-
Древнерусское правовое сознание возникло до киевского периода. Его становление, развитие, приращение знаний, формирование особенностей связано с этнологическими, историческими, социально-экономическими, другими факторами жизни праславянского народа, с его душевно-духовным складом, с различными способами постижения окружающего мира. Особенности правового сознания складывались в праславянский период, обогащались в христианский период, по-разному проявлялись в древнерусской и российской государственно-правовой жизни и отражались в политико-правовой мысли. Выявление этих особенностей служит признанию правового сознания атрибутивным свойством древнерусской и российской государственно-правовой жизни.
- Правовое сознание - сложное, многогранное явление государственно-правовой жизни, выражавшееся в целостной системе синкретических вероучительных знаний, имевших сопричасный, консервативный, толерантный характер. Его бытие может быть представлено: эмоционально-чувственными, рациональными, иррациональными формами; подсознательно-инстинктивным, интеллектуальным и интуитивным уровнями; целостным и раздвоенным, конфликтным и бесконфликтным состояниями. Оно может быть представлено прошлым, настоящим, будущим, условным и безусловным аспектами.
- Инстинктивный уровень соотносится с бессознательной и подсознательной сферами. Интеллектуальный уровень выражается в эмпирических, теоретических, метатеоретических знаниях. Интеллектуальный уровень является опосредованной формой психической деятельности, возникающей в процессе чувственного восприятия, эмоционального реагирования, логического мышления, получающего выражение в идеях, понятиях, теоретических конструкциях. В результате соотношения всех форм внутренней, душевно-духовной деятельности, по-разному проявляющейся в исторических условиях государственно-правовой жизни, складываются первичные, непосредственные, и вторичные, опосредованные, представления о ней. Опосредованные представления, основанные на памяти о предшествовавших формах государственно-правовой жизни и реакциях на них, служат формированию обобщенного знания, понятийному выражению.
- Эмпирические и теоретические знания служат постижению условной, конкретно-исторической истины его. Теоретической основой постижения этой истины является конструкция «конкретно-эмпирического». Значение эмпирической составляющей состоит в возможности расчленения (фактического или мысленного в процессе логических операций) правосознания на множество структурных элементов, в определении их пространственного, временного места нахождения и взаимодействия. Значение «конкретного» заключается в понимании целостности правосознания, коренящихся в законе его бытия возможностей, пределов изменения и сохранения правосознания как явления.
- На уровне метатеоретической интеллектуальности формируется общенаучная картина мира, философские, мировоззренческие основания правового сознания, всей юридической науки. На этом уровне правосознание соприкасается с высшим, духовным состоянием, может выражаться в интуиции, представлять своеобразное чувствознание истинного смысла и безусловной ценности окружающего природного, социального, в том числе государственно-правового мира, человека в нем и праведности их бытия.
- Характер сочетания всех видов деятельности определяет состояние, изменение правового знания, степень его влияния на совершение определенного действия, поступка, на устойчивую социализацию. В сочетании указанных аспектов, в своеобразной соборности знания и чувствования заключены особенности праславянского правового сознания и целостного его понимания. Для этого сознания характерен синкретизм, внутренняя связь с миром, космическим, природным, социальным, акцент на целостности как единстве множественного. Это сознание носило космологический, религиозно-философский, духовно-нравственный, социально-психологический, консервативный, толерантный характер. Оно основывалось на признании божественной субстанции, олицетворяющей безусловную истину и высшую справедливость, являло собой вероучительное чувствознание, представленное ведичеством, язычеством, затем христианством.
- Содержание праславянского сознания составляли идеи единства, православия, святости. Понятийной формой выражения безусловной и конкретно-исторической истины, высшей и законной справедливости было религиозно-философское понятие правды как чувствознание божественной закономерности, природной и социальной ограниченности. Оно явилось основой понимания сознания как правового, воплощение которого виделось в создании «государства правды», «закона правды», в праведности государственно-правовой жизни. Для этого сознания характерно сочетание преобразовательных и охранительных идей и их равная значимость. Правовое сознание служило определению пределов изменения и сохранения государственно-правовой жизни, его влияние проявлялось на протяжении всей отечественной истории.
