Научная тема: «ДИНАМИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ XVIII - ХХ ВЕКОВ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2011
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Хореографическое образование выполняет амбивалентную функцию в системе художественной культуры: с одной стороны, обладая свойством фундаментальности и инерционности, оно сохраняет каноны академической школы классического и народного танца, тем самым стабилизируя духовные основы культуры. С другой стороны, хореографическое образование является источником динамики многих сфер художественной жизни, так как его ценностная и технологическая изменчивость  создает новый тип ментальности.
  2. Основанием типологизации исторических моделей образования  является логика культурно-социальной эволюции. Каждый новый этап эволюционной динамики хореографического образования представлен сменяющими друг друга, содержательно усложняющимися образовательными моделями: синкретической, специализированной, академической, дифференцированной, вариативной.
  3. Динамика синкретической, специализированной и академической модели хореографического образования разворачивалась в условиях доминирования западноевропейских образовательных систем в российском культурно-образовательном пространстве XVIII-XIX веков. Генезис новой культурной формы происходил как вычленение из синкретической театрально-образовательной практики специализированной сферы подготовки исполнителя танца в романтическом балете. Академизм балетного театра второй половины XIX века инициировал углубление и усложнение специализации классического танцовщика в рамках академической школы.
  4. Дифференцированная образовательная модель явилась ответом на социокультурные сдвиги первой половины ХХ века. Разветвление образования на классическое, народно-сценическое, современное стилевое направление, возникновение любительского вида, институциализация начального, среднего, высшего уровня хореографического образования, введение профильной подготовки исполнителя, балетмейстера, педагога, руководителя самодеятельного коллектива показали  адаптационные свойства системы образования к новому типу культурно-социального устройства. Вариативная образовательная модель, для которой характерны авторские школы, альтернативные технологии, индивидуальные образовательные маршруты, отражает множественность, фрагментарность, плюрализм и мозаичность  культуры второй половины ХХ века.
  5. Реконструктивное моделирование изменений хореографического образования обнаруживает совмещенность эволюционной динамики с волновым характером изменений, которые происходят как последовательное  четырехфазное повторение: рождение - формирование - стабильность - кризис образовательной модели. Волнообразная форма динамики характеризуется ритмической  сменой результативности образования, которая достигает пика в фазе стабильности. Нарушение баланса традиций и инноваций в пользу последних повторяется в периоды рождения каждой новой модели.
  6. Эволюционными тенденциями динамики хореографического образования, имеющими универсальный характер, являются: усложнение структурно-функциональных и организационных параметров системы образования, углубление специализированности отдельных видов практик, целенаправленное распространение профессионально-художественного опыта, дифференциация форм, видов, уровней образовательной деятельности, диверсификация художественно-стилевых направлений образования, интеграция элементов образования,  повышение универсальности и интенсивности образовательных практик.
  7. Границы исторических этапов развития хореографического образования связаны с динамикой культурных эпох XVIII - ХХ веков, названных М.С. Каганом эпохами Просвещения, Романтизма, Позитивизма, Модернизма, Постмодернизма. Поскольку образовательная модель культуросообразна и в значительной степени детерминирована изменениями в хореографическом искусстве, она вписывается в контекст эпохи «большого стиля». Динамика хореографического образования  обусловлена не только изменением художественного сознания эпохи, но и комплексом внешних факторов: управленческой активностью, трансформацией теории и практики хореографического творчества, степенью взаимодействия образования с институтами художественной жизни,  театрально-балетной рефлексией. К числу важнейших внутренних факторов  относится  готовность и способность педагогов к инновационной деятельности, к коллективному сотрудничеству,  потребность в совершенствовании школы танца.
  8. Механизмами, реализующими изменения в структурно-функциональных и организационных параметрах системы хореографического образования, являются межкультурные взаимодействия,  культурная диффузия,  традиции и инновации, синтез культурных элементов. Характер и интенсивность действия механизмов динамики определяется стратегией культурной политики, изменениями ментальности культурной эпохи.
  9. Реструктуризация системы хореографического образования происходит в результате накопления противоречий между ее концептуальным, структурным и субстратным уровнями. Качественно новый этап эволюционного развития инициируется концептом системы, то есть моделью выпускника, который перестает отвечать социальному заказу, актуальной стилистике и эстетике хореографического искусства. Поэтому нарушившийся социально-образовательный «гомеостазис» инициирует кризис прежней и рождение новой модели.
  10. Статусная динамика хореографического образования высвечивает его личностную и социокультурную ценность. К середине XIX века Театральные училища в Петербурге и Москве обрели элитарный статус, который сегодня поддерживают их преемники - МГАХ и АРБ им. А.Я. Вагановой. Эта система подготовки тонкого слоя творческой элиты признана в мире, осуществляется на основе лучших традиций уникальными педагогами, имеет особую инфраструктуру, обусловленную специфическими технологиями обучения, поддерживается государством. Вместе с тем элитарный статус сопряжен с  ангажированностью и конформизмом образования, субкультурной замкнутостью, с возможностью психологических и нравственно-этических деформаций личности. Массовые формы хореографического образования приобщают широкую аудиторию профессионалов и любителей к освоению демократических форм искусства танца.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Филановская Т.А. Хореографическое образование в России XVIII-XIX веков. Владимир: Изд-во ВГГУ, 2011. – 242 с. (15,75 п.л.). (апрель).

