // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 3-9. (0,9 п.л.).
7.Маркелова, Т.В. Психолого-педагогические условия военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и факультетах военного обучения гражданских вузов [Текст] / Т.В. Маркелова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 251-255. (0,7 п.л.).
8.Маркелова, Т.В. Профессиональный психологический отбор как компонент психологического обеспечения подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования России [Текст] / Т.В. Маркелова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 401-409. (1 п.л.).
9.Маркелова, Т.В. К вопросу о гуманизации военной подготовки в гражданских вузах [Текст] / Т.В. Маркелова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 215-223. (1 п.л.).
10.Маркелова, Т.В. Роль мотивационного критерия в оценке психологической готовности студентов военных кафедр и факультетов военного обучения к военно-профессиональной деятельности [Текст] / Т.В. Маркелова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. - 2008. - № 1. - С.220-224. (0,6 п.л.).
11.Маркелова, Т.В. Заблаговременная устойчивость офицера запаса и этапы ее становления в условиях гражданских вузов [Текст] / Т.В. Маркелова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 290-298. (0,62 п.л.).
12.Маркелова, Т.В. Заблаговременная устойчивость офицера запаса как психологическая проблема военно-профессиональной деятельности [Текст] / Т.В. Маркелова // Мир психологии. - 2010. - № 3. - С. 261-272. М.: 2010 (0,9 п.л.).
13.Маркелова, Т.В. Теоретико-методологические основы исследования заблаговременной устойчивости офицера запаса [Текст] / Т.В. Маркелова // Психология и психотехника. - 2010. - № 12. - С.71-82. (1,1 п.л.).
14.Маркелова, Т.В. Психологические механизмы становления заблаговременной устойчивости офицера запаса [Текст] / Т.В. Маркелова // Психология образования. - 2011. - № 2. С.110-118. (0,53 п.л.).
15. Маркелова, Т.В. Становление заблаговременной устойчивости офицера запаса в ходе психологической подготовки в гражданском вузе // Инновации в образовании. - 2011. - № 2. - С.14-29. (0,84 п.л.).
Научные статьи и тезисы:
16.Маркелова, Т.В. Аспекты психологического обеспечения в профессиональной школе [Текст] / Т.В. Маркелова // Специалист. - 1998. - № 5. - С.15-17. (0,4 п.л.).
17.Маркелова, Т.В. Проблемы повышения эффективности военно-педагогической деятельности инструктора летного обучения: фактор субъектности [Текст] / Т.В. Маркелова // Вестник Международной Академии человека в аэрокосмических системах. - 2000. - № 1. - С. 55-59. (0,6 п.л.).
18.Маркелова, Т.В. Некоторые аспекты организации психологического обеспечения подготовки военных кадров в гражданских вузах [Текст] / Т.В. Маркелова, Смирнов А.Н. // Пути реализации плана развития системы военного образования в гражданских вузах: сб. материалов межвуз. науч.-метод. конф. - Н.Новгород: НГТУ, 2001. - С.107-111. (0,3/0,2 п.л.).
19.Маркелова, Т.В. Профилактика неуставных взаимоотношений как элемент психологического обеспечения военно-профессиональной деятельности [Текст] / Т.В. Маркелова // Проблемы теории и практики совершенствования вооружения и военной техники. Актуальные вопросы реализации образовательных профессиональных программ в вузах: сб. материалов всеросс. науч.-тех. конф. - Н.Новгород: ННГУ им. Н.Лобачевского, 2001. - С. 47-49. (0,4 п.л.).
20.Маркелова, Т.В. Рекомендации по организации профессионально-психологического отбора студентов для обучения на военной кафедре НГПУ [Текст] / Т.В. Маркелова // Высокие технологии в педагогическом процессе: сб. материалов междунар. науч.-метод. конф. - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. - С. 110. (0,12 п.л.).
21.Маркелова, Т.В. Психологическое обеспечение подготовки офицеров запаса в гражданских высших учебных заведениях [Текст] / Т.В. Маркелова // Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования: сб. науч. трудов. - Н. Новгород: ВГИПА, 2002. - С. 256-259. (0,5 п.л.).
22.Маркелова, Т.В. Специфика профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил [Текст] / Т.В. Маркелова // Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования: сб. науч. трудов. - Н. Новгород: ВГИПА, 2002. - С. 267-270. (0,5 п.л.).