- На основе линейных и нелинейных методов познания показано значение целостности правового сознания, выявлены причины его раздвоенности и конфликтности, которые видятся в нарушении пределов внутренних и внешних взаимодействий. Предел определяется законом бытия, внутренними возможностями правового сознания, свойствами взаимодействующих элементов, каждый из которых собственным существованием создает свою противоположность. Согласно закону единства и борьбы противоположностей, они постоянно переходят друг в друга. Достижение в определенном направлении развития и действия правового сознания свидетельствует о необходимости изменения характера действия на противоположное.
- Из ритмичной смены противоположных состояний правосознания (целостного - раздвоенного, гармоничного - дисгармоничного, бесконфликтного - конфликтного), являющихся пределами друг друга, проистекают колебательные движения, циклы. В них проявляется закономерность бытия правового сознания, которой определяется равная значимость противоположных состояний, устойчивость отношений правового сознания и положительное влияние его на стабильность государственно-правовой жизни. Делается вывод о циклическом развитии правового сознания, называются следующие циклы. Цикл дохристианского праславянского правового сознания; цикл христианского правового сознания; цикл светского, советского и постсоветского правосознания. Каждый цикл характеризовался заимствованием знаний, переосмыслением их и созданием новой разновидности правовых знаний. Каждый из них заканчивался уничтожением собственных достижений (постсоветский период продолжается).
- Праславянское правовое сознание - целостная система, основанная на понимании единства духовного и материального мира. Взаимодействия внутренних элементов его носили бесконфликтный, синергетический характер. В условиях постоянно меняющихся форм индивидуального и коллективного бытия правовое сознание служило организации государственно-правовой жизни, определению меры поведения правителей и народа, изменению и сохранению этой жизни. Оно являлось основой формирования и гарантией осуществления заповедей, традиций, принципов, среди которых особое место отводится принципу традиционализма.
- В условиях создания и утверждения Киевского государства, внешней борьбы за независимость, внутренней междоусобной борьбы, в условиях христианизации и признания, прежде всего правителями, нового знания, возникла внутренняя (в правосознании и правителей, и народа) и внешняя (между правосознанием правителей и народа) раздвоенность и конфликтность правового сознания, возникло двоеверие. Это в значительной степени определило политическую ситуацию того времени, привело к ослаблению и раздробленности Киевского государства, в дальнейшем - к иноземному завоеванию его, знаменовавшему завершение двоеверного периода.
- Завершение цикла раздвоенности правового сознания и раздробленности государства означало возникновение нового цикла, характеризовавшегося собиранием русских земель, формированием государственности в лице Московской Руси, затем Российской Империи. Этому способствовали древние и новые знания, которые народ пропускал через себя, наслаивал на свои, традиционные знания, наполнял смыслом православной правды, приобретавшей христианское звучание. Создавалась новая разновидность - православное христианское правовое сознание.
- Противостояние нового и древнего знаний в условиях Московской Руси и Российской Империи определило этнический, политический, идеологический аспекты раздвоенности и конфликтности российского правосознания, которые переплетались с религиозным аспектом. Они выражались в различном отношении к древним и новым знаниям западных и восточных славян; в династических спорах; в соотношении светской и церковной властей, которые находились в противоборстве по экономическим вопросам и совместно выступали против инакомыслия и влияния древнего знания. Концентрированным выражением религиозной конфликтности явилась борьба стяжателей, ориентировавшихся на западную идеологию, и нестяжателей, имевших сходство с дохристианской традицией.