2.Филановская Т.А. Динамика хореографического образования в России: ХХ век. Владимир: Изд-во «Транзит ИКС», 2011. – 210 с. (13,25 п.л.). ( июнь).

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ

3.Филановская Т.А. Культурная диффузия: обретения и потери (на примере становления хореографического образования в России) // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. М.: Панорама, 2010. № 2. С. 55-60. (0,5 п.л.)

4.Филановская Т.А. Становление системы хореографического образования в России: XVIII-начало XIX вв. // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. СПб.: Астерион, 2010, № 3. С. 129-132. (0.5 п.л.)

5.Филановская Т.А. Структура компетентностной модели выпускника высшего профессионального образования по направлению «Хореографическое искусство» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Научно-методический журнал. СПб., 2010, № 2 (24). С. 24-38 (0,5 п.л.)

6.Филановская Т.А. Структура компетентностной модели будущего педагога-хореографа // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. М.: Московский государственный университет печати, 2010. № 11. С. 144-149. (0.5 п.л.)

7.Филановская Т.А. Внешние и внутренние факторы исторически первой модели хореографического образования // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. М.: Панорама, 2011. № 1. С. 53-58. (0.5 п.л.) (январь).

8.Филановская Т.А. Роль межкультурного взаимодействия в становлении хореографического образования в России // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011. № 1. С. 203-208. ( 0.5 п.л.). (март).

9.Филановская Т.А. Факторы динамики хореографического образования в контексте историко-культурологического исследования // Философия образования. Журнал НИИ философии образования НГПУ. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. № 2 (35). С. 195-203. (0.5 п.л.). (июнь).

10.Филановская Т.А. Культурные аспекты хореографического образования // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Научно-методический журнал. СПб., 2011. № 1 (25). С. 41-51. (0,6 п.л.). (май).

11.Филановская Т.А. Хореографическое образование в России второй половины XIX века: академическая образовательная модель // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. № 140. С. 180-186. (0.5 п.л.). (июнь).

12. Филановская Т.А. Хореографическое образование в России первой половины XIX века: специализированная образовательная модель // Вопросы образования. Научно-образовательный журнал. М., 2011. № 2. С. 253-266. (0,9 п.л.). (июнь).

13.Филановская Т.А., Махрова Э.В. Структурная модель системы хореографического образования как отправная точка для культурологического анализа исторической динамики хореографического образования // Гуманитарный вектор. Научно-методический журнал. Чита: ЗабГГПУ, 2011. № 2 (26). С. 141-144. (0,5 п.л. / 0, 3 п. л.). (июнь).

