Двойная детерминация нашла свое место в первой и третьей фазах действия акмеологических детерминант среды развития и в сочетании с социальной детерминацией и преодолением барьера расширения оптимизирует процесс преобразования сред.
2. Концепция развития профессионала в акмеологической среде представлена принципами, акмеологической моделью, алгоритмом формирования среды как системы, технологиями; она раскрывает детерминанты, механизмы, условия и факторы оптимизации среды развития профессионала. Осуществление многоуровневого процесса представлено построением его алгоритма. В основе концепции - дуальная оппозиция, полюса которой связаны отношениями, нацеленными на анализ акмеориентированных процессов, протекающих между полюсами «реальное - идеальное». Акмеологические принципы, характеризующие зависимость формирования оптимального уровня взаимодействия личности профессионала со средой от целеполагания, личностно-профессиональной позиции до выработки стратегии жизнедеятельности объединяются как прогностические (развития, продуктивности, конечной цели, интеграции, снятия осуществления уровня самости), диагностические (ситуативности, управляемости, открытости, модельности и динамичности, неопределенности, аксиологичности, иерархизации и др.), практико-ориентированные (средового опосредования, преемственности, единства средообразования, дополнительности, средопринадлежности, эмерджентности).
Акмеологическая модель развития профессионала в последовательно преобразующейся среде отражает этапы профессионализации от допрофессионализма до высокого уровня профессионализма посредством последовательно возникающих профессионально важных качеств в зоне развивающих возможностей (концептуальный мост «оригинал - идеал», достижение личностно-профессиональной состоятельности и др.). Функциональными связями являются подсистемы взаимовлияния профессионала и среды. Под влиянием пассионарных действий отдельных специалистов инициируется акмеологизация организационной среды, переходящей в формирующуюся акмеологическую с расширяющимся открытым пространством взаимодействия: последующая стадия - преобразование в закрытом пространстве, связанная с социотехническими действиями; выработка новых правил, уменьшение хаотичности; большее количество сотрудников приобретают качества высокого профессионализма. На вершинной стадии акмеологической среды профессионал испытывает чувство самореализации и перехода к осуществлению средообразующей функции.
Для различения организационного этапа и этапов преобразования акмеологических сред выделены их признаки и личностно-профессиональные новообразования. Среды пересекаются и сопрягаются, акме-форма возникает при сложившихся акмеологических условиях и позитивном действии акмеологических факторов. Существуют зоны доминант во взаимодействии «личность-среда», которые соответствуют последовательности преобразования среды: а) организационная, б) формирующаяся акмеологическая, в) преобразующе-созидательная акмеологическая, г) рефлексивная акмеологическая.
Акмеологический алгоритм формирования среды развития профессионала выявляет сущностные, вариативные характеристики и демонстрирует оптимальные характеристики деятельности профессионала в организационной среде, ее преобразование в акмеологическую. Исходная конструктивность принимается за оригинал, и через систему воздействий осуществляет целедостижение с ориентацией на среду акме-типа; упорядоченность действий осуществляется за счет традиционности, нормативности, символичности и интегративности, и вместе с тем допускает вариации восьми выделенных составляющих в зависимости от статуса и профессиональной пассионарности индивидов.
3. Внутренними интегративными критериями для оценки уровня развития профессионала в акмеологической среде являются структурно-функциональный и динамический, внешними - внеличностного взаимодействия сред и личностного взаимодействия со средой.
Структурно-функциональный критерий диагностирует сформированность структурных компонентов (по параметрам сложности среды, обогащенности личностно-профессионального развития, оптимальных пределов взаимодействия профессионала), сформированность функциональных компонентов (по параметрам гибкости, вариативности, интегративности) и целостности системы (по параметру акмеологической направленности, взаимосвязанности, аддитивности).
Динамический критерий раскрывает этапы формирования акме-форм для развития профессионала и механизмы взаимодействия личности и среды на этих этапах, включает показатели эффективности развития в среде (параметры гетерохронности, активности в активной среде, акмеориентированного саморазвития), проективности действий в среде и последовательности достижений (параметры роста безопасности, осуществления комплексных стратегий с учетом традиций, преодоление сопротивления среды), познавательной информативности (параметры неопределенности, системного подхода к отбору информации, чувствительности к глобальным факторам среды).