- Состояние раздвоенности, конфликтности сознания нашло отражение в древнерусской политико-правовой мысли, во взглядах мыслителей последующих периодов. Авторы «Слова о законе и благодати», «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Слова о полку Игореве» пытались соединить древние и новые знания. В постановке и анализе государственно-правовых идей содержатся основы философско-религиозного и научного понимания праведного государства, закона, сильной государственной власти, праведного и ответственного правления, роли мудрого, благочестивого правителя. В них дано обоснование необходимости укрепления Киевского государства, его международного значения, обеспечения самобытности и самостоятельности в национально-государственном устройстве и властвовании. Тем самым были заложены основы государственного правосознания и правового государства.
- Древние знания, основанные на православной идее правды, вместе с новыми, христианскими знаниями обеспечивали целостность государственно-правовой жизни. Идея целостности явилась основой объединения Руси под эгидой Москвы, концентрации государственной власти в период создания Великороссии. Она послужила возрождению российского самосознания, предотвращению распада и укреплению государственности в условиях Смутного времени и созданию Российской Империи. Идея целостности государства наряду с идеей приоритета общенациональных интересов служила основой понимания государственного правосознания.
- Проблема раздвоенности сознания и его причин поставлена представителями славянофильского направления. Они полагали, что несовершенство принятия и распространения христианства, которое сначала было достоянием правителей и образованной части народа (в сознании большинства народа не было ясного понимания высокой святости христианского знания и веры), привело к нарушению целостности сознания, к общественному разъединению. Славянофилы пытались понять российскую идентичность, основу ее видели в православной идее правды, определявшей жизненные принципы древнерусского народа. Считали, что она может быть использована для самобытного понимания права, для формирования внутреннего самообязывания. Может послужить решению насущных задач, связанных с возрождением и сохранением духовности, с выработкой концепции национального сознания, просвещения, воспитания, с развитием собственной науки, приниженных влиянием Запада и подражанием ему. С этой идеей связывали определение своего государственно-правового пути и обеспечение его органического развития.
- В конце ХIХ - начале ХХ вв., в новой фазе исторического развития, имевшего одностороннее обоснование прогрессистскими идеями, вновь возникла раздвоенность правового сознания, которая нашла отражение во взглядах российских консерваторов, явившихся естественным продолжением древнерусского и славянофильского правового сознания. Консерваторы признавали сильное, но последующее влияние христианства, Византийского самодержавия, Монгольского Востока, аристократического польского общественного строя, европейских идей. Они говорили о первоначальном влиянии языческого строя и славянских идей, развивали понятие государственного правосознания, государственный характер которого у них определялся идеей государства. Признали основной задачей задачу охранения государственно-правовой жизни, являющуюся воплощением древней охранительной идеи сильного рода. Отступление от нее К. П. Победоносцев считал нарушением «зиждительных начал» государственной жизни, российского бытия.
- Несовершенство, раздвоенность правосознания XX в., возникшее нарушение в соотношении между материальными и духовными аспектами, привели к формированию И.А. Ильиным теоретической конструкции целостного, здорового правосознания. В основу ее положены идеи духовности правосознания, сочетания внутренней и внешней жизни его, правоты и чувствознания ее, способности к внутреннему признанию, самообязыванию и добровольному вменению себе внешних, государственно-властных предписаний. Из них проистекает понимание духовной самобытности, национальной автономии правосознания, государства, права и их притязание на собственную жизнь, на свое национальное достоинство. В этом видится развитие древнерусских идей государственно правосознания, государственного образа мыслей, государственного настроения чувств.
- Проблема целостности, как и раздвоенности - это проблема гармонии и нарушения ее во внутренних и внешних отношениях правосознания. Она постоянно актуализируется проявлениями особенностей структурных элементов, закономерными процессами изменения и сохранения, разной динамикой развития, внешними воздействиями, вольно или невольно ведущими к рассогласованию, к нарушению единства и целостности правосознания. Современная антигосударственная направленность, подкрепленная глобалистской идеологией, ориентирующейся на общечеловеческие ценности, отрицающей национальные явления, идеи, усиливает раздвоенность, конфликтность правосознания, определяет кризисное состояние различных социальных систем.