Учебные пособия

14.Филановская Т.А. Кукла, театр, народная игра как средство развития и коррекции. Владимир: РС-КОМ, 2001. 102 с. (Совместно с Н.Э. Маликовой, Ф.Г. Лащиновским, Р.Г. Захаровым) (6,2 п.л. / 3 п.л.)

15.Филановская Т.А. Программа педагогической практики студентов (бакалавриат художественного образования). Владимир: ВГПУ, 2007. 36 с. (2,2 п.л.)

16. Филановская Т.А. Психология и педагогика искусства. (Учебно-методическое пособие для магистрантов факультета искусств и художественного образования) Владимир: ВГГУ, 2009. 48 с. (3 п.л.)

17. Филановская Т.А. История и методология науки и образования. Учебная программа и методические рекомендации по основной образовательной программе подготовки магистров по направлению «Художественное образование». Владимир: ВГГУ, 2010. (Совместно с Р.А. Куренковой) 18 с. (1,1 п.л. / 0,5 п.л.)

Другие публикации, отражающие содержание диссертации

18. Филановская Т.А. Гендерный подход в обучении хореографическому искусству // Инновационная и экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях: практика работы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции 12 марта 2008 г. В 2-х ч. Владимир: ВИПКРО, 2008. Ч. 2. С. 62-65. (0,25 п.л.)

19. Филановская Т.А. Обогащение воображения в процессе любительского литературного творчества студентов хореографической специализации // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании. Сборник научных трудов / под ред. Л.П. Печко. М.: ИХО РАО, 2008. С. 241-261. (1,3 п.л.)

20. Филановская Т.А. Культурно-образовательные традиции Европы в истории художественного образования России // Дни славянской письменности и культуры. Материалы международной научно-практической конференции 22-23 мая 2008 г. Владимир: ВлГУ, 2008. С. 173-177. (0,3 п.л.)

21. Филановская Т.А. Становление профессионального хореографического образования в контексте историко-педагогического процесса в России 18 века // Научные идеи Ф.А.Фрадкина в контексте современных исследований истории и теории всемирного педагогического процесса. Владимир: ВГГУ, 2008. С. 139-154. (1 п.л.)

22. Филановская Т.А. Культурные смыслы танцевального искусства // Лингвофилософский портрет современной языковой личности. Сборник статей / под ред. Н.В. Юдиной. Владимир: ВГГУ, 2008. С. 232-238. (0,5 п.л.)

23. Филановская Т.А. Историко-культурный опыт интеграции искусств в хореографическом образовании // Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире. М.: ИХО РАО, 2008. С. 265-271. (0,5 п.л.)

24.Филановская Т.А. Системный подход в исследованиях хореографической культуры // Культурогенез и культурное наследие (Культурологические исследования -09). Сборник научных трудов. СПб: «Астерион», 2009. С. 77-83. (0.5 п.л.)

25.Филановская Т.А. Проблемы художественного образования в контексте системного подхода // Современные проблемы художественной культуры и образования. Материалы международной научно-практической конференции 26-28 марта 2009 г. Владимир: Собор, 2009 . С. 33-47. (1 п.л.)

26. Филановская Т.А. Культурная политика и хореографическое образование: культурно-исторический аспект // Вестник Академии русского балета им. А.Я.Вагановой. 2009. № 1(21). С. 19-31. (0,8 п.л.)

27. Филановская Т.А. Культурная политика и хореографическое образование: культурно-исторический аспект (Продолжение) // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2009. № 2(22). С. 47-56. (0,7 п.л.)

28. Филановская Т.А. Методологические принципы и содержание хореографического образования // 1 Международная научно-практическая конференция: «Хореографическое образование: Россия – Европа. Современное состояние и перспективы. (28-30 апреля 2008 г. СПб., АРБ им А.Я.Вагановой). СПб.: ФГОУ ВПО «Академия русского балета им. А.Я.Вагановой», 2009. С. 43-51. (0,5 п.л.)