Критерий внеличностного взаимодействия со средой диагностирует качественные новообразования взаимодействия (с параметрами интероперабельности, открытости и глобальности среды), количественные новообразования взаимодействия (с параметрами насыщенности внешними контактами, выхода за пределы границ взаимодействия, модуляции возмущающих последствий объектов внешнего влияния), ценностные новообразования взаимодействия (параметр значимости окружения, ценности взаимоотношений, свободы как возможности контролировать условия организации).
Критерий личностного взаимодействия со средой предполагает анализ средообразования (по параметрам возникновения нового чувства среды, возникновения точек личностно-профессионального роста, инициации средообразования личностью), приспособления к среде (по параметрам удовлетворенности взаимодействием, психофизического напряжения, благоприятного психологического климата) или ухода из нее (ограничения личностно-профессиональных возможностей, ухода из профессии, неудовлетворенности жизненно важных интересов). Количественные показатели 4-балльной шкалы соответствуют видам сопряженных сред, условно принятым для организационной (до 36 баллов), акмеологической формирующейся (36 - 72 балла), акмеологической преобразующе- созидательной (72 - 108 баллов), акмеологической рефлексивной (108 - 144 балла).
Оценка потенциала организации для достижения акме-результата в преобразовании среды начинается с выявления комплекса характеристик среды; свойств, включенных в коллективную творческую созидательную деятельность профессионалов; определения объективных и субъективных факторов и условий, акмеологических детерминант. Оценка и экспертиза проводится по 4-балльной критериальной шкале с 36 выделенными показателями акмесредограммы и средограммы организационной среды; фиксирует точки инициации акме-форм (в среде и поведении профессионалов).
4. В организационной среде, преобразуемой в связи с развитием профессионала, действуют группы закономерностей, соответствующих компонентам личностно-профессионального развития и их соотношениям со средой:
- социально-психологические и организационные (поэтапного акмеологического сопровождения; всплеска активности в точках бифуркации, обусловленных неудовлетворенностью средой; фазного характера активности; цикличности моделирования профессиональной среды; сдвига направленности на личностно-профессиональное развитие, ее сопряженность с экстрафункциональной квалификацией; соответствия социально-психологической умелости и личностно-эмоциональной защищенности, зависимости устойчивости личности в различных условиях от уровня ее развития, цикличности самодвижения к вершинам продуктивности);
- когнитивно-креативные - опережающей интеллектуализации среды; разнообразия проявления интеллектуальной активности в зависимости от индивидуальных и средовых факторов; проявления креативности в качестве ресурса в самоорганизации профессионала, при достижении высоких результатов развития, актуализации творческих потенциалов;
- социально-перцептивные и рефлексивные (инициации завышенного возрастного восприятия; соотнесения рефлексии с самоисследованием);
- закономерности стратегии и тактики акмеологического преобразования сред и развития в них профессионала отражают ориентиры на идеальную среду со значимым параметром широты; параметр высоты обозначает рост потенциала развития профессионала в преобразуемом и рефлексивном пространстве, тактико-стратегическое разнообразие руководителей организаций, их ведущую роль в преобразовании среды;
- акмеологические закономерности прогноза действия среды на профессионала ориентируют на интегративный результат, обеспечивающий высокую продуктивность и стабильность профессиональной деятельности, формирование акмеологических инвариант профессионализма; стержневой акмеологической закономерностью выступает моделирование среды с проектированием образа результата (Н.В. Кузьмина), в связи с чем вступает в действие закономерность идентификации акмеологической среды, а также избирательной пропускной способности в отношении субъектного и объектного содержания (А.Б.Орлов), постепенного перехода к профессионализму (А.А.Деркач).
В контексте биографии профессионала проявляется закономерность активности в профессиональной среде и периодической смены профессиональной идентичности, что порождает доказанную нами закономерность акмеологизации среды изнутри за счет развития совокупного профессионального потенциала, кооперирования усилий всех субъектов среды.