- С позиции циклического развития, усиление конфликтности свидетельствует об исчерпании возможностей отношения между идеями, отражающими материальное и идеальное, развитие и сохранение, западными, либеральными и российскими национальными идеями. Кризисное состояние свидетельствует о завершении фазы рационального понимания и прагматического использования государственно-правовых явлений, о достижении предела развития правового сознания в данном его качестве и о необходимости возникновения новой волны с положительной обратной связью рациональных, преобразовательных идей по отношению к охранительным и иным традиционным идеям. Наступление предела в цивилизационном развитии, ориентированном на преобразовательную деятельность, означает, что за ним либо последует переход в другую, противоположную фазу, фазу организованности, устойчивости, стабильности, либо произойдет утрата национальной государственности и российской идентичности, олицетворением которых является правовое сознание.
- Стабильность российской государственно-правовой жизни зависит не только от выработки программ, правильной постановки задач и выбора соответствующих средств их решения. Она зависит, прежде всего, от состояния правового сознания. Стабильность должна обеспечиваться государственным правосознанием, сильной, т.е. хорошо организованной и праведно действующей государственной властью. Для стабильности необходимо понимание роли внутренних и внешних взаимодействий правового сознания, установление временных и пространственных пределов волны действия, изменения и волны противодействия, сохранения. Необходимо знание позиции субъектов государственной деятельности, их отношения к преобразовательным и иным идеям, целям, к стране, государству, народу. Важна позиция народа, его отношение к задачам, к реальным преобразованиям. От всех этих факторов в значительной степени зависит состояние закономерной изменяемости и устойчивости государственно-правовой жизни, которая будет проявляться в их чередовании до исчерпания возможностей, коренящихся в законах ее бытия в данном качестве.
- Гарантией возрождения России должно служить изменение стратегии научных исследований. Оно в значительной степени связано с переосмыслением правосознания и на его основе всех государственно-правовых понятий. Важнейшей научной задачей, которую необходимо решать в процессе переосмысления правосознания, является реконструкция знаний об объекте отражения, содержании понятия правосознания, о методологических принципах его познания. В современных условиях наука должна ориентироваться на многофакторный подход, выявлять познавательные возможности различных методов линейного и нелинейного характера.
- Использование теоретических конструкций государственно-правовой жизни и государственно-правового бытия, отражающих динамическое и статическое состояние правового сознания, иных государственно-правовых явлений, расширяет объем соответствующих понятий, способствует совершенствованию знаний о древнерусском и российском правовом сознании как важнейшем явлении государственно-правовой жизни. На основе этих конструкций правовое сознание рассматривается как духовно-нравственное, социально-психическое, формально-юридическое и собственно правовое феноменальное и идеальное явление. Правовое сознание определяется как целостная система правовых чувствознаний, выраженных в религиозно-философской идее правды, олицетворяющей безусловную истину; юридических чувствознаний, соответствующих условной, конкретно-исторической истине и законной справедливости государственно-правовой жизни.
- В переосмыслении правосознания, включении реконструированного понятия правосознания в арсенал юридической науки, в учебные программы видится важнейшая теоретическая задача современности. Практическая задача состоит в правовом воспитании, в формировании государственного правосознания, которое призвано учитывать национальные особенности, национальные интересы, обеспечивать национальную безопасность. Успешное решение этих задач необходимо для сохранения жизни и дальнейшего развития государственно-организованного общества как целого, нации как сущностной основы его.
1. Демченко Т. И. Возникновение и понимание Древнерусского правового сознания. М.: Полиграф. 2004. 126 с.
2. Демченко Т. И. Древнерусское правовое сознание. М.: Элит. 2007. 384 с.
3. Демченко Т. И. Древнерусское правовое сознание. 2 изд. изм. и доп. М.: Элит. 2008. 400 с.