29. Филановская Т.А. Эстетико-художественный компонент в личной картине мира профессионального исполнителя танца (хореографическое образование) // Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской научной школы. Сборник научных трудов / под ред. Л.П. Печко. М.: ИХО РАО, 2009. С. 308-319. (0,5 п.л.)

30. Филановская Т.А. Межкультурное взаимодействие как фактор динамики хореографического образования в России // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации. Материалы Международной научно-практической конференции 22 мая 2009 г. / Под ред. О.Ю.Астахова. Кемерово-Санкт-Петербург: ОАО «Кемеровский полиграфический комбинат», 2009. С. 363-374. (0,5 п.л.)

31. Филановская Т.А. Подготовка преподавателя искусства как транслятора духовного наследия // Aktualne otazky vyso-koskolskey pripravy pedago-gickych pracovnikov. Usti nad Labem, 2009. С. 45-53. (0,5 п.л.)

32. Филановская Т.А. Художественное образование как предмет культурологического дискурса // Вестник ВГГУ. Серия: Педагогические и психологические науки. 2010. Вып. 22. С. 50-57. (0,5 п.л.)

33. Филановская Т.А. Источниковедческая база в историко-культурологическом исследовании динамики моделей хореографического образования // Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования – 10). Сб. научных трудов / под ред. Л.В. Никифоровой и А.В. Коневой. СПб.: Астерион, 2010. С. 130-135. (0,3 п.л.)

34. Филановская Т.А. Историко-культурная типология ценностно-смысловых структур личности педагога искусства // Обучение как процесс образования личности: историко-педагогические детерминанты, теоретические поиски и технологические решения. Материалы Шестых межрегиональных и педагогических чтений, посвященных памяти И.Я. Лернера. В 2 ч. Ч.1. Владимир: ВГГУ, 2010. С. 275-282. (0,5 п.л.)

35. Филановская Т.А. Российские государыни – покровительницы хореографического образования // Невский Альманах. 2010. № 2 (51). С. 55-57. (0,25 п.л.)

36. Филановская Т.А. К вопросу о границах искусства: «грязные танцы» или «душой исполненный полет»? // Культурологические записки. Вып. 12. О границах искусства. М.: Гос. институт искусствознания, 2010. С. 389- 398. (0,6 п.л.)

37. Филановская Т.А. Система Российского хореографического образования: традиции и перспективы // Проблемы искусства в ХХ1 веке: задача школы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (СПб., 22-23 ноября 2010 г.) / под научной ред. О.Б. Островского. СПб.: Полторак, 2010. С. 238-246. (0,5 п.л.)

38. Филановская Т.А. Культурно-историческая трансформация традиций в системе хореографического образования // Россия в многополярном мире: поиск путей инновационного и креативного развития. Сборник научных Трудов 4 Всероссийской научно-практической конференции (Ульяновск, 16-17 ноября 2010) / под ред. Т.В. Петуховой. Ульяновск: УлГТУ, 2010. С. 275-280. (0,5 п.л.)

39. Филановская Т.А. Кризис Художественного образования: деструкция или созидание? // Художественно-образовательное пространство личности: философия, история, методика. Сборник статей по материалам Межд. Круглого стола. Владимир: ВлГУ, 2011. С. 12- 15. (0,3 п.л.). (июнь).

40. Филановская Т.А. Теоретические основания определения структуры компетентностной модели выпускника ВПО по направлению «Хореографическое образование» // Вестник ВГГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 23-24. С. 173-180. (0,5 п.л.). (июнь).

41. Филановская Т.А. Межкультурное взаимодействие в культурологии М.М. Бахтина // Идеи М.М. Бахтина и педагогика искусства. Сборник научных статей / под ред. Л.П. Печко. М.: Учреждение РАО «ИХО», 2011. С. 120-130. (0,5 п.л.). (май).

42. Филановская Т.А. Становление хореографического образования в России: синкретическая образовательная модель // Мистецькі пошуки: науково-методичний журнал. Суми : Вінніченко М.Д., 2011. С.168 – 176. (0,5 п.л.). (май).