5. Акмеориентированное саморазвитие профессионала в совершенствующейся организационной среде осуществляется поэтапно при программной акмеологической поддержке: 1 этап - диагностический (аналитическая и экспертная диагностика с введением акмесредограмм, срезовые диагностические обследования, анализ рефлексивных действий по критериям представленности, использование индикаторов среды, анализа состояния, отражение функций, гетерогенности и предпосылок акмеологической системы); 2 этап - проектировочный (обучение моделированию сред); 3 этап - организационно-обучающий (перцептивный и операциональный тренинг, тренинг средового брендинга, тренинг - обсуждение методов защиты от воздействий на среду организации); 4 этап - контрольно-регулировочный (организационная самооценка, анализ совпадения циклов развития организации и профессионала, тренинг владения методами защиты от воздействия на среду организации); 5 этап - внедренческий (выработка рекомендаций и внедрение методики «Акмеограмма как средство формирования акмеологической среды»), включающий стратегии и тактики влияния операционализации средообразующих действий; 6 этап - результативный (итоговой акмесредодиагностики, результативной аналитики), интерпретация результатов изменения среды и развития профессионала.
1.Деркач А.А., Соловьев И.О., Асеев В.Г. Акмеологические основы оптимизации принятия экономических и управленческих решений. Воронеж: РАГС, 2000 - 4 п.л.
2.Соловьев И.О., Соловьева Н.В., Вишина Г.В. Музейная педагогика: традиционные и инновационные процессы. Воронеж: Научная книга, 2005 - 10,1 п.л.
3.Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития профессионала. Воронеж: Научная книга, 2006 - 10,5 п.л.
4.Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития современного студенчества. Воронеж: Научная книга, 2006 - 8,2 п.л.
5.Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда высшей школы. Воронеж: Научная книга, 2007 - 8,1 п.л.
6.Соловьев И.О., Александрова П.А. Муниципальное управление как акмеологическая среда оптимизации стиля руководства. М.: РосНОУ, 2008 - 7 п.л.
7.Соловьев И.О., Золотарева А.В., Соловьева Н.В. Педагогика дополнительного образования. Воронеж, 2008 - 8 п.л.
8.Соловьев И.О. Продуктивность формирования акмеологической среды профессионала: технология анализа и оценки. М.: МААН, 2008 - 3 п.л.
9.Деркач А.А.,Соловьев И.О. Развитие профессионала в акмеологической среде. М.: «Знак», 2010 - 12,8 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных работ, отражающих содержание докторских диссертаций
10.Соловьев И.О. Общая характеристика акмеологической среды// Вестник государственного университета управления. Сер. Социология и управление персонала. № 4 (20). 2006 - 0,5 п.л.
11.Соловьев И.О. Акмеологическая среда:свойства и характеристика// Вестник государственного университета управления. №7(23). 2007 - 0,3 п.л.
12.Соловьев И.О. Взаимодействие личности и среды// Мир психологии. №1, 2008 - 0,2 п.л.
13.Соловьев И.О. Семья как акмеологическая среда развития подростка // Мир психологии. №4, 2007 - 0,2 п.л.
14.Соловьев И.О. Генезис исследования проблемы акмеологической среды // Акмеология. №3, 2007 - 0,2 п.л.
15.Соловьев И.О. Психолого-акмеологические проблемы развития среды профессионала // Вестник Воронежского университета. №3, 2008 - 0,3 п.л.
16.Соловьев И.О. Акмеологические детерминанты среды развития профессионала //Акмеология. № 4, 2008 - 0,3 п.л.
17.Соловьев И.О. К проблеме принципов определения сред и характера взаимодействия человека с ними // Мир психологии. №3(55), 2008 - 0,4 п.л.
18.Развитие профессионала в акмеологической среде // Акмеология. №2, 2011- 0,4 п.л.
19.Интегративные характеристики процесса развития профессионала в акмеологической среде // Акмеология. № 2, 2011- 0,4 п.л.
Учебно-методические пособия
20.Соловьев И.О. Золотарева А.В., Соловьева Н.В. Рабочая книга аспиранта (методическое пособие). Воронеж: ВГУ, 2003 - 5 п.л.
21.Соловьев И.О. Соловьева Н.В. Использование средств музейной педагогики в построении современного образовательного пространства // Дидактико-методическое обеспечение процесса обучения кадров (научно-методическое пособие). М.: РАГС, 2005 - 0,5 п.л.
22.Соловьев И.О. Анищева Л.И. Методология и технология выполнения курсовых и дипломных работ. Воронеж: ВГПГК, 2006 -3,7 п.л.
Статьи, тезисы докладов и выступлений
23.Соловьев И.О. Определение психологических возможностей управления потребительским поведением // Экономика страны – переход к рынку. Воронеж: ВГУ, 1993 - 0,1 п.л.