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых изданиях ВАК
4. Демченко Т. И. К вопросу о соотношении понятий государственной власти и государственного правосознания // Черные дыры в российском законодательстве. 2007. № 1. С. 51 – 53.
5. Демченко Т. И. К вопросу о переосмыслении правосознания // Историческая панорама. Вып. 5. Lex Rusica. 2007. № 5. С. 847 – 862.
6. Демченко Т. И. Духовная сущность правосознания в воззрениях И. А. Ильина // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 5. С. 191 – 198.
7. Демченко Т. И. Древнерусское правовое сознание в «Повести временных лет», в «Поучении Владимира Мономаха» и в «Слове о полку Игореве» // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. С. 39 – 45.
8. Демченко Т. И. Древнерусское правосознание во взглядах российских консерваторов конца XIX-начала XX веков // Российский юридический журнал, 2009. № 2. С. 26 – 38.
9. Демченко Т. И. Христианизация древнерусского правового сознания // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 37 – 44.
10. Демченко Т. И. О целостном понимании правосознания // Право и образование. 2011. № 9. С. 70 – 79.
11. Демченко Т. И. Теоретико-методологические основы изучения российского правосознания // Вестник Академии права и управления. 2011. № 24. С. 21 – 30.
Научные статьи, опубликованные в других изданиях
12. Демченко Т. И. Некоторые вопросы правового воспитания членов социалистического общества. Роль объективного и субъективного права // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. ХХ. Ч. II. М., 1970. С. 3 – 37.
13. Демченко Т. И. Некоторые аспекты соотношения права и личности в процессе правового воспитания // Труды ВЮЗИ. Т. 42. Проблемы права и социалистической законности. М., 1976. С. 3 – 19.
14. Демченко Т. И. К вопросу о структуре общественного правосознания // Сборник научных трудов ВЮЗИ. Актуальные проблемы теории общенародного права. М., 1980. С. 48 – 59.
15. Демченко Т. И. Некоторые вопросы правового воспитания в свете решений XXVI съезда КПСС // XXVI съезда КПСС и теоретические вопросы государства и права. Сборник научных трудов ВЮЗИ. М., 1984. С. 131 – 140.
16. Демченко Т. И. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания марксистско-ленинской теории государства и права // Актуальные вопросы государства и права в период совершенствования социализма. Сборник научных трудов ВЮЗИ. М., 1987. С. 140 – 148.
17. Демченко Т. И. Духовные основы противодействия преступности //Социальные и правовые проблемы экономической преступности. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Черкесск, 2000. С. 20 – 22.
18. Демченко Т. И. И. А. Ильин о самозаконности как духовной основе государства и права // Правовой режим законности: вопросы теории и истории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб., 2001. С. 84–87.
19. Демченко Т. И. К вопросу о правосознании как форме духовной жизни // Юридическая наука: состояние и перспективы развития на Северном Кавказе. Материалы научно–практической конференции. Ростов-на-Дону, 2001. С. 273–279.
20. Демченко Т. И. И. А. Ильин о духовных основах национализма // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум III. Культурология, этнокультурология, культурная антропология, нравы, традиции и обычаи народов Северного Кавказа и Северокавказской диаспоры. Тезисы докладов III Международного конгресса. Пятигорск, 2001. 26 – 29.
21. Демченко Т.И. К вопросу о традиционных основах российской цивилизации // Российская цивилизация на Северном Кавказе: к постановке проблемы. Сборник научных статей. Ставрополь, 2001. С. 75 – 81.
22. Демченко Т. И. К вопросу о понятии правосознания в свете философии права И. А. Ильина // Актуальные проблемы истории государства и права, истории правовых учений. Материалы международной конференции. Самара. 2001. С. 451–454.
23. Демченко Т. И. К вопросу об основах государственно-правового бытия в свете философии права // Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Материалы всероссийской научной конференции. Ставрополь, 2001. С. 42 – 44.
24. Демченко Т. И. Идея свободы во взглядах И. А. Ильина // Практика Российских и международных контрольных органов в области защиты гражданских и политических прав человека и гражданина. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции. Пенза, 2001. С. 13 – 15.