23.Маркелова, Т.В. Военно-профессиональный психологический отбор как компонент психологического обеспечения подготовки офицера запаса [Текст] / Т.В. Маркелова // Высокие технологии в педагогическом процессе: сб. материалов междунар. науч.-метод. конф. - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. - С. 109. (0,12 п.л.).
24.Маркелова, Т.В. Субъектная парадигма психологического обеспечения подготовки офицера запаса [Текст] / Т.В. Маркелова // Высокие технологии в педагогическом процессе: сб. материалов междунар. науч.-метод. конф. - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. - С. 108-109. (0,25 п.л.).
25.Маркелова, Т.В. Адаптационные способности студентов военной кафедры НГПУ [Текст] / Т.В. Маркелова, Смирнов А.Н. // Актуальные вопросы развития образования и производства: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. - С.20-21. (0,25/0,2 п.л.)
26.Маркелова, Т.В. Развитие психолого-педагогической компетентности преподавательского состава факультета военного обучения ННГУ [Текст] / Т.В. Маркелова // Актуальные вопросы развития образования и производства: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: ВГИПА, 2002. - С.21. (0,12 п.л.).
27.Маркелова, Т.В. Психология готовности к взаимодействию в процессе реабилитации военнослужащих [Текст] / Т.В. Маркелова, Ефимов М.В. // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. - С.16-18. (0,4/0,3 п.л.).
28.Маркелова, Т.В. Об эмоциональном компоненте психологической готовности военнослужащих по призыву [Текст] / Т.В. Маркелова, Ефимов М.В. // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2005.- С.19-22. (0,5/0,4 п.л.).
29.Маркелова, Т.В. Роль агрессии в формировании психологической готовности военнослужащих по призыву [Текст] / Т.В. Маркелова, Ефимов М.В. // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. - С.22-24. (0,4/0,3 п.л.).
30.Маркелова, Т.В. О природе и механизмах нейтрализации страха, влияющего на психологическую готовность военнослужащих [Текст] / Т.В. Маркелова, Ефимов М.В. // Теоретические и прикладные проблемы развития личности: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. - С. 24-28. (0,3/0,2 п.л.).
31.Маркелова, Т.В. Особенности эмоционально-ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности студентов факультета военного обучения [Текст] / Т.В. Маркелова, Кошелева С.И. // Теоретические и прикладные проблемы развития личности: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. - С. 28-32. (0,3/0,2 п.л.).
32.Маркелова, Т.В. Исследование мотивационного компонента психологической готовности студентов факультета военного обучения к военно-профессиональной деятельности с помощью психографического теста В. Г. Леонтьева [Текст] / Т.В. Маркелова, Кошелева С.И. // Теоретические и прикладные проблемы развития личности: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. - С. 32-36. (0,35/0,25 п.л.).
33.Маркелова, Т.В. Психологическое сопровождение студентов в ходе военной подготовки в системе высшего профессионального образования [Текст] / Т.В. Маркелова // Психолог образования: опыт работы и проблемы подготовки: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. - С. 197-203. (0,5 п.л.).
34.Маркелова, Т.В. Специфика организации военно-профессиональной подготовки в гражданских высших учебных заведениях России [Текст] / Т.В. Маркелова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2007. - №.2. С. 55-62. (0,5 п.л.).
35.Маркелова, Т.В. Различия военно-профессиональной направленности студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса и офицеров для военной службы по контракту [Текст] / Т.В. Маркелова // Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал. – Ноябрь, 2007, ART 1210. - CПб., 2007. - http://www.emissia.org/offline/2007/1210.htm (0,4 п.л.).
36.Маркелова, Т.В. Морально-психологический аспект антикоррупционного поведения в системе правоохранительных органов [Текст] / Т.В. Маркелова // Антикоррупционное образование в системе органов внутренних дел. Организационно-правовые аспекты формирования антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Казань: КЮИ МВД РФ, 2010. - С. 143-145. (0,25 п.л.).
37.Маркелова, Т.В. Методическая инфраструктура психологического обеспечения становления заблаговременной устойчивости офицера запаса [Текст] / Т.В. Маркелова // Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - С.60-62. (0,25 п.л.).
38.Маркелова, Т.В. О проблемах психологического обеспечения профессиональной подготовки в вузе [Текст] / Т.В. Маркелова, Завьялова Н.М. // Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - С.60-62 (0,25/0,2 п.л.).