24.Соловьев И.О. Волновые процессы в экономике // Экономика страны – переход к рынку. Воронеж: ВГУ, 1994 - 0,1 п.л.
25.Соловьев И.О. Формирование представлений об имидже делового человека как компонент профессионального становления студента //Студенчество и бизнес. М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 1995 - 0,3 п.л.
26.Соловьев И.О. Культура самостоятельной деятельности студента как фактор подготовки специалиста // Самостоятельная деятельность студентов в условиях негосударственных и государственных вузов. Воронеж: ВГУ, 1996 - 0,2 п.л.
27.Соловьев И.О., Соловьева Н.В. Культура самостоятельной деятельности студента как фактор подготовки специалиста // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной среды. Воронеж: Воронежское отделение РФК, 1996 - 0,2 п.л.
28.Соловьев И.О. Социально-педагогические основы формирования, поддержания и развития способностей к труду // Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной среды. Воронеж, 1996 - 1 п.л.
29.Соловьев И.О. Влияние НТР на формирование, поддержание и развитие способностей к труду// Экономика страны – переход к рынку. Воронеж: ВГУ, 1996 - 0,1 п.л.
30.Соловьев И.О. Формирование способности к труду – одна из основных задач обучения // Проблемы образования на рубеже ХХI в.: международный диалог. М.: Магистр, 1996, ч.1 - 0,1 п.л.
31.Соловьев И.О. Система воспроизводства рабочей силы как фактор устойчивости развития региона // Проблемы сохранения, развития и использования интеллектуального потенциала в условиях перехода регионов России к устойчивому развитию. Волгоград: Байярд Компьютерс, 1997 - 0,1 п.л.
32.Соловьев И.О. Труд и способность к труду // Профориентология: теория и практика. Воронеж: ВОО РФК, 1997 - 0,2 п.л.
33.Соловьев И.О. Анализ системы формирования, поддержания и развития способностей к труду // Современная экономика России: направления и перспективы развития. Воронеж: ВГУ, 1997 - 0,1 п.л.
34.Соловьев И.О. Система воспроизводства рабочей силы и возможности ее планирования // Социокультурные и психолого-педагогические механизмы развития образования. Воронеж, 1997 - 0,2 п.л.
35.Соловьев И.О.Анализ системы формирования, поддержания и развития способностей к труду // Фундаментализация образования в современном обществе. Уфа: Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права. 1998 - 0,2 п.л.
36.Соловьев И.О. Интеллектуальная собственность индивида // Культура в системе общественного воспитания: прикладные проблемы .Воронеж: ВО РФК, 1998 - 0,3 п.л.
37.Соловьев И.О. Новые тенденции воспроизводства рабочей силы на современном этапе развития общества // Актуальные проблемы экономической теории. Воронеж: ВГУ, 1998 - 0,2 п.л.
38.Соловьев И.О. Моделирование оптимальности управленческих решений в педагогике //Проблемы педагогического образования. М.: МПГУ, 1999 - 0,2 п.л.
39.Соловьев И.О. Психологические основы использования теории оптимизации в обучении // Концепции и технологии развивающего обучения. Воронеж: ВГУ, 1999. - ч.1 - 0,3 п.л.
40.Соловьев И.О. Принятие управленческих решений как основа реализации прикладных возможностей оптимизации в психологии // Концепции и технологии развивающего обучения. Воронеж: ВГУ, 1999. - ч.2 - 0,2 п.л.
41.Соловьев И.О. Место понятия «оптимизация» в категориальном аппарате психологии Вестник регионального фонда социально-политических исследований и технологий «СПО»/ Сб. науч. трудов. Владимир, 1999 - 0,2 п.л.
42.Соловьев И.О. Оптимизация профессиональной деятельности посредством развития интеллектуального потенциала личности //Теории и технологии профессиональной ориентации в современных социально-экономических условиях. - Воронеж: ВГУ, 2000 - 0,1 п.л.
43.Соловьев И.О. Оптимизационное моделирование в довузовском образовании // Организация дополнительного довузовского обучения в средней школе. Воронеж: ВГУ, 2000. - 0,2 п.л.
44.Соловьев И.О. Основные понятия теории оптимизации. Экспериментальные данные Проблемы совершенствования подготовки специалистов в многоуровневой системе профессионального образования. Воронеж: ВГУ 2000 - 0,2 п.л.