25. Демченко Т. И. И. А. Ильин о духовном обосновании государственной власти // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы VIII годичного научного собрания СКСИ. Ставрополь, 2001. С. 103–106.
26. Демченко Т. И. К вопросу об индивидуальном правосознании как источнике истинной политики // Политический процесс на Юге России: политико-правовой аспект. Материалы научно-практической конференции. Армавир, 2002. С. 174–177.
27. Демченко Т. И. К вопросу о мировоззренческой основе понимания правосознания // Правовая система России: История и современность (опыт правового регулирования). Материалы 47 научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука – региону». Ставрополь, 2002. С. 45 – 49.
28. Демченко Т. И. К вопросу о мировоззренческой основе изучения источников права // Источники (формы) права: вопросы теории и истории. Материалы Всероссийской научной конференции. Сочи, 2002. С. 18 – 27.
29. Демченко Т. И. К вопросу о правосознании как объяснительном принципе познания источников права // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Сборник научных трудов. Ч. 2. Москва, 2002. С. 35 – 43.
30. Демченко Т. И. К вопросу о безусловном основании правосознания // Проблемы понимания и назначения государства и права. Сборник научных работ кафедры теории государства и права СГУ. Ставрополь, 2002. С. 12 – 13.
31. Демченко Т. И. Идея правового воспитания в политическом трактате Илариона «Слово о законе и благодати» // Проблемы понимания и назначения государства и права. Сборник научных работ кафедры теории государства и права СГУ. Ставрополь, 2002. С. 4 – 11.
32. Демченко Т. И. Философские аспекты правового воспитания // История и теория государственно-правового развития России. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2002, С. 78 – 88.
33. Демченко Т. И. К вопросу об обосновании культуры с позиции психоаналитической теории // Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве. Сборник тезисов участников всероссийской конференции. Ставрополь, 2002. С. 108 – 109. (В соавторстве).
34. Демченко Т. И. Философско-правовые аспекты понимания права во взглядах Конфуция // Государство и право: теоретико-правовое понимание. Сборник научных трудов кафедры теории государства и права СГУ. Ставрополь, 2002. С. 24 – 28.
35. Демченко Т. И. К вопросу о воспитании автономного правосознания в условиях демократизации России // Построение гражданского общества. Материалы международного гуманитарного конгресса. Иркутск, 2002. С. 97 – 99. (В соавторстве).
36. Демченко Т. И. Естественное и позитивное право в философско-правовом и теоретико-правовом познании // Всеобщая декларация прав человека: правовое регулирование и правоприменение. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2003. С. 19 – 25.
37. Демченко Т. И. О понятии правосознания // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Ч. II. Материалы X годичного научного собрания СКСИ. Ч. 2. Москва, 2003. С. 35 – 41.
38. Демченко Т. И. О необходимости комплексного изучения правосознания // Государство и право: теоретико-правовое понимание. Сборник научных статей. Ставрополь, 2003. С. 45 – 47.
39. Демченко Т. И. О правосознании и правопонимании // Труды Московской Государственной юридической академии. М., 2003. № 10. С. 219 – 222.
40. Демченко Т. И. О сущности правосознания и правового воспитания // Проблемы российской правовой системы. Инновационные процессы в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. Таганрог, 2003. С. 54 – 56.
41. Демченко Т. И. Основы теоретического анализа российского консервативного правосознания // Проблемы понимания права и государства. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2003. С. 92 – 95.
42. Демченко Т. И. Трактат Илариона «Слово о законе и благодати» как источник русского консервативного правосознания // Актуальные вопросы социальной теории и практики. Сборник научных статей. Вып. I. Ч. II. М., 2003. С. 95 – 111.
43. Демченко Т. И. О методологии познания российского консервативного правосознания // Право как ценность: многообразие исторических форм и перспективы развития. Материалы Всероссийской научной конференции. Сочи, 2004. С. 67 – 73.
44. Демченко Т. И. О подходах к рассмотрению правового сознания // Проблемы понимания и тенденции развития государства и права в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам 49 научно-методическая конференция «Университетская наука – региону». Ставрополь, 2004. С. 119 – 126.
45. Демченко Т. И. Соотношение политико-правовых идей с духовными ценностями в трактате Илариона «Слово о законе и благодати» // Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России. Ставрополь, 2004. С. 60 – 69.
46. Демченко Т. И. О роли консервативного правосознания в укреплении современного российского государства // «Государственная служба и укрепление государственности. Проблемы осуществления реформы государственной службы». Межрегиональная научно-практическая конференция. Ч. I. Ставрополь, 2004. С. 129 – 132.
47. Демченко Т. И. К постановке вопроса об исторических условиях возникновения российского консервативного правосознания // Актуальные проблемы социогуманистического знания. Вып. XIII. М., 2004. С. 54 – 59.
48. Демченко Т. И. Об эмпирических основаниях правового сознания // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы XI годичного научного собрания СКСИ. Ставрополь, 2004. С. 7 – 14.
49. Демченко Т. И. О необходимости изучения древнерусского правового сознания // Право. Экономика. История. Сборник научных статей. Юбилейный выпуск. Северо-Кавказская академия государственной службы. Ставропольский филиал. Ставрополь, 2004. С. 97 – 104.
50. Демченко Т. И. Особенность консервативного правосознания древнерусского народа // Современные проблемы понимания государства и права. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2004. С. 8 –11.
51. Демченко Т. И. К вопросу о соотношении государственного правосознания и государственного управления // Проблемы истории государственного управления: государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России). Материалы Международной научной конференции. Ч. II. СПб., 2004. С. 64 – 67.
52. Демченко Т. И. Об истоках правового сознания // Тенденции развития юридической науки. Материалы Международной научно-методической конференции, проводимой в рамках юбилейной 50-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука – региону», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ставрополь, 2005. С. 107 – 109.
53. Демченко Т. И. О происхождении славяно-русского государства // Закон и право: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию СГУ и 10-летию юридического факультета. Ставрополь. 2005. С. 68 – 71.
54. Демченко Т. И. Консервативный взгляд на нравственное обоснование теории государства и права // Материалы Международной научной конференции «Нравственные основы теории государства и права». М., 2005. С. 85 – 88.
55. Демченко Т. И. О создании современной теории правосознания // Современные гуманитарные знания о проблемах социального развития. Материалы XII годичного научного собрания СКСИ. Ставрополь, 2005. С. 21–28.
56. Демченко Т. И. К вопросу о возникновении сознания // Проблемы правовой науки. Материалы Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2006. С. 101– 105.
57. Демченко Т. И. Правосознание и идея государства // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы XIII годичного научного собрания СКСИ. Ставрополь, 2006. С. 6 – 10.
58. Демченко Т. И. Консервативный взгляд на проблему развития // Проблемы юридической науки. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2007. С. 77 – 80.
59. Демченко Т. И. О древнерусском правовом сознании // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы XV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава СКСИ. Ставрополь, 2008. С. 3 – 10.
60. Демченко Т. И. Российская консервативная мысль о национальном правосознании // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы XVI Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава СКСИ. Ставрополь, 2009. С. 22 – 30.
61. Демченко Т. И. Правосознание в условиях модернизации российского государства // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. Материалы XVII Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава. Ставрополь, 2010. С. 12 – 20.
62. Демченко Т. И. О национальном правосознании в условиях глобализации // Актуальные вопросы социальной теории и практики. Сборник научных трудов. Ставрополь. 2010. С. 18 – 23.
63. Демченко Т. И. К вопросу о глобальном и национальном в современных России и Китае // Партнеры. Орган Пресс-Канцелярии Госсовета КНР. 2010. № 9. С. 16 – 17.