45.Соловьев И.О. Качество интеллектуальной культуры студента// Психолого-дидактическое моделирование вузовского образовательного процесса как отражение структуры интеллекта студента. Воронеж: ВГУ, 2001 - 0,1 п.л.
46.Соловьев И.О. Принцип оптимальности в функционировании учебно-воспитательных систем // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. Воронеж: ВГУ, 2001 - 0,1 п.л.
47.Соловьев И.О. Акмеологический подход к обучению детей с признаками одаренности // Одаренность: рабочая концепция: Матер. Всеросс. научн-практич. конф. Воронеж: ВОИПКРО, 2002 - 0,2 п.л.
48.Соловьев И.О., Соловьева Н.В. Формирование имиджа преподавателя высшей школы дидактическими средствами развития образного мышления // Имиджелогия – 2004: состояние, направления, проблемы.- Межд. Симпозиум. М.: РИЦ АИМ, 2004 - 0,3 п.л.
49.Соловьев И.О. Волновые процессы в акмеологической среде // Акмеология: личностное и профессиональное развитие. Матер. межд. научн. конф. М.: РАГС, 2004. - 0,3 п.л.
50.Соловьев И.О. Особенности личностно-профессионального развития во взаимодействии со средой// Акмеология: личностное и профессиональное развитие. - Матер. межд. научн. конф. М.: РАГС, 2004 - 0,2 п.л.
51.Соловьев И.О., Соловьева Н.В. Кафедра как акмеологическая среда //Роль кафедры вуза в обеспечении качества обучения государственных и муниципальных служащих. М.: РАГС, 2005 - 0,7 п.л.
52.Соловьев И.О. Типология задач, формирующих готовность студента к дистанционному обучению // Цивилизация знаний: будущее и современность. - Матер. Всеросс. науч. конф. М.: РОСНОУ, 2005 - 0,2 п.л.
53.Соловьев И.О. Акмеологические характеристики образовательной среды вуза // Цивилизация знаний: Российские реалии.- Матер. Всеросс. науч. конф. М.: РОСНОУ, 2006 - 0,8 п.л.
54.Соловьев И.О., Вишина Г.В. Влияние на развитие личности акмеологической среды музея // Библиотека вуза как информационное поле культурной коммуникации. Воронеж, 2006 - 0,4 п.л.
55.Соловьев И.О., Вербицкая Г.П. Формирование жизненных ценностей студентов, аспирантов и молодых ученых средствами музейной акмеологической среды // Библиотека вуза как информационное поле культурной коммуникации. Воронеж, 2006 - 0,2 п.л.
56.Соловьев И.О., Соловьева Н.В. Возможности использования средств музейной педагогики в построении современного образовательного процесса // Библиотека вуза как информационное поле культурной коммуникации. Воронеж, 2006 - 0,3 п.л.
57.Соловьев И.О. Информационная среда развития профессионала // Современные тенденции развития информационно-компьютерных технологий. М.: ИГУПИТ, 2006 - 0,2 п.л.
58.Соловьев И.О., Ширяев В.П. Представление среды в миросистемном анализе // Современные тенденции развития информационно – компьютерных технологий. М.: ИГУПИТ, 2006 - 0,1 п.л.
59.Соловьев И.О. Психолого-педагогические характеристики акмеологической среды // Научные труды кафедры прикладной психологии. М.: МГГУ им. Шолохова, 2008.Т.1 - 0,3 п.л.
60.Соловьев И.О. Теоретико-методологические основы формирования акмеологической среды // Научные труды кафедры прикладной психологии. М.: МГГУ им. Шолохова, 2008.Т.1 - 0,2 п.л.
61.Соловьев И.О. Акмеологические характеристики сред // Актуальные вопросы современного образования. 4 Международная научно- практическая конференция. М.- Ульяновск, 2009 - 0,4 п.л.
62.Соловьев И.О. Концепция процесса развития профессионала в акмеологической среде // Методологические и прикладные аспекты изучения акмеологической среды. Сб. науч. статей. М.: РАГС, 2010 - 0,5 п.л.
63.Соловьев И.О., Соловьева Н.В.Активность профессионала, инициируемая акмеологической средой // Методологические и прикладные аспекты изучения акмеологической среды. Сб. науч. статей. М.: РАГС, 2010 - 0,9 п.л.